Геометрические тела и их изображения.
план-конспект урока по математике (5 класс)

Шибанова Наталья Игоревна
  • Познакомить обучающихся с разделами геометрии: планиметрия и стереометрия.
  • Познакомить учащихся с понятием объемные тела. 
  • Сформулировать представление о многогранниках;
  • Научить распознавать многогранники и их элементы по проекционному чертежу;
  • Рассмотреть применение многогранников в различных сферах жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometricheskie_tela_i_ih_izobrazhenie_-_konspekt.docx718.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по математике 5 класс

Автор: Шибанова Наталья Игоревна, учитель математики, ГБОУ Школа №268 Невского района Санкт-Петербурга

Описание материала: конспект урока по математике  по теме «Геометрические тела и их изображение» для обучающихся 5 класса. Конспект урока геометрические тела и их изображение.

Тип урока: изучение нового материала.

УМК: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г.В.Дорофеев, И.В.Шарыгин, С.Б.Суворова и др. - М.:Просвещение, 2016.

Цель урока:

  • Познакомить обучающихся с разделами геометрии: планиметрия и стереометрия.
  • Познакомить учащихся с понятием объемные тела.  
  • Сформулировать представление о многогранниках;
  • Научить распознавать многогранники и их элементы по проекционному чертежу;
  • Рассмотреть применение многогранников в различных сферах жизни.

Задачи урока:

  • Формирование пространственных представлений учащихся;
  • Развитие умения наблюдать, рассуждать по аналогии;
  • Развитие интереса к предмету через использование информационных технологий.

Цели урока:

познакомить учащихся с геометрическими телами, научить распознавать на чертежах и рисунках эти фигуры, в окружающем мире — объекты, для которых эти фигуры являются моделями.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.

Личностные:

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения.

Метапредметные: 

Регулятивные УУД:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи.

Познавательные УУД:

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки

Коммуникативные УУД:

  • определять возможные роли в совместной деятельности
  • играть определенную роль в совместной деятельности
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации

Ход урока

  1. Организационный момент. 

 Проверить готовность класса к уроку, настроить учащихся на деловой ритм.

- Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении.

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на уроке.

- Я вам желаю сегодня хорошей работы.

  1. Актуализация опорных знаний.

Ребята, отгадайте ребусы. СЛАЙД

 

Геометрия

Сторона

Фигура

Вершина

- Правильно. 

- А  как,  вы,  думаете,  почему  именно  эти  слова я зашифровала?

- Молодцы, мы начинаем изучать новую главу, в ней представлен геометрический материал.

- Ребята,  посмотрите пожалуйста на слайд. Перед Вами геометрические фигуры , которые разделены на две группы. Ответьте на вопросы:

2019-02-01_19-11-03.jpg

  • По какому признаку мы разделили фигуры? (плоские и объемные или фигуры на плоскости и фигуры в пространстве)
  • Какие фигуры мы уже рассматривали на уроках математики в этом учебном году и хорошо с ними знакомы? (многоугольники).

-  Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о пространственных фигурах или геометрических телах)

3. Постановка целей и задач урока

Сегодня на уроке мы будем изучать «Геометрические тела». Все геометрические тела обладают неповторимым совершенством и красотой. Сегодня на уроке мы узнаем и увидим много интересного.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Нас окружает множество предметов, но математиков интересуют лишь форма предметов и их размеры, поэтому вместо предметов они рассматривают геометрические тела. Вы, конечно, знаете уже некоторые геометрические тела, как они называются? (изображение фигур – куб, цилиндр, шар, конус).

Сегодня мы с вами поговорим об объемных телах. СЛАЙД . img6.jpg

slide-1.jpg slide-7.jpg

Для того чтобы больше узнать о геометрических телах мы воспользуемся учебником. Работать будете самостоятельно. Источником знаний у вас будет учебник,
а путеводителем для вас послужит рабочая карта урока.

Откройте учебники и прочитайте  с. 232.

006 (1).jpg

Обсуждаем кратко.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись!

Задание 1. Среди геометрических тел, изображенных на рисунке, выберите многогранники и запишите их номера:__________________

cuerpos-geometricos.jpg

Задание 2. Подпишите названия выделенных элементов многогранника. 

Взаимопроверка - доска

Итак, ребята, сделаем вывод.

Вершины - это точки.

Ребра - отрезки, соединяющие эти точки (вершины).

Грани - это многоугольники.

УСТНО. Возьмите модели квадрата и треугольника.

  1. Давайте посчитаем, чему равно количество вершин и сторон у многоугольника? (ОНИ МЕЖДУ СОБОЙ РАВНЫ)
  2. Возьмите модели куба и пирамиды. Чему равно число вершин и число граней у многогранника?

(ОНИ МЕЖДУ СОБОЙ МОГУТ БЫТЬ НЕРАВНЫМИ).

ВЫВОД: у многоугольника столько же вершин, сколько сторон, а у многогранника число вершин и число граней не обязательно одинаково.

5. Закрепление новых знаний и способов действий.

Ребята, давайте поупражняемся в подсчёте граней, рёбер, вершин многогранников. Обратить внимание, что

Вершины - это точки.

Ребра - отрезки, соединяющие эти точки (вершины).

Грани - это многоугольники.

Обсуждаем кратко и заполняем таблицу «Характеристика многогранников» рис. 10.2 учебника

Задание 3. Характеристика многогранников

№ фигуры

Число граней, и их форма

Число ребер

Число вершин

Число ребер в каждой вершине

 
Взаимопроверка - доска

Тест на закрепление.

Продолжите уточняющие вопросы, запишите вывод в тетради. (Работаем с текстовыделителями)

  1. Правильно ли я понял, что все пространственные фигуры, с которыми мы познакомились на уроке называют (геометрическими телами).
  2. Правильно ли я понял, что геометрические тела делятся на две группы: (многогранники  и тела вращения).
  3. Правильно ли я понял, что поверхность многогранника состоит из (многоугольников).
  4. Правильно ли я понял, что поверхность каждого геометрического тела разбивает пространство на (внутреннюю и внешнюю области).
  5. Правильно ли я понял, что поверхностью шара называется (сфера).

При наличии времени выполнить проверку. Ответы за доской.

6. Подведение итогов.

- Сегодня мы с вами на уроке познакомились с предметами, которые окружают нас в повседневной жизни.

- Назовите наиболее часто встречающиеся вам многогранники (куб, конус, шар, пирамида, цилиндр).

- В реальной жизни приведите примеры многогранников?

Где нам может пригодиться знание о геометрических телах?

Сегодня на уроке
Вы искали и творили,
Знания новые открыли,
Научились их применять,
Теперь задания легко вам выполнять!

- Большое спасибо всем за работу на уроке!

7. Рефлексия. Ассоциативный куст.

Выделить в каждом столбике нужное.

«Для меня сегодняшний урок…»

 развернуть таблицу

Урок

Я на уроке

Итог урока

Интересно

Работал

Понял материал

Скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял

 развернуть таблицу

8. Домашнее задание.

№ 921, 927


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

геометрические тела в изобразительном искусстве и черчении

Разработка блока уроков по черчению, начертательной геометрии и ИЗО...

Урок по геометрии в 6 классе «Геометрические тела:куб, брус, шар»

Познакомить с новым понятием геометрическое тело, названием   геометрических тел (куб, брус, шар);Рассмотреть тела ( на примерах) как целое, не выделяя элементы;Научить различать геометриче...

Геометрическая тела

Методическая разработка - интерактивный плакат...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме " Геометрические тела и их изображения"

Разработка технологической карты урока по математике в 5 классе по УМК "Сферы" ,автор Е.А.Бунимович...

Презентация на тему "Геометрические тела и их изображение" 5 кл

Презентация на тему  "Геометрические тела и их изображение"  5 кл...

Геометрические тела и их изображения (5 класс)

Познакомить обучающихся с разделами геометрии: планиметрия и стереометрия.Познакомить учащихся с понятием объемные тела. Сформулировать представление о многогранниках;Научить распознавать многогр...