Игровые технологии обучения на уроках математики для учащихся 5-6 классов»
статья по математике (5, 6 класс)

Нестерова Марина Николаевна

описание игровых технологий, которые можно применить на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_uroke_matematiki.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

 Игровые технологии обучения на уроках математики

для учащихся 5-6 классов»

Проблемы:

  1. Низкий интерес учащихся 5-6 классов к процессу обучения на уроках математики.
  2. Неэффективное восприятие учащимися преподаваемой на уроках информации.

Задача:

Активизировать познавательную деятельность учащихся путем нестандартного подхода к представлению им необходимой информации.

Решение:

Современный мир построен на правилах. Выполнение правил обуславливает не только условия и качество существования в этом мире любого индивидуума, но и саму возможность существования. Например, чтобы поддерживать достаточное количество влаги во время засухи, растению необходимо как-то изменить свою систему жизнеобеспечения. Это может быть развитие глубокой корневой системы или формирование мощных покровных тканей, защищающих накопленную влагу растения от сильных солнечных лучей. Если условие поддержки достаточного количества влаги не будет выполнено, растение погибнет. Приведенный пример имеет аналог и в мире животных, и в мире птиц, и, конечно, в мире людей.

 С самого раннего возраста человек познает мир путем усвоения правил. Как перейти через дорогу? Можно добраться до противоположной стороны бегом, или шагом, или ползком, но результат чаще всего будет положительным только в том случае, если сделать это по пешеходному переходу. В противном же случае, человек может получить серьезную травму от столкновения с дорожным транспортом.

Таким образом, существуют определенные условия задачи, а также правила, которые необходимо соблюдать для достижения положительного результата и, собственно, сам результат – положительный или отрицательный. Данная модель кратко описывает стандартную модель любого игрового процесса.

Сегодня большинство школьников 5-6 классов проводят свободное время между уроками и после них за игровыми гаджетами. Игровой процесс так увлекателен, что иногда, ребенка невозможно оторвать от прохождения нового уровня очередной электронной игры.

По своей природе большинство людей азартны. Эмоциональное состояние азарта обуславливает сильный интерес человека к процессу, нежелание останавливаться на результате. Но что, если переключить игровое состояние учащегося на процесс учебного восприятия? Ведь именно в такое состояние необходимо вовлечь учащихся для решения поставленной ранее задачи. В своей книге «Взлом креатива» Майкл Микалко рассказывает, что «у маленького Эйнштейна был любимый дядюшка Якоб, который учил его математике, меняя внешний вид заданий. Например, из алгебры он делал игру — охоту на маленькое загадочное животное (Х). В результате выигрыша (если задача решалась) Альберт «ловил» зверя и называл его истинное имя. Изменив содержание задач и превратив математику в игру, Якоб учил мальчика подходить к проблемам как к игре, а не как к работе. Впоследствии Эйнштейн концентрировался на своих занятиях с той же интенсивностью, которую большинство приберегают для игр и хобби».

Идеи:    

  1. Формулировка задачи как игрового процесса, чьими составляющими являются:
  • Условие
  • Правила (арифметические правила, время решения 1 минута, прыгать на 1 ножке и тд) несоблюдение правил = проигрыш
  • Поощрение, наказание (доска победителей, конфетка, 3 приседания и тд)

  1. Повторение теоретического материала организовать в виде игры.
  • Разведчики

Класс делится на команды. Каждая команда  составляет фразы по заданной теме ( из 3-4 слов ) От другой команды вызывается 1 представитель ( разведчик ). Каждый член первой команды произносит по одной фразе. Разведчик слушает их и  делает для себя отметки на оборотной стороне доски. Затем доска разворачивается, и разведчик по своим пометкам воспроизводит все, что запомнил по своим пометкам. Если игрок первой команды услышал свою фразу, он хлопает в ладоши.

Судья фиксирует прозвучавший хлопок. Если разведчик не смог воспроизвести все фразы, то ему может помочь команда. Затем команды меняются ролями. По количеству правильно воспроизведенных фраз подводятся итоги. Команда получает оценку. Эта оценка ставится каждому члену команды в журнал.

  • Отгадай термин

Одна команда выбирает из текста изучаемого параграфа какой-то термин (или предложение). Выбранная информация сообщается посыльному из другой команды. И он с помощью мимики, жестов, движений и сподручных предметов (т.е. молча) изображает это термин (предложение), чтобы его команда догадалась, что это за термин (предложение) был выбран соседями.

Учебники при этом, как правило, открыты (ученикам лишний раз заглянуть в них полезно). Если выбранное предложение (термин) будет связано с домашним заданием, то получится неожиданная форма его проверки. 

  • Инсценировки понятий, терминов

 Сначала посыльные от команд тянут билетики с именами «персонажей» (изученных терминов), а потом подбирают костюмы из имеющихся деталей одежды

  1. Отработка умений, навыков также может проходить в игровой форме

При отработке какого-либо умения, например, деления числа на десятичную дробь, после нескольких разобранных примеров на деление учащиеся формулируют все возможные ошибки. Каждая ошибка изображается наглядно, например, в виде подводного камня на пути корабля. И таким образом создается «штурманская карта». Каждый ученик зарисовывает эту карту к себе в тетрадь. Карта на доске сохраняется до следующего урока, по ней легко еще раз повторить все возможные трудные места при делении на десятичную дробь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в профориентационной работе с учащимися 7-9 классов

Описание возможностей использования игровых технологий в профориентационной работе...

Игровые технологии обучения на уроках русского языка

  Перефразируя шутку Вольтера о стихах можно сказать: «Все уроки хороши,  кроме скучных». А скучно не бывает только в игре. Поэтому на уроках в 5-8  классах я использую игровые т...

Игровые технологии обучения на уроках русского (родного) языка в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта

Реферат на тему: "Игровые технологии обучения на уроках русского (родного) языка в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта" - выпускная работа на курсах повышения к...

Применение проектной технологии обучения на уроке русского языка в 7 классе

Цель: направить внимание учащихся на обобщение и систематизацию знаний о причастии; продолжить формирова­ние орфографических и    пунктуационных навыков; углубить умения и навыки по ис...

Технология обучения двигательным действиям баскетболистов учащихся 10-11 классов

Курсовая работа по технологии физкультурного образования...

Использование игровых технологий во внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов как средство достижения личностных результатов

Вся история человечества неотделима от истории взаимоотношения человека с окружающей природой, с дикими и домашними животными.Важно приучить с раннего детства детей относиться с уважением к другим сущ...

Игровые технологии обучения на уроках биологии

Игр. Необычность ситуации порождает интерес, а понимание личной значимости изучаемого материала определяет мотивацию обучения. Игра учит коллективному поиску ответов на вопросы, взаимной ответств...