Программа внеурочной деятельности по математике для 6 класса
рабочая программа по математике (6 класс)

Клеверова Татьяна Михайловна

Программа внеурочной деятельности по математике для 6 класса "Занимательная математика", рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_6a.docx63.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 129 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«Разработана и принята» Педагогическим советом

 ГБОУ школа № 129

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

«__27___»_августа___2020_ год

Протокол № 10

«Утверждаю»

Директор

Государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 129 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

  _______________(Заржевская И.А.)

«__27___»_августа___2020_ год

Приказ № 87

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

Направление деятельности: общеинтеллектуальное

Класс: 6 «А» (11-12 лет) 

Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Составитель:

 Клеверова Татьяна Михайловна

Оглавление

1.        Пояснительная записка        2

1.1.        Нормативно-правовая база        3

1.2.        Назначение программы        4

1.3.        Актуальность и перспектива курса        4

1.4.        Возрастная группа обучающихся        4

1.5.        Объём часов, отпущенных на занятия        4

1.6.        Цели и задачи реализации программы        4

1.7.        Формы и методы работы        5

2.        Учебно-тематический план        6

2.1.        Перечень основных разделов, блоков и тем программы        6

3.        Планируемые результаты курса внеурочной деятельности        7

3.1.        Личностные результаты        8

3.2.        Метапредметные результаты        8

3.3.        Предметные результаты        9

3.4.        Формы подведения итогов        10

4.        Календарно-тематическое планирование        10

5.        Информационно-методическое обеспечение        13

5.1.        Список литературы        13

5.2.        Цифровые образовательные ресурсы        15


  1. Пояснительная записка

  1. Нормативно-правовая база

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного  врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189, с изменениями и дополнениями от 22 мая 2019 года;
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года, № 1577;
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 №03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
  6. Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03- 296;
  7. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ школы №129 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
  1. Назначение программы

Назначение рабочей программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» заключается в возможности развития одарённости обучающихся, позволяет ученикам получить не только полезные теоретические знания, но и практические приёмы решения различных задач.

  1. Актуальность и перспектива курса

Перспектива курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» заключается в развитии личности обучающихся и является одной из важных составляющих работы с одаренными детьми и с мотивированными детьми, которые подают надежды на проявление способностей в области математики в будущем.

Направление программы – обще интеллектуальное,  программа создает условия для творческой самореализации личности ребенка.

Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.

  1. Возрастная группа обучающихся

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» предназначена для обучающихся 6-х классов (11-12 лет).

  1. Объём часов, отпущенных на занятия

Программа рассчитана на 1 год обучения (по 1 часу в неделю), в объёме 34 учебных часов. В программе 10 часов – теория, 24 часов – практика. Срок реализации программы сентябрь – май.

  1. Цели и задачи реализации программы

Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование  механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Реализация программы возможна с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Задачи программы:

Обучающие: расширение и углубление знаний по предмету;

Воспитывающие: пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям, расширение кругозора;

Развивающие: развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной  и научно-популярной литературой;

Дополнительные задачи курса:

  • раскрытие  творческих способностей учащихся;
  • воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
  • решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование  приемов мыслительной деятельности;
  • формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
  • специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;
  • работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

  1. Формы и методы работы

Формы работы в рамках реализации курса – комбинированное тематическое занятие:

  • Выступление учителя или кружковца.
  • Самостоятельное решение задач по избранной теме.
  • Разбор решения задач (обучение решению задач).
  • Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений.
  • Ответы на вопросы учащихся.

Большая часть работы с обучающимися отводится практическим занятиям:

  • Конкурсы и соревнования по решению математических задач, олимпиады, игры.
  • Разбор заданий городской (районной) олимпиады, анализ ошибок.
  • Изготовление моделей для уроков математики.
  • Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.
  • Просмотр видеофильмов по математике.

К основным методам работы относятся: традиционные (словестные, практические и наглядные) и инновационные (элементы ТРИЗ и метод игрового обучения)

На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и выступлению перед аудиторией.

  1. Учебно-тематический план

  1. Перечень основных разделов, блоков и тем программы

В большинстве случаев содержание занятий непосредственно следует из указанной темы конкретного занятия. Отбор тех или иных задач для рассмотрения на занятии определяется исключительно педагогом, ведущим внеурочную деятельность в соответствии с уровнем базовой математической подготовки учащихся, а также уровнем их мотивации и потенциальной одаренности. Весьма обширный список предлагаемой литературы без труда позволит педагогу наполнить занятие содержательными задачами сообразно своему вкусу и интересам учащихся.

Вместе с тем руководитель, реализующий программу внеурочной деятельности, должен придерживаться следующих основных правил:

  • Неправильно заниматься с обучающимися одной темой в течение продолжительного промежутка времени, даже в рамках одного занятия полезно иногда сменить направление деятельности, при этом необходимо постоянно возвращаться к пройденному. Это целесообразно делать, предлагая задачи по данной теме в устных и письменных олимпиадах и других соревнованиях.
  • В каждой теме необходимо выделить несколько основных логических «вех» и добиваться безусловного понимания (а не зазубривания!) этих моментов учащимися.
  • Необходимо постоянно обращаться к нестандартным и «спортивным» формам проведения занятий, не забывая при этом подробно разбирать все предлагаемые на них задания; необходимо использовать на занятиях развлекательные и шуточные задачи.

Подчеркивая, что подготовка и проведение занятий – это творческий процесс, в который вовлекается педагог, тем не менее, обратим внимание на ряд наиболее важных тем.

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

теория

практика

Раздел 1

Математические игры

5

1

4

1

Разгадывание ребусов.

1

1

2

Составление и расшифровка шифров

1

0,5

0,5

3

Составление и расшифровка шифров

1

1

4

Задачи «сказочного» содержания.

1

1

5

Задачи на перебор (с практическим содержанием)

1

0,5

0,5

Раздел 2

Числовые задачи

4

1

3

6

Задачи на целое и его части.

1

0,5

0,5

7

Задачи про цифры.

1

1

8

Задачи типа: «Что больше?», «Сколько же?».

1

1

9

Числовые выражения.

1

0,5

0,5

Раздел 3

Задачи на четность

4

1

3

10

Задачи на свойства делимости.

1

0,5

0,5

11

Задачи на свойства делимости.

1

1

12

Четность и нечетность чисел.

1

1

13

Задачи на доказательство.

1

0,5

0,5

Раздел 4

Логические задачи

5

2

3

14

Решение логических задач

1

0,5

0,5

15

Решение логических задач

1

1

16

Решение логических задач (геометрического типа)

1

0,5

0,5

17

Решение логических задач с практическим содержанием

1

1

18

Решение логических задач с практическим содержанием

1

1

Раздел 5

Задачи на делимость чисел

4

1

3

19

Использование признаков делимости для решения задач.

1

0,5

0,5

20

Простые и составные числа.

1

0,5

0,5

21

Простые и составные числа.

1

1

22

Задачи на изображение фигур, не отрывая руки от бумаги.

1

1

Раздел 6

Геометрия в пространстве

4

1

3

23

Понятие плоскости. Задачи со спичками

1

1

24

Задачи с развертками

1

1

25

Задачи на разрезание и склеивание

1

0,5

0,5

26

Задачи на кубы

1

0,5

0,5

Раздел 7

Текстовые задачи

5

2

3

27

Решение различных текстовых задач

1

1

28

Решение различных текстовых задач (разбор нескольких способов решения)

1

0,5

0,5

29

Решение различных текстовых задач

1

1

30

Решение различных текстовых задач (поиск наиболее рациональных способов решения)

1

0,5

0,5

31

Решение различных текстовых задач

1

1

Раздел 8

Старинные задачи

3

1

2

32

Старинные меры веса и длины

1

1

33

Решение старинных задач

1

1

34

Решение старинных задач

1

1

Общее количество часов

34

10

24

  1. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности

  1. Личностные результаты

Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять,  высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая  самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

  1. Метапредметные результаты

Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных  сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.

  1. Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
  • Отбирать необходимые для решения  задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

  1. Регулятивные УУД:
  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

  1. Коммуникативные УУД:
  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.
  1. Предметные результаты

Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование  механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:

  • познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике;
  • познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач;
  • освоить логические приемы, применяемые при решении задач;
  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию
  • познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных ученых-математиков.
  • расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;
  •  познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;
  • познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;
  • приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;
  • приобрести опыт презентации собственного продукта.

  1. Формы подведения итогов

Подведение итогов внеурочной деятельности проходит в следующих формах: публичное выступление, создание собственных видеороликов, защита проектов, проведение самопрезентации, математическая игра.

  1. Календарно-тематическое планирование

Разделы программы

Темы занятий

Формы проведения занятий

Планируемый результат

Кол-во часов

Даты проведения

по плану

по факту

Математические игры

1

Разгадывание ребусов.

Беседа, практикум

Получение знаний о математике, ее значении в жизни человека и ее связях с другими науками

1

2

Составление и расшифровка шифров

Обсуждение

 практикум

Повторение свойств сложения и умножения натуральных чисел.

1

3

Составление и расшифровка шифров

Обсуждение

 практикум

Научиться строить схемы, учиться самостоятельно контролировать своё время и управлять им

1

4

Задачи «сказочного» содержания.

Обсуждение

 практикум

Выделять характерные причинно-следственные связи

1

5

Задачи на перебор (с практическим содержанием)

Практикум соревнование

Выделять характерные причинно-следственные связи

1

Числовые задачи

6

Задачи на целое и его части.

Обсуждение

 практикум

Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

1

7

Задачи про цифры.

Обсуждение

 практикум

Выполнять вычитание  с помощью натурального ряда; вычитать  натуральные числа.

1

8

Задачи типа: «Что больше?», «Сколько же?».

Обсуждение

практикум

Использовать разные источники информации в т.ч. интернет

1

9

Числовые выражения.

Практикум соревнование

Используя свойства арифметических действий, решать задачи связанные с числовыми выражениями

1

Задачи на четность

10

Задачи на свойства делимости.

Обсуждение

практикум

Применять свойства делимости для доказательства делимости числовых и буквенных выражений.

1

11

Задачи на свойства делимости.

Обсуждение

практикум

Применять свойства делимости для доказательства делимости числовых и буквенных выражений.

1

12

Четность и нечетность чисел.

Обсуждение

практикум

Делать умозаключения (по аналогии) и выводы

1

13

Задачи на доказательство.

Практикум соревнование

Обобщить знания делимости чисел, свойств арифметических чисел.

1

Логические задачи

14

Решение логических задач

Обсуждение

практикум

Познакомиться со способами решения логических задач

1

15

Решение логических задач

Обсуждение

практикум

Познакомиться со способом решения задач от обратного

1

16

Решение логических задач (геометрического типа)

Исследовательская работа

Научиться применять графы для решения логических задач

1

17

Решение логических задач с практическим содержанием

Исследовательская работа

Научиться решать геометрические задачи методом упорядоченного перебора

1

18

Решение логических задач с практическим содержанием

Исследовательская работа

Овладеть навыками решения логических задач

1

Задачи на делимость чисел

19

Использование признаков делимости для решения задач.

Обсуждение

практикум

Познакомятся с признаками делимости на 4, 6, 18, 15

1

20

Простые и составные числа.

Обсуждение

практикум

Научиться применять признаки делимости для решения задач практического содержания

1

21

Простые и составные числа.

Обсуждение

практикум

Отработать понятия простого и составного числа

1

22

Задачи на изображение фигур, не отрывая руки от бумаги.

Обсуждение

практикум

Использовать делимость чисел при решении практических задач в том числе и геометрических

1

Геометрия в пространстве

23

Понятие плоскости. Задачи со спичками

Беседа

моделирование

Получить представление о плоскости и нахождении фигур в одной плоскости.

1

24

Задачи с развертками

Беседа

моделирование

Строить схемы и модели для решения задач

1

25

Задачи на разрезание и склеивание

Беседа

моделирование

Строить схемы и модели для решения задач

1

26

Задачи на кубы

Беседа

моделирование

Научиться решать задачи

1

Текстовые задачи

27

Решение различных текстовых задач

Обсуждение

практикум

Научиться решать задачи «на части».

1

28

Решение различных текстовых задач

Обсуждение

практикум

Решать задачи на нахождение чисел по их сумме и разности с помощь схем и рассуждений

1

29

Решение различных текстовых задач (разбор нескольких способов решения)

Обсуждение

практикум

Рассмотреть варианты решений одной и той же задачи разными способами

1

30

Решение различных текстовых задач (поиск наиболее рациональных способов решения)

Обсуждение

практикум

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

1

31

Решение различных текстовых задач

Практикум соревнование

Научиться решать задачи с конца.

1

Старинные задачи

32

Старинные меры веса и длины

Исследовательская работа

Познакомиться со старинными задачами и некоторыми старинными единицами длины и веса

1

33

Решение старинных задач

Обсуждение

практикум

Научиться решать задачи нестандартного вида

1

34

Решение старинных задач

Обсуждение

практикум

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

1

  1. Информационно-методическое обеспечение

  1. Список литературы

  1. Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. – М.: Илекса, 2011.
  2. Вакульчик П.А. Сборник нестандартных задач. – Минск: БГУ, 2001.
  3. Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Математический кружок. Первый год. – Л.: С-Петербургский дворец творчества юных, 1992.
  4. Екимова М.А., Кукин Г.П. задачи на разрезание. – М.: МЦНМО, 2005.
  5. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука, 1979.
  6. Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. – М.: МЦНМО, 2015.
  7. Математический кружок. Первый год обучения, 5-6 классы (Коллектив авторов). – М.: Изд. АПН СССР, 1991.
  8. Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5 классе. – М.: Изд. дом «Искатель», 1999.
  9. Столяр  А. А. Зачем и что мы доказываем в математике. – Минск: Народная асвета, 1987.
  10. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. 5-6 кл. – М.: Просвещение, 2001.
  11. Шейкина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. – М.: НЦ ЭНАС, 2003.

Дополнительная литература

  1. Спивак А.В. Математический кружок. – М.: МЦНМО, 2015.
  2. Гарднер М. А ну-ка догадайся! – М.: Мир, 1984.
  3. Гарднер М. Есть идея! – М.: Мир, 1982.
  4. Гарднер М. Крестики-нолики. – М.: Мир, 1988.
  5. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. – М.: Мир, 1971.
  6. Гарднер М. Математические досуги. – М.: Мир, 1972.
  7. Гарднер М. Математические новеллы. – М.: Мир, 1974.
  8. Гарднер М. Путешествие по времени. – М.: Мир, 1990.
  9. Гик Е.Я. Замечательные математические игры. – М.: Знание, 1987.
  10. Кноп К. А. Взвешивания и алгоритмы: от головоломок к задачам. - М., МЦНМО, 2011.  
  11. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. – М., ГИФМЛ, 1958.
  12. Линдгрен Г. Занимательные задачи на разрезание. – М.: Мир, 1977.
  13. Пойа Д. Как решать задачу. – М.: Учпедгиз, 1961.
  14. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. – М.: Наука, 1975.
  15. Пойа Д. Математическое открытие. – М.: Наука, 1970.
  16. Радемахер Г.Р., Теплиц О. Числа и фигуры.  – М.: Физматгиз, 1962.
  17. Смаллиан Р. Алиса в стране  Смекалки – М.: Мир, 1987.
  18. Смаллиан Р. Как же называется эта книга? – М.: Мир, 1981.
  19. Смаллиан Р. Принцесса или тигр? – М.: Мир, 1985.
  20. Смыкалова Е.В. Необычный урок математики. – СПб.: СМИО Пресс, 2007.
  21. Уфнаровский В.Л. Математический аквариум. – Кишинев: Штиинца, 1987.
  22. Фарков А.В. Математические олимпиады: методика подготовки 5-8 классы. – М.: ВАКО, 2012.

  1. Цифровые образовательные ресурсы

  1. Виртуальная галерея
  2. Обучающие видеоролики
  3. Презентации
  4. Интерактивная образовательная игра

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по математике 2 класс

Программа внеурочной деятельности по математике 2 класс...

Программа внеурочной деятельности по математике 5 класс ФГОС

Программа на основе курса "Наглядная геометрия" авторов И.Ф. Шарыгина, Л.Н. Ерганжиевой....

Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика".5 класс.

В  программе даны пояснительная записка, учебно-тематический план,содержание программы, литература к учителю и к ученику ит.д....

программа внеурочной деятельности по математике 5 класс

Программа внеурочной деятельности поможет школьникам познакомиться с интересными задачами математики за страницами учебника....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» 6 класс

Программа этого курса разработана авторами Жигулевым Л.А., заслуженным учителем РФ,доцентом кафедры физико-математического образования СПБ АППО и Лукичевой Е.Ю., к.п.н., доцентом заведующей кафедрой ф...

Программа внеурочной деятельности по математике 5 класс

Программа внеурочной деятельности по математике 5 класс "Живая математика"...