Целеполагание урока в соответствии с ФГОС
статья по математике

Полынская Мария Николаевна

Процесс целеполагания состоит из двух аспектов: определение ожидаемого образовательного результата и постановка цели на уроке. Целеполагание обуславливает алгоритм, который определяет порядок и основные требования к результатам деятельности; выступает в качестве интегратора различных действий в системе «цель – средства достижения – результат конкретного вида деятельности». Задача педагога деагностично поставить цель урока и конкретизировать ее в задачах, направленных на достижение запланированного результата.  Данный алгоритм обеспечивает успешность деятельности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tselepolaganie.doc96.54 КБ

Предварительный просмотр:

Мария Николаевна Полынская,  

учитель математики

МАОУ «СОШ № 9»,  

г. Мегион, ХМАО-Югра  

Целеполагание урока в соответствии с ФГОС

В педагогике целеполагание характеризуется тремя компонентами:

  • обоснование и выдвижение целей;
  • определение путей их достижения;
  • проектирование ожидаемого результата.

Процесс целеполагания состоит из двух аспектов: определение ожидаемого образовательного результата и постановка цели на уроке.

Целеполагание обуславливает алгоритм, который определяет порядок и основные требования к результатам деятельности; выступает в качестве интегратора различных действий в системе «цель – средства достижения – результат конкретного вида деятельности».

Задача педагога деагностично поставить цель урока и конкретизировать ее в задачах, направленных на достижение запланированного результата. Данный алгоритм обеспечивает успешность деятельности педагога.

Под целью понимается идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств.

В научной литературе наиболее распространены следующие понятие целей:

  • предвосхищаемый результат деятельности;
  • предметная проекция будущего;
  • субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека;
  • идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности в его качественных и количественных параметрах;
  • прогноз, который обозначен в терминах конечных результатов, через проверяемые действия учащихся.

Учитель, определяя цель урока, должен всегда задавать себе вопрос – Чему научится ученик? Какой результат работы ученика можно будет увидеть? Педагог должен уметь переводить учебные цели в цели деятельности ученика, только в этом случае урок будет иметь успех, который кроется в усвоении учеником изучаемого материала.

Итак, учителю необходимо:

  1. вовлекать учащихся в постановку целей;
  2. уточнять понимание учащимися цели (целей) урока и определять шаги по ее достижению (критерии успешности);
  3. подводить итоги выполнения целей.

Главное для педагога не транслирование своей цели, а создание условий, включающих каждого ученика в процесс целеполагания. Только в этом случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Рассмотрим алгоритм целеполагания в системно-деятельностном подходе. Первоначально учитель определяет образовательный результат (УУД), на формирование которых рассчитан урок, затем разрабатывает стратегию по достижению запланированной цели (каким образом будет достигаться намеченная цель). Главной дидактической целью урока учитель ставит задачи урока. Задачи урока – это шаги по направлению к достижению цели, иными словами, что нужно сделать для достижения результата. На основе дидактической цели учитель выбирает тип и определяет структуру урока с учетом специфики содержания учебного предмета на конкретном уроке. Определение целей урока предшествует отбору его содержания. От того, насколько четко учитель поставит цель, зависит эффективность урока, достижение планируемого результата.

Цели урока должны быть сформулированы с позиции ожидаемых результатов, о есть с позиции самого ученика. При этом при планировании цели урока необходимо помнить об использовании различных категорий учебных целей, которые включают в себя:

  • программные требования;
  • место урока в системе уроков по данной теме;
  • необходимых уровней знаний и умений учащихся;
  • содержания материала;
  • подготовленности класса.

Цели образования представляются в деятельностной форме, что определяет деятельностный характер образовательного стандарта, компетентности выпускника и содержания образования. Таким образом, целеполагание означает необходимость четкого задания целей обучения с возможностью однозначности проверки факта их достижения.

Для того, чтобы цель предопределяла направленность деятельности учителя по отбору, конструированию и изложению учебного материала, она должна быть представлена в виде ведущих, стержневых идей, которые бы охватывали основное содержание всего занятия.

Типичные ошибки при определении и формулировании целей урока:

  • формальное отношение учителя к постановке цели (подмена цели темой урока или от урока к уроку одна цель выработать умение решать уравнения или использование расплывчатых формулировок образовательных целей). Такая размытость целей не позволит учителю судить о результатах урока, достижение этих целей невозможно проверить;
  •  навязывание «своей» цели обучающимся, без учета их интересов, мотивов (отчуждение образовательного результата от ученического целеполагания);
  • подмена цели средствами урока (главное не достижение результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети);
  • формулирование цели с учетом процесса обучения, а не результата;
  • подмена целей наименованиями структурных элементов урока;
  • завышение цели, которую достичь средствами одного урока невозможно;
  • подмена цели перечислением видов деятельности (названиями тем… расплывчатость и неопределенность);
  • цель ставится в формулировках деятельности учителя, а не ученика или в таких формулировках, которые нельзя измерить, проверить;
  • учитель не уточняет понимание целей урока учениками (нет обратной связи);
  • в конце урока не подведены итоги, нет возврата к цели урока и др.

Памятка учителю для формулирования целей обучения.

1. Объем работы, обозначенный в формулировке цели, должен соответствовать времени, выделенному на эту работу.

2. Доминантное слово в формулировке цели должно быть выражено глаголом совершенного вида, который лучше всего передает желаемое поведение учащегося и означает предположение законченных действий, результаты которых и надо контролировать: сформировать, познакомить, дать представление, раскрыть, демонстрировать, соотносить, систематизировать и т.п. Поскольку цель урока описывается глаголами несовершенного вида: развитие, совершенствование, воспитание, формирование, то она теряет направляющее значение в деятельности, так как невозможно представить реальный образ такой цели, незавершенные действия не поддаются контролю. Также стоит избегать таких слов, как обсудить, завершить, заполнить, описать, послушать, осознать, пережить, практиковать, узнать о..., понять. Они слишком расплывчаты для оценки эффективности обучения.

3. При формулировании цели следует четко разграничивать понятия «цель» и «средства для достижения этой цели», а также «цель» и «задачи, обоснованные этой целью». 

В рамках реализации ФГОС постановка цели на уроке переходит  от учителя к ученику. В процесс постановки цели на уроке вовлекаются учащиеся, учитель организует деятельность по приему целей учащимися, ориентирует на согласованность целей педагога и обучаемых. Такое совместное целеполагание создает условия для мотивации достижения целей учащимися. Цель урока в деятельностном подходе не имеет смысла, до тех пор, пока она не стала целью ученика, а задача учителя – сделать цель урока целью учеников. Для этого уже на этапе проектирования урока учитель определяет деятельность ученика, определяет цель для ученика и продумывает условия, при которых она возникнет у учащегося. От учителя требуется умение перевести тему урока в педагогическую задачу, умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей.

Системно-деятельностный подход обеспечивает:

  • формулирование цели урока в совместной деятельности учителя и ученика;
  • постановка цели урока учащимися самостоятельно;
  • формулирование диагностической цели урока;
  • ясность, четкость, конкретность цели урока и степень ее соотнесения с результатом;
  • постановка общей цели к уроку и частных задач к его этапам.

Учитель должен:

  • определить объем работы для достижения поставленной цели, оценить возможное затраченное время;
  • определить средства для достижения поставленной цели и задачи, обоснованные этой целью.

Чтобы определить, что цель сформулирована правильно, необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Посильна ли цель ученикам?
  2. Конкретна ли цель?
  3. Способствует ли достижению запланированного результата?
  4. Можно ли оценить достигнутый результат?
  5. Цели сформулированы в действиях учащихся?
  6. Диагностична ли цель?

Если вышеперечисленные задачи выполнены в полном объеме, то цель урока сформулирована правильно. Кроме того важно помнить: реалистично ли была поставлена цель урока с точки зрения достаточности времени на ее выполнение; учесть уровень подготовленности обучающихся. Для оценки, правильности постановки целей урока необходимо представить результат, который предполагается получить по итогам работы: можно ли оценить, измерить, определить эффективность, успешность деятельности. Если образ результата вырисовывается четкий, значит, цель поставлена диагностично.

Список литературы

  1. Проектирование современного урока в соответсвии с требованиями ФГОС ООО: методическое пособие / авт.-сост: С.В. Фаттахова. – Казань: ИРО РТ, 2015. – 89 с.
  2. Сербегешева Е.Г. Проектирование урока в логике системно-деятельностного подхода к обучению / Сербегешева Е.Г. – Улан-Уде, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценирование уроков в соответствии с ФГОС

выступление на семинаре для учителей основной школы, сценарий урока, виды уроков...

Типология уроков в соответствии с ФГОС

В данной работе предлагается современная типология уроков, соответствующая ФГОС, примерная структура каждого типа урока....

Урок в соответствии с ФГОС ООО

Методическое совещание с педагогами школы по теме " Урок в соответствии с ФГОС  ООО" проведено согласно плана работы школы по внедрению ФГОС  ООО в образовательную деятельность.Предварительн...

Целеполагание урока в соответствии с ФГОС

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5911392","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 50px; height: 50px;"}}]] Методические рекомендации по целеполаганию урока ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Урок в соответствии с ФГОС по истории России в условиях включения историко-культурного стандарта.

Авторы:Кожевникова Екатерина Евгеньевна учитель истории и обществознания МКОУ Горкинская СОШ Киржачского района Владимирской области; Седова София Зиннатуловна учитель истории  МАОУ №37 г. ...

Развернутый план урока в соответствии с ФГОС Урок для 1 класса по теме «Школьные предметы» по программе Spotlight.

Представленный материал может использоваться для проведения урока английского языка в 1 классе при изучении темы "Школа"....

Конспект урока в соответствии с ФГОС. Технология. Технологическая карта урока – 5 класс.

В раздел рабочей программы «технологии преобразования древесины и древесных материалов» для 5-х классов включена тема: разметка заготовок.Для организации практических работ был выбран объе...