Разработка урока в формате PISA для учащихся 5-6 классов
методическая разработка по математике (5, 6 класс)

Яковенко Оксана Николаевна

В основе урока - решение практических задач на основе имеющихся знаний по темам: действия с десятичными дробями, проценты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_dolgozhdannaya_vstrecha.docx45.79 КБ
Файл karta.docx815.68 КБ
Файл whatsapp.docx353.61 КБ
Файл dolgozhdannaya_vstrecha._zadaniya.docx40.35 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс «Долгожданная встреча»

Автор кейса: Яковенко Оксана Николаевна, группа 19, МБОУ Ершовская СОШ имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова.

Авторство – 100%.

Возраст учащихся: 10-12 лет (5-6 классы).

Ведущая грамотность: математическая.

Уровень трудности: средний (преимущественно 3).

Работа с данным кейсом может осуществляться как в рамках повторения пройденного материала по итогам учебного года в 5-м классе, так и в начале учебного года в 6-м.

Учебная цель – формирование функциональной грамотности обучающихся, умения применять полученные знания на практике при решении реальных жизненных ситуаций.

Кейс

Глобальной проблемой 2020 года стала мировая пандемия коронавируса. В связи с ней школы были закрыты, обучающиеся учились дистанционно дома в режиме самоизоляции. Очень остро ощущался недостаток общения. Поэтому летом, после отмены режима самоизоляции, ученики 5б класса решили встретиться.

  1. Место встречи

Ребята обратились с предложением к классному руководителю, который с удовольствием поддержал идею (см. приложение «WhatsApp»). Классный руководитель провел опрос среди учеников. Всего в 5б классе обучается 34 ученика.

Результаты опроса представлены в виде диаграммы, в процентах:

Задание 1:

  1. Сколько человек проголосовали за самое популярное предложение (ответ округлите до целых)?
  2. Сколько человек отказались от встречи (ответ округлите до целых)?
  3. Сколько процентов ребят выбрали 2 варианта?

Ответ: за «поход в лес» проголосовал 21 человек. 5 человек отказались от встречи. 2 варианта выбрали 23,6% ребят.

Тип грамотности: математическая.

Уровень трудности: 3-4.

Проверяемые умения:

- демонстрировать способность справляться с процентами, обыкновенными и десятичными дробями;

- выбирать и интегрировать информацию, представленную в различной форме, включая математические символы, и связывать ее напрямую с различными аспектами предложенных реальных ситуаций.

Балл: За верное выполнение пунктов 1.1 и 1.2 обучающийся получает 485 баллов. За верное выполнение пункта 1.3 дополнительно добавляется 60 баллов.

  1. Построим маршрут

Было принято решение пойти в поход в лес с классным руководителем. Классный руководитель предложила пойти в пеший поход в д.Скоково. По ее словам, недалеко от деревни есть отличная полянка (см. приложение «Карта», рис.1), где можно удобно расположиться, укрыться от солнца, есть место для игр. Было принято решение до места назначения дойти пешком, а обратно ребят заберут родители, имеющие автомобили. Изучив карту, один ученик сообщил, что нашел более короткий путь (см. приложение «Карта», рис.2).

Задание 2: Сделай вывод, какой маршрут стоит выбрать ребятам и почему?

Ответ: маршрут, построенный учеником по прямой, не учитывает особенности местности. Он проходит через здания, овраги, водоемы, так что идти напрямую нельзя. Нужно выбрать маршрут, предложенный учителем.

Тип грамотности: естественно-научная.

Проверяемые умения:

- распознавать факты, термины, принципы или понятия.

Уровень трудности: низкий.

Балл: 410

Задание 3: Определите по карте расстояние, которое необходимо будет преодолеть ребятам пешком, если масштаб карты 100 м : 1 см.

Ответ: 2,9 км (2 км 900м). Принимаются значения от 2,8 км до 3,0 км.

Тип грамотности: математическая

Уровень трудности: 3.

Проверяемые умения:

- выбирать и применять простые методы решения.
Балл: 485.

  1. Провизия

Общим голосованием было решено приготовить на костре сосиски, запечь картофель, а также приобрести следующие продукты: батон нарезной, помидоры, огурцы, бананы, пирожки с яблоком, печенье земляничное, сок мультифрукт. Также договорились, что каждый возьмет с собой 1 л питьевой воды, кроме того будет приобретена дополнительная вода из расчета 0,5 л на человека, а также запас воды (4,5 л) для технических нужд. Было принято решение приобрести питьевую воду в бутылках по 1,5 л (чтобы удобнее было нести). В магазин «Ашан» отправились представители класса.

Задание 4: Рассчитайте, сколько каких продуктов должны положить в корзину ребята так, чтобы стоимость покупки была наименьшей. Для этого заполните таблицу, учитывая количество приобретаемых продуктов на 1 человека:

Вид продукции

Кол-во на 1 человека

Сосиски молочные

3 шт

Картофель

300 гр

Помидоры

2 шт ≈ 200 гр

Огурцы

2 шт ≈ 180 гр

Бананы

1 шт ≈ 120 гр

Батон нарезной

150 гр

Пирожок с яблоком

1 шт

Печенье земляничное

4 шт ≈ 100 гр

Сок мультифрукт

250 мл

Цены на продукцию и масса единицы товара

Продукция

Вес/шт

Цена, руб

Сосиски молочные «Клинский»

530 гр /9 шт

259,00

Батон нарезной «Коломенский»

400 гр

36,50

Батон нарезной «Утренний»

400 гр

76,50

Батон нарезной «Нижегородский»

400 гр

22,79

Пирожок с яблоком

70 гр

41,50

Печенье «Земляничное»

140 гр

36,50

Печенье земляничное

1 кг

197,20

Картофель

1кг

35,00

Картофель в сетке

5 кг

150,00

Помидоры весовые

1 кг

120,00

Помидоры в упаковке, черри

250 гр

89,00

Огурцы весовые

1 кг

90,00

Огурцы в упаковке

0,5 кг

69,00

Бананы

1 кг

80,00

Сок «Мультифрукт»

1 л

108,50

Сок «Мультифрукт»

2 л

178,00

Сок «Мультифрукт»

0,2 л

31,00

* при расчете необходимо сообразить, что в поход идут не только 29 учеников, но и классный руководитель, поэтому расчет должен вестись на 30 человек.

Ответ:

Таблица для заполнения

Вид продукции

Кол-во

(уп/шт)

Цена за единицу товара

Общая стоимость, руб

Сосиски молочные «Клинский»

10

259,00

2590,00

Батон нарезной «Нижегородский»

12

22,79

273,48

Батон нарезной «Коломенский»

0

36,50

Батон нарезной «Утренний»

0

76,50

Пирожок с яблоком

30

41,50

1245,00

Печенье земляничное

120

197,42

592,26

Картофель

0

35,00

Картофель в сетке

2

150,00

300,00

Помидоры весовые

60

120,00

720,00

Огурцы весовые

60

90,00

486,00

Бананы

30

80,00

288,00

Сок «Мультифрукт»

0

108,50

Сок «Мультифрукт»

8

178,00

1404,00

Вода питьевая, 1,5 л

13

15,00

195,00

При расчете обучающиеся должны отметить, что выгоднее покупать продукты весовые, а не фасованные, сделать выбор в пользу первых.

Тип грамотности: математическая.

Уровень трудности: 5.

Проверяемые умения:

- демонстрировать способность справляться с процентами, обыкновенными и десятичными дробями;

- выбирать, сравнивать и оценивать соответствующие стратегии решения комплексных проблем.

Балл: 620.

  1. У природы нет плохой погоды

Задание 5: В предвкушении встречи ребята озадачились, позволит ли погода осуществить задуманное. Для этих целей они просмотрели в интернете статистику средней температуры воздуха и осадков в г.Звенигород (ближайший к их селу город) - https://world-weather.ru/pogoda/russia/zvenigorod/january-2019/

Изучив статистику за 5 предыдущих лет, ребята сделали вывод о количестве солнечных (ясных) дней, средней дневной температуре и количестве дней без осадков по годам:

Год

Количество ясных дней

Количество дней без осадков

Средняя дневная температура

2015

7

28

22

2016

3

26

23

2017

4

23

23

2018

7

27

24

2019

3

24

20

Основываясь на приведенной статистике, определите, в каком месяце запланировали встречу ребята? Как вы считаете, можно ли данный прогноз считать положительным для осуществления планов школьников?

Ответ: месяц – август. Прогноз можно считать положительным, по статистике в августе немного дождливых дней, температура воздуха благоприятная. Школьники определенно смогут найти удобный для похода день.

Тип грамотности: естественно-научная

Уровень трудности: средний.

Проверяемые умения:

- интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.

Балл: 485.

  1. Безопасность превыше всего

Задание 6: Как вы успели заметить, между Женей и Андреем возникло недопонимание. Как вы думаете, кто из мальчиков прав и почему?

Ответ: Прав Женя. Саперная лопатка пригодится в целях обеспечения пожарной безопасности (чтобы подготовить место для костра и потушить костер). Она достаточно компактна и весит чуть более килограмма. Мобильный телефон нужен для связи, если заблудился в лесу, для связи с родителями и службами в случае непредвиденной ситуации, а также может служить фонариком и компасом.

Тип грамотности: читательская. 

Уровень трудности: 3.

Проверяемые умения:

- выявлять буквальный смысл одного или нескольких текстов объемом не более страницы, находить неявную информацию.

Балл: 480.

Задание 7: Агата и Соня составили список для формирования общей походной аптечки. Поставьте «плюс» в нужный столбец напротив каждого лекарства или иного средства. Объясни, что не следует брать и почему?

Наименование

Обязательно нужно взять

Не брать

Активированный уголь

+

Перевязочные бинты

+

Лекарство от аллергии

+

Сироп от кашля

+

Репеллент

+

Набор пластырей

+

Перекись водорода

+

Антибиотик

+

Солнцезащитный крем

+

Ответ: Из предложенного списка не стоит брать сироп от кашля и антибиотик. Данные препараты назначаются только врачом, самостоятельно принимать решение о приеме данных препаратов недопустимо. Кроме того, эти лекарства не требуются общей массе людей, поэтому для общей аптечки не подходят.

Тип грамотности: читательская.

Уровень трудности: 2.

Проверяемые умения:

- выбирать интернет-источник из перечня, опираясь на явные подсказки;

- находить в тексте несколько единиц информации, требующей дополнительного, но несложного осмысления;

- формулировать несложные выводы.

Балл: 410.



Предварительный просмотр:

Рис. 1. Маршрут пешего похода (предложение классного руководителя)

Рис. 2. Маршрут пешего похода (предложение ученика)



Предварительный просмотр:

  



Предварительный просмотр:

«Долгожданная встреча»

Глобальной проблемой 2020 года стала мировая пандемия коронавируса. В связи с ней школы были закрыты, обучающиеся учились дистанционно дома в режиме самоизоляции. Очень остро ощущался недостаток общения. Поэтому летом, после отмены режима самоизоляции, ученики 5б класса решили встретиться.

  1. Место встречи

Ребята обратились с предложением к классному руководителю, который с удовольствием поддержал идею (см. приложение «WhatsApp»). Классный руководитель провел опрос среди учеников. Всего в 5б классе обучается 34 ученика.

Результаты опроса представлены в виде диаграммы, в процентах:

Задание 1:

  1. Сколько человек проголосовали за самое популярное предложение (ответ округлите до целых)?
  2. Сколько человек отказались от встречи (ответ округлите до целых)?
  3. Сколько процентов ребят выбрали 2 варианта?

  1. Построим маршрут

Было принято решение пойти в поход в лес с классным руководителем. Классный руководитель предложила пойти в пеший поход в д.Скоково. По ее словам, недалеко от деревни есть отличная полянка (см. приложение «Карта», рис.1), где можно удобно расположиться, укрыться от солнца, есть место для игр. Было принято решение до места назначения дойти пешком, а обратно ребят заберут родители, имеющие автомобили. Изучив карту, один ученик сообщил, что нашел более короткий путь (см. приложение «Карта», рис.2).

Задание 2: Сделай вывод, какой маршрут стоит выбрать ребятам и почему?

Задание 3: Определите по карте расстояние, которое необходимо будет преодолеть ребятам пешком, если масштаб карты 100 м : 1 см.

  1. Провизия

Общим голосованием было решено приготовить на костре сосиски, запечь картофель, а также приобрести следующие продукты: батон нарезной, помидоры, огурцы, бананы, пирожки с яблоком, печенье земляничное, сок мультифрукт. Также договорились, что каждый возьмет с собой 1 л питьевой воды, кроме того будет приобретена дополнительная вода из расчета 0,5 л на человека, а также запас воды (4,5 л) для технических нужд. Было принято решение приобрести питьевую воду в бутылках по 1,5 л (чтобы удобнее было нести). В магазин «Ашан» отправились представители класса.

Задание 4: Рассчитайте, сколько каких продуктов должны положить в корзину ребята так, чтобы стоимость покупки была наименьшей. Для этого заполните таблицу, учитывая количество приобретаемых продуктов на 1 человека:

Вид продукции

Кол-во на 1 человека

Сосиски молочные

3 шт

Картофель

300 гр

Помидоры

2 шт ≈ 200 гр

Огурцы

2 шт ≈ 180 гр

Бананы

1 шт ≈ 120 гр

Батон нарезной

150 гр

Пирожок с яблоком

1 шт

Печенье земляничное

4 шт ≈ 100 гр

Сок мультифрукт

250 мл

Цены на продукцию и масса единицы товара

Продукция

Вес/шт

Цена, руб

Сосиски молочные «Клинский»

530 гр /9 шт

259,00

Батон нарезной «Коломенский»

400 гр

36,50

Батон нарезной «Утренний»

400 гр

76,50

Батон нарезной «Нижегородский»

400 гр

22,79

Пирожок с яблоком

70 гр

41,50

Печенье «Земляничное»

140 гр

36,50

Печенье земляничное

1 кг

197,20

Картофель

1кг

35,00

Картофель в сетке

5 кг

150,00

Помидоры весовые

1 кг

120,00

Помидоры в упаковке, черри

250 гр

89,00

Огурцы весовые

1 кг

90,00

Огурцы в упаковке

0,5 кг

69,00

Бананы

1 кг

80,00

Сок «Мультифрукт»

1 л

108,50

Сок «Мультифрукт»

2 л

178,00

Сок «Мультифрукт»

0,2 л

31,00

Ответ:

Таблица для заполнения

Вид продукции

Кол-во

(уп/шт)

Цена за единицу товара

Общая стоимость, руб

  1. У природы нет плохой погоды

Задание 5: В предвкушении встречи ребята озадачились, позволит ли погода осуществить задуманное. Для этих целей они просмотрели в интернете статистику средней температуры воздуха и осадков в г.Звенигород (ближайший к их селу город) - https://world-weather.ru/pogoda/russia/zvenigorod/january-2019/

Изучив статистику за 5 предыдущих лет, ребята сделали вывод о количестве солнечных (ясных) дней, средней дневной температуре и количестве дней без осадков по годам:

Год

Количество ясных дней

Количество дней без осадков

Средняя дневная температура

2015

7

28

22

2016

3

26

23

2017

4

23

23

2018

7

27

24

2019

3

24

20

Основываясь на приведенной статистике, определите, в каком месяце запланировали встречу ребята? Как вы считаете, можно ли данный прогноз считать положительным для осуществления планов школьников?

  1. Безопасность превыше всего

Задание 6: Как вы успели заметить, между Женей и Андреем возникло недопонимание. Как вы думаете, кто из мальчиков прав и почему?

Задание 7: Агата и Соня составили список для формирования общей походной аптечки. Поставьте «плюс» в нужный столбец напротив каждого лекарства или иного средства. Объясни, что не следует брать и почему?

Наименование

Обязательно нужно взять

Не брать

Активированный уголь

Перевязочные бинты

Лекарство от аллергии

Сироп от кашля

Репеллент

Набор пластырей

Перекись водорода

Антибиотик

Солнцезащитный крем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

Методическа разработка урока-игры по истории для учащихся 7-х классов в форме «брейн -ринг».

Повторительно-обобщающий материал, направленный на закрепление изученного материала...

Разработка урока по английскому языку для учащихся 5-го класса на тему «Естествознание: насекомые / Science: insects»

CLIL (Предметно-Языковое Интегрированное Обучение) – это подход к обучению, при котором различные общеобразовательные предметы ведутся на иностранном языке. Такой вид обучения позволяет достигат...

Разработка кейса в формате PISA 2020

Разработка кейса в формате PISA 2020...

Методическая разработка урока по теме «Посуда» для учащихся 4-х классов школы VIII вида по предмету «Развитие речи и окружающий мир»

Методическая разработка урока по теме «Посуда» для учащихся 4-х классов школы VIII вида по предмету «Развитие речи и окружающий мир»  Цель урока - уточнение...

Диагностическая работа в формате PISA для учащихся 9-х классов

На основании выполнения диагностической работы оценивается овладение девятиклассниками читательской грамотностью как составляющей функциональной грамотности личности.Диагностическая работа состоит из ...