ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ИДЕИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА, В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
статья по математике

Абдалязова Елена Саурбаевна

Статья для учителей, интересующихся современными педагогическими технологиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Абдалязова  Е.С., учитель математики

и информатики ГБОУ СОШ № 462 Пушкинского района

 Санкт-Петербурга

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ИДЕИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА, В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

В основе нового образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который заключается в том, что формирование личности обучающегося и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а находится в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Таким образом, традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, надо превратить в процесс развития личности ребенка.

В рамках деятельностного подхода обучающийся овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи .

Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, что способствует формированию УУД.

Использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образования и монотонность учебного занятия, создает условия для смены видов деятельности обучающихся.

В своей педагогической деятельности я стараюсь применять различные технологии обучения.

Более подробно мне бы хотелось остановиться на педагогических технологиях на основе активизации и интенсификации деятельности обучаемых (проблемное обучение и технология развития критического мышления), и на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества и технология уровневой дифференциации). Эти педагогические технологии я стараюсь применять на своих уроках.

Рассмотрим некоторые из них, которые я наиболее часто использую на своих уроках:

  1. Технология критического мышления.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

  1. Критическое мышление – мышление самостоятельное
  2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
  3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
  4. Критическое мышление основано на убедительной аргументации.
  5. Критическое мышление – мышление социальное [3].

Данная технология позволяет решать такие задачи, как: образовательной мотивации, информационной грамотности, социальной компетентности.

Данная технология способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации обучающегося, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.

ТРКМ включает в себя три стадии: вызова, осмысления и размышления.

Стадия вызова актуализирует имеющиеся знания обучающихся, пробуждает интерес к теме. Именно здесь определяются цели изучения материала.

Стадия осмысления нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа обучающегося с текстом. Причем «текст» нужно понимать достаточно широко: это может быть чтение нового материала в учебнике, осмысление условия задачи, речь преподавателя…

Стадия размышления или рефлексии. Здесь обучающийся осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к нему [3].

Все три стадии необходимо на уроке соблюдать, так как это отражает сложный мыслительный процесс. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.

Данный прием предусматривает комплексный подход к изучению материала.

  1. Технология проблемного обучения

В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к обучающемуся как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у обучающихся активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления.

В этом плане традиционная система обучения имеет значительные недостатки по сравнению с проблемным обучением.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению [4].

Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках: изучения нового материала и первичного закрепления.

Данная технология позволяет мне:

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроке, а это, в свою очередь, позволяет справляться с большим объемом учебного материала;
  • сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;
  • использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;
  • повысить самооценку обучающихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.
  1. Педагогика сотрудничества

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест обучающихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

  • развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
  • актуализируются полученные опыт и знания;
  • каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
  • повышается ответственность за результат коллективной работы;
  • совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала .

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: темы занятия, контингента обучающихся, уровня их подготовленности и т.д. Считаю, что самым выигрышным вариантом является использование на уроках нескольких технологий сразу, что я и практикую в своей профессиональной деятельности.

Исходя из всего вышесказанного, хочется подчеркнуть, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание – «Все новое – хорошо забытое старое».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно-деятельностного подхода, в практике работы учителя русского языка и литературы

ВведениеВ настоящее время наука быстро развивается, поэтому знания о привычных вещах стремительно обновляются. Старые профессии становятся невостребованными, и чтобы оставаться конкурентноспособными, ...

Использование современных педагогических технологий на уроке Истории и обществознания (из опыта работы)

В данной статье, на основе личного опыта и применения собственной разработки урока обществознания, рассказывается о использовании технологии диалогового взаимодействия.Технология диалогового взаимодей...

Использование современных педагогических технологий на уроке информатики: от теории к практике

Внедрение новых образовательных технологий на уроках «Информатика и ИКТ» ведет к постоянному обновлению и модернизации необходимых ЗУН. Требуется формирование информационной компетентности...

«Современные педагогические технологии в практике работы учителя математики.»

laquo;Современные педагогические технологии  в практике работы учителя математики.»...

Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно - деятельностного подхода, в практике работы учителя физики

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятель...

Практико-ориентированный педагогический проект "Опыт работы в использовании современных педагогических технологий"

Практико-ориентированный педагогический проект "Опыт работы в использовании современных педагогических технологий"...

Системно-деятельностный подход в практике работы учителя английского языка

Системно-деятельностный подход в практике работы учителя английского языка...