Конспект урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» 5класс в рамках ФГОС.
план-конспект урока по математике (5 класс)

Лопухова Наталья Николаевна

Цель урока: Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей; формировать способность практического применения алгоритма

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Утевка муниципального района Нефтегоский Самарской области

Конспект урока математики в 5 классе по теме

«Сложение и вычитание десятичных дробей»

(урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС.

 Учитель математики ГБОУ СОШ с. Утевка

Лопухова Наталья Николаевна

2016 год

Технологическая карта урока

Предмет

математика

Класс

5

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Системно-деятельностный подход

Тема

Сложение и вычитание десятичных дробей

Цель

Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей; формировать способность практического применения алгоритма

Основные термины, понятия

Десятичная дробь, высшие и низшие  разряды десятичной дроби, сравнение десятичных дробей по разрядам.

Планируемый результат

Предметные умения

Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей; формировать способность практического применения алгоритма

 Личностные УУД:

-умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию – креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач

Регулятивные УУД:

 Волевая саморегуляция в ситуации затруднения, планирование,  целеполагание,

Познавательные УУД:  анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создания способа решения проблемы.

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество со сверстниками, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Групповая работа

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Работа в парах

Книгопечатная продукция:

Таблица «Дроби», раздаточные карточки с условием задачи и самостоятельной работы, ключ к самостоятельной работе, плакат «Алгоритм», карточки для рефлексии.

Технические средства обучения


Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

- включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- создать положительный настрой на урок.

Актуализация  опорных знаний и умений

-актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот, сложение и вычитание смешанных чисел.

Постановка учебной проблемы

 - организация коммуникации, в ходе которой фиксируется затруднение.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

 организация коммуникации, в ходе которой

- согласовывается цель урока;

-  организуется поиск алгоритма выхода из затруднения.

Открытие нового знания

-организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.

Первичная проверка понимания

- организовать усвоение обучающимися нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи.

Применение новых  знаний

- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Рефлексия учебной деятельности

- организовать оценивание учащихся собственной деятельности на уроке.

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

(этап мотивации)

Метапредметные (УУД): умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации

Предметные: владение базовым понятийным аппаратом: развитие представления о числе – выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления

регулятивные:

планирование,  целеполагание, волевая саморегуляция.

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.

Озвучивает тему и цель урока

- Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания. А вот что это за знания определите, анализируя таблицу «Дроби». (вывешивается на доске)

                                       ДРОБИ

     Обыкновенные                                Десятичные                                                                          

Запись                                                   Запись, перевод

Сравнение                                              Сравнение

Сложение и вычитание                           ???

- Как вы думаете, какая дорога подходит к вашей деятельности на этом уроке? Почему? (правая)

- Какой следующий шаг вам предстоит сделать в изучении действий с десятичными дробями? (сложение и вычитание)

- Молодцы! Сформулируйте цели урока. (построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей)

- Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему урока. (на доске открывается тема урока)

Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.

Актуализация  опорных знаний и умений

Предметные: умение работать с математическим текстом, владение базовым понятийным аппаратом

Метапредметные (УУД):

понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации

познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия

регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.

- Начнем с устной работы.

Задание 1.

-Запишите в тетради десятичные дроби: а) пять целых семь десятых; б) две целых шестьсот пятьдесят одна  тысячная.

- Сравните эти дроби.

-Запишите данные десятичные дроби в виде смешанных чисел.

-Выполните сложение и вычитание получившихся смешанных чисел.

-Проверим получившиеся результаты. (записаны на оборотной стороне доски)

-Сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел.

Выполняют задание. Называют правило, на которое опирались при выполнении данного задания.

Постановка учебной проблемы

Метапредметные (УУД): умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.

Предметные: умение работать с математическим текстом, владение базовым понятийным аппаратом

регулятивные:

планирование,  целеполагание, волевая саморегуляция.в ситуации затруднения.

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

- Ребята, на карточках дан текст задачи. Прочитайте его.

Задание 2.

Мама купила 2,7 кг яблок и 3,580 кг бананов. Сколько кг фруктов купила мама?

- Перескажите условие. Составьте в тетради план решения задачи. На составление плана – 2 мин.

ПЛАН

Яб. – 2,7 кг

Бан. – 3,580 кг    

2,7 + 3,580 = ?

- Проблема: как сложить десятичные дроби?

Читают текст задачи.

Обсуждают.

Составляют план.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Метапредметные (УУД): умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.

Предметные:  владение базовым понятийным аппаратом: развитие представления о числе – выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления

регулятивные:

планирование,  целеполагание, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

- Какие действия вы умеете выполнять, чтобы справиться с затруднением? (перевод десятичной дроби в смешанное число и обратно, сложение смешанных чисел)

- А нельзя ли проще выполнить вычисление?

Называют правила, которыми  будут пользоваться при выполнении данного задания.

Выполняют действие в тетради.

Открытие нового знания

Метапредметные (УУД): умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни

Предметные: владение базовым понятийным аппаратом: развитие представления о числе – выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления

регулятивные:

планирование,  целеполагание, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

- Хорошо! Откройте учебник на с.191.

- Найдите и прочитайте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

- Расскажите алгоритм друг другу.

- Вместе составим схему ориентировочных действий (алгоритм)

Задание 3.

3,7 +  2,651= ?

  1. Уравнять количество знаков после запятой.

3,700 + 2,651

  1. Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.

3,700

2,561

  1. Выполнить сложение (вычитание), не обращая

внимания на запятую

  3,700

            2,561

            6 261

  1. Поставить в ответе запятую под запятой

            3,700

            2,561

            6,261

Работа с учебником: находят в тексте понятия, читаю и запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу в слух.

Составляют схему действий.

Комментируют выполнение задания.

Первичная проверка понимания

Метапредметные (УУД):  умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни

Предметные: владение базовым понятийным аппаратом: развитие представления о числе – выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления

регулятивные:

волевая саморегуляция в ситуации затруднения

коммуникативные:

учебное сотрудничество со сверстниками, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

- Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием. 

№ 1211

- Прочитайте условие задачи. Перескажите.

- Составим модель задачи на доске и в тетради.

- Решим задачу с комментированием (по алгоритму).

На пальто – 3,2 м                                          На пальто – 320 см

    На костюм – 2,63 м                                  На костюм – 263 см

     3,2 0                                                                      320

     2,63                                                                       263

     5,83 (м) ткани израсходовали всего.                 583 (см) ткани израсходовали

Ответ: 5,83 м                                                          Ответ: 583 см

№ 1213 (а,б,г)

(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)

- Прочитайте задание.

- Выполните сложение десятичных дробей по алгоритму.

А) 0,769 + 42,389

Б) 5,8 + 22,191

Г) 8,9021 + 0,68

№ 1214 (г,д,е)

(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)

- Прочитайте задание.

- Выполните вычитание десятичных дробей по алгоритму.

Г) 11, 1 – 2,8

Д) 88,252 – 4,69

Е) 6,6 – 5,99

Работа с учебником.

Ученики по одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради.

Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму.

Задание 4. (устно)

- Ребята, посмотрите на таблицу, которая весит на доске.

- Вразброс даны части алгоритма по сложению и вычитанию десятичных дробей. Работая в парах в течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам.

Алгоритм

  1. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую
  2. Уравнять количество знаков после запятой.
  3. Поставить в ответе запятую под запятой
  4. Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.

Ответ: 2, 4, 1, 3

Работа в парах по восстановлению алгоритма.

Применение новых  знаний

Метапредметные (УУД):   умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни

Предметные: анализ, синтез,  выполнение действий по алгоритму

регулятивные:

контроль, коррекция, самооценка

коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Посмотрите.

- Какое задание необходимо выполнить?

- Заполните таблицы самостоятельно.

+

0,8

1,2

0,45

-

0,2

1,5

0,04

1,2

1,8

0,6

2,2

- Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки.

- У кого возникли затруднения при выполнении задания?

- В каком месте?

- Кто правильно выполнил задание?

- Оцените себя

Осуществляют самопроверку по эталону

Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют

допущенные ошибки. Осуществляют самооценку.

Рефлексия учебной деятельности

Метапредметные (УУД):

Предметные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

регулятивные:

 самооценка

коммуникативные:

 аргументация своего мнения.

Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников

- Удалось ли вам решить проблему урока?

- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?

- Проанализируйте свою работу.

(раздаются карточки рефлексии)

  1. Мне понятно, как складывать десятичные дроби ________________________
  2. Я смогу применить алгоритм сложения десятичных дробей ______________
  3. Мне понятно, как вычитать десятичные дроби __________________________

Я смогу применить алгоритм вычитания десятичных дробей

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Домашнее задание будет практическое.

- Запишите задание: Вычислите рост вашей семьи в метрах.

Даёт комментарии к домашнему заданию

Записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей

Слайд 2

Урок получения и усвоения новых знаний

Слайд 3

Цели урока: познакомить учащихся с приемом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей; р азвивать логическое мышление учащихся.

Слайд 5

УСТНАЯ РАБОТА

Слайд 6

Прочитайте дроби : 4,5; 0,475; 120,08; 81,792; 9,51. Задания: Что можно выделить у каждой десятичной дроби? Ответ: целую часть, дробную часть. 2) Назовите: целую часть, дробную часть числа в порядке возрастания, убывания Чтобы выполнить последнее задание, нужно знать … Правила сравнения десятичных дробей

Слайд 7

Сравните числа: 5,2** и 5,7** **,678 и *,9* 0, 764 и 0, 763*** **,* и *,***

Слайд 8

а) 3,6 и о,67 б ) 81,37 и 4,258 В) 7 и 12,365 г ) 15,75 и 8,7 Уравняйте количество знаков после запятой:

Слайд 9

+ 7,32 – 3,5 1 + 2 16,5 + 2,14 4 - 2 65 + 3,45 Выполните сложение или вычитание дробей:

Слайд 10

Объяснение нового материала

Слайд 11

Выполните сложение 8,4 + 0,685 1. Уравняйте количество знаков после запятой 8,400 + 0,685 2. Запишите дроби друг под другом 8,400 + 0,685 3. Выполните сложение, как сложение натуральных чисел 8,400 + 0, 685 9 085 4. Поставьте запятую в сумме Под запятой в слагаемых 8,400 + 0, 685 9,085 5. Запишите ответ 8,4 + 0,685 = 9, 085

Слайд 12

Выполните вычитание 8,1 – 5,46 Уравняйте количество знаков после запятой 8,10 – 5,46 2. Запишите дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой 8,10 - 5,46 3. Выполните вычитание, как вычитание натуральных чисел 8,10 - 5,46 2 64 4. Поставьте в разности запятую под запятыми в уменьшаемом и вычитаемом 8,10 - 5,46 2,64 5. Запишите ответ 8,1 – 5,46 = 2,64

Слайд 13

Историческая справка Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль – Каши Джемшид Ибн Масуд . Работающий в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале XV века. Записывал Аль – Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой. Но об этом в Европе в то время не знали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены фламандским инженером и ученым Симоном Стевином . Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно. Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века. В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная ».

Слайд 14

Работа с учебником Работа в классе: Стр. 192 №1213 ( б,г ) № 1214 ( д,е ) Домашнее задание:

Слайд 15

Математический диктант 1) 3) 4) 5) 6) 2) 3 ,5 7 – 0, 5 = 2,3 – 0,15 = 4,08 + 4,02 = 15,1 + 4,08 = 7 , 11 + 2, 03 = 14,79 – 4,09 = Проверьте себя 3,07 9,14 2,15 8,1 19,18 10,7 1) 3) 4) 5) 6) 2) 9,64 – 0,6 = 8,09 + 2,01 = 4,5 – 0,25 = 17,45 – 2,05 = 1,55 + 4,04 = 12,3 + 7,06 = 9,04 5,59 10,1 4,25 15,4 19,36 I вариант II вариант

Слайд 16

Итоги урока: 1)Мне понятно, как …. 2) Я смогу применить… .

Слайд 17

Спасибо за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", 5 класс

В папку входит  план- конспект  урока  в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" , презентация к уроку, технологическая карта.  Конспект урока с использованием Э...

Конспект урока по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 Классе

Тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей». В  Программе по математике для 5-6 классов автора В. И. Жохова сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Математика. 5-6 классы. Сос...

Конспекты уроков по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс

В данной папке собраны конспекты 6 уроков по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс. УМК Виленкин...

Конспект урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Заключительный урок в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"...

Конспект урока по математике "Сложение и вычитание десятичных дробей", 5 класс по ФГОС

Конспект урока по математике "Сложение и вычитание десятичных дробей", 5 класс по ФГОС. Конспект содержит технологическую карту и презентацию урока....