Технологическая карта и конспект урока по математике "Умножение чисел с разными знаками"
план-конспект занятия по математике (6 класс)

Кузнецова Евгения Александровна

Технологическая карта и конспект урока по математике для учащихся 6 класса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

математика

Класс           6

 

Тема урока

Умножение чисел с разными знаками

Тип урока

Урок изучения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать правило умножения чисел с разными знаками, уметь умножать числа с разными знаками

Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия, владеть основами самоконтроля

Выражение своей позиции по обсуждаемой проблеме, умение ее аргументировать

Учебная  проблема

Как умножать числа с разными знаками

Цель урока

Создать  условия  для вывода правила умножения чисел с разными знаками и его первичного закрепления

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

Формирование знаний о правилах умножения положительных и отрицательных чисел и умений применять их в простейших случаях.

Развитие математической речи, умения выделять проблему и искать пути выхода из затруднительной ситуации; развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать и делать выводы.

Воспитание культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия.

Организация пространства

Используемые формы урока:    коллективная работа под руководством учителя; фронтальная работа, работа в парах,  самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа.

Образовательные ресурсы :      

учебник, компьютер, проектор, экран,  слайдовая презентация, раздаточный материал: путевые листы, карточки с заданиями.


Основные этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

Организационный этап

Приветствие учащихся, создание эмоционального настроя

Слушают учителя, включаются в работу

 Коммуникативные: умение слушать и воспринимать информацию, формулировать и высказывать свою точку зрения.

Регулятивные: определять степень своей готовности к уроку.

Мотивация урока

Организовать беседу, частичный выход на тему урока.

Слушают учителя, принимают участие в беседе, обсуждают.

Актуализация знаний

Организовать актуализацию изученных правил и способов действий, достаточных для открытия нового знания

Отвечают на вопросы, работают с карточками - выполняют предложенные действия. Учащиеся вспоминают определение умножения  как процесс сложения одинаковых слагаемых

Познавательные: умение ставить проблему и аргументировать ее актуальность, анализ информации, выявление закономерностей и формулирование выводов.

Регулятивные: поиск выхода из затруднительной ситуации Коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание.  

Постановка учебной цели

Подвести учащихся к формулировке проблемы и задач урока

Формулируют проблему, из неё - задачи урока: изучить правило умножения чисел с разными знаками;  научиться применять это правило при выполнении упражнений. Записывают тему  урока в тетрадь

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную задачу; Коммуникативные: ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Регулятивные: понимать смысл поставленной задачи

Изучение нового материала

Организовать деятельность учащихся для получения правила умножения чисел с разными знаками

Записывают в тетрадь примеры, решают, сразу проверяют себя, затем формулируют правило умножения чисел с разными знаками, работают с учебником, делают выводы

Познавательные: анализируют новую информацию и полученные результаты, выявляют закономерности и формулируют правила умножения двух чисел с разными знаками

Первичное закрепление нового материала

Создать условия для отработки нового материала

Выполняют предложенные задания с проговариванием правила

Познавательные: понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом

Коммуникативные: слушать и понимать других, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Личностные: делать выводы, анализировать свои и чужие поступки.

Физкультминутка

Организовать физкультминутку

Слушают вопросы,  выполняют  физ. упражнения

Личностные: оценивать информацию (оценка достоверности); устанавливать причинно-следственные связи

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

 Организовать взаимоконтроль с целью оценки первичного уровня усвоения знаний

Умножают в тетрадях, затем проверяют ответы по анимации и ставят  «+» или «-». Оценивают друг друга

Познавательные: умение  выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности. Личностные: проводить самооценку качества усвоения нового материала

Домашнее задание

Прокомментировать  домашнее задание

Рассматривают, что задано, задают вопросы, записывают в дневники

Рефлексия урока

Организовать беседу, связывая результаты урока с его целями; подвести учащихся к самооценке результатов  своей деятельности

Участвуют в обсуждении, выставляют себе оценки.

Регулятивные: умение оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, анализировать и характеризовать эмоциональное состояния в связи с изучением новой темы


Сценарий урока

1. Организационный этап.

Приветствие учеников «Здравствуйте!»

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

-желаю (соприкасаются большими пальцами);

-успеха (указательными);

-большого (средними);

-во всем (безымянными);

-и везде (мизинцами);

-Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

 2. Мотивация урока.

- Прежде, чем приступить к изучению новой темы, я предлагаю вам послушать притчу.

“Жил на свете богач, самый богатый на земле, но все ему казалось, что он еще недостаточно богат.
И вот однажды пришел к этому самому богатому богачу самый бедный бедняк на свете и сказал:
– О, господин! Сияние твоих сокровищ слепит глаза. И все-таки у меня есть способ умножить твое богатство. А заодно и свое.
Богач прямо затрясся от жадности:
– Чего ты стоишь? Умножай скорее!
– А ты не будешь на меня в обиде? – опасливо спросил бедняк.
– Да ты что! Ведь ты хочешь умножить мое богатство!
– Конечно, умножить, – подтвердил бедняк.
– Так умножай, и дело с концом! – закричал богач, теряя терпение.
– Быть по-твоему, – ответил тот. – Раз, два, три! Готово!
Богач бросился к своим сундукам да как закричит:
– Что ты наделал, негодный?! Ты меня разорил! Где мое золото? Где алмазы? Где жемчуга?
– Были у тебя, теперь они у меня, – сказал бедняк.– Ведь ты же сам просил меня умножить! Я и умножил.″

Создание проблемной ситуации.

  • Как вы думаете, почему так получилось?
  • Какое действие с числами нужно знать, что бы ответить на этот вопрос? (умножение)

3.Актуализация знаний

Игра «Да – нетка»:

1. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными числами +

2. Для каждого числа есть два противоположных ему числа -

3.Модулем числа а называют расстояние от начала координат до точки А(а) +

4.Модуль числа 0 равен нулю +

5.Модуль числа может быть отрицательным -

6.Противоположные числа имеют разные модули -

7.Из двух отрицательных чисел меньше то, модуль которого больше +

8.Нуль меньше любого отрицательного числа -

9.Нуль меньше положительного числа +

10.Если к любому числу прибавить нуль, то число не изменится +

Критерии оценивания

1-5 правильных ответов- «2»

6-7 правильных ответов-«3»

8-9 правильных ответов-«4»

  1. правильных ответов-«5»

- Решив следующие примеры, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока (тема урока закодирована):

 -3+5                       Ж  (-4)

12-(-2 )                   И   3

-3+15                      Н  12

-6+(-1)                    О  (-7)

-7+3                        Н  12

-13-2                       М   14

18+(-6)                   У    2

(- 3)+6                     Е   (-15)

7-22                        Е    (-15)

Работая в парах с карточками, ученики сами себя оценивают и заносят свои оценки в свои путевые листы (максимум- 5 баллов).

Критерии оценивая

1-4 заданий «2»

5-6 заданий «3»

7-8 заданий «4»

9 заданий «5»

4.Постановка учебной цели

  • А вы знаете, как выполняется умножение чисел? (натуральных и дробных положительных, да)
  •  А какие числа еще можно перемножать? (отрицательные)
  • Итак, тема нашего урока: «Умножение чисел с разными знаками».
  • Тогда какая цель нашего сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать? (научиться выполнять умножение  положительных и отрицательных чисел)

5. Изучение нового материала.

  • Вспомните, пожалуйста, какие методы мы использовали при выведении правил сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел и предложите свои версии, как нам получить правила умножения чисел.

Версии фиксируются на доске и в тетрадях.

  1. Использовать термометр и рассмотреть умножение на примере изменения температуры.
  2. Умножение заменить сложением.

Предлагаю свою версию:

3. Условившись обозначать слово «друг» – положительным числом, а слово «враг» – отрицательным, можно получить интересное правило умножения чисел.

Друг моего друга - мой друг   (+X) · (+X)= (+X)                  

Друг моего врага - мой враг    (+X) · (-X)= (-X)

Враг моего друга - мой враг    (- X ) · (+ X )= (- X )

Враг моего врага - мой друг     (- X ) · (- X )= (+ X )

Выводы:  Произведение двух чисел одного знака положительно, а произведение двух чисел с разными знаками отрицательно;

– Таким образом, мы с вами получили правила умножения положительных и отрицательных чисел.

– Откройте учебник на стр. 115-116, прочитайте правила, проговаривайте друг другу сравните их с теми, которые мы вывели сами, сделайте вывод, как умножить два отрицательных числа, как умножить два числа с разными знаками.

  •  Вот как объяснил это правило в XVIII веке великий русский ученый Леонард Эйлер.
  • (Ясно, что (-2)*3 = -6. Поэтому произведение (-2)*(-3) не может быть равно -6. Однако оно должно быть как-то связано с числом 6. Остается одна возможность: (-2)*(-3)=6).

  • Теперь мы себя можем тоже считать маленькими учеными!

6. Первичное закрепление нового материала.

Устная работа.

8 * (-0,7) = - 5,6;

- 0,5 * 40 = - 20;

- 0,1 * (- 0,3) = 0,03;

- 0,125 * (-6,4) = 0,8;

-1 * 3,2 = - 3,2.

-5,3*(-6)=31,8

– Давайте вернемся к сказке, которую вы услышали в начале урока. Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, почему богач лишился своего богатства, на какое число бедняк умножил богатство богача?

– А сейчас задание: определить знак произведения и вычислить.

а) (-7) ·  (-5) ·  2 =  

б) (-4) ·  (-10) ·  8 =

в) (-2) ·  (-3) ·  (-4) =

г)   (-1) ·  (-2) ·  (-12)=

д) (-1) ·  (-2) ·  (-5) ·  (-15) ·  2 =

а) (-7) ·  (-5) ·  2 =  70

б) (-4) ·  (-10) ·  8 = 320

в) (-2) ·  (-3) ·  (-4) = – 24

г)   (-1) ·  (-2) ·  (-12)= – 12

д) (-1) ·  (-2) ·  (-5) ·  (-15) ·  2 = 300

Критерии оценивания

5 заданий – «5»

4 задания – «4»

3 задания – «3»

2 задания – «2»

–  Какой вывод можно сделать относительно знака произведения, где чётное (нечётное) число отрицательных множителей?

Вывод: 1. Если число отрицательных множителей нечетное, то произведение - число отрицательное.
            2. Если число отрицательных множителей чётное, то произведение - число положительное.

 

Задание «Найди ошибку»

а) -5·6=   30;

б) 9·(-3)= - 27;

в) 0·(-4,56) =-4,56?

г) – 2/3   ·  6= - 4;  

д) -25 · (-2) = 50

7. Физкультминутка.

Учитель произносит слова и показывает движения, учащиеся повторяют.

- Быстро встали, улыбнулись.

- Выше-выше потянулись.

- Ну-ка, плечи распрямите,

- Вправо, влево повернитесь,

- Рук коленями коснитесь.

- Сели, встали. Сели, встали

- И на месте побежали.

8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Учащиеся обмениваются листами и проверяют работу соседа, ставя по критериям оценку.

Упражнение «Пчелка»

5

-10

12

-3

9

7

5

-10

12

-3

-15

30

-36

9

45

-90

108

7

35

-70

84

Критерии оценивая

1-4 заданий «2»

5-6 заданий «3»

7-8 заданий «4»

9 заданий «5»

9. Домашнее задание: п. 20,  правила, № 587

10. Рефлексия

- Я вам сейчас расскажу притчу, а вы, послушав, подумайте, как бы вы ответили на вопрос мудреца о своей работе на уроке.

Притча

Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого он спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Кто ответил бы также как первый человек?   (зеленые)

- Кто ответил бы также как второй человек?   (желтые)

- Кто ответил бы также как третий  человек?   (красные)

- Ребята, посчитайте количество баллов в своих путевых листах и поставьте себе соответствующую оценку.

Критерии оценивая

16 и меньше баллов «2»

17-19 баллов «3»

20-22 баллов «4»

23-25 баллов  «5»

Если останется время, дать историческую справку

Впервые отрицательные числа встречаются в одной из книг древнекитайского трактата «Математика в 9-ти главах» (Джан Цань - 1 век до н. э.)

Отрицательное число понималось как долг, а положительное- как   имущество. Сложение и вычитание отрицательных чисел производилось на основе рассуждений о долге.

Например, правило сложения формулировалось так: «Если к одному долгу прибавить другой долг, то в результате получится долг, а не имущество».

Попробуйте перевести это правило на современный язык. Знака «минус» в те времена не было, а чтобы отличить положительные и отрицательные числа, Джан  Цань писал их разными по цвету чернилами.

Идея отрицательных чисел с трудом завоевывала себе место в математике. Эти числа казались математикам древности непонятными и даже ложными, действия с ними - неясными и не имеющими реального смысла.

В 6- 7 веках нашей эры индийские математики уже систематически пользовались отрицательными числами, по- прежнему понимая их как долг.


Приложение

Ф.И.__________________________

Игра «Да-нетка»

Узнать тему урока

Опреде-

лить знаки

Найти ошибку

Выполнить

«Пчёлка»

Общий балл

Оценка

Ф.И.__________________________

Игра «Да-нетка»

Узнать тему урока

Опреде-

лить знаки

Найти ошибку

Выполнить

«Пчёлка»

Общий балл

Оценка

Ф.И.__________________________

Игра «Да-нетка»

Узнать тему урока

Опреде-

лить знаки

Найти ошибку

Выполнить

«Пчёлка»

Общий балл

Оценка

Ф.И.__________________________

Игра «Да-нетка»

Узнать тему урока

Опреде-

лить знаки

Найти ошибку

Выполнить

«Пчёлка»

Общий балл

Оценка

Ф.И.__________________________

Игра «Да-нетка»

Узнать тему урока

Опреде-

лить знаки

Найти ошибку

Выполнить

«Пчёлка»

Общий балл

Оценка

Ф.И.__________________________

Игра «Да-нетка»

Узнать тему урока

Опреде-

лить знаки

Найти ошибку

Выполнить

«Пчёлка»

Общий балл

Оценка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Да – нетка»: + 1. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными числами 2. Для каждого числа есть два противоположных ему числа 3.Модулем числа а называют расстояние от начала координат до точки А(а) 4.Модуль числа 0 равен нулю 5.Модуль числа может быть отрицательным 6.Противоположные числа имеют разные модули 7.Из двух отрицательных чисел меньше то, модуль которого больше 8.Нуль меньше любого отрицательного числа 9.Нуль меньше положительного числа 10.Если к любому числу прибавить нуль, то число не изменится - + + - - + - + +

Слайд 2

Критерии оценивания: 1-5 правильных ответов- «2» 6-7 правильных ответов-«3» 8-9 правильных ответов-«4» 10 правильных ответов-«5»

Слайд 3

Критерии оценивания: 1-4 заданий «2» 5-6 заданий «3» 7-8 заданий «4» 9 заданий «5»

Слайд 6

«друг» – положительное число, «враг» – отрицательное число Друг моего друга - мой друг (+X) · (+X)= (+X) Друг моего врага - мой враг (+X) · (-X)= (-X) Враг моего друга - мой враг (- X ) · (+ X )= (- X ) Враг моего врага - мой друг (- X ) · (- X )= (+ X )

Слайд 7

Выводы: Произведение двух чисел одного знака положительно, а произведение двух чисел с разными знаками отрицательно.

Слайд 8

Устный счет 8 * (-0,7) - 0,5 * 40 - 0,1 * (- 0,3) 0,125 * (-6,4) -1 * 3,2 -5,3*(-6) =-5,6 =-20 =0,03 =0,8 = - 3,2. =31,8

Слайд 9

Определить знак произведения и вычислить а) (-7) · (-5) · 2 = б) (-4) · (-10) · 8 = в) (-2) · (-3) · (-4) = г) (-1) · (-2) · (-12)= д) (-1) · (-2) · (-5) · (-15) · 2 =

Слайд 10

Определить знак произведения и вычислить а) (-7) · (-5) · 2 = 70 б) (-4) · (-10) · 8 = 320 в) (-2) · (-3) · (-4) = -24 г) (-1) · (-2) · (-12)= -12 д) (-1) · (-2) · (-5) · (-15) · 2 = 300 Критерии оценивания 5 заданий – «5» 4 задания – «4» 3 задания – «3» 2 задания – «2»

Слайд 11

Выводы: Если число отрицательных множителей нечетное, то произведение - число отрицательное. 2. Если число отрицательных множителей чётное, то произведение - число положительное.

Слайд 12

Задание «Найди ошибку» а) -5·6= 30; б) 9·(-3)= - 27; в) 0·(-4,56) =-4,56; г) – 2/3 · 6= - 4; д) -25 · (-2) = 50?

Слайд 13

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 14

Упражнение «Пчелка» 5 -10 12 -3 9 7

Слайд 15

Упражнение «Пчелка» 5 -10 12 -3 -15 30 -36 9 45 -90 108 7 35 -70 84 Критерии оценивая 1-4 заданий «2» 5-6 заданий «3» 7-8 заданий «4» 9 заданий «5»

Слайд 16

Домашнее задание п. 20, правила, № 587

Слайд 17

Критерии оценивания: 16 и меньше баллов «2» 17-19 баллов «3» 20-22 баллов «4» 23-25 баллов «5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта и конспект урока по физике по теме "Испарение и конденсация"

Техкарта и конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Учителем проводятся проблемные эксперементы, разбирая которые ученики сами формулируют тему, цели урока. Выполняя ра...

Презентация к уроку математики: "Сложение чисел с разными знаками"

Презентация разработа для урока закрепления знаний по теме:"Сложение чисел с разными знаками"...

Урок математики "Сложение чисел с разными знаками"

Тип урока: изучение нового материала.Цель: ввести правило сложения чисел с разными знаками, сформулировать правило сложения чисел с разными знаками с помощью понятия «модуль»; отработать умение склады...

План-конспект урока математики "Сложение чисел с разными знаками"

План-конспект урока математики "Сложение чисел с разными знаками"...

Урок "Сложение рациональных чисел с разными знаками".

Сложение рациональных чисел с разными знаками....

конспект урока математики "Умножение чисел с разными знаками"

Тема урока: “Умножение и деление чисел с разными знаками”.Цели урока: повторение изученного материала по теме “Умножение и деление чисел с разными знаками”, отработка навыков п...