Сценарий урока "Сложение натуральных чисел и его свойства"
методическая разработка по математике (6 класс)

Цымбалова Елена Иннокентьевна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_-zachyot.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Сложение натуральных чисел и его свойства.

Сценарий урока

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Цель :актуализировать знания учащихся о сложении многозначных чисел; повторить название компонентов и результатов действия сложения; повторить свойства сложения натуральных чисел. Учить применять свойства сложения.

Задачи:

  • ​ обобщить и систематизировать знания учащихся материала начальной школы о сложении натуральных чисел, мотивировать учащихся на дальнейшее изучение предмета;
  • ​ развивать математическую речь;
  • ​ продолжить работу по формированию УУД;
  • ​ развивать оперативную память, произвольное внимание, наглядно-действенное мышление;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:выполнять сложение натуральных чисел, верно использовать в речи термины: сумма, слагаемое.Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении. Знать и уметь применять на практике свойства сложения натуральных чисел.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности, проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу.

Метапредметные:

регулятивные- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке.

коммуникативные- уметь оформлять свои мысли в устной форме,слушать и понимать речь других.

познавательные- уметь ориентироваться в новой системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы с помощью учебника.

Основные понятия: свойства сложения натуральных чисел.

Ресурсы: учебник, презентация.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I. Мотивация к учебной деятельности

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики?
Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика

1. Немного из истории. В истории математики известен такой случай. Однажды, а было это в Германии, в конце 18 века, для того чтобы заставить учеников поработать, учитель дал им задание подсчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Каково же было его удивление, когда уже через несколько минут один ученик сказал ему ответ. Этот ученик, Карл Фридрих Гаусс, а ему было тогда 10 лет, стал одним из великих математиков мира. Как вы думаете, как маленькому Гауссу удалось быстро подсчитать сумму?

Запишите в тетради: Карл Гаусс, 18 век, Германия.

Проблема: как найти сумму натуральных чисел от 1 до 100?

Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Какова цель нашего урока?

Слушают учителя

Учащиеся отвечают на вопросы.

Цель урока: научиться складывать натуральные числа, применяя свойства сложения.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения.


II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета (работа в парах)

Возьмитесь за руки, покажите, что вы пара.

У вас на столах лежит карточка лото и полоски бумаги. Ребята, вы сможете сложить слово, если правильно решите примеры и закроете ответы в своей карточке.

1) 153 увеличить на 7;

2) 100 вычесть 6;

3) 90 разделить на 90;

4) 15 умножить на 3;

5) 284 увеличить на 6;

6) 17 увеличить в 3 раза;

7) 200 уменьшить на 10;

8) 238 увеличить на 3;

9) 80 уменьшить в 4 раза;

10) 40 уменьшить на 17;

11) 18 увеличить в 4 раза.

Какие числа остались открытыми?

Из соответствующих букв составьте слово. (СУММА)

Какое действие мы будем сегодня повторять?

2. Мотивация

С какими числами вы работали на предыдущих уроках?

Ребус.

Так что мы будем сегодня делать на уроке?

Запишите тему сегодняшнего урока:Сложение натуральных чисел и его свойства.

Ребята, как вы думаете, а зачем нам надо уметь складывать натуральные числа?

Может это вам как-то пригодиться в жизни?

Выполнять сложение можно и с помощью координатного луча.

Для этого от координаты точки, которая соответствует первому слагаемому, надо слева направо передвинуться на столько единичных отрезков, сколько показывает второе слагаемое. Сумма должна соответствовать координате точки, в которую мы попали

1 Учащиеся решают примеры устно.

12

С

1

З

13

М

20

Н

160

П

21

У

241

О

23

Т

48

М

290

Е

51

Ь

336

А

94

Р

45

И

190

Е

72

Р

​ 153 + 7 = 160;

​ 100 – 6 = 94;

​ 90 : 90 = 1;

​ 284 + 6 = 290;

​ 15 · 3 = 45;

​ 238 + 3 = 241;

​ 17 · 3 = 51;

​ 200 – 10 = 190;

​ 80 : 4 = 20;

​ 40 – 17 = 23;

​ 18 · 4 = 72.

Отвечают на вопросы, составляют слово сумма.

Сложение.

2. – С  натуральными числами.

Складывать натуральные числа.

Отвечают на вопрос.

Слушают учителя. Фиксируют индивидуальное затруднение.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение

III.Построение проекта выхода из затруднения

- Изобразите сложение на одном координатном луче

2 + 7=

1 + 5 =

Ставят цель урока. Составляют и проговаривают план действий. Определяют средства достижения цели.

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

IV.Реализация построенного проекта

- Изобразите на координатном луче сумму 4 + 2 и 2+4

- Что получилось? Какой вывод можно сделать? Как называется это свойство?

- Изобразите сложение на одном координатном луче

1 + 2 = 3

3 + 4 = 7

Сколько чисел мы прибавили к 1.

Как эту сумму записать по- другому?

Мы видим, что 1 + (2 + 4) = (1+ 2) + 4

- Какой можно сделать вывод?

- Как называется это свойство?

-Найдите результат сложения 9 + 0;

0 + 9

Вернемся к задаче Гаусса. Кто-нибудь догадался как маленький Гаусс решил задачу?

Выступает тьютором для слабых учащихся при выполнении творческого задания.

2 + 4 = 6

4+2 = 6

- Сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых.

- Переместительное свойство сложения.

-свойство нуля при сложении

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке)

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

.

Работа с учебником № 188
№189 (работа в парах)

№193 (с проговариваем у доски)

Физкультминутка:

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем , как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вдохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

Учащиеся работают на местах и сверяют ответы с доской

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.Построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: планирование, прогнозирование Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Личностные: самоопределение

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Вариант 1.

Вариант 2.

1. Как называется результат сложения?

1. Как называются числа, которые складывают?

2. Чему равна сумма чисел 2538 и 3462 ?

2. Чему равна сумма чисел 5632 и 4368 ?

3. Чему равна сумма

5432 и 0 ?

3. Чему равна сумма

0 и 2538?

4. Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 385 + 548 + 615

4. Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 221 + 427 + 373

Учащиеся выполняют задание в тетради, затем проверяют по эталону и выполняют самооценку

Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез

Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) Личностные: Ориентация в межличностных отношениях

VII.Включение в систему знаний и повторений

Периметр квадрата -20см, что на 6см меньше периметра прямоугольника. Сторона квадрата равна ширине прямоугольника.Чему равна длина прямоугольника?

В решении задачи подпиши пояснение к действиям.
20:4= 5 (см)
20+6=26 (см)
5+5=10(см)
26-10=16(см) 
16:2= 8(см)

Учащимся выдаются карточки, где они выполняют задание. Если учащиеся забыли, что такое периметр то повторяют по учебнику

Познавательные: Установление причинно-следственных связей

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой, аргументация своего мнения

VIII.Рефлексия учебной деятельности

Кроссворд

Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать…

-У кого сегодня возникли трудности и почему?

Что ещё надо повторить, чтобы трудности не возникали?

-Что нового узнали на уроке?

-С каким настроением вы уйдете с урока?

Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока.

Рефлексия способов и условий действий, самооценка на основе критерия успешности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Умножение натуральных чисел и его свойства", 5 класс

Хочу поделиться с коллегами своими формами работы с учениками 5 класса, которые способствуют активизации деятельности каждого ученика в классе, предоставляя возможность учителю во время устного с...

Умножение натуральных чисел и его свойства

Тип урока: комбинированный урок; Средства обучения: презентация по теме урока, карточки для устного счета, тест, оценочные листы, учебник «Математика 5» Виленкин Н.Я. и др....

Презентация. Сложение натуральных чисел и его свойства.

При изучении данной темы учащиеся должны усвоить несколько вопросов, которыми они уже занимались ранее: компоненты сложения, свойства сложения и свойство нуля при сложении. Цель данного урока усвоить ...

Сложение натуральных чисел и его свойства

Сложение натуральных чисел и его свойства....

Умножение натуральных чисел и его свойства

Поурочная разработка урока математики 5 класс....