Прямая. Луч. Отрезок.
план-конспект урока по математике (5 класс)

Сахарова Наталия Ивановна

Урок математики в 5 классе по теме "Прямая. Луч. Отрезок." с использованием платформы Учи.ру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pryamaya_luch_otrezok.doc510 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Прямая. Луч. Отрезок.

Цель: Формирование представлений о понятиях «прямая», «луч», «отрезок».

Задачи:

научиться различать прямую, луч, отрезок. Познакомить с общепринятыми обозначениями фигур.

развивать мыслительные операции, математические способности, логическое мышление.

воспитывать ответственность, дружелюбие, умение работать в группе.

Оборудование:

Клубки ниток, пластилин, презентация с ребусами, смартфоны (для входа на платформу Учи.ру)

                                                  План урока.

1.Организация начала урока.                               1мин.

2.Актуализация знаний обучающихся.                 6мин.

3.Сообщение темы и цели урока.                        2мин.

4.Изучение нового материала.                             15мин.

5.Физкультминутка.                                              2мин.

6.Закрепление изученного материала.                10мин.

7.Домашнее задание.                                             2мин.

8.Подведение итогов урока.                                 2мин.

                                             Ход урока.

Организация начала урока.

Стихотворения читают дети:

ПРОСПЕКТ И ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
Наш проспект прямой, но всё же
Бесконечным быть не может,
У горы и у порога
Может кончиться дорога,
А ПРЯМАЯ мчится вдаль,
Нам её немного жаль!

ЛУЧ
Из-за серых ватных туч
К нам пробился солнца луч.
ЛУЧ с ПРЯМОЙ похожи очень:
Ни один свернуть не хочет,
Нам за ними не угнаться -
Бесконечно будут мчаться!
Но отличье таково:
Есть начало у него!

ОТРЕЗОК
Мы ОТРЕЗОК на прямой
Размечаем,
Будет он у нас такой,
Как желаем.
Есть НАЧАЛО, есть конец -
На прямой две точки.
В них вписался, молодец,
Очень точно!

Актуализация знаний обучающихся.

- Прочитайте историческую справку, что значит слово «линия»?

Историческая справка: слово «линия» - от латинского «линеум», что значит лён, льняная нить. Ею пользовались римские землемеры для измерения расстояний.

Давайте разгадаем ребусы(на презентации):

Сообщение темы и цели урока.

Мы услышали стихи и разгадали ребусы. Как вы думаете о каких геометрических фигурах пойдет речь?

Запишем тему урока «Прямая. Луч. Отрезок.»

-Рассмотрите фигуры на доске.

- На какие группу их можно разбить?

(В ходе рассуждения можно разбить на 2 группы- «отрезки» и «прямые»)

-Но возникает проблема: куда можно отнести фигуру?

        

Изучение нового материала.

-Сравните фигуру с уже известными нам.

-Что можно сказать?

-Можно ли эту фигуру назвать отрезком? Почему?

-Может её включим в группу прямых? Почему?

Такие фигуры называются лучом. Как луч солнца или луч фонарика – есть начало. Но нет конца.

Возьмите в руки нитки и натяните их. Можете ли вы отмотать от клубочка и увеличить длину нити?

Нить – это наша прямая и ее можно продолжать в разные стороны.

Как же нам обозначать эти фигуры?

- У людей есть имена, у животных клички.

-А прямую линию можно обозначить одной или двумя буквами.

                                                                              А

        а

                                               В

Вывод: У прямой линии нет ни начала, ни конца.

Мы можем изобразить только маленькую часть прямой линии. Её можно продолжить.

Выполним задание на Учи.ру

https://uchi.ru/visitor_if?teacher=/teachers/cards/232709&student=/cards/232709

-Теперь нашу прямую линию я разрежу.

(Разрежем наши ниточки и к месту отреза прикрепим пластилиновый шарик).

-Что получилось?

-На что похоже?

     

-Можно ли продолжить луч со стороны разреза?

(Нет, мешает пластилин и нечего продолжать)

-А с другой стороны?

(Можно продолжить до бесконечности)

СРАВНИТЕ: Луч и прямую линию.

 (Прямую линию можно продолжить в обе стороны, а луч только в одну. Луч имеет начало)

-Начертите луч на доске и в тетради.                                                   К

                                                                                                                   

                                                                                    О

         С                           К                                                                      Н

-Луч обозначается двумя прописными буквами.

На первом месте всегда указывается начало луча.

-Поставьте точку, проведите луч, а ещё можно провести из этой точки, ещё…

Выполним задание на Учи.ру

https://uchi.ru/visitor_if?teacher=/teachers/cards/232708&student=/cards/232708

Вывод: Луч – это прямая линия, ограниченная с одной стороны. Из одной точки можно провести бесконечное множество лучей.

-У луча  отрежте ту часть, которую можно продолжить…и прикрепите ещё одну точку.(еще один кусочек пластилина)

-Что получилось?

(Отрезок)

-Линия, ограниченная с двух сторон.

СРАВНИТЕ: Луч и отрезок.

-У луча есть только начало, а отрезок имеет и начало и конец.

-Можно отрезок изобразить на доске и в тетради?

-Отрезок обозначается двумя буквами, но порядок при чтении и записи не имеет значения.

Вывод: Отрезок – это прямая, ограниченная с двух сторон.

Выполним задание на Учи.ру

https://uchi.ru/visitor_if?teacher=/teachers/cards/232707&student=/cards/232707

-Что нового узнали об этих фигурах?

Вывод: Луч, прямая и отрезок – это геометрические фигуры.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,-

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину заложим,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим,

Раз – подняться,  потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

Закрепление изученного материала.

Обучающая самостоятельная работа.

Домашнее задание.

Стр. 77-78 определения. № 356, 357, 358

Подведение итогов урока.

 ПРЯМАЯ линия – не имеет начала и конца; можно обозначать одной или двумя буквами; через одну точку можно провести сколько угодно линий, через две – только одну.

ЛУЧ- прямая, ограниченная с одной стороны; продолжать можно только в одну сторону; из одной точки можно провести сколько угодно лучей; лучи бывают разные.

ОТРЕЗОК – прямая линия, ограниченная с двух сторон; на одной прямой может быть несколько отрезков; любую прямую можно превратить в отрезок.

-Вы сегодня дружно и творчески работали (Оценивается работа обучающихся).

-Спасибо всем! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометрии по теме: "Прямая и отрезок"

Начальный этап изучения геометрии. План - конспект урока составлен с учетом программ по геометрии для 7 класса к учебнику Л. Н. Атанасяна...

Презентация к уроку геометрии в 7 классе "Начальные геометрические сведения. Прямая и отрезок"

Презентация к уроку геометрии в 7 классе "Начальные геометрические сведения. Прямая и отрезок"...

Методические материалы для 7 класса к урокам геометрии по теме "Прямая и отрезок. Луч и угол".

 Методические материалы представляют собой конспекты уроков геометрии в 7 классе по теме "Прямая и отрезок. Луч и угол"....

Урок применения новых знаний "Прямая. Луч. Отрезок"

В данной работе повторяются и систематизируются изученные ранее элементы геометрии, понятия отрезка, луча, прямой. Здесь же рассматриваются измерения отрезков, взаимное расположение прямых на плоскост...

Графический диктант по теме:"Прямая,луч,отрезок".5 класс

Данный графический диктант поможет проверить знания  по теме:"Прямая,луч,отрезок", отработать определения по данной теме.Работа расчитана на 5-7 минут. Данный диктант поможет быстро проверить отв...

Прямая и отрезок

Презентация к первому уроку геометрии. Тема урока "Прямая и отрезок"...

Математический диктант №1.Прямая и отрезок.Геометрия 7 класс

Математический диктант - одна из форм быстрой проверки знаний и умений учащихся....