Конспект урока в 5 классе Прямоугольник. Ось симметрии
план-конспект урока по математике (5 класс)

Подробный конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Прямоугольник. Ось симметрии фигуры.

Цель: создание  условий для формирования понятия «симметрия», умений определять и моделировать  симметричные фигуры

Предмет: математика                  

Класс: 5б                    

Тип урока: урок – изучение нового материала

Учитель: Астахова А.Г.

Целеполагание для ученика:

  1. Узнать, что такое симметрия.
  2. Извлечь информацию  об осевой симметрии.
  3. Наблюдать за симметричными фигурами в окружающем нас мире.
  4. Научиться строить  и находить ось симметрии фигуры.

Целеполагание для учителя (управленческие задачи)

  1. Предметные: закрепить навыки распознавания, построения прямоугольника и квадрата, нахождение их периметров, научить учащихся находить на рисунках фигуры, имеющие ось симметрии, и в окружающем мире объекты, имеющие ось симметрии.
  2. Личностные: формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,
  3. Метапредметные: развивать познавательный интерес к математике, умение использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Планируемый результат:        

Личностные: осознание симметричности предметов в пространстве.

Познавательные: осмысление понятия «симметрия» на предметно-конкретном уровне.

Коммуникативные: выполнение осознанных речевых действий с использованием математических терминов, работать в парах.

Опорные понятия, термины: периметр, треугольник, прямоугольник, квадрат, многоугольник.        

Новые понятия, термины: симметрия, ось симметрии.

Образовательные ресурсы: учебники, мультимедийная презентация, раздаточный материал, магниты.

Ход урока.

1.Огр.момент  (2 мин)

Приветствие

Эпиграф урока
«О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…».

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня я шла на работу и наблюдала за природой. Первый снег, легкий морозец. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

Учитель: Садитесь ребята. Открываем тетрадь и записываем число и классная работа.

У каждого из вас имеется дневник ученика, в котором вы сегодня будете выставлять баллы и в конце урока поставите себе оценки.

2. Повторение (3 минуты)

Учитель: Посмотрите на экран, какое задание я предлагаю вам сейчас?

           

Ученики предлагают свои ответ, и придя к правильному, выполняют  в тетрадях.

Учитель: Найти периметр фигуры. Выберите рисунок по уровню сложности.

Учитель: предлагаю желающим выйти к доске и написать решение для самопроверки.

Ученики поднимают руки, кого вызвал учитель выходит к доске и пишет решение, остальные проверяют и в дневнике ученика выставляют за правильное решение - 2 -3 балла.

3. Актуализация знаний. Постановка целей урока  (4 мин).

Учитель: Ребята посмотрите на доску и назовите геометрические фигуры, изображённые на доске и дайте определения:

Луч – фигура, имеющая начало, но не имеющая конца.

Отрезок – фигура, имеющая начало и конец.

Угол – фигура, образованная двумя лучами, имеющие общее начало, вершину угла.

Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.

Учитель: Отлично! Посмотрите на следующий слайд. Что вам предлагается сделать? (Отгадать ребус)

img1 Симметрия

Учитель: Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Какая цель урока?

Какие задачи мы ставим себе на урок?

Дети отвечают на вопросы учителя. Ученики не могут точно сформулировать тему.

Учитель: К более точной формулировке темы мы придём, выполнив некоторые задания.

4. «Открытие»  нового знания  (10 мин)

Учитель: «Симметрия есть идея, с помощью которой человек пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство» немецкий математик Г.Вейль.

Учащиеся осмысливают сказанное.

Эксперимент (работа в группе).  

Помощник раздает конверты, в конвертах заготовки.

Ученики работают по группам. Каждая группа выполняет свое задание. После выполнения, один ученик выходит к доске, и рассказывает результат эксперимента и объясняет.  

1 конверт: в конверте лист бумаги с фигурой, ножницы.

*перегиб листа, вырезание нарисованной на одной стороне фигуры треугольника;

*разглаживание линии сгиба и демонстрация всем, что получилось

*как расположились  фигуры относительно линии сгиба (симметрично)

*как называется линия перегиба (линия симметрии)

1 конверт: Определение. Существует прямая, проходящая, через середины противоположных сторон прямоугольника. Такая прямая называется осью симметрии фигуры. Если свернуть фигуру пополам и она совпадет при наложении, такая прямая называется осью симметрии фигуры.

     В конверте: квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник,  круг.

  *сколько осей симметрии у прямоугольника? 2

  *сколько осей симметрии у квадрата? 4

  *сколько осей симметрии у равностороннего треугольник? 3

  1 конверт: Какие картинки имеют симметрию? (необходимо разбить на группы и объяснить, почему так разбили).

После ответов каждый выставляет баллы в дневник ученика. 

5. Постановка темы урока (1 минута) 

Учитель: Предлагаю вам ребята, опираясь на полученные знания, вывести тему урока.

6. Первичное закрепление нового материала. (7 минут)

Работа в тетради – я познаю новое 

1)Начертить прямоугольник со сторонами 4 и 6 см,

2) Начертить квадрат со стороной 5 см,

3) Треугольник, где две стороны равны по 6 см и указать на фигурах оси симметрии.

Работаю в тетрадях, по одному учащемуся работают на доске.

7.Физминутка (1 минута)

8. Закрепление полученных знаний (8 минут)

Я могу - работа с учебником - взаимопроверка

№364 (начертить и ответить)

№367

Ученики работают в тетрадях.

После выполнения каждого задания, производится взаимопроверка (в парах).

9. Задача от мудрой совы  (3 минуты)

Учитель: Предлагаю вам ребята решить задачу от мудрой совы, тем самым заработать 5 баллов и повысить оценку за урок.

Задача: Рост Буратино-1 метр, длина его носа раньше была 9 см.Каждый раз, когда Буратино врал, длина его носа удваивалась. Как только нос стал длиннее самого Буратино, тот перестал врать. Сколько раз Буратино соврал?(4раза)

10.Домашнее задание (1 минута).

1) Параграф 15, №373, 382;

2) Найти оси симметрии фигур на карточках;

3) Найти высказывания выдающихся людей о симметрии.

10.Итоги урока (2 минуты).

Учитель: Что сегодня нового вы узнали?

Достигли мы поставленной цели?

Учитель: Предлагаю выставить оценки, передать дневники мне.

11. Рефлексия   (3 минуты)

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я попробую….

Меня удивило…  

Мне захотелось…

Учитель: Оцените себя на лестнице успеха (цветные карточки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Прямоугольник, ромб, квадрат". геометрия 8 класс

Урок проводится с использованием эвристического метода...

Конспект урока по математике на тему "Симметрия".

Конспект урока разработан для учащихся школ 8 вида с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ....

конспект урока на тему прямоугольник 8 класс

Содержит конспект урока по геометрии 8 класс учебник Атанасян на тему "Прямоугольник" и презентацию....

Конспект урока по теме " Прямоугольники"(Сфера)

Урок разработан по теме "Прямоугольники"...

План-конспект урока по теме "Прямоугольник" с презентацией

Данный материал можно использовать при объяснении нового материала по учебнику Атанасяна...

Конспект урока по теме "Прямоугольник"

На данном уроке обучающиеся знакомятся с определением прямоугольника, записывают основные понятия, строят прямоугольник по заданным параметрам, вычисляют его периметр и площадь...

Презентация по математике для 5 класса "прямоугольник. Ось симметрии"

Презентация содержин определения и свойства данных объектов...