«Использование краеведческого материала на уроках математики в школе для детей с ОВЗ»
статья по математике (6 класс)

Кувшинова Елена Анатольевна

Краеведение — видение своего родного края. Будь то огромный город или маленькая деревенька, у него обязательно есть своя история. Математика — решение задач. Казалось бы, математика и краеведение не имеют ничего общего. Но, как показывает опыт, большое значение для формирования представлений о Родине, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение на уроках местного краеведческого материала. Математика позволяет сделать доступным для усвоения числовой материал краеведения. В результате у учащихся формируется целостное восприятие окружающего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение — видение своего родного края. Будь то огромный город или маленькая деревенька, у него обязательно есть своя история. Математика — решение задач. Казалось бы, математика и краеведение не имеют ничего общего. Но, как показывает опыт, большое значение для формирования представлений о Родине, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение на уроках местного краеведческого материала. Математика позволяет сделать доступным для усвоения числовой материал краеведения. В результате у учащихся формируется целостное восприятие окружающего мира. Нужно отметить, что ученики всех классов с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.

Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор. На мой взгляд, самой распространенной формой реализации применения краеведческого материала на уроках математики являются задачи и математические диктанты.

Краеведение имеет большое значение в повышении уровня обучения школьников, оно воспитывает у них любовь к родным местам, как части Великой России.

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.

Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.

Использовать задачи с краеведческим содержанием можно на уроках ознакомления, закрепления, применения знаний и умений, проверки и контроля, а так же на комбинированных уроках.

Требования к формулировке задач, составленных на краеведческом материале:

  1. Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес учащихся к математике.
  2. Содержание задачи должно быть кратким, но понятным учащимся. Математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими ее фабулу. Отдельные детали, связанные с композицией задачи, можно выяснить устно.
  3. Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике.
  4. В тексте задачи для записи именованных чисел должны быть использованы только принятые сокращения; следует избегать произвольных сокращений слов.

Работа по составлению задач упрощается в том случае, когда учитель собирает и накапливает разнообразный числовой материал постепенно, что освобождает педагога от необходимости поспешно подбирать данные для задач.

Рассмотрим примеры заданий, использования элементов краеведения на уроках математики.

1. Запишите числа цифрами. Саранск был основан в тысяча шестьсот сорок первом году ( 1641 )году

2. Запишите числа цифрами. Всего в Саранске насчитывается двести восемьдесят четыре улицы (284).

3. Запишите числа цифрами. В Саранске проживает триста восемнадцать тысяч пятьсот семьдесят восемь жителей (318578).

5. Детский поезд « Веселый паровозик » в городском парке культуры и отдыха им. А.С. Пушкина с 1 мая по 30 сентября выполняет всего около 1250 рейсов. Сколько рейсов в день в среднем выполняет этот поезд? (1250 : 123 = 10 р.)

6. Липа живет в лесу до 400 лет, а в городе в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить липа в городе? (160 л)

7. Количество автотранспорта ежегодно увеличивается на 8-9%. В Саранске на начало 2017 года насчитывалось более 350 000 машин, из них 300 000 – легковой автотранспорт. Сколько легковых машин будет в Саратове в 2020 году? (почти 327 000 легковых).

8. Саранский хлебозавод ежедневно выпускает 23 тонны хлебобулочной продукции. Какая эта часть от всей выпускаемой продукции, если ежедневно в магазины поступает 134 тонны хлеба? (почти 1/6).

10.Всего в г.Саранск подается 163,9 млн. куб.м воды, в том числе жителям г.Саранска – 115,4 млн.куб.м, объектам социальной сферы – 11,8 млн.куб.м, промышленности 16,1 млн.куб.м. Сколько млн. куб.м воды составляют неучтенные расходы? (20,6 млн.куб.м – 12,6%).

На уроках математики с использованием материалов, связанных с жизнью родного края, не ставится цель обязательного запоминания учащимися дат и событий. Главное - помочь ребенку понять, что жизнь каждого человека - часть истории, и от него зависит, в каком мире будут жить следующие поколения. Увлечённые изучением родного края дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки. Включение в урок математики элементов краеведения делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. У ученика возникает интерес к учебному предмету.

Реализация принципа краеведения на уроках математики

Систематическое осуществление краеведческого принципа помогает связать теоретические знания и умения. Использование на уроке математики краеведческого материала может способствовать активизации познавательных потребностей детей.  Решение заданий и задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор.

Интеграция краеведения с математикой позволяет интегрировать знания и умения учащихся, полученные ими в школе и семье.  Приведу пример использования на уроках математики материалов,   которые   способствуют   внимательному,   бережному   и   ответственному отношению к тому миру, в котором мы живем. Воспитывая стремление к сохранению и приумножению природных богатств  своей малой Родины предлагаю учащимся следующие задания:

1. Решите задачи:

а) сова уничтожает за год 1000 полевых мышей. Сколько килограмм хлеба сохраняет в год одна сова, если одна полевая мышь в год запасает 1 килограмм зерна?

Дополнительный познавательный материал к задаче. «А знаете ли вы?» Совы - хищные птицы. Охотятся в ночное время, днем стараются сидеть неподвижно. Видят как днем так и ночью. Сова может поворачивать голову на 180 градусов в горизонтальной и 270 градусов в вертикальной плоскости. Сова съедает за ночь 7-8 мышей. Одна совиная семья уничтожает за год до 10000 мышей-полевок, спасая этим до 20 тонн зерна, которые могли бы уничтожить мыши.

Реализуя связь  краеведения с предметом учебного плана математика  можно эффективно повысить  творческую активность, экологическое сознание, а также потребность в познавательной деятельности и активизации учебных знаний учащихся начальной школы.

Материал для составления задач может быть получен не только из краеведческой литературы, но и самими учащимися при изучении объектов природы во время экскурсий. От учителя, его умения и мастерства подобрать примеры из окружающей действительности зависит качество усвоения материала обучающимися. Примеров много: это задачи-расчеты, информация о животном и растительном мире, протяженность территориальных границ, площади территорий, протяженность местных рек  и т.п. – вот неполный перечень краеведческого материала для составления текстов задач.

 Приведу примеры. 

Задача №1. С севера на юг Мордовия простирается на 330 км, а с запада на восток на 575 км. На сколько километров больше простирается республика с запада на восток, чем  с севера на юг? (245 км).

Задача 2. Общая длина границы Мордовии 3500 км. Туристы идут со скоростью 5 км/ч,  в день проходят 8 часов. За сколько дней пройдут  туристы это расстояние?(87,5)

Задача 3. В Мордовии насчитывается более 300 видов птиц.

Среди них встречаются ласточки, воробьи,  жаворонки, сороки, скворцы, и др.  птицы. Ласточка живет – 16 лет, жаворонок -  9 лет, скворец – 20 лет, воробей -13 лет, а сорока  - 45 лет. Вычислите среднюю продолжительность жизни этих птиц.

Таким образом, краеведение является эффективным средством, способствующим формированию знаний учащихся, основанных на восприятии окружающего мира.

Использование краеведческих данных позволяет возвращаться к теме, расширяя круг привлекаемых источников, применяя более сложные приемы и методы исследования.

Использование задач,с применением презентаций.

1. Вес бурого медведя 500 кг. Сколько килограммов весят 2 таких медведя?

2. Если волк голоден, то он способен съесть сразу до 10 кг. мяса. Сколько килограммов мяса съедят 10 голодных волков?

3. Скорость волка в случае опасности 55 км/ч. Сколько километров может пробежать волк с такой же скоростью за 1 час?

4. Одна мышь-полёвка запасает на зиму 800г. Зерна. Сколько зерна уничтожат за зиму 2мыши, 20мышей?

5. Скворец съедает 200 г. насекомых-вредителей в день. Сколько граммов насекомых-вредителей уничтожат за 4 дня 1 скворец, 10 скворцов?

6. Чтобы напоить корову, надо в сутки 50 л. Воды. Сколько литров воды надо запасти в сутки для 10 коров?

7. На год курице требуется 36 кг. зерна. Сколько зерна надо запасти на год 100 кур при такой норме?

8. Корова за сутки съедает 8 кг. сена. Сколько сена надо запасти для коровы на месяц, если считать в месяце 30 дней?

9. Сокол живет 170 лет, а жизнь дрозда в 17 раз короче. Сколько лет живет дрозд?

10.Мама лосиха имеет массу 450 кг, а её лосёнок в 9 раз легче. Чему равна масса лосёнка?

11.Масса ерша 140 г, а масса окуня на 250 г. тяжелее. Какова масса окуня?

12.Дуб живет 600 лет, а тополь 100 лет. Во сколько раз Дуб живет дольше тополя ?

13.Сколько гусениц может уничтожить курица за 16 ч., если известно, что за 1 ч. Она может съесть 100 гусениц?

14.Сосна может прожить 600 лет, ель вдвое дольше, чем сосна, а дуб на 800 лет дольше ели. Сколько лет может прожить дуб?

15.Продолжительность жизни ежа 10 лет, а жизнь зайца на 1/5 этих лет меньше. Чему равна продолжительность жизни зайца?

16.Яйцо гуся имело массу 150 г., а куриное яйцо 60 г. На сколько граммов яйцо гуся тяжелее куриного яйца?

17.Длина взрослой змеи 1м, длина её детёныша 25см. На сколько см подрастает детёныш змеи?

18.Длина щуки 1м, это на 25 см. больше длины леща. Какова длина леща?

К работе по составлению подобных задач можно привлекать самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.


Вывод

Среди всех школьных дисциплин математика занимает особое место. Её не случайно называют гимнастикой ума. Математика учит думать, учит правильно, логически последовательно рассуждать. Решение краеведческих задач на уроках математики не только знакомит учащихся с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения. Составление задач краеведческого содержания мотивирует и активизирует познавательную деятельность школьников по использованию имеющихся знаний на практике. Обеспечивает взаимосвязь, обобщает и систематизирует знания об объектах природы и общества родного края, придает им целостный характер.

Краеведческий материал обогащает содержание урока, делает его материал более убедительным, близким для каждого ученика. Знания о родном крае, полученные человеком в школьные годы, будут востребованы в течении  жизни.

Краеведческий материал можно применять в разных формах и на разных этапах урока:

-в начале урока,

-во вступлении;

-при актуализации знаний;

-при изучении нового материала;

- при закреплении;

-в домашнем задании.

Помимо усиления уровня мотивации учебной деятельности включение в уроки материалов о родном крае имеет и другое значение:

-социализация личности ученика;

-повышение уровня духовно-нравственной культуры;

-воспитание патриотических чувств, любви к "малой родине".

Краеведческие материалы в последнее время активно используются в образовании. В век высоких технологий «краеведческая нить» помогает связать нас с прошлым, увидеть настоящее и осознать будущее. Обучение невозможно без передачи накопленных знаний об окружающей нас действительности.

Список используемой литературы


1.Актуальные проблемы модернизации математического и естественно-научного образования : материалы Второй регион. науч.-методич. конф., г. Балашов, 8 апреля 2011 г. / под общ. ред. О. А. Фурлетовой. — Балашов: Николаев, 2011. — 104 с

2.Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.-23с.

3.Добровольцева З. А., Кириллова С. В. Сборник задач по математике для учащихся 5-6-х классов (задачи с витально-экологическим содержанием). // Учебное пособие. - Н. Новгород, 2004.

3.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.-223с. : ил. – (Работаем по новым стандартам).

4.Михайлов А.В., Шамов Ю.А., Мироненко В.Ф. Экология в цифрах и фактах. Хрестоматия. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. – 171 с.

15.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: методические указания / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. – 48 с. - (Стандарты второго поколения)..

6.Экологическая этика в детском творчестве: концептуальные идеи и методы гуманитарного экологического образования. / Под ред. Вагнер И. В. - Москва, 2008.

                                   Интернет ресурсы:

  1. http://periodika.websib.ru/node/25589
  2. http://genij45.ucoz.com/
  3. http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/voprosy-kraevedeniya-na-urokakh-matematiki
  4. http://saratov.gov.ru/region/pns010112.php
  5. http://www.protown.ru/russia/obl/articles/3846.html
  6. http://www.protown.ru/russia/obl/articles/6106.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EE%EB%FC%F8%EE%E9_%C8%F0%E3%E8%E7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала на уроках географии

В статье описана краеведческая работа на уроках географии (из опыта работы)...

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

Аннотация.        Методическая разработка, представленная Рожковой М.А.,  учителем английского языка ГБОУ  ЦО №162 Кировского района Санкт –Пет...

Использование краеведческого материала на уроках географии

Одним из оптимальных методов обучения учащихся является краеведение. Регионально - национальный компонент преподавания в географии дает возможность исп...

Доклад с презентацией "Использование игровых технологий на уроках математики в школе для детей с нарушением слуха"

В докладе рассказывается как использовать игры в процессе урока математики....

Использование краеведческого материала на уроках математики

 Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

       На современном этапе обучения иностранному языку школьников уже не подвергается сомнению необходимость иноязычного обучения в сопоставлении родной  и иноязычной ...

Использование занимательного материала на уроках математики и во внеклассной работе в школе для детей с ОВЗ

Специальная (коррекционная) школа осуществляет обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Трудности в усвоении учебного материала учащимся коррекционной школы нередко приводит...