Интегрированный урок по математике и химии
план-конспект урока по математике (9 класс)
Разработка конспекта интегрированного урока по математике и химии на тему: "Решение задач на растворы, сплавы и смеси при подготовке к ОГЭ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_matematike_i_himii_rastvory_splavy_i_smesi.docx | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по математике и химии
на тему:
«Решение задач на растворы, сплавы и смеси при подготовке к ОГЭ»
Учитель химии МБОУ Икрянинская СОШ Медведева О.В.
Учитель математики МБОУ Икрянинская СОШ Акмаева Г.Н.
Цель урока:
Повторить алгоритм решения задач на растворы, закрепить практические умения решать задачи, расширить знания учащихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе, определить взаимосвязь двух предметов.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации вещества.
1.1. Формировать практические умения решения задач с использованием аппарата линейных уравнений.
1.2. Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по решению задач на смеси химическими и математическими способами.
Развивающие:
2. Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.
2.1 Развивать практические умения работы с химической посудой и веществами.
2.2 Развивать умение оценивать собственные возможности.
Воспитательные:
3. Сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.
3.1. Воспитывать у учащихся внимательность, умение слушать учителя.
3.2. Учить учащихся самооценке, самоконтролю.
Тип урока:
Интегрированный урок
Вид урока: урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке), урок практических работ, устная форма проверки, письменная проверка
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод, проблемное изложение изучаемого материала, частично-поисковый, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Ход урока.
1этап. Организационный момент
(Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.)
Учитель математики: Здравствуйте, ребята! Две науки – математика и химия призваны сегодня на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач, встречающихся в КИМ различного уровня: от тематического зачета до ОГЭ и ЕГЭ в химии и математике.
Учитель химии: Здравствуйте! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии. Запишите число в тетрадях.
Учитель математики: А чтобы сформулировать тему урока, давайте решим такую задачу: Бабушка внукам на завтрак приготовила чай, один попросил положить в стакан 2 чайные ложки сахара, а второй – 2 кусочка сахара-рафинада. Определите, не пробуя на вкус, в каком стакане чай слаще? (учитель химии чтение задачи сопровождает показом)
Учитель химии: ребята, скажите, пожалуйста, что сейчас находится в этих двух стаканах с химической точки зрения? Одинакова ли концентрация полученных растворов? А как рассчитать массовую долю растворенных веществ в растворе?
2этап. Актуализация.
Учитель химии: (Вызывает 1 учащегося) Налейте в 2-а химических стакана воду, добавьте в оба одинаковое количество сульфата меди. Что получилось? (Растворы). Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества). А теперь добавьте в один из стаканов ещё немного сульфата меди. Что стало с окраской раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещества).
Учитель математики: А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества.
Итак, тема нашего урока «Растворы . Решение задач на растворы, сплавы и смеси»
Девизом нашего урока будут слова французского писателя, поэта Антуана де Сент-Экзюпери: «Только из союза работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи». И вы ребята будете работать в парах и помогать друг другу, используя знания химии и математики. И с Ольгой Валериевной сегодня мы работаем вместе.
Учитель химии: А теперь давайте вспомним необходимые определения, формулы, все, что мы знаем по этой теме
Приглашаются двое учащихся для решения задач у доски по карточкам (задачи на слайде при проверке)
Задача №1
В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли (ϸ= 1 г/мл), который называется физиологическим раствором.
Задание: Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 300 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор? (Ответ: Растворить 2.5 г соли в 297,5 мл воды.)
Задача №2
В середине марта, т.е. за месяц до посева, начинают готовить семена огурцов. Их подвешивают для прогревания над батареей. Затем на 10 мин. помещают в раствор поваренной соли NaCl с массовой долей 0,05 или 5%. Для посева отбирают лишь потонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Кстати, обработка раствором соли не только помогает отобрать полноценные семена, но и удаляет с их поверхности возбудителей заболеваний.
Задание: Как приготовить 80 г такого раствора?
Два ученика на месте индивидуально решают задачи
Задача1 Бабушка внукам на завтрак приготовила чай, один попросил положить в стакан объёмом 200г 2ч. ложки сахара (1ч.л. содержит 12,5г сахара), а второй – 2 кусочка сахара-рафинада (1 кусочек имеет массу 5,6г). Определите, не пробуя на вкус, в каком стакане чай слаще?
Задача2 Навеску соли массой 15 г растворили в 185 г воды. Затем к полученному раствору добавили еще 5 г этой же соли. Определите массовую долю растворенного вещества в исходном и вновь полученном растворах.
Учитель математики
- На ваших столах имеется поле для лото с вопросами, отдельно есть фишки с правильными и неправильными ответами. Ваша задача в течении 5 мин заполнить поля.
Для проверки переверните ваши фишки, у каждой пары должны получится слова. Назовите их.
Переведите в проценты 1,03 | Какая формула позволяет вычислить массу раствора | Переведите в десятичную дробь 40% |
Какая формула позволяет вычислить концентрацию вещества в растворе | Переведите в проценты 0, 04 | Какая формула позволяет вычислить массу вещества в растворе |
Раствор состоит из | Смесь, в состав которой не входит вода | Сколько глюкозы содержится в 100 г 3% раствора глюкозы |
103 | mр-ра=mв-ва • ω | 0,4 |
ω =mв-ваmр-ра | 4 | mв-ва= ω • mр-ра |
Вещество+растворитель | Бензин | 3 |
м | о | л |
о | д | ц |
ы | ; | ) |
3.Этап. Основной.
Учитель математики. Ребята, обратите внимание, каким способом были решены задачи у доски? Математическим или химическим?
Какое правило на проценты вы применили при решении этой задачи? (Правило нахождения процента от числа.)
– Как видите, задачи, которые вы встречаете на химии, можно решать на уроках математики без применения химических формул и наоборот, задачи по химии можно решать, используя математические методы.
Ответить на вопросы задач по экспериментам с сахаром и сульфатом меди.
Учитель химии: Рассмотрим известный всем раствор – это уксусная кислота. Разбавленный (6-10%) раствор уксусной кислоты под названием «столовый уксус» используется для приготовления майонеза, маринадов и т.д. Уксусная эссенция 80% раствор. Ее нельзя применять без разбавления для приготовления пищевых продуктов. «Столовый уксус», используют для приготовления маринадов, майонеза, салатов и других пищевых продуктов. Очень часто при приготовлении блюд под руками оказывается уксусная эссенция. Как из нее получить столовый уксус. Поможет следующая задача. А как вы её решите, выберите сами.
Задача 1. Какое количество воды нужно добавить к 100 г 80%-го раствора уксусной кислоты, чтобы получить столовый уксус (10%-ый раствор уксусной кислоты.) Решите задачу своим способом: химическим или математическим.
Кто каким способом решал задачу? Каким способом было легче? Почему?
Мы повторили простые задачи, а теперь будем решать задачи на смешивания растворов с разной массовой долей, где будут использованы умения решать уравнения и системы уравнений
Решаем эти задачи 2 способами
1) алгебраический способ
2) правило креста (квадрат Пирсона)
Задача 2. При смешивании 10%-го и 30%-го раствора марганцовки получают 200 г 16%-го раствора марганцовки. Сколько граммов каждого раствора взяли?
“Правило креста”
“Правилом креста” называют диагональную схему правила смешения для случаев с двумя растворами.
Слева на концах отрезков записывают исходные массовые доли растворов (обычно слева вверху-большая), на пересечении отрезков - заданная, а справа на их концах записываются разности между исходными и заданной массовыми долями. Получаемые массовые части показывают в каком отношении надо слить исходные растворы.
Учитель математики: А сейчас предлагаю вам решить задачу ОГЭ
Имеются два сосуда, содержащие 30 кг и 42 кг раствора кислоты различной концентрации. Если их слить вместе, то получим раствор, содержащий 40% кислоты. Если же слить равные массы этих растворов, то полученный раствор будет содержать 37 % кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится во втором растворе?
На столе имеется конверт с задачами практического содержания и задачами ОГЭ Необходимо решить одну задачу на выбор: практического содержания – отметка «4», задача ОГЭ – отметка «5».
Задачи практического значения
Задача 1. Человек на 70% состоит из воды. Зная свой вес, вычислите, какова масса воды в вашем организме.
Задача 2. Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько г марганцовки потребуется для приготовления 500 г такого раствора?
Задача 3. Для засолки огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли (хлорида натрия ). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и плесневого грибка. Рассчитайте массу соли и массу воды, необходимые для приготовления 1кг такого раствора?
Задача 4. В бронзе – сплаве меди и олова на долю олова приходится 20%. Сколько весит олово, пошедшее на создание Медного всадника, если масса памятника равна 5 тонн?(1т)
Задача 5. Определите массу золота и серебра в обручальном кольце массой 2 грамма и пробой 5850 ( проба 5850 означает, что золото составляет 58,5%)
Задачи ОГЭ
1.Первый сплав содержит 5% меди, второй – 13% меди. Масса второго сплав больше массы первого на 4 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 10% меди. Найдите массу третьего сплава.
2. Имеются два сосуда, содержащие 40 кг и 20 кг раствора различной концентрации. Если их слить вместе, то получим раствор, содержащий 33% кислоты. Если же слить равные массы этих растворов, то полученный раствор будет содержать 47 % кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом растворе?
Подведение итогов
Учитель химии.
– Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет? (Задачи на растворы.)
– Действительно, во всех задачах фигурируют водные растворы; расчеты связаны с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.
Учитель математики.
– Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет? (Задачи на проценты.)
При решении всех этих задач мы используем правило нахождения процента от числа.
Домашнее задание: задачи из конверта
Рефлексия
Сделаем вывод, что такое раствор? (метод синквейн)
Раствор
Разбавленный, водный
Растворять, смешивать, решать
Растворы широко встречаются в быту.
Смеси
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированныйурок в 9 классе «Великая Отечественная война в произведениях чувашской и русской литератур» (по повести А. Артемьева «Симес ылтан» и рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)
Школа должна формировать у учеников единую картину мира, знания должны быть не в форме рассыпанной мозаики. Каждому учителю-предметнику не просто «наполнять знаниями учащихся, а действительно развиват...