Интегрированный урок по математике и химии
план-конспект урока по математике (9 класс)

Разработка конспекта интегрированного урока  по математике и химии на тему: "Решение задач на растворы, сплавы и смеси при подготовке к ОГЭ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный  урок по математике  и  химии
 на тему: 
«Решение задач на растворы, сплавы и смеси при подготовке к ОГЭ»

Учитель химии МБОУ Икрянинская СОШ Медведева О.В.

Учитель математики МБОУ Икрянинская СОШ Акмаева Г.Н.

Цель урока: 
Повторить алгоритм решения задач на  растворы, закрепить практические умения решать задачи, расширить знания учащихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе, определить взаимосвязь двух предметов.

Задачи урока:

Образовательные:

1.       Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации вещества.

1.1.  Формировать  практические умения решения задач с использованием аппарата линейных уравнений.

1.2.  Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по решению задач на смеси химическими и математическими способами.

Развивающие:

2.       Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.

 2.1  Развивать практические умения работы с химической посудой и веществами.

2.2  Развивать умение оценивать собственные возможности.

Воспитательные:

3.       Сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.

3.1.       Воспитывать  у  учащихся  внимательность, умение слушать учителя.

3.2.      Учить учащихся самооценке, самоконтролю.

Тип урока:
Интегрированный урок

Вид урока: урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке), урок практических работ, устная форма проверки, письменная проверка

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный  метод, проблемное изложение изучаемого материала, частично-поисковый, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Ход урока.

1этап.  Организационный момент

(Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.)

Учитель математики: Здравствуйте, ребята! Две науки – математика и химия призваны сегодня на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач, встречающихся в КИМ различного уровня: от тематического зачета до ОГЭ и ЕГЭ в химии и математике.

Учитель химии: Здравствуйте! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии. Запишите число в тетрадях.

Учитель математики: А  чтобы сформулировать тему урока,  давайте  решим  такую задачу: Бабушка внукам на завтрак приготовила чай, один попросил положить в стакан 2 чайные ложки сахара, а второй – 2 кусочка сахара-рафинада. Определите, не пробуя на вкус, в каком стакане чай слаще? (учитель химии чтение задачи сопровождает показом)

Учитель химии: ребята, скажите, пожалуйста, что сейчас находится в этих двух  стаканах с химической точки зрения? Одинакова ли концентрация полученных растворов? А как рассчитать массовую долю растворенных веществ в растворе?

2этап. Актуализация.

Учитель химии:  (Вызывает 1 учащегося) Налейте в 2-а  химических стакана воду, добавьте в оба одинаковое количество сульфата меди. Что получилось? (Растворы).  Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества). А теперь добавьте в один из стаканов  ещё немного сульфата меди. Что стало с окраской  раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещества).

Учитель математики:  А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества.

Итак, тема нашего урока «Растворы . Решение задач на растворы, сплавы и смеси»

Девизом нашего урока будут слова  французского писателя, поэта Антуана де Сент-Экзюпери: «Только из союза  работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи». И вы ребята будете работать  в парах  и помогать друг другу, используя знания химии и математики.   И с Ольгой Валериевной сегодня мы работаем вместе.  

Учитель химии: А теперь давайте вспомним необходимые определения, формулы, все, что мы знаем по этой теме              

Приглашаются двое учащихся для решения задач у доски по карточкам (задачи на слайде при проверке) 

Задача №1

В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли (ϸ= 1 г/мл), который называется физиологическим раствором.

Задание: Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 300 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор? (Ответ: Растворить 2.5 г соли в 297,5 мл воды.)

Задача №2

В середине марта, т.е. за месяц до посева, начинают готовить семена огурцов. Их подвешивают для прогревания над батареей. Затем на 10 мин. помещают в раствор поваренной соли NaCl с массовой долей 0,05 или 5%. Для посева отбирают лишь потонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Кстати, обработка раствором соли не только помогает отобрать полноценные семена, но и удаляет с их поверхности возбудителей заболеваний.

Задание: Как приготовить 80 г такого раствора?

Два ученика на месте индивидуально решают задачи

Задача1 Бабушка внукам на завтрак приготовила чай, один попросил положить в стакан объёмом 200г  2ч. ложки сахара (1ч.л. содержит 12,5г сахара), а второй – 2 кусочка сахара-рафинада (1 кусочек имеет массу 5,6г). Определите, не пробуя на вкус, в каком стакане чай слаще?

Задача2 Навеску соли массой 15 г растворили в 185 г воды. Затем к полученному раствору добавили еще 5 г этой же соли. Определите массовую долю растворенного вещества в исходном и вновь полученном растворах.  

Учитель математики

- На ваших столах имеется поле для лото с вопросами, отдельно есть фишки с правильными и неправильными ответами. Ваша задача в течении 5 мин заполнить поля.

Для проверки переверните ваши фишки, у каждой пары должны получится слова. Назовите их.

Переведите в проценты

1,03

Какая формула позволяет вычислить массу раствора

Переведите в десятичную дробь

40%

Какая формула позволяет вычислить концентрацию вещества в растворе

Переведите в проценты      0, 04

Какая формула позволяет вычислить массу вещества в растворе

Раствор состоит из

Смесь, в состав которой не входит вода

Сколько глюкозы содержится в 100 г 3% раствора глюкозы

 

103

 mр-ра=mв-ва  ω

0,4

ω =mв-ваhttps://mega-talant.com/uploads/files/565411/98777/104009_html/images/98777.001.pngmр-ра

4

mв-ва= ω  mр-ра

Вещество+растворитель

Бензин

3

 

м

о

л

о

д

ц

ы

;

)

 

3.Этап. Основной.

Учитель математики. Ребята, обратите внимание, каким способом были решены задачи у доски? Математическим или химическим?

Какое правило на проценты вы применили при решении этой задачи? (Правило нахождения процента от числа.)

– Как видите, задачи, которые вы встречаете на химии, можно решать на уроках математики без применения химических формул и наоборот, задачи по химии можно решать, используя математические методы.

Ответить на вопросы задач по экспериментам с сахаром и сульфатом меди. 

Учитель химии: Рассмотрим известный всем раствор – это уксусная кислота. Разбавленный (6-10%) раствор уксусной кислоты под названием «столовый уксус» используется для приготовления майонеза, маринадов и т.д. Уксусная эссенция 80% раствор. Ее нельзя применять без разбавления для приготовления пищевых продуктов. «Столовый уксус», используют для приготовления маринадов, майонеза, салатов и других пищевых продуктов. Очень часто при приготовлении блюд под руками оказывается уксусная эссенция. Как из нее получить столовый уксус. Поможет следующая задача. А как вы её решите, выберите сами.

Задача 1. Какое количество воды нужно добавить к 100 г 80%-го раствора уксусной кислоты, чтобы получить столовый уксус (10%-ый раствор уксусной кислоты.) Решите задачу своим способом: химическим или математическим.

Кто каким способом решал задачу? Каким способом было легче? Почему?

Мы повторили простые задачи, а теперь будем решать задачи на смешивания растворов с разной массовой долей, где будут использованы умения решать уравнения и системы уравнений

Решаем эти задачи 2 способами

1) алгебраический способ

2) правило креста (квадрат Пирсона)

 Задача 2. При смешивании 10%-го и 30%-го раствора марганцовки получают 200 г 16%-го раствора марганцовки. Сколько граммов  каждого раствора взяли?

“Правило креста”

“Правилом креста” называют диагональную схему правила смешения для случаев с двумя растворами.

Слева на концах отрезков записывают исходные массовые доли растворов (обычно слева вверху-большая), на пересечении отрезков - заданная, а справа на их концах записываются разности между исходными и заданной массовыми долями. Получаемые массовые части показывают в каком отношении надо слить исходные растворы. 

Учитель математики: А сейчас предлагаю вам решить задачу ОГЭ

Имеются два сосуда, содержащие 30 кг и 42 кг раствора кислоты различной концентрации. Если их слить вместе, то получим раствор, содержащий 40% кислоты. Если же слить равные массы этих растворов, то полученный раствор будет содержать 37 % кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится во втором растворе?

         На столе имеется конверт с задачами практического содержания и задачами ОГЭ Необходимо решить одну задачу на выбор: практического содержания –  отметка «4», задача ОГЭ –  отметка «5».

Задачи практического значения

Задача 1. Человек на 70% состоит из воды.  Зная свой вес, вычислите, какова масса воды в вашем организме.

Задача  2.  Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько г марганцовки потребуется для приготовления 500 г такого раствора?

Задача 3.   Для засолки огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли (хлорида натрия ). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и плесневого грибка. Рассчитайте массу соли и массу воды, необходимые для приготовления 1кг такого раствора?

Задача 4. В бронзе – сплаве меди и олова на долю олова приходится 20%. Сколько весит олово, пошедшее на создание Медного всадника, если масса памятника равна 5 тонн?(1т)

Задача 5. Определите массу золота и серебра в обручальном кольце массой 2 грамма и пробой 5850 ( проба 5850 означает, что золото составляет 58,5%)

Задачи ОГЭ

1.Первый сплав содержит 5% меди, второй – 13% меди. Масса второго сплав больше массы первого на 4 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 10% меди. Найдите массу третьего сплава.

2. Имеются два сосуда, содержащие 40 кг и 20 кг раствора различной концентрации. Если их слить вместе, то получим раствор, содержащий 33% кислоты. Если же слить равные массы этих растворов, то полученный раствор будет содержать 47 % кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом  растворе?

Подведение итогов

Учитель химии.

– Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет?  (Задачи на растворы.)

– Действительно, во всех задачах фигурируют водные растворы; расчеты связаны с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.

Учитель математики.

– Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет?  (Задачи на проценты.)

При решении всех этих задач  мы используем правило нахождения процента от числа.

Домашнее задание: задачи из конверта

Рефлексия

Сделаем вывод, что такое раствор? (метод синквейн)

Раствор

Разбавленный, водный

Растворять, смешивать, решать

Растворы широко встречаются в быту.

Смеси


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированныйурок в 9 классе «Великая Отечественная война в произведениях чувашской и русской литератур» (по повести А. Артемьева «Симес ылтан» и рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)

Школа должна формировать у учеников единую картину мира, знания должны быть не в форме рассыпанной мозаики. Каждому учителю-предметнику не просто «наполнять знаниями учащихся, а действительно развиват...