урок математики в 5 классе по теме "Виды углов. Измерение углов"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Белова Татьяна Витальевна

Урок открытыя новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx509.72 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Урок математики  5 класc

Тема урока: Виды углов. Измерение углов.

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Класс: 5

   Цели урока:

Образовательные (формирование познавательных УУД): продолжить знакомство с геометрической фигурой угол, видов углов,  дать понятие градусной меры угла,  познакомить с прибором для измерения углов – транспортиром, учить измерять углы, формировать общее понятие о способе измерения углов транспортиром.

Воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать познавательный интерес и навыки взаимоконтроля, взаимопроверки; развивать коммуникативные способности во время работы.

Развивающие: (формирование регулятивных УУД): развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, эрудицию; работать по алгоритму.

Планируемые результаты: 

предметные: уметь в процессе реальной ситуации измерять углы,  составлять алгоритм действий, рассуждать и делать выводы.

 личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

         метапредметные: умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач; умение работать с учебным математическим текстом; умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; применять приёмы самоконтроля при решении учебных задач.

Оборудование:  Компьютер, рабочие тетради учащихся, комплект транспортиров по числу учащихся в классе,  нелинованный лист с изображением отрезков, модели углов, листки с изображением зданий по числу учеников.

  • ПК, проекционное оборудование, презентация к уроку;
  • Чертёжные инструменты (треугольники, линейки, транспортиры);
  • Конверты с раздаточным материалом.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД  

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада видеть всех вас на занятии. На нашем уроке присутствуют гости, давайте порадуем их хорошими знаниями.

- Все вы, наверняка, любите решать кроссворды?... Поэтому я хочу предложить вам решить небольшой кроссворд. (слайд 2)

- В выделенном столбце получится ключевое слово урока.

Включаются в деловой ритм урока

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Актуализация знаний и умений

1. Угол, стороны которого образуют прямую? (развернутый)

2. Единица измерения угла? (градус)

3. Угол, градусная мера которого меньше 90°? (острый)

4. Геометрическая фигура, образующая сторону угла? (луч)

- Теперь прочтем слово, которое получилось в первом вертикальном столбце? (угол)

- Какую фигуру называют углом? (фигуру, образованную двумя лучами, имеющими общее начало)

- Какие виды углов вы знаете? (развернутый, прямой, острый, тупой)

2) Назовите углы на рисунке Назовите стороны и вершину угла.

Мотивация        

На рисунках изображены два неравных угла и два неравных отрезка.

– Выполните два задания:

1) Определите, какой из двух данных отрезков больше и на сколько?
2) Определите, какой из данных углов больше и на сколько?

2) Определите, какой из данных углов больше и на сколько?

– Сможете ли вы выполнить оба задания полностью?

Каких умений и каких знаний вам не хватает, чтобы выполнить второе задание?

Дети отвечают на вопросы.

Дети предлагают свои версии.

Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания

Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие

Коммуникативные : умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, оформлять свои мысли в устной форме.

Цель урока

Сегодня мы узнаем, в каких единицах измеряются углы, какой инструмент используют для измерения углов. Научимся пользоваться этим инструментом.

Запись темы урока в тетрадь

Регулятивные: видение, постановка, принятие познавательной цели.

Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обратите внимание на доску. Решите примеры устно, отгадайте ребус и запишите в тетрадь ответ.

Итак, возьмите в руки транспортиры. Какие сходства и какие различия имеют транспортир и линейка?

Итак, шкала транспортира. Она расположена на полуокружности и пронумерована от 0 до 180. Бывают шкалы двойные: нумерация идет слева направо и справа налево.

Также есть круглые транспортиры, шкала идет по кругу от 0 до 360, но она также разделена на две полуокружности.

Центр этой полуокружности отмечен на транспортире точкой или черточкой. Найдите на своем транспортире центр и покажите его.

Сколько делений имеет транспортир?

Одно деление транспортира называют градусом. Что еще измеряют в градусах?

Прочтите «математический блокнот» о происхождении слова «градус» на стр. 84 учебника

 Ребята, интересно, а почему и температуру измеряют в градусах, и углы? А термометр совсем не похож на транспортир? Кто хочет подготовить сообщение о том, почему единица измерения углов называется «градус»?

Познакомимся с алгоритмом измерения углов с помощью транспортира.

Прочтите алгоритм измерения углов с помощью транспортира на стр. 85 учебника

У вас на партах лежат транспортиры и модели углов.

Измерьте градусную меру этих углов. Не забудьте контролировать правильность работы с транспортиром с помощью стр. 85 учебника.

Как записать результаты измерений? Смотрим рубрику «записываем решение» стр. 84 учебника.

А теперь мы можем ответить на вопрос: «На сколько один угол больше другого». Сделаем запись. Сравним градусные меры углов и сделаем вывод.

Какова градусная   мера развернутого угла,  прямого угла? Как вы думаете, какие значения может принимать градусная мера острого угла, тупого угла? Проверим правильность ответов с помощью рубрики «Внимание» стр.84 учебника

Решают примеры, отгадывают ребус

Слушают объяснение

Ребята рассматривают транспортиры.

Слушают объяснение

Работа с учебником

Работа с учебником

Измеряют углы.

Работа с учебником

Познавательные : работа с определением и понятиями

Развитие эрудиции, познавательного интереса.

 

Ориентирование в учебнике

Понимание информации, представленной в виде текста.

Формирование метапредметных связей, опора на жизненный опыт учащихся

Анализ речевых конструкций

Работа с алгоритмом

Коммуникативные:

Оформление  своих мыслей  с  использованием символики.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Показать углы

Ученики выполняют упражнения.

Организация первичного закрепления

Практическая работа

1. Измерьте транспортиром углы, изображенные на чертеже.

Запишите вместо точек полученные результаты. Подпишите рядом с каждым углом его вид.

-Где в практической жизни используются углы.

2. Задание с часами

3. Начертите по два разных угла в тетрадях своего соседа. Предложите соседу по парте измерить и указать вид каждого угла. Проверьте, правильно ли он выполнил задание.

Ребята устно определяют,  к какому виду относится каждый угол, подробно поясняя свой ответ.

Отвечают на вопрос

Выполняют измерения, делают записи.

Познавательные: умение использовать полученные знания

Коммуникативные:

Оформление  своих мыслей в устной форме, умение взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи

Личностные: самоопределение, осознание ответственности за работу

Организация первичного контроля

На столе у каждого из вас лежат карточки с рисунками. За 5 минут измерьте и подпишите  величину угла и вид угла на каждом рисунке. Практическая работа (5 мин)

 (По истечении положенного времени проводим взаимопроверку самостоятельной работы с помощью слайда)

Кто справился с работой безошибочно, может поставить себе «5», кто же сделал одну-две ошибки, получает «4».

Выполняют измерения, делают записи.

Взаимопроверка.  Сравнивают результаты. Оценивают успешность своей работы.

Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: самостоятельное выполнение действий по алгоритму

Подведение итогов урока, рефлексия

-Где в практической жизни используются углы.

(Области использования углов. 

Художники, дизайнеры, мастера и архитекторы издавна используют углы для создания иллюзий, акцентов и других эффектов)

 - С помощью какого инструмента измеряют углы?

- В каких единицах измеряют углы?

- Расскажите, как измерить величину угла транспортиром?

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: Структурирование знаний.

Развитие внимания, эстетического вкуса.

         Информация о домашнем задании

Ваше домашнее задание :по Учебнику п. 18, №280,  282

Нарисовать рисунок, в котором используются различные виды углов (см. приложение Д/з)

Проектная работа на 4 дня:

Найти сведения о  происхождения арабских цифр, как они связаны с темой нашего урока, изобразить эти цифры.

 

Рефлексия

Рефлексия (качественная оценка работы класса и отдельных учащихся)

- Ребята заполните БИЛЕТИК на выход

 продолжив предложение «Сегодня на уроке я повторил…., научился…, узнал…., закрепил…»

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений

Приложение

 Д/з

001


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики в 5 классе

Слайд 2

КРОССВОРД З В Е Р Н У Т Ы Й Р А Угол, стороны которого образуют прямую? Г Р А Д Единица измерения угла? У С О С Т Ы Р Й Угол, меньший прямого угла? Л У Ч Геометрическая фигура, образующая сторону угла?

Слайд 3

Назовите углы, изображенные на рисунке C O D M K N A L B S X T Y

Слайд 4

Виды углов. Измерение углов.

Слайд 5

23 + 11 + 47 + 29 т 15 · (2 · 7) с 5 · 3 · 2 · 8 р 17 · 2 + 33 · 2 н 5 · 101 о 4 · 9 · 25 а 123 · 7 – 23 · 7 п 15 + 45 + 44 + 36 и Устно

Слайд 6

Транспортир Шкала Центр полуокружности 1  ( градус)- единица измерения углов. развернутого угла.

Слайд 7

Виды транспортиров

Слайд 8

Алгоритм измерения углов M K N 1. Совместить вершину угла с центром транспортира. 2. Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира ( т. е совместить с 0º). 3. Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона.

Слайд 9

Измерьте углы

Слайд 10

Измерьте углы

Слайд 11

Измерьте углы

Слайд 12

Измерьте углы

Слайд 13

Измерьте углы

Слайд 14

Виды углов Прямой Развернутый L B S X T Y  LBS=90   XTY=180 

Слайд 15

Виды углов Острые –меньше 90 

Слайд 16

Виды углов Тупые –больше 90 , но меньше 18 0 

Слайд 17

Домашнее задание Стр. 86 № 280, 281, 282

Слайд 18

Продолжите предложение «Сегодня на уроке я повторил………., научился………, узнал………., закрепил………»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме:"Виды углов и измерение углов с помощью транспортира"

Цели и задачи: образовательные – формирование умений и навыков применения теоретических знаний при решении задач; развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность, логическое мышление ...

Разработка урока математики 5 кл по теме "Углы. Измерения углов"

Представлен конспект урока математики (5 кла) по теме "Построение и измерение углов", мультимедийная презентация, и самоанализ урока....

Презентация к уроку математики в 5 классе по теме: "Измерение углов.Транспортир."

Презентация к уроку математики в 5 классе.  Авторы учебника – Виленкин Н.Я., Жохов В.И, Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика – 5...

Урок математики в 5 классе по теме "Виды углов. Измерение углов"

Урок математики в 5 классе по теме "Виды углов. Измерение углов". Тип урока: урок  открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.УМК:   Математика. 5 кл, издательство  «В...

Презентация к уроку по математике в 5 классе - "Виды углов. Измерение углов"

Презентация к уроку по математике в 5 классе -  "Виды углов. Измерение углов"...