Дидактическая игра в начальном обучении математике детей с умственной отсталостью
статья по математике

Бабич Татьяна Петровна

Статья об особенностях математического представления у детей с умственной отсталостью и дидактических играх.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бабич Татьяна Петровна

ГБОУ школа №4 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга

Дидактическая игра в начальном обучении математике детей с умственной отсталостью

Особенности математических представлений детей с умственной отсталостью 

Качество педагогических условий в обучении детей существенно влияет на усвоение знаний, продиктованных образовательной программой. Особенно важно учитывать данный аспект при формировании математических представлений умственно отсталого ребенка. Это обусловлено необходимостью специально организованного процесса обучения для детей с недоразвитием интеллекта во всех видах деятельности.

Своевременное коррекционно-развивающее воздействие, является эффективным средством коррекции недостатков познавательной сферы, благодаря которой даже ребенок с умственной отсталостью способен овладеть математическими представлениями.  

Процесс формирования математических представлений должен быть организован поэтапно, при этом должно оказываться коррекционное влияния на функции анализаторов, двигательную сферу, особенности пространственной ориентировки, речевые навыки умственно отсталого ребенка.

У многих детей с недоразвитием интеллекта отмечаются нарушения двигательной сферы, из-за чего у ребенка отмечаются сложности в координации, снижения скорости и ловкости в движениях, значительно замедленно развитие временных и пространственных параметров движений.  

Нарушения координации снижают уровень двигательных возможностей ребенка, что негативно сказывается на формировании и развитии математических представлений о пространстве, величине и количестве. У детей с умственной отсталостью отмечаются нарушения мелкой моторики рук, вследствие чего, у них возникают трудности при хватании и удерживании предметов.  

Формирование геометрических представлений у учащихся с нарушениями интеллекта возможно только на основе воссоздающего воображения.  

Умственно отсталому ребенку часто не удается дифференцировать геометрическую форму по названию, определить ее название, что способствует слабому соотношению их с соответствующими зрительными образами. Успешным для детей с недоразвитием интеллекта является лишь отображение геометрических форм по образцу.

 Из-за подмен абстрактных геометрических образов представлениями о конкретных предметах (прямая линия – палка), младшие школьники не выделяют знакомые формы в окружающих предметах, не овладевают приемами практического получения геометрических фигур.

Сложности возникают у детей с интеллектуальным недоразвитием в процессе счета. При назывании чисел они не всегда соблюдают порядок, пропускают числа, пропуски элементов наблюдаются при пересчете, они могут посчитать один и тот же предмет дважды. Дети с умственной отсталостью часто не могут определить общее количество разнородных предметов, забывают существенные признаки при сравнении.

В пропедевтический период обучения математике в школе первостепенно должны формироваться представления о признаках величины предметов, дети должны научиться различать предметы по тяжести, должны иметь пространственные, количественные представления и понятия, то есть у умственно отсталого ребенка должны быть сформированы понятия о множестве.

Для успешного овладения математическими знаниями в данный период детям необходимо формализованное восприятие математического материала, быстрое и широкое обобщение математических объектов, отношений, действий, мышление свернутыми структурами, быстрая перестройка мыслительного процесса и математической памяти. Эти знания у умственно отсталых детей развиты слабо, что сказывается на успешности обучения математике учащихся. В связи с этим, педагогу необходимо учитывать трудности и особенности овладения детьми математическими знаниями при подготовке к занятию и его проведении.

Трудности в обучении математике младших школьников обусловливаются также косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов.

Дети с интеллектуальным недоразвитием испытывают трудности в решении простых арифметических задач.  Им свойственно фрагментарное восприятие задачи, они не ориентируются в ней, не всегда могут понять ее содержание, не видят зависимость между данными и искомыми величинами.

Дети не анализируют задачу, решая ее по аналогии с другими задачами.  

К моменту изучения чисел у многих обучающихся коррекционной школы не сформировано понятие множества, как следствие - сущности числа и счета, они не могут объединить или разъединить предметы, представленные в задаче.

В значительной степени затрудняют обучение математике бедность словаря, непонимание значения слов и выражений, особенно это проявляется при решении арифметических задач. Дети не понимают скрытых отношений между предметами в задаче, так как эти отношения первоначально рождаются в предметной, предметно-практической и игровой деятельности, которые оказываются недостаточно сформированными.

Умственно отсталым детям не свойственно проявление интереса к выполнению математических заданий.  

Учитывая особенности математических представлений детей с недоразвитием интеллекта, можно прийти к выводу, что для успешного формирования элементарных математических представлений процесс обучения должен быть построен на игровой основе. Как следствие, наиболее продуктивно овладение математическим содержанием происходит при использовании дидактических игр.

Дидактическая игра в обучении математике младших школьников

Педагогический замысел каждого игрового занятия по обучению математике должен быть направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Ребенка же в участии в занятии стимулирует желание играть.  

Отмечая значимость дидактических игр в процессе обучения математике, следует заметить, что они могут проводиться на специально организованных групповых и индивидуальных занятиях, в совместной деятельности детей и взрослых. Активное, методически обоснованное применение дидактических игр с математическим содержанием формирует элементарные математические представления у детей, способствуя при этом развитию навыков взаимодействия со взрослым, взаимоотношений детей друг с другом в совместных играх.

Дидактическим играм принадлежит особая роль в структуре воспитания школьников. Также они являются средством обучения и развития всех сфер деятельности ребенка. Использование дидактических игр предусмотрено всеми разделами программы, в том числе в обучении младших школьников математике.

Применение данного вида игр способствует высокому уровню усвоения детьми программного материала, повышает эффективность педагогического процесса, развивая память, мыслительные процессы ребенка, оказывая огромное влияние на его умственное развитие. В процессе обучения школьников с умственной отсталостью, необходимо стремится и добиваться того, чтобы активная игра перешла в активное желание учения.

На начальном этапе формирования элементарных математических представлений ребенок должен научиться сравнивать предметы и подбирать их по цвету, форме, величине. соотносить предметы. Для этого предлагаются задания: прокатить мячи через воротца соответствующего размера (большой мяч через большие ворота, маленький через маленькие), собирать пирамидку, чередуя колечки по цвету, собрать пирамидку из колец разного размера в определенной последовательности и другие.

Для развития сообразительности и внимания предлагаются дидактические игры с математическим содержанием, в которых из частей составляют целое — разрезные картинки, кубики. Эти игры учат ребенка сравнивать предметы. Вначале детям даются картинки, разделенные на две, три, четыре части. На картинках должны быть изображены знакомые предметы, животные или растения. Далее могут быть предложены задания с кубиками с сюжетами знакомых сказок. Доступными и интересными для ребенка с умственной отсталостью являются такие игры, как шашки, домино и головоломки. Важно включать в процесс обучения дидактические игры, связанные с началом обучения счету.

В дальнейшей работе необходимо учитывать имеющиеся возрастные особенности и возможности ребенка с умственной отсталостью, для этого к использованию допускается лишь тот дидактический материал, который доступен ребенку по математическому содержанию.

Все дидактические игры в обучении математике систематизированы и условно делятся на несколько групп. Первая группа включает в себя игры с цифрами и числами, вторая группа – это игры - путешествия во времени, немаловажной является группа игр на ориентировку в пространстве, четвертая - игры с геометрическими фигурами, последней выделена группа игр на развитие логического мышления.

Дидактические игры с математическим содержанием способствуют закреплению знаний детей о прямом и обратном счете, ребенок успешнее овладевает умением правильного употребления количественных и порядковых числительных, навыком преобразования равенства в неравенство и наоборот.  

Для знакомства детей с числами первого десятка, формированию умения свободно ими оперировать, сопровождая действия словесно могут быть предложены такие игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей».

Для развития внимания учащихся, памяти и мышления могут использоваться игры: «Задумай число», «Как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Какой игрушки не стало?».

Для отработки навыков прямого и обратного счета, усвоения порядка следования числового ряда разработана игра «Считай, не ошибись».

        Возможность закрепить навык порядкового счета также помогают таблицы с героями из сказок «Репка», «Теремок». Ребенку задаются вопросы о том, кто будет первым, кто идет второй, какая по счету была Жучка? и другие.

Школьнику важно знать название дней недели, месяцев, и их последовательность. Формирование данных знаний возможно осуществить, используя дидактические игры «Назови дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год».

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Для овладения детьми пространственными представлениями, их расширения и закрепления включается дидактическая игра «Где зазвонил колокольчик?». Ребенок указывает на источник звука, используя слова слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, ориентируясь в пространстве помещения для игры.   Также способствуют развитию пространственной ориентировке у детей такие игры как «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник» и другие.

Включение в процесс обучения математике игр «Лото», «Геометрическая мозаика», «Сложи картинку из фигур» способствуют закреплению знаний о геометрических фигурах.

Составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур по образцу или по собственному замыслу успешно выполняется детьми, они радуются своему результату, желая выполнять задание снова и еще лучше. Такими дидактическими играми могут стать: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра» и другие.

Таким образам, использование в дидактических играх математического содержания способствует развитию всех сфер деятельности ребенка, обеспечивает более успешное формирование математических представлений у дошкольников и младших школьников с недоразвитием интеллекта. Игра располагает детей к процессу обучения, позволяя педагогу воздействовать на особенности математических представлений учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Дидактическая игра является одной из наиболее доступных для ребенка  форм обучения, являясь важным компонентом образовательного процесса. Эта обоснованность продиктована задачами обучения младших школьников. Образовательное учреждение для детей с умственной отсталостью должно сформировать навыки умственной работы, дать определенный уровень знаний с возможностью применения этих знаний детьми активно и самостоятельно в различных условиях без помощи взрослого.

Активно дидактические игры используются в обучении математике, являясь средством, стимулирующим деятельность ребенка, его интерес к процессу обучения. Благодаря игре повышается работоспособность учащихся, активизируются их мыслительные процессы. Кроме того, в ходе игры у ребенка формируются и в дальнейшем воспитываются лучшие нравственные качества личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с.
  1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.

М.: Школа Пресс, 1994.

  1. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 1985.  
  2. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание / О. С. Газман. - М.: Просвещение, 1988. - 512 с.
  3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых детей. - М.: Бук-Мастер, 1993.  
  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М.:

Владос, 2001 – 208 с.

  1. Коновалова О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.).

— Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 35-36.

  1. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада /Под ред. Т. А. Марковой. — М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
  2. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Под ред. С.Л. Новоселовой. – 4-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1985.
  3. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. Кн. для воспитателя. Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1984.— 176 с.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л.Рубинштейн. - СПб., 1998 с. 248
  5. Смоленцова Н.А. Роль логично-дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений. – М.: Просвещение, 1987.
  6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.
  7. Тагирова Е. Ф. Дидактические игры как средство повышения интереса учащихся к математике. Стерлитамакский филиал БашГУ
  8. Трошин П. Л. Методы формирования нравственности у детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 54-58.
  9. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск, 1976.
  10. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А. В. Запорожца. – М.:

Просвещение, 1976.

  1. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003 - 519 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения изодеятельности детей с умственной отсталостью посредством игровых методов и приемов

Необходимость использования игры в обучении детей с проблемами в развитии – истина неоспоримая. Учащиеся младшего школьного возраста легче обучаются «играючи».   При постро...

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В данной статье рассмотрены основы организации современного урока музыки с учащимися младшего школьного возраста ГБОУ «СКОШ № 3 VIII вида»....

Обучение биологии детей с умственной отсталостью в условиях инклюзивного образования (на примере развивающих дидактических игр)

Аннотация. Статья посвящена обучению умственно отсталых детей на уроках биологии с помощью развивающих дидактических игр. Рассмотрены основные регламентирующие документы, на которые должен обратить вн...

Дополнительная общеобразовательная программа по подготовке к обучению грамоте детей с умственной отсталостью "Грамотейка"

Программа кружковой работы учителя-логопеда с детьми к подготовительной к школе группы с системным недоразвитием речи легкой степени...

Приемы и методы обучения математике детей с умственной отсталостью.

В реальной педагогической практике учителю часто приходится работать с особенными детьми, обучающимися в условиях обычной школы.Каждый урок приходится решать одну и ту же задачу: как сделать изучаемый...