Знакомство с геометрией
рабочая программа по математике

Парунина Ирина Михайловна

Внеурочная программа для 5-6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_5-6_klass_znakomstvo_s_geometriey.docx44.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10» города Когалыма
(МАОУ «СОШ №10»)

Принята на заседании методического совета
от «31» августа 2020 года

Утверждено
Директор МАОУ «СОШ №10»

_________________ Антонов А.В.

«___» _______________ 2020 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                Тематическая                                                

(тип программы: комплексная/тематическая)

Знакомство с геометрией

 (наименование)

                                1 год (35 часов, 1 час в неделю)                                        

(срок реализации программы)

                                        11-12 лет, 5-6 класс                                                

(возраст обучающихся)

                                Составитель:Парунина И.М.                                

(Ф.И.О. учителя, составителя)

г. Когалым

2020


1. Пояснительная записка

Правовое обоснование:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012г. №413)

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным  программам – программам начального общего, основного  общего  и среднего  общего образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1015)

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14)

           Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5-6 классов и реализуется согласно учебному плану из расчета 1 ч в неделю, всего 35 часов.

         Направление развития личности: общеинтеллектуальное.

Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью: учащиеся должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности и пространственное воображение. Согласно ФГОС важность внеурочной деятельности в настоящее время, значительно возросла. Внеурочная деятельность стала обязательным компонентом основной образовательной программы основного общего образования. Данная программа своим содержанием привлечет внимание обучающихся. Благодаря ей геометрия для детей не будет представляться чем-то абстрактным. Для них будет понятен вопрос: «Для чего нужно изучать геометрию». Увидят связь предмета с реальной жизнью. В программе предусмотрены задания с практическим содержанием В ходе усвоения программы у детей возрастает интерес к математике, формируются связи полученных знаний с ситуациями из повседневной жизни. Программа позволяет ознакомиться со многими важнейшими вопросами математики на данном этапе обучения, расширить представление о геометрии как науке. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Программа способствует развитию предметных, метапредметных, коммуника-тивных и личностных универсальных учебных действий

Цели:

создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность, изучение способов решения задач и применение знаний на практике и в жизни.

Задачи:

-  Усвоить геометрическую терминологию;

-  Уметь сравнивать и измерять геометрические величины;

- Осмысленно запоминать и воспроизводить определения и свойства геометрических фигур;

- Наблюдать геометрические формы в окружающих предметах и формировать абстрактные геометрические фигуры исходя из опыта наблюдений;

-  Приобретать навыки работы с различными чертежными инструментами;

-  Формировать потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;

-  Развивать познавательный интерес.

Средства и методы достижения цели

Планируется использование следующих технологий.

Технология проблемного обучения; коллективного способа обучения; индивидуального обучения; развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности; поэтапного формирования

умственных действий; уровневой дифференциации.

Формы контроля

- самоконтроль

- опрос

-лабораторная работа

- защита проекта.

    Программа внеурочной деятельности предполагает следующие формы работы с обучающимися:

  • мини-лекции, беседы;
  • экскурсии и практические работы;
  • творческие и исследовательские работы;
  • лабораторные работы

Срок реализации программы: 1 год.

Объем часов: 35часов

Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа: 11-12 лет, 5-6 класс.

Формы организации учебного процесса:

Программа включает в себя две части: лекционную и практическую. Теоретическая часть организована в форме небольших лекций. Лекции проводятся с обязательной иллюстрацией всевозможных графиков. Практическая часть – в форме самостоятельных заданий и творческих работ. В ходе выполнения индивидуальных работ, учитель консультирует учащихся и при необходимости оказывает им помощь.

2. Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формируемые УУД

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Геометрические фигуры на плоскости (12часов)

1.1 История возникновения и развития геометрии

1

1

Ознакомить с новым разделом математики «Геометрия», знать виды углов и их свойства, применять эти свойства при решении задач.

Формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Оценивать правильность выполнение учебной задачи.

1.2. Точка, линия, прямая.

1

1

1.3. Виды углов, измерение углов.

2

1

1

1.4 Биссектриса угла.

1

1

1.5 Смежные углы

1

1

1.6 Вертикальные углы

1

1

1.7 Практическая  работа № 1

1

1

1.8. Окружность. Круг.

1

1

1.9.Геометрическое кружево

1

1

1.10. Треугольники.

1

1

1.11. Практическая  работа № 2

1

1

Раздел 2. Симметрия. Движения фигур (12 часов)

2.1. Осевая симметрия.

3

1

2

Решать различные задачи по симметрии и движению фигур. Владеть общим приемом решения задач, ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Оценивать правильность выполнение учебной задачи.

2.2. Центральная симметрия.

3

1

2

2.3. Симметрия вокруг нас.

1

1

2.4. Поворот.

2

1

1

2.5. Параллельный перенос.

2

1

1

2.6. Практическая  работа № 3.

1

1

Раздел 3. Геометрия в творчестве.(8 часов)

3.1 Рисование плоских фигур.

2

2

Уметь изображать плоские фигуры различной степени сложности. Создавать из них композиции. Формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Оценивать правильность выполнение учебной задачи.

3.2. Создание композиций из плоских фигур.

3

1

2

3.3. Графический диктант

2

1

1

3.4. Практическая  работа № 4.

1

1

Раздел 4. Защита проектов (3 часа)

Сформулировать проблему и найти способы ее решения.

Формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Оценивать правильность выполнение учебной задачи.

5.1. Геометрия в народном творчестве.

1

5.2. Геометрические сказки.

1

5.3. Геометрия в архитектуре и искусстве.

1

ВСЕГО

35

9

26

                  3. Содержание программы «Знакомство с геометрией.»

Для организации и проведения занятий используются современные учебные материалы в виде цифровых образовательных ресурсов

Раздел 1. Геометрические фигуры на плоскости.

Тема 1.1. История возникновения и развития геометрии.

Тема 1.2. Точка, линия, прямая.

Тема 1.3. Виды углов, измерение углов.

Тема 1.4. Биссектриса угла

Тема 1.5. Смежные углы.

Тема 1.6. Вертикальные углы

Тема 1.7. Практическая работа № 1

Тема 1.8. Окружность. Круг.

Тема 1.9. Геометрическое кружево.

Тема 1.10. Треугольники.

Тема 1.11. Практическая работа № 2

Раздел 2. Симметрия. Движения фигур.

Тема 2.1. Осевая симметрия.

Тема 2.2. Центральная симметрия.

Тема 2.3. Симметрия вокруг нас.

Тема 2.4. Поворот.

Тема 2.5. Параллельный перенос.

Тема 2.6. Практическая работа № 3.

Раздел 3 Геометрия в творчестве.

Тема 3.1. Рисование плоских фигур

Тема 3.2. Создание композиций из плоских фигур.

Тема 3.3. Графический диктант

Тема 3.4. Практическая работа № 4.

Раздел 4. Защита проектов

Тема 4.1. Геометрия в народном творчестве.

Тема 4.2. Геометрические сказки.

Тема 4.3. Геометрия в архитектуре и искусстве.

4. Предполагаемые результаты реализации программы

В результате реализации данной программы учащиеся должны:

Знать/понимать:

        понятие угла, виды углов, уметь измерять углы.

        Знать свойства смежных и вертикальных углов.

        Знать определение треугольника, виды треугольников.

        Знать осевую и центральную симметрию.

        Знать поворот и параллельный перенос в геометрии.

        Применять теорию в решении задач.

Уметь:

        Решать геометрические задачи применяя свойства определенных фигур.

        Пользоваться циркулем и линейкой при построении.

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

        Выделять геометрические фигуры в окружающем нас мире

        расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;

        участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

        Применять теорию в решении задач

5. Формы и виды контроля

Административной проверки усвоения материала курса не предполагается, соответствующие задачи не будут включаться в административные контрольные работы.

В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как усвоен материал.

В свою очередь учитель проводит лабораторные работы, которые позволят оценить уровень усвоения вопросов курса.

Формой итогового контроля является защита проекта.

6. Методические рекомендации

Работая по данной программе мы должны учитывать, что дети уже в начальной школе познакомились с геометрическими фигурами. Чтобы развить их интерес, нужно провести экскурсию по архитектурным объектам. Заострить их внимание на отдельных элементах, связанных с геометрическими фигурами. При изучении второго раздела, целесообразно сводить детей в лабораторию биологии. На примере чучел бабочек и других насекомых показать симметрию в природе. По завершению программы предло-жить детям создать свои проекты.

Примерные темы:

1.        Геометрия в хантыйских узорах

2.        Сочинить геометрическую сказку или герои сказки должны быть геомет-рические фигуры.

3.        Геометрия в природе.

4.        Геометрия в архитектуре.

5.        Нарисовать картину с помощью геометрических фигур

Педагогические технологии, применяемые в работе

Технология проблемного обучения (такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей).

Технология коллективного способа обучения (такая организация занятий, при которой происходит общение учащихся в мини-группах по 2-3 человека, когда каждый учит каждого).

Технология индивидуального обучения (такая организация занятий, при которой происходит как взаимодействие учителя с каждым учащимся, так и взаимодействие каждого учащегося с источниками информации).

Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (такая организация занятий, при которой каждая личность воспринимается непризнанным гением).

Технология поэтапного формирования умственных действий (такая организация занятий, при которой познание нового происходит за несколько этапов).

Технология уровневой дифференциации (такая организация занятий, при которой происходит обучение каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей).

 

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.Учебные и методические пособия

1.        В.В.Выговская «Сборник практических задач по математике 6 класс.» ФГОС.

2.        Э.Г. Гельфман, Геометрия для младших школьников : учеб. пособие / Э. Г. Гельфман [и др.]. – Томск : Томский государственный университет, 2001.

3.        Д.В. Григорьев, Внеурочная деятельность школьников. Методический  конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

4.        А.В. Шевкин «Текстовые задачи по математике 5-6 кл.», ФГОС

5.        В.А. Панчищина,. Наглядная геометрия 5-6. Рабочие тетрадь. Томск : Томский государственный университет, 2008.

6.        Г.С. Ковалева, Л.О.Рослова Математическая грамотность. Сборник эта-лонных заданий в 2-х частях.

7.        Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

8.        Д.В.Григорьева, П.П.Степанова. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М: Просвещение, 2014 г.

9.        Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 класс. – М: Просвещение, 2010 г.

10.        В.Горский. Примерные программы внеурочной деятельности. Началь-ное и основное общее образование. – М: Просвещение, 2014 г.

2.Технические средства обучения.

Персональный компьютер учителя с  мультимедийным проектором и экраном.

3. Оборудование.

Линейки, треугольники, циркуль.

4.Дидактический материал, периодическая печать.

           


Список интернет-ресурсов

  1. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  2. http://fcior.edu.ru/catalog.page – Федеральный центр электронных образовательных ресурсов.
  3. http://zubrila.net/ – Электронная библиотека .
  4. http://geometry2006.narod.ru/ – сайт «Живая геометрия». Институт новых технологий образования.
  5. https://school-science.ru/2/7/30876
  6. https://vilingstore.net/arhitektura-doma-pamyatniki-zamki/simmetriya-v-arhitekture-garmonichnoe-sochetanie/
  7. https://sprint-olympic.ru/uroki/kulturologi/131736-simmetriia-v-arhitektyre-vidy-primenenie-i-primery-obektov.html
  8. http://wonwilworl.blogspot.com/2014/01/blog-post.html
  9. симметрия в живой природе - Сайт kozelrozel! (jimdofree.com)

.

ЛИСТ
индивидуальных достижений обучающегося _______ класса

                                                                                                        

по внеурочной деятельности «Знакомство с геометрией.»

Вид деятельности.

Месяц

9

10

11

12

1

2

3

4

5

Регулярно посещает занятия.

Старательно и терпеливо выполняет указания учителя.

Адекватно относится к критике со стороны педагога.

Высказывает своё мнение о деятельности товарищей, критически сравнивает свою работу с другими.

Достиг заявленных результатов программы внеурочной деятельности

Высокая мотивация

Проявляет настойчивость в достижении цели.

Применяет методы наблюдения.

Обсуждает проблемные вопросы с учителем.

Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи.

Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся.

Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности;

Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Объясняет свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства.

Вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата проведения

Форма проведения

1

История возникновения и развития геометрии

01.09.2020

Лекция

2

Точка, линия, прямая

08.09.2020

Практическая работа

3

Виды углов, измерение углов.

15.09.2020

Лекция

4

Виды углов, измерение углов..

22.092020

Практическая работа

5

Биссектриса угла.

29.09.2020

Лекция

6

Смежные углы

06.10.2020

Практическая работа

7

Вертикальные углы

13.10.2020

Практическая работа

8

Практическая  работа № 1

20.10.2020

Практическая работа

9

Окружность. Круг.

27.10.2020

Лекция

10

Геометрическое кружево.

03.11.2020

Практическая работа

11

Треугольники.

10.11.2020

Практическая работа

12

Практическая  работа № 2

17.11.2020

Практическая работа

13

Осевая симметрия.

24.11.2020

Лекция

14

Осевая симметрия.

01.12.2020

Практическая, творческая работа

15

Осевая симметрия.

08.12.2020

Практическая, творческая работа

Центральная симметрия.

15.12.2020

Лекция

16

Центральная симметрия.

22.12.2020

Практическая работа

17

Центральная симметрия.

29.12.2020

Практическая работа

18

Симметрия вокруг нас.

12.01.2021

Практическая работа

19

Поворот..

19.01.2021

Лекция

20

Поворот..

26.01.2021

Практическая работа

21

Параллельный перенос.

02.02.2021

Лекция

22

Параллельный перенос.

09.01.2021

Практическая работа

23

Практическая  работа № 3

16.01.2021

Практическая работа

24

Рисование плоских фигур.

23.01.2021

Практическая работа

25

Рисование плоских фигур.

30.01.2021

Практическая работа

26

Создание композиций из плоских фигур.

02.02.2021

Лекция

27

Создание композиций из плоских фигур.

09.02.2021

Практическая работа

28

Создание композиций из плоских фигур.

16.02.2021

Практическая работа

29

Графический диктант

02.03.2021

Лекция

30

Графический диктант

09.03.2021

Практическая работа

31

Практическая  работа № 4.

16.03.2021

Практическая работа

32

Геометрия в народном творчестве.

06.04.2021

Защита проекта

33

Геометрические сказки.

13.04.2021

Защита проекта

34

Геометрия в архитекту-ре и искусстве

20.04.2021

Защита проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с геометрией

Первые уроки по гометрии в 7 классе...

Урок геометрии в 6 классе, посвящённый знакомству с XXII Зимней Олимпиадой.

Урок геометрии в 6 классе, посвящённый знакомству с XXII Зимней Олимпиадой. Тема: Вычисление периметра многоугольника....

Урок по теме "Обработка информации. Знакомство Знакомство с программой Microsoft PowerPoint. Презентация".

Урок по теме "Обработка информации. Знакомство Знакомство с программой Microsoft PowerPoint. Презентация". Учебник Босова Л. Л. (5 класс)...

Интегрированный урок геометрии и технологии.Творческая тема урока: Геометрия лоскута. Тема блока геометрии: Построение правильных многоугольников. Тема блока технологии: Лоскутное шитье. Изготовление шаблонов для раскроя узора «Соты».

Вашему вниманию представлена разработка урока "Геометрия лоскута" (9 класс). На уроке происходит интеграция темы по геоментрии  "Построение правильных многоугольников" и темы ...

Знакомство с геометрией на примере треугольников

В этой работе представлены основные понятия, связанные с треугольниками. Рассмотрены основные классификации треугольников: по величине углов, по числу равных сторон....

Лабораторная работа по геометрии 8 класс "Знакомство с тригонометрическими значениями функции острого угла"

лаботаторная работа по геометрии "Знакомство с тригонометричекими значениями острого угла"...