Программа дополнительного образования Занимательная математика 6 класс
рабочая программа по математике (6 класс)

Математика развивает умственные способности ребенка: анализ, дедукцию, умение прогнозировать. Математические знания улучшают абстрактное мышление, усиливают его быстроту, учат абстрагироваться, концентрироваться и тренируют память. Математика необходима для общего развития детей, поскольку развивает ум ребенка, закладывает основу рационального мышления и интеллектуального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zanimatelnaya_matematika_6_klass.docx38.36 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г.Грязи

Грязинского муниципального района Липецкой области

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №2

протокол от _________№ ______

УТВЕРЖДАЮ:

директор МБОУ СОШ №2

______________О.П.Спесивцева

Приказ от ____________№______

Дополнительная общеразвивающая программа

общеинтеллектуальной направленности

«Математические фокусы»

           

Возраст учащихся: 11-12 лет

Срок реализации программы : 1 год

Составитель:

учитель первой квалификационной категории

Тонких Людмила Николаевна

Грязи-2020 год


I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1 Пояснительная записка

Новизна программы заключается в том, что программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся, обеспечить осмысление математических знаний, их практического значения. Математическое образование не будет представляться им чем-то абстрактным, и все реже будет возникать вопрос: “А зачем нам нужно изучать математику?”

Актуальность программы в том, что программой предусмотрено использование всех заданий исключительно с практическим содержанием (в том числе и задания на смекалку). Освоение программы направлено на побуждение познавательного интереса к математике, установление связи математических знаний с ситуациями из повседневной жизни. Чтобы выполнить задания, ученик должен не только и не столько знать программный материал, сколько уметь делать выводы на основе сравнений, выявлять закономерности, уметь воображать, фантазировать.

 Отличительные особенности программы в следующем: в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.

Целесообразность связана с тем, что данная программа разработана с целью накопления субъектного опыта моделирования ситуаций, в которых предусмотрено применение математических знаний в реальной действительности. Она способствует развитию предметных, метапредметных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, ориентирует ребенка на дальнейшее самоопределение в сфере профессионального предпочтения.

Организация образовательного процесса

Программа ориентирована на возрастную группу детей 11-12 лет, которые проявляют интерес к математике.  

Организация образовательного процесса дополнительной общеразвивающей программы «Математические фокусы» осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ СОШ №2 на 2020-2021учебный год.

        Срок реализации образовательной программы - 1 год. Количество учебных часов:

35 часов, из них теоретических – 17 часов, практических – 18  часов.

Формы обучения и виды занятий:

 Данная программа предусматривает проведения теоретических занятий и практическую деятельность обучающихся.

Теоретические занятия проводятся в виде бесед, лекций, просмотров видеофильмов. Основой изучения теоретических занятий является раскрытие математических понятий, исторический экскурс в математику, а также знакомство с элементами прикладной математики; обобщение взаимосвязи функций, уравнений и неравенств.

Практическая деятельность ориентирует обучающихся на самостоятельное изучение различных способов решения математических задач.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая или индивидуальная;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: практикум, экскурс, конкурс.
  • по дидактической цели: вводное занятие, занятие по изучению и углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, комбинированные формы занятий, занятие - ролевая игра и другие.

Срок освоения программы – 1 год.

Режим занятий.

          Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу согласно расписанию занятий на учебный год. Количество учебных часов в неделю – 1 час.

         

Регламентирование образовательного процесса на день  

Начало занятий 14.00 час,  окончание – 15.00 час, согласно расписания занятий творческих объединений, утверждённого директором.

Продолжительность занятий: 1 час

Наполняемость групп: до 15 человек.

Цель программы: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить в них математические знания.

Внеклассная работа -  одна из эффективных форм математического развития учащихся. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы  только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не только высоким уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и кропотливой «черновой» работой  в различных видах внеурочных занятий. В классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи    «потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку. Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная работа, особенно кружковая работа, помогают решить задачи кружковой работы:

Задачи

обучающие:

  • расширить представление о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту;
  • совершенствовать и углублять знания и умения учащихся с учетом индивидуальной траектории обучения;
  • учить способам поиска цели деятельности, поиска и обработки информации; синтезировать знания.

развивающие:

  • способствовать развитию основных процессов мышления: умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;

воспитательные:

  • воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
  • способствовать формированию осознанных мотивов обучения.

Нормативно-правовые   документы,  на   основе   которых   разработана дополнительная общеразвивающая программа:

  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. «273-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепция развития дополнительного образования (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.14г. № 1726-р);
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г. №497);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 196 от 09 ноября 2018 г.);
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41);
  • Устав МБОУ СОШ №2;
  • Календарный учебный график МБОУ СОШ №2  на 2020-2021учебный год;
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеразвивающих программ МБОУ СОШ №2;
  • Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ СОШ №2.

1.3.Содержание программы

Календарно-тематический план.

№ п/п

Тема

Всего

часов

Количество часов

Дата план

Дата факт

Примечания

Теория

Практика

1.

Значение роли математики в жизни человека.

6

3

3

1 четверть

2.

Знакомство с прикладными математическими дисциплинами.

9

3

6

2 четверть

3.

Систематизация знаний по теме: «Статистика и теория вероятностей».

9

2

7

3 четверть

4.

Знакомство с теорией матричных игр.

4

1

3

5.

Решение задач математических олимпиад .

4

1

3

4 четверть

6.

Защита творческих проектов.

2

-

2

Содержание программы.

Тема 1.  Значение роли математики в жизни человека (6 ч).

  1. Описание действительности с помощью математики. Решение задач практического смысла.
  2. Ознакомление учащихся с понятием чисел-великанов и чисел-малюток. Исследование самого большого и самого маленького числа.
  3. Решение практических задач с использованием стандартного вида числа. Применение на практике чисел-малюток и чисел-великанов.
  4. Рассмотрение роли математики в других науках.  Творческая работа по выявлению связи математики и искусством (музыкой, живописью, скульптурой).
  5. Исторический экскурс на тему: «Как люди научились считать?»
  6. Математическая игра-соревнование: «Великие математики»

Тема 2. Знакомство с прикладными математическими дисциплинами (9 ч).

  1. Изучение основ математической логики. Решение практических задач на тему: «Конъюнкция и дизъюнкция».
  2. Систематизация знаний по теме: «Теория множеств». Исследование связи между математической логикой и теорией множеств.
  3. Решение логических задач. Применение графических иллюстраций при решении заданий на математическую логику.
  4. Изучение метода математической индукции. Применение математической индукции при решении задач.
  5. Знакомство с теорией графов. Решение задач с помощью дерева графов.
  6. Решение задачи о кенигсбергских мостах. Задачи на раскрашивание карт.
  7. Творческая работа по теме: «Исследование свойств графов» с использованием интерактивной доски.
  8. Проведение математической игры « Всё о графах».
  9. Исторический экскурс по теме: «Цифры различных народов». Решение задач  с использованием римских чисел.

Тема 3. Систематизация знаний по теме: «Статистика и теория вероятностей» (9 ч)

  1. Расширение знаний по теме: «Статистическое определение вероятности»
  2. Проведение творческого статистического мини-исследования.
  3. Отработка навыков применения методов комбинаторики. Решение задач с помощью сочетаний, перестановок и размещений.
  4. Исторический экскурс в теорию вероятностей. Практикум по решению старинных вероятностных задач.
  5. Диспут на тему: «Случайные события в нашей жизни и возможность их предсказания». Просмотр видеороликов на эту же тему.
  6. Отработка навыков анализа диаграмм и графиков. Изучение алгоритма построения диаграмм.
  7. Практикум по решению текстовых вероятностных задач.
  8. Исследование связи теории вероятностей и теории множеств. Изучение диаграмм Эйлера.
  9. Математический брейн-ринг: «Теория вероятностей против азартных игр».

Тема 4. Знакомство с теорией матричных игр (4 ч).

  1. Знакомство с понятием матрицы, использование матриц в задачах.
  2. Решение систем уравнений с помощью матриц. Рассмотрение практического применения матриц.
  3. Изучение алгоритма решения матричных игр с выбором выигрышной стратегии.
  4. Блиц-опрос по теме: «Матрица».

Тема 5. Решение задач математических олимпиад  (4 ч).

  1. Рассмотрение и обсуждение основных приемов решения олимпиадных задач.
  2. Решение олимпиадных задач с использованием прикладных дисциплин математики.
  3. Составление и решение арифметических ребусов.
  4. Исторический экскурс: «Появление и развитие календаря».

Тема 6. Защита творческих проектов (2 ч).

  1. Обсуждение проектов, подготовленных учащимися по теме: «Прикладная математика».
  2. Игра – соревнование «Счастливый случай»

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Продолжительность учебного года.

Реализация программы осуществляется на базе МБОУ СОШ №2 г. Грязи, начало занятий – 01.09, окончание – 30.05, включая каникулы и выходные дни.

Продолжительность учебного года – 34 учебные недели.

Количество групп – комплектов.

Количество групп на 2020- 2021 учебный год –1 группа, согласно утверждённой директором педагогической нагрузке.

2.2. Условия реализации программы

Оснащение учебного процесса по данной программе предусматривает проведение занятий в учебных кабинетах, соответствующих нормам СанПина.

Библиотечный фонд:

 научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

 справочная литература (справочники, энциклопедии).

Информационное обеспечение

Одним из средств наглядности при изучении программного материала служит оборудование для мультимедийных демонстраций:

 компьютер,

 медиа проектор,

Доступность сети Интернет  позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Математические фокусы».

2.3. Формы аттестации

 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в формах:

  • аналитическая справка,
  • аналитический материал,
  • грамота,
  • диплом,
  • журнал посещаемости,
  • материал  анкетирования  и  тестирования,  
  • методическая разработка,

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в формах:

  • аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики,
  • аналитическая справка,
  • защита творческих работ,
  • конкурс,
  • контрольная работа,
  • научно-практическая  конференция,
  • открытое занятие,
  • отчёт итоговый.

2.4. Оценочные материалы

Формы контроля

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

1.Методика диагностики структуры учебной мотивации

Цель: выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 9-летнего возраста.

Содержание тест-опросника.

Инструкция.

Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

· верно  – (+ +);

· пожалуй, верно  – (+);

· пожалуй, неверно  – (–);

· неверно  – (– –).

Благодарим за участие в опросе.

1. Изучение данного курса даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

2. Изучаемый курс мне интересен, и я хочу знать по данному курсу как можно больше.

3. В изучении данного курса мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4. Учебные задания по данному курсу мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

5. Трудности, возникающие при изучении данного курса, делают его для меня еще более увлекательным.

6. При изучении данного курса кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному курсу можно было бы не изучать.

8. Если что-то не получается по данному курсу, стараюсь разобраться и дойти до сути.

9. На занятиях по данному курсу у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

11. Материал, изучаемый по данному курсу, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному курсу, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

14. Считаю, что все знания по данному курсу являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

15. Если я плохо подготовлен к занятию, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

16. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным курсом.

17. Данный курс дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

18. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю занятия по данному предмету, то меня это огорчает.

20. Если бы было можно, то я исключил бы данный курс из расписания (учебного плана).

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй неверно; неверно).

Ключ

Да

1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

Нет

3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения курса. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения курса.

2.5. Методическое обеспечение:

Организация учебного процесса по программе осуществляется по очной форме обучения.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:

 Личностно-ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.

 Культурно- ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Методы воспитания:

   Убеждения -предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Слушая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогом своей позиции. Оценивая полученную информацию, учащиеся или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, они формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.  Как приемы убеждения педагог  может использовать : рассказ, беседу, объяснение, диспут.

 Упражнения -обеспечивает вовлечение обучающихся  в систематическую, специально организованную общественно полезную деятельность, способствующую выработке навыков, привычек, культурного поведения, общения в коллективе, качеств прилежания, усидчивости в учебе и труде. 

 Поощрения -возбуждает положительные эмоции, тем самым вселяет уверенность, повышает ответственность, порождает оптимистические настроения и здоровый социально-психологический климат, развивает внутренние творческие силы обучающихся, их позитивную жизненную позицию. 

 Формы  организации  образовательного  процесса:  групповая.

Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны педагога, так и со стороны обучающихся.  Групповая форма работы наиболее целесообразна при проведении практических работ по программе

В основу составления плана работы математического кружка положены следующие принципы:

  • Углубление учебного материала.
  • Привитие у учащихся практических навыков.
  • Сообщение сведений из истории развития математики.
  • Решение примеров и задач на смекалку.
  • Использование занимательной математики.

Планируемые результаты.

  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
  • Решать логические задачи.
  • Работать в коллективе и самостоятельно.
  • Расширить  свой математический кругозор.
  • Пополнить свои математические знания.
  • Научиться работать с дополнительной литературой.

Список литературы

литература для учителя:

1. Н. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М: Просвещение, 2013 г.

2. Ю.Баранова, А.Кисляков и др. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации. М: Просвещение, 2014 г.

3. А.Макеева. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 7-8 классы. – М: Просвещение, 2013 г.

4. С.Третьякова, А.Иванов и др. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа. – М: Просвещение, 2014 г.

5. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред. В.А.Володин. – М.: Авантаж, 2003. – 688с.

6. Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. - М: Аванта +, 1998 г.

7. Энциклопедия для детей. Том 34. Выбор профессии. - М: Мир энциклопедий Аванта + Астрель, 2009 г.

8. Энциклопедия для детей. Том 26. Бизнес. - М: Мир энциклопедий Аванта + Астрель, 2008 г.

9. Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Часть 1. Экономика и политика - М: Мир энциклопедий Аванта + Астрель, 2008 г.

литература  для обучающихся:

  1. Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.
  2. Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс, 2004г.
  3. Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.
  4. Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.
  5. Вопросы внеклассной работы по математике в школе в 5-11классах/ А.П. Подашев.-М.: Просвещение, 1979г.
  6. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя./В.Д.Степанов.-М.: Просвещение,1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Занимательная математика"

Программа "Занимательная математика" разработана для обучения учащихся 5-6 класса в системе дополнительного образования. Основаниа на получении знаний по истории математики, углублении знаний о ...

Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса

Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...

Программа дополнительного образования «Занимательная математика»

Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Математические...

Программа дополнительного образования "Занимательное стихосложение"

Программа дополнительного образования "Занимательное стихосложение"...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Занимательная грамматика»

        Данный  курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные ...

Программа дополнительного образования "Занимательная математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для 5 класса...

Рабочая программа дополнительного образования «Занимательный английский язык» 5 класс

Особенности содержания курса обусловлены возрастной спецификой развития личности школьника. Учёт возрастных особенностей учащихся 5 класса обеспечивается личностно ориентированным и деятельностным под...