УРОК МАТЕМАТИКИ НА БАЗЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ «УЧЕБНО-ПОЛЕВОЙ ЛАГЕРЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИМНАЗИСТОВ»
статья по математике (8 класс)

В данной работе представлен опыт работы учителей математики по формированию метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ОО при проведении практических занятий в учебно-полевом лагере

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx271.91 КБ

Предварительный просмотр:

УДК  372.851 

УРОК МАТЕМАТИКИ НА БАЗЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ «УЧЕБНО-ПОЛЕВОЙ ЛАГЕРЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИМНАЗИСТОВ»

Кочерёшкина Светлана Евгеньевна,

учитель математики

МОУ «Гимназия №1 г. Волоколамска»

Россия, Московская область

E-mаil:svetlana.kocherioschkina@yandex.ru

Аннотация: в данной работе представлен опыт учителей математики по формированию метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО  при проведении практических занятий в учебно-полевом лагере

Abstract: this paper describes the experience of the teachers of mathematics on the formation of metapredmetnyh results in conditions of realization of GEF LLC when carrying out practical exercises in the training field camp

Ключевые слова: экспериментальная площадка, учебно-полевой лагерь, флажков-вешек, планшет, экер.

Keywords: experimental playground and field camp, flags-Pushpins, Tablet, Ecker.

С 2006 года традиционно в мае месяце МОУ «Гимназия №1 г. Волоколамска» проводит уроки в учебно-полевом лагере. Он расположен в 14 км от г. Волоколамска недалеко от д. Шитьково. Место его расположения выбрано не случайно: рядом находится действующее торфопредпритие, в двух километрах – озеро Стекло, не имеющее берегов, в этом же месте берёт начало река Лама,  в трёх км – мемориальный комплекс, посвящённый героям-панфиловцам, защищавшим разъезд Дубосеково.

Каждая параллель выезжает в лагерь на сутки. В лагере хорошо налажена физкультурная, воспитательная и учебная работа. В условиях лагеря проводятся практические работы и экспериментальные исследования. А уже с 2010 года МОУ «Гимназия №1 г. Волоколамска» является опытно-экспериментальной площадкой по реализации программы работы по теме «Организация учебно- воспитательного процесса в природных условиях»Поход 2007 7 А (36)Поход 2007 7 А (78)

Школьное методическое объединение учителей математики ежегодно проводит уроки в учебно-полевом лагере. Одним из самых интересных занятий для учащихся является урок «Геометрический практикум на местности». Практика показывает, что школьники с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания.

УРОК 1

ТЕМА. ПОСТРОЕНИЕ ПРЯМЫХ УГЛОВ НА МЕСТНОСТИ

Форма проведения: практическое занятие.

Оборудование: 6–8 флажков-вешек, бечевка длиной 10–15 м, бечевка такой же длины с узелками, разделяющими ее на 12 равных частей, измерительная рулетка такой же длины, планшет, бланк для записей результатов работы, экер.

Ход занятия

I. Организационный этап 

Учитель проводит инструктаж по правилам поведения и технике безопасности, сообщает тему урока.

II. Мотивация практической деятельности

Рассказ учителя

 Наука геометрия начала развиваться в далекой древности и, как и любая другая наука, возникла из практических потребностей людей. Слово «геометрия» греческого происхождения. Оно обозначает землемерие. Документы, которые сохранились с давних времен, свидетельствуют о том, что геометрия зародилась в древнем Египте более 4000 лет назад. Население Древнего Египта в основном занималось земледелием, но плодородной земли было очень мало, и каждый ее клочок был на учете. Древнегреческий историк Геродот писал: «Сезоострис, египетский фараон, поделил землю, дав каждому египтянину участок по жребию, и брал налог с каждого участка. Случалось, что Нил заливал тот или иной участок; тогда потерпевший обращался к фараону, и тот посылал землемеров, чтобы установить, на сколько уменьшился участок, и соответственно уменьшить налог». Для обновления границ между участками и определения новых нужно было проводить измерительные работы, строить на местности линии, углы, фигуры, уметь вычислять площади. Геометрические знания были нужны не только для измерения земли, но и для нужд архитектуры. Строительство многих древних сооружений требовало достаточно глубоких геометрических знаний. Так, египетские пирамиды и теперь поражают нас совершенством форм и размеров. Знания геометрии и умения применять эти знания на практике полезны в любой профессии. Традиционно построения на местности выполняют геодезисты для съемки плана земельного участка и строители для закладки фундаментов зданий. Для того чтобы построить дом, нужно прежде всего разметить земельный участок прямоугольной формы. Это можно сделать с помощью специального геодезического прибора экера. Слово «экер» происходит от латинского quadrare — «строить квадрат». Самым первым и простейшим экером был «землемерный крест», представлявший собой укрепленный на деревянном шесте горизонтальный деревянный крест с приспособлениями для визирования в перпендикулярных направлениях. Такой прибор, наряду с другими современными устройствами и инструментами, применяют в геодезии и поныне. Для разметки прямоугольного участка (например, для спортивной площадки) можно вместо экера использовать длинную измерительную рулетку или просто бечевку с узелками.

III. Выполнение практических работ 

Практическая работа № 1 «Разметка земельного участка 5 м × 8 м прямоугольной формы» [1, с.34]

Способ построения прямого угла: с помощью экера C:\Users\SEKRET~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image3.jpeg

Рис 1 . Схема построения прямых углов с помощью экера.

1. Определите, где будет находиться одна из сторон участка, отметьте ее длину сигнальными флажками-вешками A и B и натяните между ними бечевку.

2. Установите треногу с экером так, чтобы отвес оказался точно над вешкой A, а направление одного из брусков совпало с направлением бечевки.

3. Провесьте прямую линию по направлению второго бруска и поставьте флажок-вешку C на достаточном расстоянии от A.

 4. Установите треногу с экером над вешкой B так, чтобы направление одного из брусков совпало с направлением бечевки.

5. Провесьте прямую линию по направлению второго бруска и отметьте ее флажком- вешкой D.

 6. Измерьте рулеткой расстояние между A и C, отмерьте отрезок такой же длины от вешки B в направлении вешки D.

7. Поставьте в полученной точке флажок F.

8. Сделайте вывод.

Практическая работа № 2 «Разметка земельного участка 5 м × 8 м прямоугольной формы» [2, с.16]

Способ построения прямых углов: с помощью бечевки с узелками.

Ход работы 

C:\Users\SEKRET~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image4.jpeg

Рис. 2 Схема построения прямых углов с помощью бечевки с узелками

1. Определите, где будет находиться одна из сторон участка, отметьте ее длину (5 м) сигнальными флажками-вешками A и B и натяните между ними шнур.

 2. С помощью бечевки с узелками от вешки A вдоль натянутого шнура отмерьте отрезок длиной 4 узла и отметьте полученную точку вешкой C.

 3. Закрепите концы бечевки на вешках A и C.

 4. Возьмите бечевку на отметке 3 узла и растяните ее (стараясь держать как можно ближе к земле) так, чтобы образовался треугольник. Отметьте вешкой D место образовавшегося угла.  = A _____.

5. Вдоль линии AD рулеткой отмерьте 8 м и поставьте вешку F.

6. Постройте прямой угол с вершиной F, растягивая бечевку с узелками

 (см. п.2–5). Поставьте вешку K.

7. Отмерьте рулеткой вдоль FK 5 м и поставьте вешку M.

8. Дайте ответ на вопрос: почему при таком способе построения получаются прямые углы?

Данные уроки развивают интерес к геометрии и дают возможность, с точки зрения дальнейшей перспективы, применять полученные знания в своей будущей профессии.

Список использованных источников.

1. Чистяков В. Д. Исторические экскурсы на уроках математики в средней школе. — Минск : Народная асвета, 1969.

2. Перельман Я. И. Занимательная геометрия / под редакцией и с дополнениями Б. А. Кордемского. — М.—Л. : Государственное издательство технико- теоретической литературы, 1950.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования креативных способностей у учащихся 7-11 классов в процессе решения эвристических задач.

При обучении математике на решение задач отводится большая часть учебного времени. Однако, к сожалению, в массовой школьной практике решение задач чаще всего рассматривается лишь как средство отработк...

Психолого - педагогические основы формирования умственных способностей школьника

Влияние процесса обучения на становление личности учащегося...

Формирование алгоритмической культуры на уроках математики и во внеурочное время- необходимое условие развития логического мышления и творческих способностей учащихся

Теория алгоритмов – это раздел современной прикладной математики. Умение выделять алгоритмическую суть явлений и строить алгоритмы – очень важно для человека любой профессии.  Понятие...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Летний палаточный лагерь как условие формирования детско-взрослой событийной общности

Цель проекта Разработка, апробация и анализ эффективности модели ценностно-смысловой среды, способствующей  формированию детско-взрослой событийной общности в условиях лагеря.Задачи проекта 1. Оп...

Формирование интеллектуальных качеств у обучающихся на уроках математики на базе технологии уровневого обучения (из опыта работы)

В концепции инновационного развития Чувашской Республики обращается большое внимание на развитие интеллектуального потенциала личности. Формирование интеллектуального потенциала личности начинается в ...