Создание ситуации успеха при изучении математики.
статья по математике

Малиева Виктория Викторовна

Создание ситуации успеха – это метод учебной деятельности, который эффективно повышает активность, интерес, побуждает к более глубокому изучению предмета. Организация уроков, творческих работ учащихся достигается сочетанием индивидуальной парной, групповой работы обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozd_sit_uspeeeeeeeeeee.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

      Создание ситуации успеха при изучении математики.

«Математика — это человеческая деятельность; сравнительная ценность задач и правильный их выбор в математике гораздо более важны, чем способность совершать сложные действия в уме». [13].

          Большинство людей относятся к математике как к трудной, неинтересной и недоступной науке, без которой вполне можно обойтись. Часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие негативное отношение к математике. Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет.[3]. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К.Д. Ушинский. В своем педагогическом сочинении “Труд в его психическом и воспитательном значении” К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться.[6].

В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха .[5].

Ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.  Перед учителем математики стоит задача – управлять учебной деятельностью, чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.[1].

Думаю, каждый педагог хочет добиться того, чтобы каждый его ученик нашел себя в учебе, стал успешным, и понимает, что каждый ребенок индивидуален, у каждого есть свой собственный успех и свои достижения. Наша задача воспитывать у ребенка потребность в достижениях, которая связана с наличием у него адекватной самооценки, упорства, воли, терпения, настойчивости и трудолюбия. И для этого любое достижение ученика должно восприниматься как положительный и значимый результат.

Создание ситуации успеха – это метод учебной деятельности, который эффективно повышает активность, интерес, побуждает к более глубокому изучению предмета. Организация уроков, творческих работ учащихся достигается сочетанием индивидуальной парной, групповой работы обучающихся.[8].

             В моей работе большое и важное место занимает опробование новых методических приемов преподавания математики.  Я стараюсь проводить нестандартные уроки в форме игр, конкурсов.  Задания  к ним разрабатываю  так, чтобы каждый ученик обязательно справился с работой. Обстановка должна вызывать положительные эмоции.  На мой взгляд, урок должен быть, прежде всего, актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.[12].

   Хочу привести несколько методов, которые  можно применить на уроках.

         1.Даю на дом задачу и говорю, что у меня не получается. Если же и у вас не получается – прошу обращаться за помощью к любому, но главное – обязательно попытаться решить задачу. Естественно задача вполне решается, и на следующем уроке у всех радостные лица: масса вариантов решений, много логических подходов.

2.В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они, обычно, слепо копируют его решение. Я начала с того, что многократно показывала детям то, что учитель – обычный человек и может ошибиться. Например, я решаю сама на доске, и ученики прилежно списывают. Допускаю умышленную ошибку.

Естественно при проверке ответ не сходится. Я удивляюсь, делаю вид, что не понимаю, в чем же тут дело. В результате все до единого увлеченно решают самостоятельно данный пример и с восторгом находят ошибку учителя. Они решили проблему, решили увлеченно и самостоятельно. Более того, многократные тренировки такого рода заставляют учеников очень внимательно следить за мыслью и решением учителя и, естественно, за своими записями. Результат – внимательность и заинтересованность на уроках.

Конечно, ученики постепенно начинают разгадывать  хитрость, но игра уже захватывает их самих. В результате математика превращается для них в увлекательную игру, в которой для победы требуется и ум, и смекалка, и смелость, следовательно, - систематичность в подготовке к урокам математики.

3.Каждый учитель знает, что использование элементов истории  при изучении математики повышает интерес учащихся ,имеет большое мировоззренческое и общекультурное значение, может оказать воспитывающее влияние . Исторические сведения  побуждают  каждый раз обосновывать введение того или иного понятия , рассказывая ,какие задачи практики привели к его открытию и как  оно впервые использовалось. Например, при изучении арифметической прогрессии можно рассказать о том, что впервые теоретические сведения, связанные с прогрессиями, встречаются в документах Древней Греции. Уже в V веке до н.э. греки знали следующую прогрессию: 1+3+5+7+….Можно сообщить учащимся, что в те времена еще не существовало привычной нам записи чисел и потому греки записывали цифры с помощью букв своего алфавита, что было неудобно прежде всего для оперирования числами, т.е. сложения , умножения и т.д. Поэтому вполне естественной была мысль изображать числа точками. Изображая каждое слагаемое суммы в углах клеточек в тетради, учащиеся сами выведут формулу: 1+3+5+7+…+(2к-1)=к2, где к – натуральное число.

4. Очевидно, сложность самой математики часто служит оправданием для традиционной позиции учителя, ведь проще подробно объяснить и «нарешать» определенное количество стандартных примеров, чем создать детям условия для самостоятельного изучения нового.
         Еще один метод создания  ситуации успеха - это  создание проблемной ситуации при помощи эксперимента.

«Что означает владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности.»
Л.Пойа.[15].
    В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов.

        Что же наиболее привлекательно  в данном методе?  В  процессе работы над учебным проектом у школьников появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно учителем.  Формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов. Развиваются творческие способности, воображение, фантазия, воспитываются целеустремленность и организованность, предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности. Для этого надо  вовлекать учащихся в самостоятельную творческую работу по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
        Метод позволяет совместно работать с учащимися из разных классов, с родителями, с другими педагогами. Также положительным фактором является то, что проект позволяет увидеть те роли детей и родителей в классе, которые они хотят выполнять. Проект позволяет учащимся реализовывать свои способности.[13].

         Отрицательным моментом для учителя, конечно, является то, что проект требует очень больших временных и энергетических затрат.

 Хоть выйди ты не в белый свет,

 А в поле за околицей,

 Пока идешь за кем-то вслед,

 Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

 И по какой распутице,

 Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)

Приведу  пару примеров проектов, проведенных моими учащимися.

«Хочу все знать!»  (Жесткость фигур).

  «Как-то мой дядя взял меня с собой на стройку. Он строитель. Мне было очень интересно. Мое внимание привлекла крыша. И я спросил у дяди: «Почему форма крыши именно треугольная, а не квадратная?».

Он предложил подумать самому: может для того, чтобы дождь стекал, или снег легче сходил.

             Я оглянулся вокруг. Оказывается вокруг нас много предметов, где есть форма треугольника. Даже на велосипеде, который стоял неподалеку, была треугольная рама.

Меня заинтересовал вопрос, почему именно треугольник используется, а не какая-то другая фигура. И я решил провести исследование по этой теме».

Практическая работа «Длина окружности (Число π )».

Взяли круглый стакан, поставили на лист бумаги и обвели его карандашом. На бумаге получилась окружность, измерили диаметр этой окружности. Далее «опоясали» стакан ниткой, а потом распрямили ее. Понятно, что длина нитки будет приближенно равна длине нарисованной окружности. Измерим длину нитки. Получим длину окружности. Те же операции проделали с банкой и цилиндром. Выяснили,  что для всех окружностей отношение длины окружности к длине ее диаметра является одним и тем же числом. Его обозначают греческой буквой π.  π=3,14  или  π=22:7.

Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.

  Для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем.

         Обучение большинству школьных предметов зачастую сводится к запоминанию и воспроизведению. Одним из сравнительно немногих исключений является математика. Изучение математики предполагает не только запоминание и воспроизведение, но и узнавание («это выражение представляет собой разность квадратов двух функций»), понимание («здесь нужно применить именно эту формулу»), анализ («если правая часть этого уравнения отрицательна, то уравнение не имеет решения») и рефлексию («это неравенство можно решить несколькими способами, воспользуемся самым коротким») .[3].

                Мы вместе с детьми  учимся  строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения. Исследовательскую работу школьников можно  организовать  на уроках и во внеурочной деятельности. Обычно исследовательские задания  предлагают ученикам, проявляющим повышенный интерес к математике. Но считаю, что каждый ученик за время обучения в школе должен приобрести хотя бы скромный опыт  выполнения таких заданий.

Метод проектов позволяет развивать у школьников творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. Эта работа носит индивидуальный характер. Заинтересованность ученика в исследовательской работе во многом зависит от темы, с которой ему предстоит работать. Она должна быть интересной ученику, увлекать его,
соответствовать возрастным особенностям учащегося, быть оригинальной и, желательно, объективно новой .[14 ].

              Научно-исследовательская деятельность для учащегося особенно значима тогда, когда он видит результаты своего труда.[7].  Поэтому учитель должен подумать, где будут выставлены работы его учеников. Конечным результатом работы становятся выступления учащихся на научно-практических конференциях, участие в конкурсах различного уровня.  Например,  мои ученики участвуют  в конкурсе проектных работ «Алые паруса» и в  других Всероссийских и районных конкурсах: «Шаг в будущее», «Математика в различных областях жизни».

        Уже  в  младших  классах  формируется  интерес  к  учебным   предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда,  развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит  не автоматически,  он  связан  с   активизацией   познавательной   деятельности  учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

В своей работе учитель может и должен использовать  методы мотивации.  Выделяют четыре группы методов мотивации:

· эмоциональные (поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания);

· познавательные (опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, "мозговая атака");

· волевые (предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция);

· социальные (развитие желания быть полезным Отечеству, создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование, побуждение подражать сильной личности).

 Очень важно - к каждому ученику учитель относится как к личности, индивидуальности, учащихся выслушивает до конца, уделяя необходимое внимание и время отстающим учащимся.  Употреблять слова "давайте" (решим, повторим, разберёмся и т.д.),  "мы" (выясним, получим ответ и т.п.). Этим учитель привлекает учащихся к совместной работе . Особые, ключевые слова учителя: "очень приятно", "умница", "будь добр", "я вас слушаю". Называя учащихся по именам, учитель чаще всего употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы: Юленька, Наташенька.[8].

Главный  результат создания  ситуации успеха – создание обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленные на то, чтобы ученик обязательно справился с работой. И в завершении цитирую слова Л. Н. Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, а научившись творить, он сумеет самостоятельно приложить эти сведения.[16].

Библиографический список:

 1.Е.П.Ильин “ Мотивация и мотивы” Питер, 2000г.

2.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. –М.: Просвещение, 1990. -97с.

3.Павлова Н.  Любимые уроки математики. –М.: Эксмо, 2003. -64с.

Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е.В. Баранова, М.И. Зайкин // Математика в школе. – 2004. – № 2. – С. 7.

 3.Воронько Т.А. Задачи исследовательского характера / Т.А. Воронько //Математика в школе. – 2004. – № 8. – С. 10-11.

Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989.

4.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.

5.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад. шк., 1988.

6.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика", 1974.

7.Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г.

8.Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] /  Н.В. Басова. - Ростов - на - Дону, 1999, С.111-115.

9.Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования [ Текст]. -  Ростов - на - Дону, 2000. - 352 с.

10.Гин, А. Приемы педагогической техники [Текст]/ «Вита - Пресс». - М.,

1999.- 125 с.

11.Кульневич, С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие [Текст] /  С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина.- Ростов - на- Дону, 2001, - 160 с.

12.Шоган, В.В. Модульная организация педагогической практики [Текст] / В.В. Шоган, Н.Н. Мкртчян, О.В. Третьякова .- Ростов - на -  Дону, 2000, - 175 с.

13. А.К.Звонкин. Малыши и математика.  Издательство Московского института открытого образования . Москва-2006

14. Джонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986

15. Пойа Д.- Математическое открытие(1970).-Наука и образование «Фундаментальные дисциплины»Математика

16.Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Н.В. Вейкшан. – М.: Педагогика, 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание ситуации успеха на уроках математики»

Если ученик в школе не научился сам ничего...

Презентация к выступлению на педсовете: "Создание ситуации успеха на уроках математики"

Презентация к выступлению на педсовете: "Создание ситуации успеха на уроках математики"....

Создание ситуации успеха на уроках математики

Большинство людей относятся к математике как к трудной, неинтересной и недоступной науке, без которой вполне можно обойтись.   Перед учителем математики стоит задача – управлять учебной деят...

Создание ситуации успеха на уроках математики в условиях сельской школы

 Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогает школа. Однако часто приходится слышать от учащи...

Создание ситуации успеха на уроках математики как средство здоровьесбережения личности обучающихся

В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших — это проблема ориентации всей системы образования на здоровье сберегающее обучение и воспитание. Неспроста наш...

Создание ситуации успеха на уроках математики в классах КРО.

Происходящие в обществе процессы (негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации) особенно болезненно сказываются на детях. В последнее время психологи, педагоги и медицинские р...

Создание ситуации успеха при изучении математики

Как создать ситуацию успеха на уроках математики?...