Рабочая программа кружка по математике "Эврика"
рабочая программа по математике (8, 9 класс)

Тябина Елена Николаевна

Рабочая программа кружка "Эврика" расчитана на учащихся 8-9 классов (2 часа в неделю). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_matematike_evrika.docx38.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Принята на заседании

педагогического Совета

Протокол №__________

от «      »_________2021 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №2»

НМР РТ

______________Т.М. Павлова

Приказ №_________________

от «      »______________2021г.

Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа

математической  направленности

«Эврика»

Возраст обучающихся: 15-16 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

учитель математики

первой квалификационной категории

Тябина Елена Николаевна

г. Нижнекамск, 2021г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель программы:

расширить возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей, а также пополнить интеллектуальный багаж школьников.

        

Задачи программы

Обучающие:

  • Развивать познавательный интерес к нестандартным и усложненным задачам, содержание которых выходит за пределы учебника, решение которых требует знания новых методов, новых навыков, новых знаний, не предусматриваемых школьной программой.
  • Формировать навык решения соответствующих задач. Выявлять логико-математические способности.
  • Выявление детей с признаками одаренности и организация индивидуальной работы с ними путем использования олимпиадных заданий по математике.

Развивающие:

  • Развивать личностные свойства: внимание, память, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность. - Формировать потребности в самопознании, саморазвитии. - Развивать умение анализировать, сравнивать_и_обобщать.
  • Развитие пространственного воображения, математических способностей учащихся;  
  • развитие активного познавательного интереса к окружающему миру.

Воспитательные:

  • Формировать глобальное мировоззрение через занятия интегративно-математического_содержания.
  • Формировать личностные компетенции через метапредметное содержание курса и практическую_направленность_занятий_кружка.

   Программа рассчитана на учащихся 14-15 лет, по 2 часа в неделю. Срок реализации программы  1 учебный год.

Ожидаемые результаты реализации программы

Личностные

  • осознание красоты и значимости изучаемого предмета через познание интересных и редких математических фактов;
  • знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
  • умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи;
  • осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
  • установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
  • построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
  • нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе;
  • рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Метапредметные

  • понимание  математической задачи в конспекте проблемной ситуации из окружающей жизни;
  • овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера
  • умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
  • умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
  • умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью конкретных примеров неверные утверждения;
  • умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
  • применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
  • умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

Предметные

  • владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  • владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
  • умение решать логические задачи;
  • умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
  • усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  • умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов; умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи
  • развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, приобретение навыков геометрических построений;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера.

В результате изучения курса ученик научится:

  • анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
  • решать задачи из реальной практики;
  • применять правила устного счета с двузначными  и трехзначными числами;
  • извлекать необходимую информацию из разных источников и осуществлять самоконтроль;
  • строить речевые конструкции;
  • изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и конструировать их
  • выполнять вычисления с реальными данными;
  • выполнять проекты по всем разделам данного курса.

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Из истории математики.

10

5

5

2.

Великие математики.

11

6

5

3.

Из науки о числах.

15

1

14

4.

Логика в математике.

18

5

13

5.

Геометрические головоломки.

12

3

9

6.

Решение занимательных задач.

2

-

2

Итого:

68

20

48

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

Из истории математики

10

1

Становление науки. Когда появилась математика, и что стало причиной ее возникновения?

1

2

Интересные факты из истории математики.

1

3

Занимательные задачи.

1

4

Счет у первобытных людей. Возникновение потребности в счёте. Цифры у разных народов.

1

5

Первые математические открытия. Математическая наука в Вавилоне.

1

6

Греческая математика. Евдокс, Евклид

1

7

Александрийский период.  

1

8

Иероглифическая система древних египтян

1

9

Римские цифры, алфавитные системы. Чтение и запись цифр.

1

10

Старинные задачи, задачи- шутки

1

Великие математики

11

11

Пифагор и его школа.

1

12

Архимед. Труды и открытия Архимеда.

1

13

Закон Архимеда.

1

14

Птолемей, Эратосфен, Гиппарх, Папп,  Диофант. Мухаммед из Хорезма и математика Востока.

1

15

Развитие математики в России.

1

16

Л.Ф.Магницкий и его  «Арифметика».

1

17

Краткое описание жизни Л.Ф.Магницкого.

1

18

«Принцесса науки» С. В. Ковалевская.

1

19

Н. И. Лобачевский – великий реформатор геометрии.

1

20

Доклады о великих математиках.

1

21

Выпуск математической газеты.

1

Из науки о числах

15

22

История развития числа. Арифметика каменного века.

1

23

Открытие нуля. Основные свойства нуля. Нулевое число Фибоначчи.

1

24

Сорок и шестьдесят

1

25

Фигурные числа

1

26

Число Шахрезады.

1

27

Квадрат числа. Квадрат любого числа, состоящего из единиц.

1

28

Математический палиндром.  Получение палиндрома из любого числа.

1

29

Признак делимости на 7, 12, 15, 25, 4, 11.

1

30

Числа счастливые и несчастливые.

1

31

Определение ребуса. Правила шифровки ребусов. Числовые и буквенные ребусы.

1

32

Приемы быстрого счета.

1

33

Числовые головоломки.

1

34

Арифметическая викторина.

1

35

Что такое дробь? Старинные задачи с дробями

1

36

Выпуск математической газеты

1

Логика в математике

18

37

Логические рассуждения.  

1

38

Методы рассуждений.

1

39

Дележи,  переправы.

1

40

Методы поиска выигрышных ситуаций.

1

41

Простые и сложные высказывания.

1

42

Составные части математических высказываний.

1

43

Математические высказывания.

1

44

Необходимые и достаточные условия.

1

45

Четность  и  нечетность  в  задачах.

1

46

Задачи на математическую логику.

1

47

Задачи  на  худший  случай.

1

48

Задачи на планирование.

1

49

Задачи-таблицы.

1

50

Задачи на переливание жидкостей

1

51

Математические софизмы. Ребусы.

1

52

Математические игры на логику.

1

53

Закон Архимеда.

1

54

Математический КВН

1

Геометрические головоломки

12

55-56

Волшебный треугольник.

2

57-58

Кубики Сома.

1

59

Головоломка Пифагора

1

60

Решение  задач  с  помощью  графов.

1

61

Колумбово яйцо

1

62

Квадратура круга.

1

63

Лист Мебиуса.

1

64

Применение  листа Мёбиуса в науке, технике, живописи, архитектуре, в цирковом искусстве.

1

65

Соразмерность

1

66

Геометрические головоломки.

1

Решение занимательных задач

2

67

Решение занимательных задач

1

68

Итоговый урок

1

Итого

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".

Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...

Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"

Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...

Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе

Программа рассчитана на 33 учебных часа....

рабочая программа кружка "Школьный сайт"

Рабочая программа кружка "Школьный сайт" (2ч в неделю)...

Рабочая программа кружка "Школьный сайт"

Рабочая программа разработана для работы с учащимися 8-9 класса.       Курс преследует цель формирования у обучаемых творческого мышления, способности к самостоятельному ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»  для 2-4 классов...