«Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5 классе
план-конспект урока по математике (5 класс)

Тип урока:  урок открытий новых знаний.

Цель урока: изучить правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться применять его в процессе решения заданий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_slozhenie_i_vychitanie_des.drobey.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока математики

  1. ФИО:     Колесникова Галина Григорьевна
  2. Место работы:    МКОУ «Тележихинская ООШ»
  3. Должность: учитель математики
  4. Предмет: математика
  5. Класс: 5
  6. Тема и номер урока в теме:  «Сложение и вычитание десятичных дробей» №1 из 7 часов на изучение темы.
  7. Список использованной литературы:  Н.Я.Виленкин,В.И.Жохов,А.С.Чесноков,С.И.Шварцбурд. Математика 5 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений.—М. :Мнемозина,2010.-280 с. : ил. Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Виленкина и др. Второе полугодие.—2-е изд.,перераб./ авт.-сост.З.С.Стромова,О.В.Пожарская.-Волгоград: Учитель,2008.-143с.
  8. Цели  урока:

Изучить правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться применять его в процессе решения заданий. В результате чего ученик:

  • Воспроизводит по памяти запись десятичной дроби;
  • Объясняет правило перевода обыкновенной дроби в виде десятичной и наоборот;
  • Высказывает предположения о том, как  складывать и вычитать десятичные дроби;
  • Используя  теоретический  материал учебника, составляет алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей;
  • Анализирует  свои допущенные ошибки;
  • Применяет данный алгоритм при решении заданий.
  1. Тип урока:  урок открытий новых знаний.
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
  3. Необходимое техническое оборудование:  доска, ноутбук, проектор, экран, показ презентации, раздаточный материал - карточки с ответами .
  4. Характеристика класса: в классе обучается 2 ребёнка, мальчик и девочка, оба трудолюбивые, помогают друг другу, уважительно относятся к старшим, по математике дают хорошие результаты.

Ход урока

Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Показатели выполнения задач

1.Мотивация учебной деятельности.

Обеспечение своевременного и  организованного начала урока.

 Добрый день, уважаемые учащиеся. Начнем урок.

Здравствуйте, Галина Григорьевна.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Целепологание.

Побудить учащихся к решению незнакомой задачи, для того чтобы учащиеся сформулировали решение и определили цель урока.

Прочитайте тему урока.

Попробуйте решить задачу:

Мама купила 2,5 кг яблок и 4,25 кг груш. Сколько всего кг фруктов купила мама?

Смогли ли вы решить?

А сколько точно получится нашли?

Почему?

А для того чтобы точно ответить на этот вопрос, каких знаний нам не достаёт?

А теперь давайте сформулируем цель нашего урока.

Читают тему вслух: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Пытаются решить, применяя правило сложения и вычитания натуральных чисел.

Получится примерно 6 кг.

Нет.

Так как мы не знаем правило сложения и вычитания десятичных дробей.

Мы не знаем правило о сложении и вычитании десятичных дробей.

Мы должны познакомится с правилом сложения и вычитания десятичных дробей и научится применять его в решении.

Дают примерные варианты ответов.

Формулируют цель урока.

 3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений.

Вспомнить и проговорить вслух правило о переводе обыкновенной дроби в виде десятичной и десятичной в виде обыкновенно, показать это на примерах.

Устная работа:

  1. Что нужно сделать, чтобы представить обыкновенную дробь в виде десятичной?

  1. Назовите единый смысл  знака «:» и дробной черты.
  2. Представьте обыкновенную дробь в виде десятичной:

.

  1. Что нужно сделать, чтобы представить  десятичную дробь в виде обыкновенной?

  1. Представьте десятичную дробь 5,6 в виде обыкновенной.

Сопоставляют и проговаривают правило.

  1. Чтобы представить обыкновенную дробь в виде десятичной, надо целую часть отделить запятой, а после запятой поставить числитель и он должен иметь столько же цифр, сколько нулей в знаменателе.
  2. Знак «:» и дробная черта обозначают деление.

3.  Мы число 3 отделяем запятой, а после запятой ставим одну цифру  2,так как в знаменателе стоит один нуль. =3,2.

4. Чтобы представить десятичную дробь в виде обыкновенной, надо число после запятой поставить в числитель, а в знаменатель единицу и столько нулей сколько стоит цифр после запятой.

 5.Из числа 5,6 (пять целых шесть десятых) мы число 5 поставим перед дробью, 6 поставим в числитель, а в  знаменатель число 10. 5,6=.

Вспоминают и проговаривают вслух правило, показывают  перевод дробей на примерах.

4. Выявления места  критического затруднения.

Понять причину затруднения.

Прочитайте числа 4,2;  8,45

Сравните два этих числа.

Замените дроби обыкновенными дробями.

Читают числа: четыре целых две десятых, восемь целых сорок пять сотых.

Сравнивают числа 4,20<8,45.

Заменяют дроби:

4,2=4;

 8,45=8  .

Анализируют свои допущенные ошибки.

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Найти способ для решения задачи.

Поиск и выделение необходимой информации, составить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Установить осознанность выполнения учащимися задачи.

А теперь я предлагаю вернуться к нашей задаче и еще попробовать решить её.

Ну что решили?

Какое правило вы использовали для решения этой задачи?

 Каких умений нам не хватает, чтобы решить эту задачу не переводя десятичные дроби в обыкновенные?

Давайте откроем учебник на странице 191 найдем и прочитаем правило как нужно складывать и вычитать десятичные дроби и составим алгоритм.

А теперь вернемся еще  к нашей задаче и решим её, применяя данный алгоритм.

Возвращаются к задаче и решают, переводя десятичные дроби в виде обыкновенные.

2,50+4,25=2+4=

6 =6,75(кг)

Да.

Сложение и вычитание обыкновенных дробей.

Мы не знаем правило сложения и вычитания десятичных дробей.

Открывают учебник, находят правило, читают и составляют алгоритм:

Алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

  1. Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
  2. Записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
  3. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимание на запятую;
  4. Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

Решают задачу с проговариванием алгоритма.

    2, 50

+  4, 25

    6, 75 (кг).

Находят способ для решения задачи, при помощи перевода десятичных дробей в виде обыкновенных и решают с помощью обыкновенных дробей.

Находят необходимую информацию и составляют алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Осознать в чём была трудность решения задачи и придти к пониманию того, что нужно принимать алгоритм.

6.  Реализация построенного проекта

Применить полученные знания для решения примеров.

Я предлагаю решить примеры, используя алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей  

Выполните действие:

8,45 +4,2=            8, 45- 4,2=

Выполняют задание, используя и проговаривая  изученный алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

     8,45

+  4,20

  12,65

    8, 45

-  4, 20

    4, 25

С помощью полученных знаний решить примеры.

7.  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Проверить все ли учащиеся усвоили полученные знания.

Выполните задания:

2,56 +3,7 =

      5, 74+1,8 =  

8,13-1,027 =

3+10,71 =

5 - 2,82 =

37,2 - 0,03 =

1)   6,5 + 2х = 14,5    

2)    у (5,8 – 3,8) = 62  

 

Задания  выполняют у доски и с проговариванием алгоритма.

2,56 +3,7 = 6,26

      5, 74+1,8 =  7,54

8,13-1,027 = 7,103 

3+10,71 = 13,71

5 - 2,82 = 2,18

37,2 - 0,03 = 37,17

1) 6,5 + 2х =14,5( х= 4)

2)  у (5,8 – 3,8) = 62  (у = 31)

Выполнить задания, применяя полученные знания.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Контроль, правильность и осознанность выполнения задания всеми учащимися.

Предлагаю самостоятельно выполнить следующие задания с самопроверкой по эталону, выявить возможные ошибки, определить  способы действий, которые вызывают у вас затруднения.

Задания для самостоятельной работы (2 варианта).

1 вариант                      

  1. Выполните действие:

а)      34,42+2,54 =

б)      71,1 – 3,26 =

в)      3 – 0,75 =

2. Решите уравнение:

      у – 7,5=2,04

2 вариант

  1. Выполните действие:

а)       5,37+4,92 =

б)       8,3 – 1,56 =

в)       7,13 + 2,567 =

2. Решите уравнение

      у +8,31=10

Выполняют задание нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

1 вариант                      

  1. Выполните действие:

а)      34,42+2,54 = 36,96

б)      71,1 – 3,26 = 67,84

в)      3 – 0,75 = 2, 25

2. Решите уравнение:

      у – 7,5=2,04 (у= 9,54 )

2 вариант

  1. Выполните действие:

а)       5,37+4,92 = 10,29

б)       8,3 – 1,56 = 6,74

в)       7,13 + 2,567 = 9,697

2. Решите уравнение

      у +8,31=10 (у = 1,69 )

Самостоятельно выполнить задания нового типа, осуществить их самопроверку, пошагово сравнить с эталоном, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и учащимся предстоит их доработать.

9. Домашнее задание.

Контроль и осознанность выполнения задания.

Запишем домашнее задание.

П.32 №1255(а-в), №1256(а-е).

Записывают домашнее задание.

Осознанность выполнения задания.

10.Рефлексия учебной деятельности.

Эмоционально оценить работу учащихся.

  • Своей работой на уроке вы…?
  • Материал урока вам был…?
  • Домашнее задание вам кажется…?

Отвечают устно каждый.

1.Своей работой на уроке я(доволен/не доволен)
2.Материал урока мне был(понятен/не понятен)
3.Домашнее задание мне кажется(лёгким/трудным).

Дать самооценку своей учебной деятельности, понимание темы.

11.  Итог урока

Соотнести цель учебной деятельности и её результаты.

А теперь подведём итоги урока.

Какую мы ставили цель?

Выполнили мы задуманное?

Отметки за урок.

На этом наш урок закончен.Спасибо за урок!

Проговаривают цель устно. Мы должны познакомиться с правилом сложения и вычитания десятичных дробей и научится применять его в решении.

Да.

Сформулировать и определить достигнута ли цель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест на ноутбуках "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс

Вашему вниманию предожен тест по математике для учащихся 5 класса по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" - 3 уровня сложности, оценка  выставляется сразу....

Сложение и вычитание десятичных дробей 5 класс

Презентация к обобщающему уроку по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс Виленкин Н. Я....

План -конспект урока по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", 5 класс

В папку входит  план- конспект  урока  в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" , презентация к уроку, технологическая карта.  Конспект урока с использованием Э...

Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс)

Цель урока: повторить действия сложения и вычитания десятичных дробей...

Презентация "Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс)

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ  -  урок - путешествие "Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс). Цель урока - обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме....