Математика: современный урок
статья по математике

Применение современных технологий в преподавании математики в общеобразовательной школе позволяет видоизменить весь процесс обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_sovremennyy_urok.docx42.36 КБ

Предварительный просмотр:

Касьянова Т. В., учитель математики

 ГБОУ  СОШ № 365 Фрунзенского района

 Санкт-Петербурга

Современный урок математики.

Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин.

Математика всегда была и остается одной из важнейших наук, преподавание курса математики в современных условиях, характеризующихся новым пониманием его целей и ценностей, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий, приобретает все более важное значение, ведь «качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе».

Современный урок математики, проводимый в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Принципиальное отличие современного урока от традиционного состоит в том, что под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение овладеть ими при помощи активных познавательных, коммуникативных операций, применять эти знания в различных жизненных ситуациях. Традиционные технологии — это, прежде всего-информирование, просвещение учащихся, и организация их репродуктивных действий с целью выработки знаний, умений и навыков. Как и любая технология обучения, традиционная имеет свои положительные и отрицательные стороны. Систематический характер обучения, упорядоченная, логически-правильная подача  материала, организационная четкость с одной стороны и шаблонное построение, однообразие,  обеспечение на уроке лишь первоначальной ориентировки материала, перекладывание  высоких уровней освоения учебного материала на домашние задания, изоляция учащихся от общения друг с другом, усредненный подход, отсутствие индивидуального обучения — с другой стороны. Педагогика подошла к необходимости перехода на личностно- ориентированное обучение, т.к. общество, в целом, предъявляет к выпускнику требования готовности на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.

Применение инновационных технологий в обучении математики меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний,  подчинению, послушанию, монотонной работе на уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. В этом случае учащиеся становятся субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными являются технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Модульная технология
  • Технология мастерских
  • Кейс – технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Групповые технологии
  • Традиционные технологии (классно-урочная система)

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению

Исследовательские методы в

обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно

пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Лекционно-семинарско-

зачетная система

Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Технология использования в

обучении игровых методов:

ролевых, деловых, и других

видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве

(командная, групповая

работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-

коммуникационные

технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровьесберегающие

технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Систему инновационной

оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории

индивидуального развития личности.

Вот некоторые из этих видов технологий, которые я применяю на своих уроках:

  1. Технология интегрирования учебных дисциплин.

Целью данной технологии является интеграция содержания образования; внутрипредметная и межпредметная интеграция.

Использование технологии способствует выполнению следующих задач: развивается научный стиль мышления учащихся, формируется комплексный подход к учебным предметам,  повышается качество знаний учащихся, развиваются их творческие возможности. Это способствует отражению объективных связей в окружающем мире, приобщает учеников к научно-исследовательской деятельности.

Вот некоторые примеры применения межпредметной интеграции на уроках математики:

1. математика и география – темы «Координатная плоскость», «Масштаб», «Проценты» (5, 6 класс).

2. математика и история – темы «Рациональные и действительные числа», «Прямоугольная система координат в пространстве» (8, 11 класс)

3.  математика и физика – темы «Линейная функция», «Производная в физике» (7, 11 класс)

4. математика и химия – задачи на пропорции, задачи на процентное содержание в растворах и сплавах

5. математика и экономика — темы « Банковские задачи на ЕГЭ» и др.

6. математика в практико-ориентированных задачах.

Результат использования технологии – увеличение процента качества знаний учащихся, выигрыш во временных затратах на усвоение материала, повышение мотивации в изучении математики и других дисциплин, развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания.

  1. ИКТ-технологии обучения.

 Цель технологии – формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного поля».

Применяя данную технологию, я решаю задачи повышения качества процесса обучения и усвоения материала, формирования информационной культуры. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для школьника он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса: создание уроков с использованием ИКТ, проектная работа учащихся, конкурсы, творческое взаимодействие с педагогами, дистанционное обучение.

В процессе преподавания математики, информационные технологии могут использоваться в различных формах.

  • мультимедийные сценарии урока или его фрагмента;
  • проверка знаний на уроке и дома (самостоятельные работы, математические диктанты, контрольные работы, онлайн тесты, дистанционные формы обучения, обучение на различных образовательных платформах  и т. д.);
  • подготовка к ВПР и государственной итоговой аттестации.

Новизна и  наглядность при применении  технологии этого вида повышают интерес учащихся к приобретению знаний, а учителю облегчают подготовку к учебно-воспитательному процессу.

  1. Игровые технологии.

 Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра — один из приёмов преодоления пассивности учеников.

Использование технологии способствует выполнению следующих задач:

1. Образовательные: способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала, способствовать расширению кругозора через использование дополнительных образовательных источников.

2. Развивающие: развивать творческое мышление, способствовать практическому применению умений и навыков.

3. Воспитательные: воспитывать нравственные взгляды и убеждения, способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Применять игровые технологии можно в качестве элемента урока:

а) «Своя игра» при работе с понятиями, терминами и для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса математики.

б) «Свой взгляд» при изучении темы «Прямоугольная система координат на плоскости» в 6 классе: на доске записаны координаты точек. Задание – отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей точкой отрезком. Результатом будет определенный рисунок. Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.

Кроссворды, ребусы, загадки, их разгадывание — всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению.

Данные технологии отлично работают и в качестве целого урока (интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»,  конкурс-игра « Геометрическая мозаика», « Математический брейн- ринг»).

Результатом использования технологии является высокая степень запоминания материала, развитый стойкий познавательный интерес к предмету. Развивается воображение, снижается психологическое напряжение.

4. Проектный метод обучения

Цель технологии – развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.

В ходе урока решаются следующие задачи:  стимулируется интерес учащихся к определенной проблеме, предполагающей овладение определенной суммой знаний, и предусматривающим решение этой проблемы через проектную деятельность, формируется умение применять практически полученные знания, развивается рефлекторное и критическое мышление, развиваются навыки активного коммуникативного взаимодействия учащихся.

Моя деятельность на различных этапах проекта состоит в следующем: предлагаю учащимся одну из актуальных тем, иногда  помогаю найти информацию по данной теме, или помогаю в поиске источников информации, поддерживаю непрерывную обратную связь. На подготовительном этапе задача учителя — выделить цель и задачи проекта, обсудить и выбрать нужные методики работы. На основном этапе  учитель — координатор  самостоятельной работы учащихся. На заключительном этапе учитель-организатор подготовки учащихся к публичному представлению проекта.

Результат:

1. В ходе проектной деятельности ученики самостоятельно (при создании индивидуального проекта) или в совместных усилиях (при групповой работе) решают проблемы, применив необходимые знания из разных областей, получают реальный  результат.

2. Повышается мотивация учащихся к обучению математики и других предметов.

3. Учащиеся, выступая с проектами на школьном уровне, приобретают опыт публичных выступлений, умение аргументировать свою точку зрения, свое мнение.

5. В старших классах дает хорошие результаты  лекционно-семинарская технология обучения. Модернизацию традиционной классно-урочной системы обучения в  современный период осуществил учитель из Одесской области Н. П. Гузик. Он и назвал ее лекционно-семинарской.

Педагог подает учащимся материал большими блоками, в каждый из которых входит одна крупная или несколько мелких тем. Это позволяет учащимся познать причинно-следственные связи во всем комплексе явлений по данной теме. На втором уроке учитель ведет вторичный разбор все той же темы, включая в лекцию элементы беседы, демонстрирует учебный эксперимент и учебный кинофильм. Учащиеся постигают логику раскрытия темы и записывают в тетради основные мысли, формулы и расчеты. Следующие четыре урока отводятся на лабораторные занятия, на которых они самостоятельно прорабатывают тему. Задания даются учащимся дифференцированно по трем вариантам. Учащиеся знакомятся со всеми тремя вариантами и сами выбирают тот, с которым, по их мнению, они справятся в отведенное время. Учитель оказывает помощь учащимся во время работы. Последний по теме урок является зачетным.

Лекционно-семинарская система обучения практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.

Лекционно-семинарская система обучения выполняет  следующие функции:

Информационную, выражающуюся в передаче учащимся специально отобранного и особым образом структурированного учебного материала. Содержательная сторона уроков обеспечивает формирование системы знаний, подлежащих усвоению учащимися;

Мировоззренческую, содержащую решение задачи связанной с формированием мировоззрения учащихся. И дело не только в том, что учитель умело раскрывает логику развития науки и решение ее проблем, но и в том, что он управляет мышлением учащихся, вызывая их активность и

сложные процессы предвосхищения возможных исходов тех или иных событий, процессов, явлений, результатов эксперимента и т. д. Особое место здесь занимает раскрытие методологии науки.

Методическую, означающую методическое руководство деятельностью учащихся. Оно осуществляется как через логику науки, так и непосредственным введением на уроках методических рекомендаций по работе над учебным материалом.

В условиях лекционно-семинарской системы обучения все названные функции неразрывно связаны друг с другом, постоянно взаимодействуют, а в ряде случаев переходят одна в другую.

Использование лекционно-семинарской система обучения в школе имеет ряд существенных преимуществ:

- осознанность школьниками процесса учения;

- возможность активного включения в него;

- планирования ими своей деятельности;

- возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности;

- возможность широко использовать нетрадиционные формы обучения.

В целом, использование лекционно-семинарской системы в школе не только возможно, но и необходимо, она позволяет качественно улучшить учебный процесс, повысить прочность полученных знаний, значительно развить навыки самостоятельной работы школьников.

На уроках применяются различные формы обучения: групповая, парная, индивидуальная. При этом доминирующее значение имеет групповая работа в следующих формах: фронтальное исследование, направленное на достижение общей цели; работа в парах; работа в группах сменного состава; межгрупповая работа (каждая группа имеет своё задание для исследования в общей цели). Такая работа, лучше, чем фронтальная позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся: каждый в группе может побывать в роли лидера или помощника, или оппонента.

Совместная деятельность учителя и учащихся вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад: идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества, приводит к увеличению степени усвоенного материала.

Применение современных технологий в преподавании математики в общеобразовательной школе позволяет видоизменить весь процесс обучения, дает возможность учителю вносить в учебный процесс новые разнообразные формы и методы, что делает урок более интересным.

 

Использованная литература:

  1. Глейзер Г.И. История математики в школе 1 – 4 кл.: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2012. – 240
  2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2005. – 368.
  3. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение, 2008. – 192.
  4. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. –М.: Наука, 2008. – 160.
  5.  Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок по математике в 9 классе по теме "Арифметическая прогрессия"

Данный урок проводится с использованием инновационных технологий в обучении, позволяет в более доступной для учащихся форме закрепить и обобщить изученный материал. Данный урок содержит практико-...

Современный урок по математике в 9 классе по теме "Арифметическая прогрессия"

Данный урок проводится с использованием инновационных технологий в обучении, позволяет в более доступной для учащихся форме закрепить и обобщить изученный материал. Данный урок содержит практико-...

Современный урок математика в рамках ФГОС. Заседание методического объединения учителей математики.

Повестка дня:  1. О теоретических основах построения современного урока в соответствии с ФГОС.2. Рекомендации по построению  урока в соответствии с требованиями ФГОС.3. Схема анализа со...

Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».

laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики»   В современных ус...