Технология оценивания
статья по математике

Зуенко Светлана  Владимировна

Основная цель оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта - оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_otsenivaniya.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технология оценивания

 Согласно новой парадигме образовательных стандартов оценивание призвано стимулировать учение, а не тормозить его. Таким образом, на первый план выходит поиск такого подхода к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации процесса обучения, повышению учебной мотивации и самостоятельности учащихся.

Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты:

личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование),

метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные),  предметные (система опорных знаний и система предметных действий).

Новая система оценивания предполагает следующие исходные положения:

              Частое оценивание, желательно на каждом уроке.

Выработка четких критериев оценивания каждой работы, исходя из планируемых результатов, соответствующих поставленным учебным целям урока.

         Применение заранее известных педагогу и обучающимся критериев оценивания ученической работы, возможна совместная их выработка.

Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.

     Одним из подходов к оцениванию является формативное (формирующее) оценивание, или оценивание для обучения. При таком подходе меняется роль учителя, учебный процесс строится на основе сотрудничества между его участникам. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Часть полномочий переходит к ученику, таким образом, трансформируясь в самоконтроль и самооценку. 

      Формативное оценивание позволяет учителю отслеживать процесс продвижения каждого учащегося к целям их учения, помогает ему корректировать свою работу   на раннем этапе,  а ученику почувствовать ответственность за свое обучение. 

           Какие же техники и приемы оценивания существуют в новой системе образования?

        Лист общеучебных достижений.

    Лист учебных достижений показывает развитие ученика (в течение урока, четверти, года и т.д.). Такая техника, во-первых, позволяет реализовать принцип позитивного оценивания, так как даже небольшой успех ученика не остается незамеченным. Во-вторых, такой мониторинг позволяет наблюдать развитие процесса учения каждого ученика и класса в целом. В листе учета указываются вопросы мониторинга, которые зависят от особенностей класса, целей и задач урока и т.д.

          Например:

 Умение прогнозировать содержание текста.

 Умение аргументировать.

 Умение привести пример.

 Умение составить собственное высказывание.

 Умение продуктивного письма.

Учебные цели должны быть открыты и понятны для детей. Отметка, выставляемая за урок,- это средний балл полученных отметок. Для «сильных» учащихся мониторинг повышает ценность пятерки (отметка «5» ставится, если учащийся получает + за все критерии мониторинга), для «слабых» учащихся – это накопитель достижений, возможность получить заветную «4», пусть и в результате работы на  нескольких уроках.

       Обратная связь.

 На любом этапе учебной работы учащемуся необходимо получать обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться. В свою очередь учителю также держать обратную связь с учениками, анализировать свою работу, чтобы вовремя внести коррективы. Для обеспечения обратной связи существует несколько приемов.

         «Письменная обратная связь». После проверки письменной работы учитель не выставляет отметку, а делает корректирующие записи, используя различные символы и цвета. Например, правильные ответы отмечаются знаком «плюс» (+), в местах, где есть ошибки, ставится знак «минус» (-) , а на полях пишутся рекомендации учителя по улучшению работы. Далее оговариваются конкретные сроки сдачи усовершенствованной работы. Однако, использовать эту технику можно только для промежуточных проверочных работ.

      «Словесная оценка».

Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь,  соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.

      «Светофор».

       У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы.

К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):

– Что вы поняли?

К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:

– Что вам не понятно?

По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

       «Самооценивание».

   Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы. Одним из приемов является лист самооценки с вопросами, которые заставляют учащихся анализировать свою работу в течение урока, изучения темы. Это помогает им ответить на вопросы, «Что у меня получается?», «Над чем мне нужно поработать?» и «Что мне нужно делать в дальнейшем ?», «Как я могу преодолеть пробелы?».          

Еще один способ – это предложить учащимся в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным утверждениям, например, поставить «плюсы» на полях в тетради.

Для развития самооценки можно использовать следующие приемы: «Лесенка успеха», «Карточка сомнений» (+ «Я понял все», -  «Не совсем усвоил, сомневаюсь»; ? «Не понял»), «Говорящие рисунки», «Дерево успехов».

         Для эффективного самооценивания необходимо:

       понимание учащимся, как оценивается его работа, деятельность;

       развитие навыков критического мышления;

       развитие объективизма;

       концентрирование внимания учащихся на своих целях.

Поэтому важно для учителя постоянно напоминать ученику о целях и критериях оценивания работы, планировать время для самооценивания, предоставлять цели урока  и критерии оценки наглядно, для того чтобы учащиеся четко представляли к чему они стремятся.

         Самооценивание позволяет учащимся осознавать цели учения, определять свои пробелы, заставляет их понимать, что успех или неудача зависят не от таланта, удачи или способности, а от практики, усилий и применения правильных стратегий.

       «Взаимооценивание».

 Оценка работы одноклассниками – это полноценный обучающий прием оценивания. Взаимооценивание дает учащимся возможность закреплять пройденный материал посредством оценивания работ друг друга. Оценивая работы других учащихся, ребята отмечают их сильные и слабые стороны, таким образом, они анализируют и собственный прогресс. Техника «Две звезды и желание» применяется, например, при оценивании творческих работ и т.п. Проверяя работу своего одноклассника, учащемуся необходимо прокомментировать ее: определить два положительных момента и отметить их звездочкой (две звезды), и один момент, который требует доработки (желание). Каждый ученик получает свою работу с комментариями, для доработки «желаний» им предоставляется определенное время (например, 2-3 дня). Следующую проверку проводит учитель и выставляет отметку.

Важно помнить, что оценка должна быть проявлением чуткости и доброжелательности. Незнание - это не порок, а стимул к познанию, поэтому необходимо стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, поддержку, создание ситуации успеха.

Новая система оценивания снимает тревожность детей, повышает учебную мотивацию, отслеживает динамику школьной успешности. Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценка и отметка в новой системе образования, прежде всего фиксируют достижения ученика.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология оценивания образовательных достижений учащихся

ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ. Презентация создана с целью ознакомления учителей МО гуманитарного цикла с технологией оценивания....

Работа над темой «технология оценивания образовательных достижений»

Данная работа включает себя вопросы по системе оценивания учащихся по новым стандартам....

Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС

Компьютерная презентация, мастер-класс стажерской площадки для школы молодого специалиста "Ориентир"....

Опыт работы "Технология оценивания метапредметных результатов в рамках предметной области «русский язык"

Педагогический проект по  теме " Технология оценивания метапредметных результатов в рамках предметной области "русский язык"...

Технология оценивания задания C2

В презентации раскрывается технология оценивания экзаменационного задания - написания эссе. Приводятся примеры, указывается необходимый объем, рассматриваются типичные ошибки. Презентация подготовлена...