Опыт работы "Технология оценивания метапредметных результатов в рамках предметной области «русский язык"
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Маркитанова Ольга Васильевна

Педагогический проект по  теме " Технология оценивания метапредметных результатов в рамках предметной области "русский язык"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Педагогический проект по теме: «Создание технологии оценки достижения метапредметных результатов освоения основной программы по русскому языку»

слайд 2

Актуальность данного проекта обусловлена необходимостью разработки нового инструментария для оценки достижения метапредметных результатов основного общего образования в условиях реализации ФГОС.

К настоящему времени полностью отработана система оценки и диагностический инструментарий для оценивания образовательных достижений учащихся в начальной школе. Что касается основной школы, то на федеральном уровне пока модель оценки образовательных достижений находится в стадии разработки, не апробирован и диагностический инструментарий по оценке предметных, и, что особенно актуально, личностных и метапредметных результатов обучения.

Данный проект посвящен поиску эффективных технологий оценивания метапредметных результатов обучения на примере предметной области «Русский язык».

слайд 3

В ходе проекта были выявлены противоречия:

между необходимостью разработки эффективных технологий оценки образовательных достижений по русскому языку и отсутствием данных решений на федеральном уровне;

между огромными возможностями предмета «Русский язык» для достижения метапредметных результатов обучения и недостаточной разработанностью диагностического инструментария, позволяющего осуществить их оценивание.

слайд 4

Из выявленных противоречий вытекает проблема, связанная с необходимостью разработки технологии оценки метапредметных результатов освоения основной программы по русскому языку.

Объектом проекта является процесс обучения русскому языку в основной школе в условиях реализации ФГОС.

Предмет проекта – технология оценки метапредметных результатов освоения основной программы по русскому языку в основной школе.

Цель данного проекта заключается в проектировании эффективной технологии оценки достижения метапредметных результатов по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС.

слайд 5

Для достижения цели определены следующие задачи проекта.

  1. Проанализировать общие подходы федерального государственного образовательного стандарта к построению системы оценки метапредметных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС.
  2. Апробировать существующий диагностический инструментарий для оценки метапредметных результатов обучения русскому языку  в соответствии с требованиями ФГОС.
  3.  Разработать диагностический инструментарий для оценки метапредметных результатов обучения русскому языку.

слайд 6

Планируемые результаты проекта:

  1. Совершенствование технологии оценивания достижения метапредметных результатов при обучении русскому языку.

2.       Повышение мотивации в учении.

3.     Вывод ученика на свой, личный, уровень развития через работу над проектом.

4.    Формирование исследовательской культуры учащихся, умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой, материалами сети Интернет. 

5.      Повышение эффективности образовательного процесса.

6.    Выявление наиболее одаренных учащихся по предмету и развитие их творческих возможностей.

7.     Участие в конкурсах проектно – исследовательских работ.

слайд 7

Теоретико-методологическую основу проекта составили работы, посвященные:

•теории содержания общего образования и концепции образовательных стандартов (B.C. Леднев, A.A. Кузнецов, A.M. Кондаков, М.В. Рыжаков и др.)

•концепции универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, O.A. Карабанова, И.А. Володарская, Н.Г. Салмина и др.)

•системе оценки достижений требований ФГОС (Г.С.Ковалёва, О.Б. Логинова, Болотов В.А., И.А. Вальдман, М.А. Пинская и др.)

          •теории и методике обучения химии (Ладыженская Т.А. Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Разумовская М.М., Капинос В.И., Бабайцева В.В. и др.)

Практическая значимость проекта определяется возможностью использования разработанных механизмов в практической деятельности учителей основной школы по проблеме оценки достижения метапредметных результатов по химии в соответствии с требованиями ФГОС в целях построения системы текущей и промежуточной аттестации обучающихся на уровне образовательного учреждения.

слайд 8

Проект реализовывался в три этапа: 

  1. Подготовительный   (второе полугодие   2011-2012 уч. года)

2. Внедренческий  (2012-2013 уч. год)

3. Аналитический  (июнь  2013 года)

слайд 9

На подготовительном этапе  были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать общие подходы федерального государственного образовательного стандарта к построению системы оценки метапредметных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС.

2. Апробировать существующий диагностического инструментария для оценки метапредметных результатов обучения русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС.

3.  Спроектировать диагностический инструментарий для оценки метапредметных результатов обучения русскому языку.

При этом было изучено состояние исследуемой проблемы в обучении школьников предметам гуманитарного  цикла  в педагогической теории, в методической литературе с целью выявления эффективных способов диагностики метапредметных  результатов.

 Проанализированы и апробированы возможности КИМов ГИА по русскому языку для оценки метапредметных результатов обучения, а так же разработан перечень тематик групповых проектов, в ходе которых будут оцениваться метапредметные результаты.

слайд 10

Во время подготовительного этапа проанализирована система оценки метапредметных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС.

Было выявлено, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, представляет собой внутришкольный мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающихся и является внутренней оценкой.

Итоговая аттестация выпускников (в том числе государственная) характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, осуществляется внешними органами, т. е. является внешней оценкой.

слайд 11

Важно понимать, что оценка метапредметных результатов обучения может осуществляться как в процессе выполнения заданий, так и по его результатам.

слайд 12

Опираясь на основные подходы к оценке метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС, был проведен анализ диагностического инструментария для оценки метапредметных результатов обучения русскому языку.  Выявлены типы и собран банк заданий, направленных на оценку метапредметных результатов обучения, которые могут использоваться для оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля; промежуточной аттестации; итоговой аттестации по русскому языку

слайд 13

Максимально точно оценить достижение метапредметных результатов обучения русскому языку возможно при выполнении индивидуального или коллективного проекта.

На втором этапе проекта были разработаны и проведены групповые ученические проекты с обучающимися 5-7 классов. В ходе реализации этих проектов оценивалось достижение метапредметных результатов.  А так же на основании этих проектов с учащимися были разработаны индивидуальные исследовательские проекты, принявшие участие в НПК «Шаг в науку».

слайд 14

Всего в течение 2012-2013 учебного года с учениками  было разработано и проведено 4 групповых проекта:

  • История глагола (в начале учебного года).

По мере изучения курса русского языка  было реализовано еще два групповых проекта:

  • Страна Глаголия   и
  • Я рисую глагол

Завершающим был проект:

  • Глагол – самая «огнепышущая, самая живая часть речи»
  • слайд 15

На данном слайде представлены групповые проекты учащихся, выполненные в рамках темы «Поговорим о глаголе»

слайд  16

В рамках выполнения группового проекта возможно использовать диагностический инструментарий для оценки метапредметных результатов обучения русскому языку, разработанный по образцу инструментария для начальной школы, включающий текст задания, лист планирования и продвижения по заданию, лист самооценки, сценарий проведения занятия, рекомендации по организации работы групп, памятку, информационные ресурсы для выполнения проекта, лист наблюдения, отчет.

слайд 17

Во время аналитического этапа проекта были обобщены и проанализированы данные по сформированности метапредметных результатов, полученные при проведении коллективных проектов.

слайд 18

Диагностика достижения  метапредметных результатов школьников проводилась по методике Г.А.Русских. В процессе анализа результатов деятельности учащихся оценивался уровень владения общеучебными умениями по следующим показателям, представленным на слайде. Данные диагностики заносились в таблицу.

слайд 19

Умение оценивалось по шкале от 0 до 3 баллов. Диагностика проводилась во время выполнения каждого группового проекта, т.е. присутствовал входной, промежуточный и итоговый контроль.

слайд 20

Данные мониторинга показывают, что регулярное участие обучающихся в групповой проектной деятельности позволяет сформировать метапредметные результаты обучения.

слайд 21

При использовании метода проектов существуют два результата. Так  проектная деятельность предполагает при осуществлении проекта развитие не только метапредметных результатов обучения, но и выполненный проект, т.е. работа по представлению итогов проектной деятельности. С проектами, выполненными на основе групповых проектов, ученики, принимали активное участие в научно - практических конференциях «Шаг в науку» - второе место

слайд 22

По результатам педагогического проекта был обобщен опыт на школьном методическом объединении учителей гуманитарного цикла и на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы в июне 2013 года  в виде доклада «Технология оценивания метапредметных результатов в рамках предметной области русский язык».

слайд 23-29

Кроме обобщения опыта на методических объединениях, материалы педагогического проекта были размещены в сети Интернет на сайтах: Опенкласс, Методисты.ру, НСпортал, а так же участие в Интернет-конференциях на сайте ТОИПКРО: «Проектирование образовательного процесса в условиях современной информационно-образовательной среды»,  «Пути повышения качества преподавания общеобразовательных дисциплин в современной школе»

слайд 30

В ходе реализации педагогического проекта проведено анкетирование с целью определения уровня сформированности учебно-познавательного интереса.

слайд 31

Анкетирование показало, что 75% учащихся ставят своей целью узнать новое; 35% учеников хотят  узнать сверх программного материала, 45%   хотят  поделиться своими знаниями с одноклассниками, а 35%  –с учителем; 60% хотят получить хорошую оценку.

слайд 32

Возможные риски проекта:

  1. Искажение результатов оценки за счет неразработанности объективных критериев и процедур
  2.  Увеличение времени на оценку за счет активного времени обучения
  3.  Натаскивание на содержание проверки

 Перегруженность учителей и учащихся

слайд 33

Таким образом, данный проект позволил разработать технологию оценки достижения метапредметных результатов по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС:

были проанализированы общие подходы федерального государственного образовательного стандарта к построению системы оценки метапредметных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС;

проведен анализ существующего диагностического инструментария для оценки метапредметных результатов обучения русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС;

в связи с тем, что он не в полной мере позволяет оценить весь спектр метапредметных результатов освоения основной образовательной программы по русскому языку, была предпринята попытка разработки диагностического инструментария для оценки метапредметных результатов обучения русскому языку  в рамках выполнения группового проекта;

также в ходе проекта разработана технологическая модель оценки метапредметных результатов обучения русскому языку.

слайд 34

В ходе выполнения данного проекта были решены все поставленные задачи.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных результатов в рамках преподавания школьного курса "английский язык"

Данная статья дает четкое понятие метапредметных результатов, указывает на их разновидность и способы их достижения на уроках английского языка в начальной школе....

Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка.

Эта статья в помощь учителям английского языка при оценивании метапредметных результатов учащихся....

Статья "Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка"

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных у...

Методическая разработка из опыта работы по вопросам реализации содержания и технологий формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках учебного предмета «Иностранный язык» «Интеллектуальная игра по английскому языку «RAISING STAR

Разработка внеурочного мероприятия по английскому языку Raising Star (Восходящая Звезда) рассчитана на обучающихся 7 классов. Данное мероприятие активизирует коммуникативные умения всех видов речевой ...

Особенности оценивания метапредметных результатов на уроке английского языка

Статья содержит материал по особенностям предмета английский язык, видам метарпедметных умений и системе оценивания уровней овладения метапредметными умениями на уроках английского языка...

«Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка»

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных дей...