Путешествие на математическом поезде
методическая разработка по математике (5, 6 класс)

Михалева Наталья Александровна

 Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка. Управлять этим процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.

   Цели обучения математике обусловлены структурой личности, общими целями образования, концепцией предмета математики, её статусом и ролью в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_na_mat._poezde.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

для 5-6 классов по математике

Разработала: учитель Михалева Н.А., учитель математики МБОУ «Тарбагатайская СОШ»

«Путешествие на математическом поезде»

 План мероприятия:

  • Вводное слово.
  • Путешествие команд по станциям:
  • 3   ст. Историческая
  • ст. Разминочная
  • ст. Игровая
  • ст. Сказочная
  • ст. Цирковая
  • Подведение итогов - ст. Призовая

Начальник поезда. Внимание! Внимание! С первого пути отправляется математический поезд. Поезд следует до станции «Призовая» со всеми намеченными остановками. На поезде совершают путешествие 5 команд: названия команд.

Просьба занять места согласно купленным балетам. На нашем поезде имеются купейные и плацкартные вагоны. На каждой станции команды будут пересаживаться в вагоны. В какие? Зависит от них самих. На каждой остановке участники должны блеснуть своей эрудицией, показать знания. В зависимости от того, как кассиры оценят выступление команды, она будет ехать в купейном или плацкартном вагоне. Сейчас капитаны команд выбирают маршрут, по которому они будут путешествовать на нашем «Математическом поезде». Счастливого пути!

Математический поезд прибывает на станцию «Историческая».

Команда слушает историческую справку, затем отвечает на вопрос. Правильный ответ - 2 балла.

Математика - одна из древнейших наук. За долгую историю своего существования она знала периоды расцвета и застоя.

•    В Древнем Египте все земледелие было сосредоточено на очень узкой полосе земли - в долине реки Нил. Земли было очень мало, за участок крестьянин ежегодно платил соответствующий налог фараону. Каждую весну Нил разливался и удобрял землю плодородным илом. Но при разливе смывались границы участков, менялись их площади. Тогда пострадавшие обращались к фараону, а фараон посылал землемеров, чтобы восстановить границы участков, выяснить, как изменилась их площадь, и установить размер налога. Тогда же около 4 тыс. лет назад возникла наука об измерений расстояний, площадей и т.д. Так как в основном речь шла о земельных участках, то древние греки, узнавшие об этой науке от египтян назвали её... Как назвали эту науку греки и от каких слов она происходит?

Ответ: геометрия

•    Первыми «вычислительными устройствами», которыми пользовались в древности люди, были пальцы рук и камешки. Позднее появились бирки с зарубками и веревки с узелками. В Древнем Египте задолго до нашей эры использовали абак - доску с полосками, по которым передвигались камешки. Это было первое устройство, специально предназначенное для вычислений. Со временем абак совершенствовали - в римском абаке камешки и шарики передвигались по желобкам. От римлян нам перешло слово «калькуляция», означающая буквально «счет камешкам». В китайских счетах «суан - пан» и японских шарики были нанизаны на прутики. Абак просуществовал до XVII века, когда его заменили письменные вычисления. Русский абак - это счеты появились в XVI веке, ими пользуются и в наши дни. Вопрос как назывались японские счеты?

Ответ: соробан.

• Немало различных способов записи чисел было создано людьми. В Древней Руси числа обозначали буквами с особым знаком « » (титло), который писали над буквой. Первые девять букв алфавита обозначали единицы, следующие девять букв - десятки, а последние девять букв - сотни. Одно число называли словом «тьма» и теперь мы говорим: «народу - тьма тьмущая». Что это за цифра?

Ответ: 10 000.

Начальник поезда. Кассиров просим выдать билеты командам. Команды займите места в своих вагонах. Внимание! Внимание! С первого пути отправляется математический поезд. Следующая станция - «Разминочная».

За правильно решенную задачу 1 балла.

В каждом задании даны 5 слов. И из четырех даны только три. Выберите из списка одно слово, которое нужно поставить вместо знака вопроса, чтобы найденной слово находилось с третьим в таком же отношении, что и первое со вторым.

  1. величина, количество, цифра, счет, номер.

Слово - буква

Натуральное число - ?             Ответ: цифра

  1. числа, девять, символы, десять, бесконечное множество.

Алфавит - тридцать три

Цифры - ?                                Ответ: десять

  1. температура, масса, цифра .количество предметов, величина.

Слово - суть

Натуральное число - ?               Ответ: количество предметов.

  1. Разность, умножение, произведение, деление, частное.

Слагаемое - сумма

Множитель - ?                          Ответ: произведение.

  1. минуты, секунды, время, стрелки, цифры.

 Термометр - температура

Циферблат - ?                             Ответ: время

  1. шкала, сантиметр, прямая, длина, деления.

Весы - масса

Линейка - ?                                  Ответ: длина

7.     даны числа: 12, 0, 15, 1, 8, 5, 2,   3,   44. Распределите их по следующим признакам:

Однозначные числа_________________________________

Двузначные числа___________________________________

Натуральные числа в порядке возрастания_____________________________

Начальник поезда. Кассиров просим выдать билеты командам. Команды займите места в своих вагонах. Внимание! Внимание! С первого пути отправляется математический поезд.

 Следующая станция – «Игровая»

По одному участнику из команды, для каждого задания. Аккуратность -1балл, оригинальность – 1 балл, внимательность – 1 балл.

  • «Каждой руке свое дело». Правая рука чертит окружность, левая – треугольник.
  • Нарисовать из цифр чеорвека.
  • Считаем до 30, вместо чисел кратным трем, произносим «Ай, да я!»

Начальник поезда. Кассиров просим выдать билеты командам. Команды займите места в своих вагонах. Внимание! Внимание! С первого пути отправляется математический поезд.

 Следующая станция – «Сказочная»

Задача 1. (золото царя Додона). Шестеро разбойников ограбили царя Додона. Добыча оказалась богатой – менее сотни одинаковых слитков. Стали разбойники делить добычу поровну, но один слиток оказался лишним. Разборйники передрались и в драке был убит один разбойник. Оставшиеся разбойники вновь стали делить золото, но снова один слиток оказался лишним, и в завязавшейся драке опять убили одного разбойника и т.д. в конце концов остался в живых один разбойник, который тут же скончался от ран. Сколько слитков было?

Задача 2. (кто победил Змея Горыныча). «Змей Горыныч побежден!» - такая молва дошла до Микулы Селяновича. Он знал, что мог это сделать один из богатырей: либо Илья Муромец, либо Алеша Попович, либо Добрыня Никитич.

Вскоре Микуле сообщили:

  1. Змея Горыныча победил не Илья Муромец.
  2. Змея Горыныча победил Алеша Попович.

Спустя некоторое время выяснилось, что одно из этих сообщений не верное, а другое верное. Догадайтесь, кто из трех богатырей пмобедил Змея Горыныча.

 Следующая станция - «Цирковая».

• На кольце из плотной бумаги висят на короткой бечевке две пробки с надетым поверх них проволочным колечком. Требуется снять пробки с бумажного кольца. Как это сделать?

• Задача команд с помощью ножниц и листа бумаги пролезть через этот лист. Как это сделать?

За правильную разгадку команде в билет вписывают 2 балла.

Литература

1.   Виленкин  Н.  Я.  И др.  Математика (учебник для  5   класса  общеобразовательных учреждений). - М.: Мнемозина, 2006.

2.   Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. - Екатеринбург: Лектон, 1995.

3.   Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - 2005. - № 13. - с. 5 - 8.

4.   Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - 1999. - № 23. - с.27.

5.    Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - 2006. - № 23. - с. 3-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Путешествие на математическом поезде по стране «Десятичная дробь»»

Используемые образовательные технологии: игровая технология Цель: обобщить и систематизировать изученный материал, закрепить правила арифметических действий с десятичными дробями, познакомить учащихс...

План-конспект внеклассной работы по математике в 5 классе "Путешествие на математическом поезде"

развитие интереса  к математике, логики и смекали, расширение кругозора, развитие комуникативной и познавательной компетентности....

Путешествие на математическом поезде. 7 класс

Математическая игра для учащихся 7 класса, включающая вопросы по алгебре и геометрии...

Урок - игра по математике, 5 класс. "Путешествие на математическом поезде"

Данный урок можно провести по обобщению знаний учащихся 5 класса по теме "Десятичные дроби. Сложение и вычиттание десятичных дробей"....

Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие на математическом поезде"

Внеклассное мероприятие по математике  "Путешествие на математическом поезде"...

Презентация к внеклассному мероприятию "Путешествие на математическом поезде"

Презентация к внеклассному мероприятию "Путешествие на математическом поезде"...