Математический турнир "Семь граней - семь чудес света"
методическая разработка по математике (8 класс)

Лабунько Лидия Евгеньевна

Одним из путей повышения интереса к изучению школьного курса математики является хорошо организованная внеклассная работа. Она углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект. Внеклассное мероприятие по математике "Семь граней - семь чудес света" -   это праздник интеллекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://900igr.net/datas/istorija/Drevnie-piramidy/0006-006-Piramida-KHeopsa.jpgКартинки по запросу изображение храм зевса

Картинки по запросу изображение храм артемидыhttp://planeta-best.ru/wp-content/uploads/2013/12/%D0%90%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B0-%D0%B2-%D0%AD%D1%84%D0%B5%D1%81%D0%B5.jpghttp://www.terra-z.ru/wp-content/uploads/2010/10/top20.jpghttp://interesnyefakty.org/wp-content/uploads/2015/04/Sem-chudes-sveta-Koloss-Rodosskiy-3.jpghttp://gallery.forum-grad.ru/files/8/5/6/8/6/baikal_3_681525.jpg

http://interesnyefakty.org/wp-content/uploads/2015/04/Sem-chudes-sveta-Aleksandriyskiy-mayak-2.jpgКартинки по запросу изображение висячие сады



Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТУРНИР

«Семь граней – семь чудес света»

j0195534

                                                

Во всех частях земного шара имеются свои, иногда даже

довольно интересные, другие части.

Козьма Прутков

Цель: углубить знания учащихся по математике и истории, заинтересовать в изучении этих наук

Добрый день! Сегодня в нашем классе турнир по математике – науки точной, занимательной, интересной, может быть не всеми любимой, но я думаю, в таких людях ещё просто не проснулся интерес. «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным». Пусть эти слова станут эпиграфом нашего турнира. Я думаю, что здесь сейчас собрались люди, которые, если не очень любят, то проявляют интерес к этой науке. Пусть этот турнир пройдет интересно.

Мой юный друг!

Сегодня ты пришел вот в этот класс,

Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть,

Умом своим на всё взглянуть.

Пусть ты не станешь Пифагором,

Каким хотел бы, может быть,

Но будешь ты рабочим, а может и ученым,

И будешь математику любить.

Чтобы спорилось нужное дело

Чтобы в жизни не знать неудач.

Мы в поход отправляемся смело –

В мир загадок и сложных задач.

Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден.

Достижения крупные людям

Никогда не давались легко.


Ведущая1.  Всех, кто учит математике,

                 Всех, кто изучает математику,

                   Всех, кто любит математику

                     Всех, кто еще не знает, что может любить математику мы рады приветствовать на нашем турнире, который носит двойное название "Семь граней - семь чудес света"

Ведущая 2. А почему именно так называется турнир, мы попробуем вам объяснить. Игральный кубик, как ему и положено, имеет 6 граней. Седьмая грань - ваша личная: ваши ощущения и представления, память и внимание, воля, темперамент и характер.

Ведущая 1. Это ваши знания умения и навыки, эрудиция, интуиция, догадливость, инициативность и здравый смысл.

Ведущая 2. И хотя наш турнир - это только игра, но мы не столько будем развлекать вас, сколько будем активизировать мнение, проверять на весах мудрости уровень ваших знаний, вашу способность остроумно рассуждать. Эта игра - праздник интеллекта. На шквал наших вопросов мы ожидаем фейерверк ваших ответов.

Ведущая 1. На сегодняшнем турнире не будет победителей и побежденных. Ведь главное вознаграждение - это удовольствие от вашей изобретательности, наблюдательности и логического мышления


Ведущая 2. А укажет нам дорогу в страну мудрости шестигранный куб. Но поведет он нас не только в мир математики, но и в далекое прошлое. Вы узнаете, как в древние времена люди, не имея ни точных измерительных приборов, ни транспортира или циркуля, имея только рабочие руки и сообразительные головы, творили чудеса, дошедшие до наших дней, семи чудес света. Они очаровывают нас своим величием и до глубины души тревожат тех, кто хоть раз видел эти произведения рук человеческих. Перед ними склоняют головы опытные мастера современности.

Ведущая 1. А так как не все изучали историю древнего мира и, возможно, не каждый слышал о семи чудесах света, то мы постараемся ввести всех в храм красоты и величественности. А пропуском в него будут знания учащихся и их сообразительность.

Ведущая 2. Честь принять участие должны команды__ во главе с капитаном __________________

и ___ во главе с капитаном ____
(Участники занимают свои места за игральными столами)

Ведущая 1. Условия конкурса таковы. На каждой грани куба является задача. Та команда, которая быстрее справится с заданием,  будет иметь право открыть страницу истории, за которой кроется семь чудес света. И так, грань за гранью, страница за страницей мы приблизимся  к тайне истории. А поможет нам в этом ее величество Математика


Ведущая 2. Первая грань перенесет нас в древний Египет в пирамиду Хеопса. Каким образом эта пирамида попала в список чудес,  узнаем тогда, когда  участники турнира справятся с первой задачей.

Ведущая 1. Послушайте первое задание. Оно пройдет в виде разминки. Мы вам предлагаем 13 вопросов. Кто даст больше правильных ответов, то получит право открыть первую страницу.

РАЗМИНКА

1. Трое играли в шашки и сыграли три партии. Сколько сыграл каждый? (Две)

  1. Горело семь свечей. Две свечи погасли. Сколько свечей осталось? (Две, остальные сгорели)
  2. У отца 5 дочерей и каждая дочь имеет брата. Сколько детей у отца? (6)
  3. Число 666 нужно увеличить в полтора раза не проводя никаких арифметических действий. Как это сделать?  (перевернуть листок)
  4.  Горело 5 свечей две из них погасли сколько свечей осталось? (Две)
  5. Шоколадка стоит 10 руб. и ещё пол шоколадки. Сколько стоит шоколад? (20 руб.)
  6. Исчезающая разновидность учеников? (Отличники)
  7. Двое учеников шли в школу а навстречу им шли еще 5 учеников. Сколько учеников пришло в школу? (два)
  8. Сколько лет спал Илья Муромец? (33)
  9. Метод Эратосфена, в котором простые числа «отсеиваются» от остальных? (Решето)
  10. Что означало «тьма» в математике? (Много)
  11. Сколько граней имеет не подстриженный шестигранный карандаш? (8 граней)
  12. Летели гуси: один впереди и два позади, один позади и два впереди, один между двумя и три в ряд. Сколько летело гусей? (Три)

Ведущая 1. По результатам проведенной разминки право открыть первую страницу предоставляется команде, победившей в этом конкурсе.

(Открывается рисунок с пирамидой Хеопса и ведущая рассказывает историю возникновения пирамиды)

Ведущая 2. В Африке, среди Ливийской пустыни, возвышаются пирамиды от Каира до Фаюма. До наших времен сохранилось около семидесяти пирамид. Когда-то их было больше, но некоторые из них  разрушило  время, другие засыпал песок, который  обрушился из пустыни. Самые известные пирамиды: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина. Самая большая из них - Великая Пирамида Хеопса, построенная в XXVI в. до н. е. Высота ее 137 м., площадь основания - около 55 000. Согласно легендам пирамида служила фараонам лестницей, по которой они восходили на небо. (Далее к зрителям куб возвращают гранью, на которой написано храм Зевса)

Ведущая 1. Вторая грань куба ведет нас в самое сердце Греции на священную олимпийскую землю, где стояло  второе чудо мира. О нем мы вам расскажем, когда участники справятся со вторым заданием, которое пройдет в виде математического калейдоскопа

            Ну, а теперь команды, стоп!

        Математический калейдоскоп!

        Кто в терминах не знает затрудненья,

        Напишет все сейчас без промедленья!


Каждая команда получает лист с написанной, только одной, буквой. В течение одной минуты вы должны на этих листах написать как можно больше математических терминов, первой буквой которых является та буква, которая указана на листе. Сколько терминов напишете, столько же баллов и заработаете, т.е. один правильно написанный термин – 1 балл.

Пока команды работают…

        Сейчас для болельщиков конкурс у нас,

        Они пусть покажут смекалку и класс.

        Команды свои пусть поддержат хоть баллом

        Ведь им от команд отставать не пристало!

Вопросы:

  1. Чему равен 1 пуд? (16 кг)
  2. Единица измерения скорости на море? (Узел)
  3. Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получилось число большее 2-х, но меньшее 3-х? (Запятая)
  4. Как называется сотая часть числа? (1%)
  5. Первая женщина-математик в России? (Ковалевская)
  6. Наименьшее натурально число? (1)
  7. Одно яйцо варят 4 мин. Сколько варят 5 яиц? (4 мин)
  8. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  9. Сумма длин всех сторон? (Периметр)
  10. Как называется постоянная величина? (Константа)
  11. Что надо искать прежде, чем корни квадратного уравнения? (Дискриминант)
  12. Проверка учеников на выживание? (Контрольная)
  13. Автор самой знаменитой теоремы? (Пифагор)
  14. Что означает греческое слово «градус»? (Шаг, ступень)
  15. Что высечено на могильной плите у Архимеда? (Шар, вписанный в цилиндр)
  16. Есть у любого растения, и, может быть, у уравнения? (Корень)
  17. Что означает ничего в математике? (0)
  18. Назовите самое большое число? (Нельзя назвать)
  19. Курица весит на одной ноге 3 кг. Сколько весит курица на двух ногах? (3 кг)
  20. Единица с 12-тью нулями? (Триллион)
  21. Самая распространенная оценка знаний учащейся молодежи? (3)
  22. Продолжите сказанное: «Думай голова - …» (Картуз куплю)
  23. Как называется геометрия, изучаемая нами? (Евклидова)
  24. Назовите поэта, у которого по математике было 2? (Пушкин)
  25. Сколько раз в году встает солнце? (365; 366)
  26. Сколько музыкантов в квартете? (4)
  27. Какой вал изображен на картине Айвазовского? (Девятый)
  28. Сколько пьес во «Временах Года» Чайковского? (12)
  29. Кто подарил человечеству восклицание «Эврика»? (Архимед)
  30. Результат вычитания? (Разность)
  31. Отношение противолежащего катета к гипотенузе? (Синус)
  32. Очень плохая оценка знаний? (1)
  33. Сколько концов у 3,5 палок? (8)
  34. На что похожа половина яблока? (На другую половину)
  35. Чертова дюжина? (13)
  36. Равенство с переменной? (Уравнение)
  37. Чему равно 3 ? (81)
  38. Другое название независимой переменной? (Аргумент)

 (Открывается вторая страница истории - рисунок с изображением храма Зевса)

Ведущая 1. В самом сердце Греции, на священной олимпийской земли, стояло второе чудо мира. Единственное, создателем которого,  был человек. Архитектор Либон в V в. до н.э. построил храм, в котором находилось чудо - прекрасная статуя владыки Олимпа - Зевса. Статую построил скульптор Фидий. Скульптура Зевса олимпийского поражала своим величием и отделкой. Одежда Зевса и его волосы были из золота, неприкрытые части тела - из слоновой кости, трон - с кедрового дерева, инкрустированного черным деревом с самоцветами. И каждого, кто видел эту статую, больше всего поражало  мастерство, с которым Фидий вырезал лицо и фигуру Зевса. Казалось, что Зевс вот – вот поднимется с трона

 (Следующая грань куба – Храм Артемиды)

Ведущая 2. Мы прибываем в древнегреческий  город  Эфес V в. до н.э., где посетим Храм Артемиды.  А дорогу к нему проложат капитаны команд.

 (Выходят капитаны команд)       

Ведущая 1. Капитанам предлагается список математических терминов. Нужно без слов попытаться передать их смысл. Команда должна угадать

                                                   ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ КАПИТАНОВ
( Открывается Третья страница - Храм Артемиды)
Ведущая 2. Мы  прибыли в древнегреческий  город Эфес V в. до н.э.  Посетим Храм Артемиды, построенный из чистого мрамора. В главном зале стоит статуя Артемиды высотой 15 м, украшенная золотом и драгоценными камнями.  Артемида - покровительница города, дочь бога Зевса и сестра бога Аполлона. Артемида - богиня плодородия, покровительница животных и охоты, богиня Луны.

Ведущая 1. Четвертая грань указывает нам дорогу к мавзолею в Галикарнасе. И хотя  нам очень хочется узнать об этом настоящем шедевре искусства, мы подождем пока участники справятся с четвертым заданием, которое пройдет под названием "Звездный час"

Ведущая 2. Команды устали и поэтому сейчас конкурс не совсем серьезный. Номер правильного ответа команды указывают поднятием таблички.
                                                                       Звездный час

1. Прибор для измерения величины угла:
а) транспортир,
б) трансформатор,

с) терминатор.
2. Число, которое характеризует положение точки на числовом луче:
а) реклама,
б) маркер,
с) координата.

3. Кому принадлежат слова "Математику уже потому учить надо, что она ум в порядок приводит»:
а) Пушкин,
б) Пифагор,
в) Ломоносов.
4. На пять не делится число:
а) 934,
б) 8020,
в) 725.
5. Какой угол образуют часовая и минутная стрелки, когда часы показывают 3:00:
а) развернутый,
б) прямой,
в) тупой.

(Опять командой победителем открывается следующая страница под названием Мавзолей в Галикаркаси).

Ведущая 1. Галикарнас - столица древнего Карийского  государства, где в IV в. до н.э. царицей Артемисией, женой и сестрой царя Мавсола, был построен один из семи чудес света - мавзолей, который дал название всем остальным мавзолеям мира.

Мавзолей сочетал в себе пирамиду, башню и греческий храм. Современников удивляли его размеры, затраченные на него средства и, главное, непревзойденное совершенство художественного оформления. Основой сооружения служил огромный мраморный пьедестал. На нем стоял храм,  окруженный  36 ионийскими колоннами, на которых держалась крыша в форме 24-ступенчатой пирамиды. Пространство между колоннами было пышно украшено скульпторами. Вершину пирамиды было увенчано скульптурной композицией, которая изображала Мавсола и Артемисию в колеснице, запряженной четверкой лошадей

Ведущая 2. А теперь - снова в дорогу, которая ведет нас в восточную часть Средиземного моря до пятого чуда света Колосса Родосского. Попасть в него мы сможем тогда, когда участники разгадают кроссворд.

1

5

4

3

2

По вертикали:
  1. Два тождественно равные выражения, соединенные знаком равенства                      (Тождество)
По горизонтали:
2. Число удовлетворяющее уравнению.                                                                                (Корень)
3. Равенство, которое содержит неизвестные числа, обозначенные буквами.                  (Уравнение)
4. Произведение одинаковых множителей                                                                            (Степень)
5. Если ты все выполнил, то ты ...                                                                                          (Молодец)

(Ученики разгадывают кроссворд. Побеждает та команда, которая быстрее справится с этой задачей. Открывается пятая страница - Колосс Родосский.)

                                                               Игра с болельщиками

                Число – как много в этом звуке.

                Для математики, друзья!

                Но и в простой, обычной жизни

                Без чисел нам никак нельзя!

        Вопрос: В заглавии каких литературных произведений встречаются названия чисел? (3 поросенка, 3 мушкетера, 12 стульев, 20 лет спустя, 80000 лье под водой, 1000 и 1 ночь…)


Ведущая 1. В восточной части Средиземного моря находится остров Родос. В центре, на торговой площади, между морем и городскими воротами стояла крупнейшая в мире статуя юноши высотой 36 м., изображавшая бога Гелиоса. Не каждый человек мог охватить большой палец статуи. Скульптор Херес потратил на изготовление этого бога из  меди и железа 12 лет. Статуя простояла более 50 лет. Но в 224 г. до н. Колос упал во время сильного землетрясения.

Ведущая 2. Шестое чудо света - это Александрийский маяк на острове Фарос. А приблизимся мы к нему только тогда, когда участники справятся с домашним заданием.

Ведущая 1. Шестое задание мелодичное. Участникам надо вспомнить и спеть за 5 мин. побольше песен с математическими терминами. (Поют по одному куплету чередуясь.  Песни не должны повторяться. Побеждает та команда, которая споет наибольшее количество песен)

(Далее,   следует рассказ о шестом чуде  света)

Ведущая 2. В Александрии – в столице государства первых Птолемеев (III в. До н.э.), на острове Фарос был построен маяк, который от земли до вершины имел около 180 м. Открытый  костер из дров, что зажигали ночью на самой высокой террасе маяка,  было видно на расстоянии 50-60 км. Простоял маяк 1500 лет. Наивысшую круглую террасу маяка, открытую со всех сторон, где ночью зажигали большой костер, окружала колоннада, на которой была пирамидальная башня, увенчанная бронзовой статуей покровителя морей Посейдона,  высотой 8 м.

Ведущая 1. Своим трудолюбием, вдохновением и знаниями вы все получили право на седьмую грань. (Идет краткая характеристика выступлений обеих команд). Как мы говорили в начале турнира, в кубе седьмой грани нет, это - несколько философский термин. Но она есть у каждого, кто увлекается математикой. Так вы все получили право открыть последнюю страницу, которая расскажет нам о «висячих садах»

 
Ведущая 2. Из всех вавилонских чудес за выдающиеся считали "висячие сады" Семирамиды. Сады стояли на сводах, опирающихся на столбы из каменных глыб, возложенных друг на друга. На них лежали плотно прилегающие пальмовые балки, на которые был насыпан толстый слой земли, где росли разнообразные деревья и цветы.


Ведущая 1. Вот и подошел к концу математический турнир. Мы искренне благодарим всех участников за интересную игру, желаем им дальнейших успехов в учебе.  Возможно,  кто-то из вас создаст свое восьмое чудо света

Ведущий 2. Всем спасибо за внимание,

                 За задор и звонкий смех,

За азарт соревнования,

Обеспечивший успех.

         Вот настал момент прощанья

Будет краткой наша речь:

Говорим  мы до свиданья

До счастливых новых встреч!        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семь чудес света

Материал представляет собой наглядную презентацию расположения семи чудес света....

Открытый урок по истории Древнего Мира на тему: "Семь чудес света" (Презентация)

           СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА, (лат. septemmiraculamundi) -  самые знаменитые памятники древнего мира — египетские пирамиды в Эль-Гизе, Висячие сады Семир...

Методическая разработка викторины "Семь чудес света: вариации прекрасного"

Материал представляет собой методическую разработку для проведения обобщающего урока МХК по теме "Семь чудес света: вариации прекрасного" в 7 классе гуманитарного профиля....

Семь чудес света

Игра-путешествие по семи чудесам света...

Интерактивная презентация "Семь чудес света"

Материал для урока ИЗО или внеклассного занятия. В работе использованы две презентации, которые можно применять отдельно. Одна представляет наглядно объекты, другая несет информацию....

Классный час: "Семь чудес света или Семь чудес Древнего Мира".

Цель:- Развитие культурного и эстетического интереса у учащихся, расширение их представлений о культуре Древнего Мира. - Создание атмосферы  "Путешествие по чудесам света".Задачи: - Раз...

Семь чудес света. Семь чудес России.

Методическая разработка урока истории в 5 классе....