Рабочая программа математика 10 класс
рабочая программа по математике (10 класс)
Цели и задачи изучения учебного предмета «Математика»
• формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
• развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
• воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_10_2020.docx | 67.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Тёпловская средняя школа
муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 27.08.2021 г. | «Утверждаю» Директор МОУ Тёпловской СШ: _________Н.И.Ермолаевва Приказ № 429 от 30.08.2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Математика» 10 класс
предмет, класс
Панкратовой Екатерины Николаевны
на 2021-2022 учебный год
учебный год
количество часов по учебному плану: всего 198 часов в год;
в неделю 6 часов
Название учебной программы: Ю.М.Колягин, М.В. Ткачева. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений базовый и углубленный уровень/М.: Просвещение, 2017г.
Атанасян Л.С. Геометрия, 10-11/учебник для общеобразовательных учреждений базовый и углубленный уровень, -М.: Просвещение. 2017г.
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ______Л.А. Кибиткина 27.08.2021г. | «Рассмотрено и принято» ШМО учителей естественно-математического цикла Руководитель________ Н.И.Ермолаева Протокол № 1 от 27.08.2021 г. |
Тёпловка 2021
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика-10»
Рабочая программа учебного предмета «Математика-10» обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы среднего общего образования:
Личностные результаты:
1.Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,;
2. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
3. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты:
1Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
-значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
-универсальный характер законов логики математических рассуждений; их применимость в различных областях человеческой деятельности;
-вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира Алгебра
Уметь:
-выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значение корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
-проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, тригонометрические функции, логарифмы;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости
справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
Уметь:
-определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
-строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
-описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
-решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;
Начала математического анализа
Уметь:
-вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных;
-исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
-вычислять площадь криволинейной трапеции;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на
наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
Уравнения и неравенства
Уметь:
-решать рациональные, показательные, логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
- составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- использовать для приближённого решения уравнений и неравенств графический метод;
- изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-построения и исследования простейших математических моделей;
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Уметь:
-решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
-вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчёта числа исходов;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; - для анализа информации статистического характера.
Геометрия
Уметь:
-соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
-изображать геометрические фигуры тела, выполнять чертеж по условию задачи; -решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними;
-проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
-вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
-применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
-строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-вычисление длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
II. Содержание программы
Модуль 1.
10 класс (базовый уровень) Алгебра и начала математического анализа
Всего 134 часа
Глава 1. Алгебра 7-9 (повторение) (4 ч.)
Числовые и буквенные выражения. Упрощение выражений. Уравнения. Системы уравнений. Неравенства. Элементарные функции.
Глава 2. Делимость чисел. (10ч.)
Понятие делимости. Делимость суммы и произведения. Деление с остатком. Признаки делимости. Решение уравнений в целых числах
Глава 3. Многочлены. Алгебраические уравнения (17 ч.)
Многочлены от одной переменной. Делимость многочленов. Схема Горнера. Многочлен Р(х) и его корень. Теорема Безу. Алгебраические уравнения. Следствия из теоремы Безу. Решение алгебраических уравнений разложением на множители. Делимость многочленов xm±am на x±a. Симметрические многочлены. Многочлены от нескольких переменных. Формулы сокращённого умножения для старших степеней. Бином Ньютона. Системы уравнений.
Глава 4. Степень с действительным показателем (13 ч.)
Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с натуральным и действительным показателем.
Глава 5. Степенная функция (16 ч.)
Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Сложные функции. Дробно-линейная функция. Равносильные уравнения и неравенства.
Иррациональные уравнения.
Глава 6. Показательная функция (11 ч.)
Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения.
Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
Глава 7. Логарифмическая функция (17ч.)
Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.
Глава 8. Тригонометрические формулы (24ч.)
Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов.
Глава 9. Тригонометрические уравнения (21ч.)
Уравнение cosx=a, sinx=a, tgx=a. Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Методы замены неизвестного и разложения на множители.
Итоговая контрольная работа (1ч.)
Модуль 2. Геометрия
Всего 64 часа
Введение, глава 1. Параллельность прямых и плоскостей (21ч.)
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед .
Глава 2. Перпендикулярность прямых и плоскостей (17ч.)
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
Глава 3. Многогранники (14ч.)
Понятие многогранника. Призма. Пирамида . Правильные многогранники.
Глава 4. Некоторые следствия из планиметрии (12 ч.)
Углы и отрезки связанные с окружностью, Решение треугольников.
III.Тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1-2 | Множества | 2 |
3-4 | Логика | 2 |
Раздел 2: Делимость чисел - 10 ч | ||
5-6 | Понятие делимости, делимость суммы и произведения | 2 |
7-8 | Деление с остатком | 2 |
9-10 | Признаки делимости | 2 |
11-12 | Сравнения. Решение уравнений в целых числах | 2 |
13 | Контрольная работа № 1 «Делимость чисел» | 1 |
14 | Урок обобщения м систематизации знаний. | 1 |
Раздел 3: Введение. Аксиомы стереометрии - 5 ч | ||
15 | Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. | 1 |
16 | Некоторые следствия из аксиом. | 1 |
17-19 | Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий | 3 |
Раздел 4: Параллельность прямых и плоскостей - 16 ч | ||
20 | Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трёх прямых. | 1 |
21 | Параллельность прямой и плоскости. | 1 |
22-24 | Решение задач по теме "Параллельность прямой и плоскости". | 3 |
25 | Скрещивающиеся прямые | 1 |
26 | Углы с сонапрвленными сторонами. Угол между прямыми. | 1 |
27-28 | Решение задач на нахождение угла между прямыми. | 2 |
29 | Контрольная работа № 2 по теме: «Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми». | 1 |
30 | Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей. | 1 |
31-32 | Тетраэдр. Параллелепипед. | 2 |
33 | Задачи на построение сечений | 1 |
34 | Решение задач по теме «Тетраэдр и параллелепипед». Зачёт № 1 по теме: "Параллельность прямых и плоскостей" | 1 |
35 | Контрольная работа №3 по теме: Параллельность плоскостей" | 1 |
Раздел 5: Многочлены. Алгебраические уравнения - 17 ч | ||
36-37 | Многочлены от одного переменного | 2 |
38 | Схема Горнера | 1 |
39 | Многочлен P (x) и его корень. Теорема Безу | 1 |
40 | Алгебраическое уравнение. Следствия из теоремы Безу | 1 |
41-43 | Решение алгебраических уравнений разложением на множители | 3 |
44-45 | Делимость двучленов xm ± am на x ± a. Симметрические многочлены. Многочлены от нескольких переменных | 2 |
46-47 | Формулы сокращенного умножения для старших степеней. Бином Ньютона | 2 |
48-50 | Системы уравнений | 3 |
51 | Контрольная работа № 4 по теме «Многочлены. Алгебраические уравнения» | 1 |
52 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 |
Раздел 6: Перпендикулярность прямых и плоскостей - 17 ч | ||
53 | Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. | 1 |
54 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости. | 1 |
55 | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости | 1 |
56-57 | Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 2 |
58 | Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах. | 1 |
59 | Угол между прямой и плоскостью. | 1 |
60-62 | Решение задач по теме: "Теорема о трёх перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью." | 3 |
63-64 | Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей. | 2 |
65-66 | Прямоугольный параллелепипед. | 2 |
67 | Решение задач по теме: "Перпендикулярность прямых и плоскостей" | 1 |
68 | Контрольная работа №5 по теме: Двугранный угол, Перпендикулярность плоскостей" | 1 |
69 | Зачёт № 2 по теме: "Перпендикулярность прямых и плоскостей" | 1 |
Раздел 7: Степень с действительным показателем - 13 ч | ||
70 | Действительные числа | 1 |
71-72 | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия | 2 |
73-76 | Арифметический корень натуральной степени. | 4 |
77-80 | Степень с рациональным и действительным показателем. | 4 |
81 | Контрольная работа № 6 по теме «Степень с действительным показателем» | 1 |
82 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 |
Раздел 8: Степенная функция - 16 ч | ||
83-85 | Степенная функция, ее свойства и график. | 3 |
86-88 | Взаимно обратные функции. Сложные функции. | 3 |
89 | Дробно-линейная функция. | 1 |
90-92 | Равносильные уравнения и неравенства. | 3 |
93-95 | Иррациональные уравнения. | 3 |
96 | Иррациональные неравенства | 1 |
97 | Контрольная работа № 7 по теме «Степенная функция» | 1 |
98 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 |
Раздел 9: Многогранники - 14 ч | ||
99-101 | Понятие многогранника. Призма | 3 |
102-105 | Пирамида. | 4 |
106-110 | Правильные многогранники | 5 |
111 | Контрольная работа №8 по теме «Многогранники». | 1 |
112 | Зачёт № 3 по теме «Многогранники» | 1 |
Раздел 10: Показательная функция - 11 ч | ||
113-114 | Показательная функция, её свойства и график | 2 |
115-117 | Показательные уравнения | 3 |
118-119 | Показательные неравенства | 2 |
120-121 | Системы показательных уравнений и неравенств | 2 |
122 | Контрольная работа № 9 по теме «Показательная функция» | 1 |
123 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 |
Раздел 11: Логарифмическая функция - 17 ч | ||
124-125 | Логарифмы | 2 |
126-127 | Свойства логарифмов | 2 |
128-130 | Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода | 3 |
131-132 | Логарифмическая функция, ее свойства и график | 2 |
133-135 | Логарифмические уравнения | 3 |
136-138 | Логарифмические неравенства | 3 |
139 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 |
140 | Контрольная работа № 10 по теме «Логарифмическая функция» | 1 |
Раздел 12: Некоторые следствия из планиметрии - 12 ч | ||
141-144 | Углы и отрезки, связанные с окружностью | 4 |
145-148 | Решение треугольников | 4 |
149-150 | Теорема Минелая и Чевы | 2 |
151-152 | Эллипс, гипербола, парабола | 2 |
Раздел 13: Тригонометрические формулы - 24 ч | ||
153 | Радианная мера угла | 1 |
154-155 | Поворот точки вокруг начала координат | 2 |
156-157 | Определение синуса, косинуса и тангенса угла | 2 |
158 | Знаки синуса, косинуса и тангенса угла | 1 |
159-160 | Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла | 2 |
161-163 | Тригонометрические тождества | 3 |
164 | Синус, косинус и тангенс углов ά и -ά | 1 |
165-167 | Формулы сложения | 3 |
168 | Синус, косинус и тангенс двойного угла | 1 |
169 | Синус, косинус и тангенс половинного угла | 1 |
170-171 | Формулы приведения | 2 |
172-173 | Сумма и разность синусов, сумма и разность косинусов | 2 |
174 | Произведение синусов и косинусов | 1 |
175 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 |
176 | Контрольная работа № 11 по теме «Тригонометрические формулы» | 1 |
Раздел 14: Тригонометрические уравнения - 21 ч | ||
178-180 | Уравнения вида cos x = a | 3 |
181-183 | Уравнения вида sin x = a | 3 |
184-185 | Уравнения вида tg x = a | 2 |
186-189 | Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные и линейные уравнения. | 4 |
190-192 | Методы замены неизвестного и разложения на множители. Метод оценки левой и правой частей тригонометрического уравнения | 3 |
193-194 | Системы тригонометрических уравнений | 2 |
195-196 | Тригонометрические неравенства | 2 |
197 | Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 |
198 | Контрольная работа № 12 по теме «Тригонометрические уравнения» | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Критерий оценки предметных результатов по математике
Учитель оценивает знания учащихся с учётом их индивидуальных особенностей, опираясь на локальные нормативные акты общеобразовательной организации, и, возможно, используя следующие рекомендации.
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявить полноту, прочность усвоения учащимися теории, умения применять знания на практике в знакомых, изменённых и новых ситуациях.
2. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочёты.
Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, теорем, формул, единиц измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение делать рисунки, чертежи, схемы;
- неумение пользоваться учебниками, справочной литературой;
- потеря корня, сохранение постороннего корня или отбрасывание без объяснений одного из них;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок определений, понятий, теорем, теорий;
- неточность графика, рисунка, схемы;
- подмена отдельных основных вопросов второстепенными.
недочетам относятся:
- погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном знании или об отсутствии знаний, не считающихся в программе обязательными;
- погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения;
- неаккуратная запись, небрежное выполнение рисунка.
Граница между погрешностью и ошибкой является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может считаться ошибкой, в других обстоятельствах - недочетом.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все теоретические факты и обоснованные выводы, а изложение и математическая запись грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью. Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения; само решение сопровождается необходимыми объяснениями, правильно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе может проводиться по пятибалльной или рейтинговой системе.
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которое свидетельствует о высоком математическом развитии учащегося, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенный учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Возможная оценка устных ответов учащихся.
Отметка «5»:
- в ответе раскрыто содержание материала в объёме, предусмотренном программой и учебником;
- материал изложен грамотным языком в определённой логической последовательности, точно использована математическая терминология;
- правильно выполнены рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показано умение иллюстрировать теоретический материал примерами и применять его в новой ситуации;
- продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, убедительно показана сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- ответ ученика самостоятельный, без наводящих вопросов учителя (возможны 1-2 неточности при освещении второстепенных вопросов и в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя).
Отметка «4»:
- в изложении ответа допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа;
- ученик справился с применением теории в изменённой ситуации;
- допущены 1-2 недочета при изложении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущена 1 ошибка или не более 2 недочётов при изложении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3»:
- в ответе неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопросов и продемонстрированы умения для дальнейшего усвоения материала;
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в изменённой ситуации, при выполнении практического задания, но выполнил задание обязательного уровня;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2»:
- в ответе не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определениях понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1»:
- ученик показал полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов учителя.
Возможная оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет погрешностей,
- используются знания в нестандартных ситуациях;
- в решении нет математических ошибок (возможна 1 неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4»:
- работа выполнена полностью, но допущена ошибка или 2-3 недочёта в выкладках, рисунках, чертежах и графиках.
Отметка «3»:
- ученик владеет обязательными умениями по проверяемой теме. Работа выполнена верно на 2/3 объёма.
Отметка «2»:
- ученик в некоторой степени владеет обязательными умениями по проверяемой теме, но работа выполнена верно менее чем на 2/3 объёма.
Отметка «1»:
- работа показала полное отсутствие обязательных знаний по проверяемой теме.
ПРИМЕЧАНИЕ: Определение цели оценивания, разработка критериев оценивания может быть предоставлена учителю, который предлагает свой вариант, исходя из требований образовательной организации, подготовки к ГИА и др.
О проектной деятельности учащихся
Организуется внутри образовательной организации в соответствии с Образовательной программой школы и локальным нормативным актом общеобразовательной организации
Некоторые рекомендации по защите результатов проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО
Констатировать уровень достижений учащихся возможно качественной оценкой самостоятельно выполненных проектов, которые могут быть индивидуальными и коллективными. Обсуждение результатов выполнения проекта желательно проводить во время публичной защиты, куда могут быть приглашены и не изучавшие данный курс учащиеся. Это может иметь не только познавательный, но и мотивационный эффект. Среди основных показателей при оценивании проектов можно выделить:
- корректность полученных фактов;
- логичность изложения;
- широта использованных источников при проведении исследования;
- яркость изложения и удачное представление проекта;
- мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации;
- пропагандирование достижений современной науки и техники.
Возможные критерии выполнения и защиты проекта
Существует множество подходов к оценке проектов. Можно предложить, например, рейтинговый подход к оценке выполнения, оформления и защиты проекта, где выделены и оцениваются 11 критериев на 4 уровнях (0, 5, 10, 20 баллов).
- Актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность и значимость работы, новизна решаемой проблемы.
- Объём и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
- Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы.
- Аргументированность и оригинальность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии.
- Научное и практическое значение результатов работы: можно опубликовать и использовать в работе другими школьниками.
- Качество оформления работы, качество схем, графиков, рисунков.
- Качество доклада на презентации: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность.
- Объём и глубина знаний по теме.
- Культура речи, манера, использование наглядных средств, удерживание внимания аудитории.
- Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убеждённость.
- Деловые и волевые качества докладчика: готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.
Суммарная оценка работы и защиты: отлично – 180-220 баллов, хорошо – 100-154 балла, удовлетворительно – менее 100 баллов.
Ограничения в использовании метода проектов:
- организационные и материальные условия;
- низкая мотивация учителей к использованию данной технологии;
- низкая мотивация учащихся к участию в проекте;
- недостаточный уровень сформированности у учащихся умений исследовательской деятельности;
- недостаточная готовность учителя к изменению своих функций в процессе «обучение-учение».
Формами наглядной отчетности о результатах проектно-исследовательской деятельности могут быть презентации, выставки, инсценировки, видеофильмы, фоторепортажи, стендовые отчеты.
Однако следует отметить, что в проектном методе самым основным критерием успешности (несмотря на ограничение в использовании) является радость и чувство удовлетворения у всех его участников от сознания собственных достижений и приобретенных навыков.
О защите результатов проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС СОО
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (пункт № 11) говорится, что «индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект)», что «индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы, сформулированный зачастую самими учащимися, - носит практический характер и имеет важное прикладное значение.
Согласно ФГОС ООО, «результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного».
Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности обучающегося. Главная цель в проекте – самореализация личности ученика на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством научного руководителя (учителя) происходит развитие личности ученика в трёх направлениях: самосовершенствование, самопознание, самовоспитание. Основные формы представления результатов: - стендовый доклад (оформление наглядного материала) - реферат проблемного характера - компьютерная программа. Уровни представления работ: внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные и др.
Возможные критерии выполнения и защиты проектов:
1. Оценка учебной работы в процессе проектно-исследовательской деятельности:
- грамотное формулирование исследовательского аппарата;
- обоснованность применения методов работы;
- умение работать в соответствии с планом;
- самостоятельность и инициативность;
- владение предметными знаниями и умениями;
- умение самостоятельно осваивать знания и умения;
- владение ИКТ.
2. Оценка полученного результата:
- логическая стройность структурных элементов и информационная насыщенность проекта;
- грамотный анализ материала и обоснованность выводов;
- качество текста (в том числе на указание источников информации);
- качество оформления работы.
3. Оценка представления работы:
- грамотно выстроенное выступление;
- наличие презентации или другого результата (модель, макет, инструкция и т.д.);
- грамотные и полные ответы на вопросы.
Работа учащегося над проектом должна быть зафиксирована. Образовательная организация может рассмотреть критерии оценивания по уровням: «базовому» и «повышенному».
Примечание: Рекомендуется выставлять отметку «отлично» за 85-100%, «хорошо» − за 70-84%, «удовлетворительно» − за 55-69% от максимально возможного количества баллов.
Приложение 3
Лист
корректировки рабочей программы
по математике
Класс | № урока | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки (карантин, болезнь учителя, актированные дни, отмена занятий по приказу и т.д.) | Корректирующие мероприятия (объединение тем, домашнее изучение, контрольная работа, резервное время и т.д.) | Дата проведения по факту | Заместитель директора по УВР | ||
Утверждение | Подпись | ||||||||
Приложение 4
Отчёт о прохождении учебной программы
за ______четверть 20___-20____учебного года.
Учителя_____________________________________________________
№ | Предмет | Класс | Количество часов | Проведено | Причины не выполнения плана | Пути ликвидации отставания | |||||
По рабочей программе | Проведено фактически | Отставание | К\р | П/р | |||||||
по плану | по факту | по плану | по факту | ||||||||
«______»_________________________201__год _____________________
дата заполнения подпись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа МАТЕМАТИКА 6 класс, Виленкин
Планирование составлено на основе учебника И.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, СИ Шварцбурд "Математика 6", издательство Просвешение, 2006 и более поздних изданий6 недельных часов....
Рабочая программа.Математика 7-9 классы
Рабочая программа по математике составлена на основе 1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (Приказ МО № 1089 от 05....
рабочая программа 9 класс, математика,УМК Мордкович А.Г.Атенасян.
Подробная поурочная программа по математике, УМК мордкович А.Г., Атенасян Л.С....
Рабочая программа для классов с углубленным изучением математики (8 класс)
Рабочая программа...
Рабочая программа "Математика 5, 6 " класс. Учебник "Математика". Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков
Рабочая программа к учебнику "Математика 5,6", автор учебника Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. Программа рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год...
Рабочая программа «Математика для 5 класса» составлена на основе программы «Математика» (М.Н.Перова, В.В.Эк)
рабочая программа для 5 класс 8 вид...
Рабочая программа «Математика» 6 класс УМК: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., Буцко Е.В. (6 класс, 6 часов в неделю, углубленный уровень).
Рабочая программа «Математика» 6 классУМК: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., Буцко Е.В....