Рабочая программа математика 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс)

Панкратова Екатерина Николаевна

Изучение курса математики в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. в направлении личностного развития

-развитие логического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

-формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности;

-приобщение обучающихся к творчеству и исследовательской деятельности;

-воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

-развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

  1. в метапредметном направлении

- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания окружающей действительности;

-создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

-формирование умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации.

  1. в предметном направлении

-вовлечение учащихся в математическую деятельность;

-систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами;

-выработка умений переводить практические задачи на язык математики;

-подготовка обучающихся к изучению курсов алгебры и геометрии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_-_5_klass.docx54.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Тёпловская средняя школа

муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области

 «Рассмотрено»

на заседании

педагогического совета

Протокол № 1  от 27.08.2021г.

«Утверждаю»

Директор школы:

_________Н.И.Ермолаевва

Приказ № 429 от 30.08.2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Математика» 5 класс

предмет, класс

Панкратовой Екатерины Николаевны

ФИО

на 2021-2022 учебный год

учебный год

количество часов по учебному плану: всего 165 часов в год;

                                                                   в неделю 5 часов

Название учебной программы: С. М. Никольского, М. К. Потапов, Н. Н. Решетникова, Л. 13. Шевкина. Математика. 5-класс: - М. Просвещение 2018г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______Л.А. Кибиткина

27.08.2021г.

«Рассмотрено и принято»

ШМО учителей естественно-математического цикла

Руководитель________  Н.И.Ермолаева

Протокол № 1 от 27.08.2021г.

Тёпловка 2021

I.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика-5»

Рабочая программа учебного предмета «Математика-5» обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

- представления о фактах, иллюстрирующих важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, старинные системы записи чисел, старинные системы мер; происхождение геометрии из практических потребностей людей);

-ориентация в системе требований при обучении математике;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

-позитивное, эмоциональное восприятие математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

-готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых на уроках математики.

Ученик получит возможность для формирования:

-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению математики;

-умение выбирать желаемый уровень математических результатов;

-адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.

Метапредметные результаты

 1.Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

-совместному с учителем целеполаганию на уроках математики и в математической деятельности;

-анализировать условие задачи (для нового материала - на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия);

-действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

-применять приемы самоконтроля при решении математических задач;

-оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов.

Ученик получит возможность научиться:

-самостоятельно ставить учебные цели;

-видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

-основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

 2.Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;

-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

Ученик получит возможность научиться:

-брать на себя инициативу в решении поставленной задачи;

адавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими;

-устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

тображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.

2.Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

-основам реализации проектно-исследовательской деятельности под руководством учителя (с помощью родителей);

- осуществлять поиск в учебном тексте, дополнительных источниках ответов на поставленные вопросы; выделять в нем смысловые фрагменты;

- анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений;

-формулировать простейшие свойства изучаемых математических объектов;

-с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые математические объекты.

Ученик получит возможность научиться:

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-самостоятельно давать определение понятиям;

-строить простейшие классификации на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Изучение курса математики в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. в направлении личностного развития

-развитие логического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

-формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности;

-приобщение обучающихся к творчеству и исследовательской деятельности;

-воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

-развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

  1. в метапредметном направлении

- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания окружающей действительности;

-создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

-формирование умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации.

  1. в предметном направлении

-вовлечение учащихся в математическую деятельность;

-систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами;

-выработка умений переводить практические задачи на язык математики;

-подготовка обучающихся к изучению курсов алгебры и геометрии.

Задачи курса:

-сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;

- предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;

-обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;

-обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;

-сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;

-выявить и развить математические и творческие способности;

-развивать навыки вычислений с натуральными числами;

-учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;

-дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;

-учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;

-продолжить знакомство с геометрическими понятиями;

-развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

- Формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

- Развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; пространственного воображения; математической речи; умения вести поиск информации и работать с ней;

-Развивать познавательные способности;

-Воспитывать стремление к расширению математических знаний;

- Способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

- Воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Решение названных задач обеспечит осознание школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

     Рабочая программа "Математика" 5 класс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных  

 учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в

 дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

В ходе изучения курса способствую формированию следующих ключевых универсальных учебных действий:

  • регулятивных УУД:

- учу различать факты от вымысла, доказывать и опровергать утверждения с помощью контпримеров; формирую умения ставить цели и организовывать их поэтапное достижение; обучаю проектной деятельности; учу проводить несложные исследования, классифицировать объекты по признакам, моделировать зависимости; работать по алгоритмам; строить логические цепочки рассуждений; сравнивать, анализировать и делать обоснованные выводы и обобщения; делать прикидку и критически оценивать результат; осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию;

  • учебно-познавательных УУД:

- формирую навыки работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, задачниками, справочниками (учу извлекать и систематизировать необходимую информацию); учу понимать текст и его структурно-смысловые связи (анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки рассуждений); оценивать полученную информацию; преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму (учу представлять информацию в виде таблиц, схем, опорных конспектов, в том числе с применением средств ИКТ; составлять простой и сложный планы текста; представлять содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде);

  • ценностно-смысловых УУД:

- способствую формированию ценностных ориентиров обучающихся по отношению к предмету, за счет дифференцированного подхода в обучении стараюсь обеспечить возможность получения образования согласно выбранной обучающимися индивидуальной траектории обучения;

  • коммуникативно-речевых УУД:

- формирую умения слушать и слышать, формирую навыки и умения доказательных рассуждений (аргументация собственного мнения), учу выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации как в устной, так и в письменной форме, вести обоснованный диалог (монолог) в соответствии с нормами русского языка, формирую умения воспринимать и понимать сторонние позиции, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения при наличии неоспоримых аргументов и фактов, читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: - уметь прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; - вычитывать все виды текстовой информации(фактуальную, подтекстовую, концептуальную), учу навыкам общения и сотрудничества с людьми;

  • здоровьесберегающих УУД:

- формирование позитивного отношения к своему здоровью, ознакомление со способами физического самосовершенствования и саморегулирования на примере расслабляющих гимнастик для глаз, кистей рук и позвоночника, применение ИКТ в рамках допустимых нор.

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать

-понятия натурального числа, десятичной дроби, обыкновенной дроби;

-правила выполнения действий с заданными числами; свойства арифметических действий;

-понятия буквенных выражений и уравнений, процентов;

-определения отрезка и луча, прямоугольного параллелепипеда и окружности;  уметь:

-выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;

-применять свойства арифметических действий при решении примеров;

-решать уравнения, упрощать буквенные выражения;

- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и пропорциональностью величин, дробями и процентами; находить процент от числа и число по его проценту;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости калькулятора;  устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

- владеть познавательными, коммуникативными и регулятивными универсальными учебными действиями.

Решать следующие жизненно-практические задачи:

- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с          использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;

-работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

-уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

-пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

- самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Предметные образовательные результаты

Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа

Ученик научится:

-понимать особенности десятичной системы счисления;

-оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;

-выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

-сравнивать и упорядочивать натуральные числа, обыкновенные дроби;

-выполнять действия с натуральными числами и обыкновенными дробями, сочетая устные и письменные приёмы вычислений;

-решать текстовые задачи арифметическим способом.

Ученик получит возможность научиться:

- познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от • углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

-научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления.

Измерения, приближения, оценки

Ученик научится :

-использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.

Ученик получит возможность научится:

- понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными.

Наглядная геометрия

Ученик научится:

- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире линии, углы, многоугольники, треугольники, четырехугольники, многогранники;

-распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды;

-строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;

-определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

-вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Ученик получит возможность научиться:

-вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

-углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

-применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Измерение геометрических величин

Ученик научится:

-использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;

Ученик получит возможность научиться:

-вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников.

          II.Содержание программы

Натуральные числа и нуль (46 уроков).

Измерение величин (30 часов).

Делимость натуральных чисел (19 уроков).

Обыкновенные дроби (65 уроков).

Итоговое повторение курса математики 5 класса (5 уроков).

  1. Натуральные числа и нуль (46 уроков)

Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение, законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление нацело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач арифметическими методами.

Основные цели - систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, об их сравнении, сложении и вычитании, умножении и делении; добиться осознанного овладения приемами вычислений с применением законов сложения и умножения; развивать навыки вычислений с натуральными числами.

Знать: различные системы исчисления, нумерации; степень с натуральным показателем, основание степени, показатель степени.

понятия: натурального числа,

законы: сложения и их буквенную запись, умножения и их буквенную запись,

Уметь: читать и записывать многозначные числа, складывать и вычитать натуральные числа, умножать, делить нацело и с остатком;

для рационализации вычислений применять: законы умножения и сложения при вычислении, законы умножения, распределительный закон;

вычислять: степень с натуральным показателем;

решать: задачи «на части» арифметическим способом, строить схемы для решения задач;

переводить: отношения «больше на…», «меньше на…», «больше в ..», «меньше в…» в арифметические действия с натуральными числами.

Вычислять с помощью калькулятора.

КТ. «Сравнение натуральных чисел», «Умножение чисел столбиком».

СР «Десятичная система записи натуральных чисел», «Вычитание», «Умножение. Законы умножения», «Сложение и вычитание столбиком»,  «Степень с натуральным показателем», «Задачи «на части», «Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности».

ПР «Сложение. Законы сложения», «Распределительный закон», «Деление нацело», «Деление с остатком», «Числовые выражения», «Вычисление с помощью калькулятора».

Характеристика основных видов деятельности:

Описывать свойства натурального ряда

Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их

Выполнять вычисления с натуральными числами, вычислять значение степеней

Формулировать свойства арифметических действий, записывать их с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения

Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий.

  1. Измерение величин (30 уроков).

Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и метрические единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружность и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольники и четырехугольники. Прямоугольный параллелепипед. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы площади, объема, массы, времени. Решение текстовых задач арифметическими методами.

Основные цели - систематизировать знания учащихся о геометрических фигурах и единицах измерения величин; продолжить их ознакомление с геометрическими фигурами и с соответствующей терминологией.

Знать: 

понятия: прямая, луч, отрезок, координатный луч, единичный отрезок, начало отсчета, окружность, шар, сфера; радиус, дуга, диаметр, хорда, параллельные и перпендикулярные прямые, прямоугольный параллелепипед, куб;симметрия относительно точки, центр симметрии, фигуры симметричные относительно точки.

формулы: вычисления периметра треугольника, прямоугольника, площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда;

обозначение: прямой, отрезка, луча, параллельных и перпендикулярных прямых единицы измерения: длины, площади, объема, углов, времени, массы;

соотношение: между единицами длины, площади, объема, массы, времени; между скоростями при движении по реке;

элементы: угла, треугольника, четырехугольника, прямоугольного параллелепипеда;

виды: углов, треугольников и четырехугольников;

равные фигуры, свойство площадей равных фигур; различие между плоскими фигурами и геометрическими телами; развертку прямоугольного параллелепипеда,

Уметь: 

строить: прямую, луч, отрезок, параллельные и перпендикулярные прямые; плоские фигуры;

измерять: отрезки, углы и строить углы заданной градусной меры;

откладывать отрезки заданной длины; отмечать на координатном луче натуральные числа; сравнивать натуральные числа с помощью координатного луча;

переходить: из одной от одной единицы измерения к другой;

вычислять: периметр треугольника, четырехугольника; площадь прямоугольника, квадрата; объем прямоугольного параллелепипеда, куба; скорость при движении по реке, определять симметричные точки, различать симметричные фигуры.

КТ «Метрические единицы длины»,

Ср. «Задачи на движение», «Построение углов заданной градусной меры», «Площадь прямоугольника», «Единицы объема»,

ПР. «Прямая. Луч. Отрезок», «Измерение отрезков», «Координатный луч», «Углы. Измерение углов», «Треугольник», «Прямоугольник. Квадрат», «Прямоугольный параллелепипед», «Объем прямоугольного параллелепипеда»,

Характеристика основных видов деятельности:

Распознавать на чертежах, рисунках и моделях геометрические фигуры, конфигурации фигур.

Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире.

Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов.

Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге.

Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов.

Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля и углы заданной величины с помощью транспортира.

Выражать одни единицы измерения через другие.

Вычислять площади квадратов и прямоугольников, используя формулы.

Выражать одни единицы измерения площади через другие.

Изготавливать пространственные фигуры из разверток.

Вычислять объемы куба и параллелепипеда, используя формулы.

Выражать одни единицы измерения объема через другие.

Исследовать и описывать свойства геометрических фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение.

Моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и т.д.

  1. Делимость натуральных чисел (19 уроков).

Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.

Основные цели - завершить изучение натуральных чисел рассмотрением свойств и признаков делимости; сформировать у учащихся простейшие доказательные умения.

Знать:

Понятия: простые и составные числа, делители натурального числа; наибольший общий делитель; взаимно простые числа; кратное натуральных чисел; наименьшее общее кратное , симметрия относительно прямой, ось симметрии

Свойства делимости и признаки делимости на 10, 5, 2, 9,3; правила делимости суммы и разности чисел.

Уметь:

Использовать: свойства и признаки делимости при доказательстве делимости натуральных чисел и числовых выражений;

Пользоваться: таблицей простых чисел; для рационализации вычислений: правилами делимости суммы и разности чисел;

Находить: делители натурального числа, наибольший общий делитель, кратные числа, наименьшее общее кратное; является число простым или составным;

КТ «Простые и составные числа», «наименьшее общее кратное»

С.Р. «Признаки делимости», «Делители натурального числа», «Наибольший общий делитель», «Наименьшее общее кратное»,

ПР «Делите натурального числа»

Характеристика основных видов деятельности:

Формулировать определение делителя и кратного, простого числа и составного числа, свойства и признаки делимости.

Доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел. Классифицировать натуральные числа (четные и нечетные, по остаткам от деления на 3 и т.п.)

Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые экспериментов.

  1. Обыкновенные дроби (65 уроков)

Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представление дробей на координатном луче. Решение текстовых задач арифметическими методами.

Основная цель - сформировать у учащихся умения сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить обыкновенные и смешанные дроби, вычислять значения выражений, содержащих обыкновенные и смешанные дроби, решать задачи на сложение и вычитание, на умножение и деление дробей, задачи на дроби, на совместную работу арифметическими методами.

Знать: 

что означает обыкновенной дроби; основное свойство дроби; правильная дробь меньше единицы, неправильная дробь больше единицы, делить на ноль нельзя; операция деления обратная умножению; смешанная дробь это другая запись неправильной дроби, порядок выполнения действий.

Понятия: обыкновенная дробь, числитель, знаменатель, рациональное число, равные дроби, правильная и неправильная дробь, несократимая дробь, сократимая дробь, общий знаменатель, дополнительный множитель, обратная дробь, взаимно обратные дроби, производительности, смешанной дроби, целой и дробной частей смешанной дроби , симметрия относительно плоскости.

Правила: сложения, вычитания, умножения, деления всех видов дробей, умножения натурального числа на дробь, деления дроби на натуральное число;

Законы: сложения , умножения, распределительный закон;

Уметь: 

сокращать дроби, записывать дробь равную данной, проводить дроби к общему знаменателю, сравнивать дроби всех видов, приводить дроби к общему знаменателю, выполнять все арифметические действия с дробями всех видов, превращать правильную дробь в неправильную, выделять целую часть у неправильной дроби, различать фигуры симметричные относительно плоскости.

решать задачи: находить часть от числа, нахождение числа по его части, на совместную работу, на движение по реке;

использовать для рационализации вычислений: законы сложения, умножения, распределительный закон,

изображать: дроби всех видов на координатном луче.

КТ. «Приведение дробей у общему знаменателю», «Умножение и деление смешанных дробей»

СР «Равенство дробей», «Нахождение части числа и числа по его части», «Приведение дробей у общему знаменателю», «Законы сложения», «Вычитание дробей», «Умножение дробей», «Законы умножения», «Деление дробей», «Задачи на совместную работу», «Понятие смешанной дроби», «Сложение смешанных дробей», «Умножение и деление смешанных дробей», «Среднее арифметическое», «Решение задач на движение по реке».

ПР. «Сложение дробей», «Вычитание смешанных дробей», «Площадь прямоугольника», «Представление дроби на координатном луче».

Характеристика основных видов деятельности:

Моделировать в графической, предметной форме понятие и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби.

Формулировать, записывать с помощью букв основное свойство обыкновенной дроби, правила действия с обыкновенными дробями.

Преобразовывать обыкновенные дроби, сравнивать и упорядочивать их.

Выполнять вычисления с обыкновенными дробями.

Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты.

  1. Итоговое повторение курса математики 5 класса (5 уроков).

Основная цель раздела – повторить основные темы курса математики 5 класса.

Характеристика основных видов деятельности:

Распознавать возможность применения конкретных знаний, полученных при изучении курса, для решения поставленных практических задач. Интерпретировать результаты, формулировать ответы. Строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии.

III. Тематическое планирование учебного материала

п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов 

Глава 1. Натуральные числа и нуль (46 уроков)

1

Ряд натуральных чисел.

2-3

Десятичная система записи натуральных чисел.

4-5

Сравнение натуральных чисел

6-8

Сложение. Законы сложения.

9-10

Вычитание.

2

11

Входная контрольная работа

1

12-13

Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания

14-16

Умножение. Законы умножения.

3                                                                                                                 

17-18

Распределительный закон.

19-21

Сложение и вычитание чисел столбиком

3

22

Контрольная работа №1. «Сравнение, сложение, вычитание натуральных чисел. Распределительный закон» .

23

 Занимательные задачи. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

24-26

Умножение чисел столбиком.

27-28

Степень с натуральным показателем.

29-31

Деление нацело.

32-33

Решение текстовых задач с помощью умножения и деления.

34-36

Задачи «на части».

37-39

Деление с остатком.

40-41

Числовые выражения

42

Контрольная работа № 2. «Умножение и деление натуральных чисел»

43

Занимательные задачи. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

44-45

Нахождение двух чисел по их сумме и разности.

2

46

Обобщающий урок по теме "Натуральные числа и нуль"

1

Глава 2. Измерение величин (30 уроков)

47-48

Прямая. Луч. Отрезок.

49-50

Измерение отрезков.

51-52

Метрические единицы длины.

53-54

Представление натуральных чисел на координатном луче.

55

Контрольная работа № 3. « Прямая. Луч. Отрезок. Представление натуральных чисел на координатной прямой»

1

56

Занимательные задачи . Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

57

Окружность и круг. Сфера и шар.

58-59

Углы. Измерение углов.

60-61

Треугольники.

62-63

Четырехугольники.

64-65

Площадь прямоугольника. Единицы площади.

66-67

Прямоугольный параллелепипед.

68-69

Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема.

70

Единицы массы.

71

Единицы времени.

72-74

Задачи на движение.

75

Контрольная работа № 4. «Площадь прямоугольника. Объём прямоугольного параллелепипеда. Задачи на движение»

1

76

Анализ контрольной работы. Многоугольники.

1

Глава 3. Делимость натуральных чисел (19 уроков)

77-78

Свойства делимости.

2

79-81

Признаки делимости

3

82-83

Простые и составные числа.

2

84-86

Делители натурального числа.

3

87-89

Наибольший общий делитель.

3

90-92

Наименьшее общее кратное.

3

93

Контрольная работа №5 по теме «Делимость чисел»

1

94

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

95

Занимательные задачи к главе 3.

1

Глава 4. Обыкновенные дроби (65 уроков)

96

Понятие дроби.

1

97-99

Равенство дробей.

3

100-103

Задачи на дроби.

4

104-107

Приведение дробей к общему знаменателю.

4

108-110

Сравнение дробей.

3

111-113

Сложение дробей.

3

114-117

Законы сложения.

4

118-121

Вычитание дробей.

4

122

Контрольная работа №6 по теме «Сложение и вычитание дробей».

1

123

Занимательные задачи . Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

124-127

Умножение дробей.

4

128-129

Законы умножения.

2

130-133

Деление дробей.

4

134-135

Нахождение части целого и целого по его части.

2

136

Контрольная работа №7 по теме «Умножение и деление  дробей».

1

137

Занимательные задачи . Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

138-140

Задачи на совместную работу.

3

141-143

Понятие смешанной дроби.

3

144-146

Сложение смешанных дробей.

3

147-149

Вычитание смешанных дробей.

3

150-154

Умножение и деление смешанных дробей.

5

155

Контрольная работа №8 по теме «Смешанные дроби».

1

156

Занимательные задачи . Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

157-158

Представление дробей на координатном луче.

2

159-160

Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда.

2

повторение  (5 уроков)

161

Повторение

1

162

Повторение

1

163

Итоговая контрольная работа №9

1

164

Переводной экзамен по математике

1

165

Подведение итогов года

1


Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся по математике

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  • логические ошибки
  • вычислительные ошибки в примерах и задачах;
  • ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
  • неправильное решение задачи (пропуск действий, неправильный выбор действий, лишнее действие);
  • недоведение до конца решения задачи или примера;
  • невыполненное задание
  • неправильный выбор порядка выполнения действий в выражении;
  • пропуск нуля в частном при делении натуральных чисел или десятичных дробей;
  • неправильный выбор знака в результате выполнения действий над положительными и отрицательными числами; а так же при раскрытии скобок и при переносе слагаемых из одной части уравнения в другую;
  • неправильный выбор действий при решении текстовых задач;
  • неправильное измерение или построение угла с помощью транспортира, связанное с отсутствием умения выбирать нужную шкалу;
  • неправильное проведение перпендикуляра к прямой или высот в тупоугольном треугольнике;
  • умножение показателей при умножении степеней с одинаковыми основаниями;
  • замена частного десятичных дробей частным целых чисел в том случае, когда в делителе после запятой меньше цифр, чем в делимом;
  • -неумение сформулировать предложение, обратное данной теореме;

К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде
  • неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
  • неверно сформулированный ответ задачи;
  • неправильное списывание данных чисел, знаков;
  • недоведение до конца преобразований.
  • неправильная ссылка на сочетательный и распределительный законы при вычислениях;
  • неправильное использование в отдельных случаях наименований, например, обозначение единиц длины для единиц площади и объема;
  • сохранение в окончательном результате при вычислениях или преобразованиях выражений неправильной дроби или сократимой дроби
  • приведение дробей не к наиболее простому общему знаменателю;

Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Оценка ответа учащегося при устном опросе и оценка письменной контрольной работы проводится по пятибалльной системе.

Как за устный ответ, так и за письменную контрольную работу может быть выставлена одна из отметок: 5,4,3,2.

Оценка устных ответов.

а) Ответ оценивается отметкой “5”, если учащийся:

1) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

2) изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

3) правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

4) показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять в новой ситуации при выполнении практического задания;

5) продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

6) отвечая самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.

Возможны 1-2 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

б) Ответ оценивается отметкой “4”, если удовлетворяет в основном требованиям на оценку “5”, но при этом имеет один из недочетов:

1) в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

2) допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

3) допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

в) Ответ оценивается отметкой “3”, если:

1) неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программы;

2) имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

3) ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил обязательное задание.

г) Ответ оценивается отметкой “2”, если:

1) не раскрыто содержание учебного материала;

2) обнаружено незнание или не понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

3) допущены ошибки в определении понятия, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Оценивание письменных контрольных работ.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ или оригинальное решение, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося, а так же за решение более сложной задачи или ответа на наиболее трудный вопрос, предложенные сверх обычных заданий.

Оценивая ответ учащегося или письменную контрольную работу, учитель дает устно качественную характеристику их выполнения.

Оценивание решения одной задачи, одного примера, ответа на один вопрос.

Это необходимо, т. к. при устном опросе почти всегда дается один вопрос, у доски, да часто и самостоятельно в классе учащиеся решают одну задачу. К тому же умение оценивать решение одной задачи облегчает оценку комплексного задания.

Решение задачи обычно состоит из нескольких этапов:

а) осмысление условия и цели задачи;

б) возникновение плана решения;

в) осуществление намеченного плана;

г) проверка полученного результата.

Оценивая выполненную работу, естественно учитывать результаты деятельности учащегося на каждом этапе; правильность высказанной идеи, плана решения, а так же степень осуществления этого плана при выставлении оценки нужно считать решающими. Таким образом, при оценке решения задачи необходимо учитывать, насколько правильно учащийся понял ее, высказал ли он плодотворную идею и как осуществил намеченный план решения, какие навыки и умения показал, какие использовал знания.

При устном ответе по теоретическому материалу решающим является умение рассуждать, аргументировать, применять ранее изученный материал в доказательствах, видеть связи между понятиями, а так же уметь грамотно и стройно излагать свои мысли.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса

Литература для учителя:

  1. «Математика». Сборник рабочих программ. 5-6 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Составитель Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2014.
  2. «Математика 5». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. /С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин – Изд. 5-е. – М.: Просвещение, 2016,
  3. Потапов М.К., Шевкин А.В.Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М.: Просвещение, - 4-е изд. 2016.
  4. Жохов В.И, Митяева И.М. Математические диктанты 5 класс – М.: Мнемозима,- 2-е изд. 2003.
  5. Арутюнян Е.Б., Волоч М.Б., Глазков Ю.А., Левитас Г.Г. Математические диктанты для 5 – 9 классов – М.: Просвещение, 1991.

Литература для учащихся:

  1. «Математика 5». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. /С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин – Изд. 5-е. – М.: Просвещение, 2016,
  2. Потапов М.К., Шевкин А.В.Рабочая тетрадь по математике для 5 класса. – М.: Просвещение, - 3-е изд. 2016.

Дополнительная литература:

  1. Ершова А.П.,.Голобородько В.В Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса.- М.: «Импекса», 2003.
  2. Тульчинская Е.Е Математика 5 класс. Блицопрос. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2007.
  3. Шклярова Т.В. Математика. Сборник упражнений. 5 класс.- М.: Грамотей, 2006.
  4. Баранова И.В., Борчугова З.Г., Стефанова Н.Л. Задачи по математике для 5-6 классов. – М.: АСТ-Астрель, 2001.
  5. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, - 7-е изд., 2003.
  6. Фарков А.В. Математические олимпиады. 5-6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ. – М.: Экзамен, - 3-е изд., 2008.
  7. Юрченко Е.В., Юрченко Е.В. математика. Тесты. 5-6 классы: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.
  8. Смирнова Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 класс: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
  9. Росошек С.К. Тесты по математике для учащихся 5-9-х классов, обучающихся по программе МПИ – Томск: изд – во Том. Ун-та, 1997.
  10. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие лоя учащихся 5-6 классов средней школы – М.: Просвещение,1989.
  11. Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2002.
  12. Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.

Демонстрационные модели и инструменты:

  1. Комплект классных чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль.
  2. Комплект демонстрационных планиметрических и стереометрических тел.
  3. Технические средства обучения
  4. Компьютер.
  5. Медиапроектор.
  6. Экран.
  7. Принтер.
  8. Сканер

         Электронные учебные пособия:

  1. Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М.,  ООО «Дрофа», ООО «ДОС».
  2. Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС».

             

Интернет-ресурсы:

  1. www. edu - "Российское образование"
  2. http://www.school.edu.ru/ Федеральный портал.
  3. www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
  4. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  5. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики

Лист

 корректировки рабочей программы

по математике

предмет

Класс

№ урока

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки (карантин, болезнь учителя, актированные дни, отмена занятий по приказу и т.д.)

Корректирующие мероприятия (объединение тем, домашнее изучение, контрольная работа, резервное время и т.д.)

Дата проведения по факту

Заместитель директора по УВР

Утверждение

Подпись

 

Приложение  4

Отчёт о прохождении учебной программы

за ______четверть 20___-20____учебного года.

Учителя_____________________________________________________

Предмет

Класс

Количество часов

 Проведено

Причины не выполнения плана

Пути ликвидации отставания

По рабочей программе

Проведено

фактически

Отставание

К\р

 П/р

по плану

по факту

по плану

по факту

«______»_________________________201__год                                                                              _____________________

                                                      дата  заполнения                                                                                                                                подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа МАТЕМАТИКА 6 класс, Виленкин

Планирование составлено на основе учебника И.Я. Виленкин,  В.И. Жохов, А.С. Чесноков, СИ Шварцбурд "Математика 6", издательство Просвешение, 2006 и более поздних изданий6 недельных часов....

Рабочая программа.Математика 7-9 классы

Рабочая программа по математике составлена на основе 1.    Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (Приказ МО № 1089 от 05....

рабочая программа 9 класс, математика,УМК Мордкович А.Г.Атенасян.

Подробная поурочная программа по математике, УМК мордкович А.Г., Атенасян Л.С....

Рабочая программа "Математика 5, 6 " класс. Учебник "Математика". Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков

Рабочая программа к учебнику "Математика 5,6", автор учебника Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. Программа рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год...

Рабочая программа «Математика» 6 класс УМК: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., Буцко Е.В. (6 класс, 6 часов в неделю, углубленный уровень).

Рабочая программа  «Математика» 6 классУМК:  Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., Буцко Е.В....