Доклад на тему "Повышение качества обучения по математике в СПО"
материал по математике (10, 11 класс)

Повышение качества обучения по математике в СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_kachestva_podgotovki_po_matematike_v_spo.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное  

образовательное   учреждение

Московской области «Чеховский техникум»

Структурное подразделение №3

Повышение качества подготовки по математике в СПО

Подготовила:

Василенко С.А.,

преподаватель общеобразовательных дисциплин

Чехов, 2021

Сегодня работодатели, помимо требований к профессиональным навыкам, все чаше предъявляют к соискателям требования к универсальным компетенциям. Кроме того, очень часто бывают случаи смены профессии в течении жизни кардинально. Например, век назад человек получал профессию один раз на всю жизнь, - если родился сапожником, то и умирал сапожником, - но вот теперь, в эпоху новых технологий, частая смена различных инновационных приспособлений приводит к необходимости овладевать новыми знаниями и навыками. Все это указывает на важную роль развития универсальных компетенций в процессе образования. Вместе с тем, в среднем профессиональном образовании (далее - СПО) в большей мере внимание уделяется получению конкретных знаний по профессии (специальности).

Согласно приказу «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования», (далее ФГОС)[1], к выпускникам СПО - техникумов и колледжей, -  предъявляются требования, в соответствии с которыми студенты должны обладать общими компетенциями. То есть для любой специальности есть четко прописанный  набор общих знаний и компетенций, но и  ряд общих требований. Выделим некоторые компетенции, которые в процессе обучения необходимо сформировать у студентов большинства специальностей (профессий):

1. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые  методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

4. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Отметим, что для формирования перечисленных выше общих компетенций у студентов СПО очень важна математика.

Основная задача образования в системе профессионального обучения видится в подготовке высококвалифицированных специалистов, которые должны занять достойное место на высококонкурентном рынке труда. Для этого выпускники должны не только хорошо владеть своей профессией и хорошо разбираться в соответствующих областях, но и быть компетентными, ответственными и готовыми к изменениям на рынке, скорость которых, как мы видим, велика. Эти изменения в первую очередь связаны с компьютеризацией, оцифровкой и повсеместным внедрением новых передовых технологий. Но не забывайте о незащищенности современного общества. Кто мог предположить, что мир быстро изменится (хотя бы на несколько месяцев, но это неправильно) из-за пандемии covid-19 в начале 2020 года, и кто скажет, что будет дальше? Очевидно, что для того, чтобы быстро ориентироваться и понимать многие проблемы изменяющегося мира, помимо знаний и навыков требуются универсальные навыки.

Профессионально-прикладные консультации по обучению включают в себя решение таких важных учебных задач, как формирование у студентов математических навыков, <...> повышение качества вашей профессиональной подготовки в целом[2].

Математика как базовая дисциплина предлагает огромные возможности (вероятно, не полностью изученные) для формирования универсальных навыков. Работа с абстракциями, выработка логики и принципа доказательства будет полезна специалисту как в профессиональном, так и в личном плане. Из-за специфики содержания математика формирует навыки, связанные с волей, логическими, критическими и творческими способностями ученика. Появляются тенденции к самообразованию, развивается умение искать и усваивать новую информацию, умение планировать и развиваться, оценивать свои действия и принимать решения в разных ситуациях (как стандартных, так и нестандартных). Также он развивает силу и гибкость ума, способность спорить, умение работать в команде и другие важные качества, необходимые современному специалисту.

Мы считаем, что преподавание математики в системе профессионального образования должно быть четко сфокусированным.

Во-первых, получение студентами базового математического образования в соответствии с программой.

Во-вторых, овладение навыками математического моделирования в сфере будущей профессиональной деятельности студентов.

И, в-третьих, формирование универсальных навыков.

Если математическая задача способствует реализации профориентации, то мышление, ведущее к ее решению, имеет определенный смысл и положительно влияет на профессиональное развитие будущего выпускника. Поэтому целесообразно называть эти задачи профессионально важными.

В системе профессионального образования возможно проведение профориентации математического класса с учетом специфики множества различных отраслей, таких как:

- обновление широкого спектра информации о возможных практических применениях исследуемого материала;

- решение проблем, напрямую связанных со спецификой отрасли и производственных процессов;

- выполнение практических работ, связанных с производственным процессом (или решением конкретных производственных задач) с применением математических методов;

- проведение научных конкурсов и творческих работ с изготовлением наглядных пособий, чертежей, схем и т. д.

- применение математических знаний и навыков для выполнения внешкольной самостоятельной работы, предметы которой также могут быть связаны с общими и специальными техническими дисциплинами;

- создание системы задач, направленных на расширение знаний о работе и осознанную ориентацию в профессиональной среде.

При подготовке урока преподаватель постоянно сталкивается с проблемой выбора заданий. Задачи должны быть выбраны таким образом, чтобы вы достигли цели урока. При этом разрешается ставить не одну, а несколько целей. Они могут и должны быть формированием как составных частей материала, так и навыков. Качество уроков во многом зависит от системы заданий и грамотности выбора. Правильно подобранные задания повысят участие студентов, их интерес, а значит, и уровень подготовки будущих выпускников.

Мы верим, что сегодня при обучении математике будут встречаться следующие рекомендации по выбору задач[3].:

- ситуация, описанная в задаче, должна быть понятна учащимся;

- в содержании задания должны быть в основном знакомые термины, а новые должны быть расшифрованы или поняты на уровне интуиции;

- профессионально значимое содержание проблемы направлено на классификацию математических аналогий, определяющих достаточный или необходимый математический аппарат, который будет использован для поиска решения;

- требование для включения в систему профессионально-прикладных задач должно соответствовать программе курса математики образовательных учреждений системы СПО;

- профессионально значимый контент, который можно наполнить математическими задачами, должен быть логическим продолжением учебного курса и, конечно, служить для достижения целей обучения.

Регулярное использование концепций, идей, моделей и профессиональных задач на уроках математики, постоянная иллюстрация математического материала с помощью приложений разных разделов позволит повысить качество подготовки специалистов[4]..

В последние годы психологи и преподаватели расширили понимание роли положительной мотивации к учебе для обеспечения успешного приобретения знаний и навыков. В то же время было показано, что высокий уровень положительной мотивации может выступать в качестве компенсирующего фактора, если навыки недостаточно высоки; однако этот фактор не работает в обратном направлении - никакой высокий уровень навыков не может компенсировать отсутствие учебной мотивации или ее низкую выраженность, не может привести к значительным успехам в учебе и способствовать формированию у студентов положительной мотивации к учебе[5].:

- знание ближайших и конечных целей обучения;

- осознание теоретической и практической важности полученных знаний;

- эмоциональная форма подачи учебных материалов;

- показать «перспективные направления» в развитии научных концепций;

- профориентация образовательной деятельности;

- подбор задач, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности;

- наличие любознательности и «когнитивно-психологического климата» в учебной группе.

Чтобы обеспечить устойчивую мотивацию студентов, чрезвычайно важно использовать в процессе обучения различные методы и формы обучения математике. Чтобы ознакомиться с передовой практикой, мы рассмотрим наиболее распространенные формы и методы, используемые зарубежными образовательными учреждениями:

- модульное обучение;

- индивидуальное обучение;

- система подготовки репетиторов (самоучители);

-коллективно-индивидуальное обучение.

Методы обучения:

- разбор особых ситуаций (кейсы);

- семинарское обсуждение (групповое обсуждение);

- методический проект;

- технология мозгового штурма.

Математика как базовая дисциплина открывает большие возможности для развития универсальных навыков специалиста как в профессиональном, так и в личном плане. Цель обучения математике в СПО состоит в том, чтобы студент получил фундаментальную математическую подготовку в соответствии с программой и овладел навыками математического моделирования в области будущей профессиональной деятельности.


[1] Приказ от 27 октября 2014 г. № 1386 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.06 профессиональное обучение (по отраслям)

[2]Васильева, М.А. Профессионально-прикладная направленность обучения математике как средство формирования математической компетентности (на примере аграрного вуза): автореф. на соискание уч. ст. канд. пед. наук / М.А. Васильева. – Саранск, 2014

[3] Федоров А.Э., Метелев С.Е. Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография /– Омск : Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. – 210 с

[4] Егорова, К.В. Профильная направленность обучения математике как современная проблема среднего профессионального образования: перспективы. Статья опубликована в рамках: Международной  научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия,  г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.) URL: http://news.scienceland.ru/2019/04/21/профильная-направленность-обучения/

[5] Федоров А.Э., Метелев С.Е. Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография /– Омск : Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. – 210 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад тема "Тестовый контроль знаний как основа диагностики качества обучения"

В связи с ведением ЕГЭ необходимо перестроить всю систему контроля, обращая внимание на проверку знаний и умений в форме тестирования.       ...

МБОУ Волченковская СОШ Доклад «Теоретические основы проблемного обучения» Учитель математики: Устинова А.И.

Психологическая проблемная ситуацияИсходя из задачи общеобразовательной школы и на основе выводов из сравнения традиционного типа обучения с проблемным можно сформулировать основные функции проблемног...

ДОКЛАД На тему: «Применение в индивидуальном обучении дидактических игр и коррекционно-развивающих упражнений на уроках, способствующих развитию компенсаторных возможностей обучающихся с ОВЗ с целью повышения качества обучения».

В связи с особенностями развития, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, ...

ДОКЛАД На тему: «Применение в индивидуальном обучении дидактических игр и коррекционно-развивающих упражнений на уроках, способствующих развитию компенсаторных возможностей обучающихся с ОВЗ с целью повышения качества обучения».

В связи с особенностями развития, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, ...