Доклад по теме "Мониторинг качества обучения в условиях личностно - ориентированного образования"
методическая разработка по теме
Доклад предназначен для проведения педсовета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_kachestva_obucheniya_v_usloviyakh_lichnostno.docx | 28.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мониторинг качества обучения в условиях личностно- ориентированного обучения и воспитания»
«Мониторинг» (англ. «следить») появился во второй половине XX века. Изначально так стал называться процесс постоянного наблюдения за состоянием плодородного слоя земли. А термин «педагогический мониторинг» вошёл в обиход относительно недавно - в 1990 года.
«Мониторинг» в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития.
В данном определении можно выделить 3 ключевых аспекта:
- Это система сбора, обработки, хранения и распространения информации.
- Предназначен для информационного обеспечения управления образовательным процессом.
- Данные мониторинга позволяют выносить обоснованные суждения о состоянии объекта наблюдения в любой момент времени и прогнозировать его развитие.
Эффективное управление любым сложным, динамическим объектом и прогнозирование его изменений возможно только на основе непрерывного потока информации о его состоянии и тех процессов, которые обеспечивают динамическое равновесие системы или угрожают его нарушить, поэтому для создания процессов, происходящих в образовании, необходимо непрерывное слежение за состоянием системы, т.е. мониторинг.
Объектом мониторинга является образовательный процесс. Информация, собранная в ходе мониторинга, должна обеспечивать учителя или руководителя необходимыми и достаточными данными для выбора адекватной модели обучения или воспитания.
Можно сказать, что мониторинг учебных достижений обучающихся ведет каждый учитель и отражает результаты его в виде текущих и итоговых отметок в журнале. Каждому уроку предшествует анализ результатов предыдущего урока. Каждая контрольная начинается анализом последней контрольной и завершается анализом полученных результатов.
Диагностический инструментарий учителя:
- Опросы.
- Зачёты.
- Индивидуальные творческие работы.
- Контрольные работы.
- Тесты.
- Система домашних работ.
Мониторинг представляет собой процесс систематического слежения за учебным процессом, данные которого используются для коррекции учебного процесса.
Для проведения мониторинга важно знать:
- что ты собираешься отслеживать;
- какие возможные результаты предполагаешь получить;
- как ты можешь выявить эти результаты;
- каковы пути коррекции полученных результатов с учётом поставленных в процессе обучения целей.
Информация, которую должна представлять пользователю система мониторинга, обязана отвечать ряду требований:
- Системность и структурированность в соответствии с целевыми установками.
- Объективность (результаты должны отражать реальное состояние дел, личностный фактор должен быть минимизирован).
- Информация должна поступать в форме, доступной для восприятия, переработки и понимания учителем, который будет использовать её для проектирования в дальнейшей работе.
- Валидность (средства диагностики охватывать главные аспекты изучаемого явления и позволять выносить однозначные суждения именно о том параметре, который исследовался, наблюдался).
Для эффективного управления школой необходимо знать, что является критерием её успешности, и отслеживать динамику по этим критериям, анализируя результаты и корректируя управленческий стиль.
Чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, представлял собой определённую систему деятельности, его надо организовать, учитывая при этом ряд требований, которым должна удовлетворять информация: полнота, достоверность, точность, своевременность, доступность, непрерывность, структурированность и специфичность.
Сопоставления данных мониторинга с запланированными показателями, даёт нам возможность увидеть насколько верны наши управленческие решения, поможет скорректировать, пересмотреть методы, способы, действия, или же утвердиться в их правильности. Поэтому мониторинг должен быть приемлемым, личностно значимым для каждого участника образовательного процесса.
Цель мониторинга: получение объективной и достоверной информации о состоянии качества образования.
Задачи мониторинга:
- непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в пределах своей компетенции и получение оперативной информации о ней;
- своевременное выявление изменений, происходящих в системе образования, факторов, вызывающих их;
- предупреждение негативных тенденций в системе образования;
- оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.
Мониторинговые процедуры можно разбить на два основных типа: статическая и динамическая.
Статическая процедура позволяет одномоментно снять показатели по одному или нескольким направлениям деятельности ОУ, сравнить полученный результат с имеющимися нормативными и провести углублённый анализ, а затем, разработав возможные управленческие решения, принять к исполнению те из них, которые могут быть реализованы, исходя из имеющихся и реально возможных ресурсов. Для осуществления мониторинговых процедур необходимо определить способы замера необходимой информации и критерии оценки.
Мониторинговые отслеживания динамики изменений предполагает неоднократный замер одних и тех же, или наряду с ними дополнительных характеристик. В течение всего цикла деятельности. Объективное отслеживание возможных изменений, сравнение их с эталоном, определение расхождений, проведение анализа и определение тенденций, разработка и реализация управленческих решений, анализ достигнутого, коррекция – таков возможный «шлейф» мониторинга.
Для рациональной организации мониторинга в школе на первом этапе необходимо поставить цель, затем определить объект мониторинга. Например, объектом может быть определённый класс, а целью – качество преподавания, состояние успеваемости, качество знаний школьников, уровень воспитанности и др.
Следующий шаг – отбор критериев, по которым мы определяем состояние объекта на начальном, промежуточном и итоговом этапах. Например, определение качества знаний школьников. Правильный отбор критериев обеспечит полноту и адекватность информации. Определив критерии, выбираем инструментарий или каналы наблюдения.
Канал наблюдения – это совокупность средств и способов получения информации о свойствах объекта мониторинга. Каналы наблюдения включают:
- социологические исследования и опросы;
- экспертизу (анализ документов, оценку уроков, самоанализ и др.)
-государственную статистическую отчётность;
- измерение на основе стандартизированных методов и средств (тестирование, анкетирование).
На втором этапе происходит сбор информации – основной элемент в организации мониторинга.
Не менее важен и 3 этап – аналитический. Обработка и систематизация информации служит дальнейшему использованию данных мониторинга. Информацию лучше всего накапливать в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал.
Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями даёт нам возможность увидеть, насколько верными были наши управленческие решения, поможет скорректировать, пересмотреть методы, формы, способы действия или утвердиться в их правильности.
Согласно статистике, наиболее распространёнными являются следующие направления мониторинга в ОУ:
- Мониторинг качества образования.
- Мониторинг уровня социализации личности.
- Мониторинг интересов учащихся.
- Мониторинг образовательных потребностей учащихся и местного сообщества.
- Мониторинг уровня профессионализма педагогических кадров.
- Мониторинг состояния здоровья учащихся.
Все эти направления должны повышать качество образования. Согласно международному подходу к повышению качества образования можно выделить такие составляющие:
- Здоровье дитя ( 30% практически здоровы, 70% имеют отклонения);
- Образовательный уровень родителей;
- Кто это сеет, педагог – его профессиональные качества, квалификационный уровень;
- По каким учебникам учимся, какие программы реализуем;
- Скрытые возможности, скрытые ресурсы (какое оборудование, какие классы и т.д.)
Мониторинг качества обучения.
Педагогический мониторинг только тогда имеет смысл, когда он содержит определённую логически завершённую схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.
Такой комплексный подход к изучению личности школьника, учебной ситуации и педагогического коллектива направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей: степени обученности, мотив учение, на установление причин слабой успеваемости, степени удовлетворённости учащихся образовательным процессом, эмоционального состояния учащихся.
Продуктивность учебного процесса зависит от многих факторов, так их представил В.И.Подлысый в порядке снижения их влияния на продуктивность учения:
- Мотивация учения.
- Потребность учиться.
- Умение учиться.
- Работоспособность обучаемых.
- Объём учебной деятельности.
- Регулярность обучения.
- Активность и настойчивость в обучении.
- Стимулирование обучения.
- Управление обучением.
- Внимательность, дисциплинированность, усидчивость.
- Применение знаний на практике.
- Способность к изучению конкретных знаний.
- Потенциальные возможности.
- Сложность учебного материала.
- Методы обучения.
- Мышление при изучении конкретных знаний.
- Особенности психической деятельности.
- Вид и характер учебной деятельности.
- Уровень учебной подготовки .
- Уровень общей подготовки.
В мониторинге качества обучения можно взять:
- Рейтинг учащихся по тогам учебных предметов.
Цель: промежуточная оценка деятельности ученика и учителя (текущая успеваемость). Оценка степени реализации интеллектуала ученика
Инструментарий: программа «Рейтинг». Вносятся итоговые оценки за период обучения, выставленные учителем. На выходе имеем информацию:
- успеваемость ученика в % выражении;
- качество обучения ученика в % выражении;
- рейтинг учащихся в классе
- список отличников, хорошистов;
- список потенциальных хорошистов;
- список неуспевающих.
Качество обучения =(число обучающихся на «4» и «5»/число успевающих)*100%
Успеваемость = (число успевающих учащихся/общее число учащихся)*100%.
СОУ= (К «5»*1+К «4»*0,64 +К «3»*0,36 + к «2»* 0,14)/общее число учащихся *100%.
Если К меньше 0,45, функции управления реализованы на недопустимом уровне;
0,45-0,65 – уровень критический
0,65-0,85 – допустимый
Меньше 0,85 – оптимальный.
Что даёт:
- Обнародование результатов среди учащихся и родителей стимулирует деятельность ученика на уроке и дома, обеспечивает регулярность обучения, повышает активность и настойчивость в обучении, что постепенно переходит в потребность учиться и частично повышает мотивацию учения.
- Списки потенциальных ударников дают возможность работать над повышением качества обучения в школе, так же, как и списки неуспевающих.
Недостатки: оценка объективна, полностью зависит от уровня объективности и требований учителя – предметника.
Классному руководителю с целью повышения качества обучения можно собирать сведения об учащихся по итогам четверти, что позволяет контролировать их индивидуальные успехи.
Продуктивность учебной деятельности школьника значительно повышается при условии её организации на основе рейтинговой системы, поскольку активно задействованными оказывается человеческий фактор, познавательная мотивация школьников, его потребностей, ценностные ориентации; на основе рефлексии рейтинговые оценки ученик стремится к повышению своего рейтинга в коллективе.
Основу рейтинга обученности школьников составляют:
- развитие креативного мышления учащихся,
- принцип взаимопроникновения и интеграции учебных дисциплин,
- введение состязательности на основе подсчёта рейтинга как для каждого обучаемого, так и для группы в целом.
Таким образом, работа учителя, классного руководителя с полученной информацией позволяет:
-совместно с родителями осуществлять проектирование учебной деятельности конкретного ученика;
- обеспечивать самоанализ успеваемости школьника и дальнейшее личностное развитие;
- включить мотивы достижения цели, статусности и успешности обучения;
- дать шанс каждому учащемуся занять более высокую рейтинговую позицию.
Иными словами, когнитивная практика, реализуемая школой, становится личностно - ориентированной, так как и учитель, и ученик выступают субъектами образовательного процесса. Рейтинговая система выступает как открытая свободная форма продвижения ученика в своём развитии.
Выводы:
- Под мониторингом качества обучения мы понимаем совокупность непрерывных контролируемых действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере надобности продвижение ученика от незнания к знанию.
В технологию мониторинга включены контролирующие действия и результаты обучения. Методы изучения учебного материала, формы организации учебных занятий безусловно влияют на результат обучения, но они не являются составляющими мониторинга. Важнейшее значение в учебном процессе имеют цели: и для организации, и для результата. Более того, без диагностируемых целей невозможен мониторинг.
- Очень важно сделать мониторинг приемлемым, личностно значимым для каждого участника образовательного процесса! Располагая информацией, необходимо её с этической точки зрения на несколько блоков:
- информация, сообщаемая ученику и его родителям для адекватной самооценки, определения направлений самообразования, для работы по воспитанию необходимых качеств характера;
- информация, сообщаемая родителям для адекватной оценки способностей ребёнка. - Повышение объективности оценки знаний как одного из концептуальных положений теории мониторинга способствует повышению положительного отношения учащихся к учению. Результатом внедрения технологии мониторинга в учебный процесс должно стать желание детей учиться и их вера в успех учения.
В российском образовании сегодня провозглашён принцип вариативности, который даёт возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. При проектировании учебного процесса необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений. Мониторинг качества образования является одной из таких технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности в условиях личностно-ориентированного образования
В условиях современного образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...
Воспитательные функции школы в условиях личностно-ориентированного образования.
Воспитательные функции школы в условиях личностно-ориентированного образования ориентированы на конкретную личность учащегося, а основу формирования этой личности составляют как минимум два элемента ...
Методическая система работы учителя математики/физики в условиях личностно-ориентированного образования
Предпосылки и этапы становления методической системы моей работы...
Развитие познавательной активности на уроках географии в условиях личностно-ориентированного образования
Презентация по теме "Развитие познавательной активности на уроках географии в условиях личностно-ориентированного образования" для использования на педагогическом совете...
«Коммуникативная культура воспитателя как условие личностно-ориентированного образования»
Доклад на педсовете в детском доме...
«Работа с одарёнными и талантливыми детьми в условиях личностно-ориентированного образования»
Современное российское образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об ...
«Ценностные аспекты воспитательного процесса как факторы развития учащихся в условиях личностно-ориентированного образования»
«Ценностные аспекты воспитательного процесса как факторы развития учащихся в условиях личностно-ориентированного образования»...