Главные вкладки

    Методическая система работы учителя математики/физики в условиях личностно-ориентированного образования
    методическая разработка по теме

    Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

    Предпосылки и этапы становления методической системы моей работы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

    МАТЕМАТИКИ /ФИЗИКИ

    В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    первой квалификационной категории

    муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
    «Шеломовская средняя общеобразовательная школа»

    села Шеломы Новозыбковского района Брянской области

    Мамеевой-Шварцман Ирины Михайловны

    Эл.почта: mameeva-schvartsman@rambler.ru

    Сайт учителя: http://nsportal.ru/mameeva-shvarcman-irina-mihaylovna 

    Я, Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна, работаю учителем математики и физики в МБОУ «Шеломовской СОШ» с 2002 года. Всё это время работаю в общеобразовательных классах. Необходимость разработки своей системы работы (отличной от классической, предоставляющей ученикам все необходимые знания «на тарелочке с голубой каёмочкой») связана с изменившимся мировосприятием молодого поколения. Мною давно уже стало ощущаться какое-то внутреннее несоответствие между тем, как и чему училась я, и тем, как и чему должна учить я. Сегодня нельзя не видеть кардинально, на мой взгляд, изменившейся роли и статуса учителя: учителей их подопечные уже не боятся, не «возносят до небес», не считают идеалами или пришельцами с другой планеты; мы для них становимся партнёрами, мудрыми друзьями, а подчас и их учениками. Происходит сближение между нами и учащимися. И среди всего этого витает опасное безразличие, в сети которого могут попасть обе стороны учебно-воспитательного процесса. Безразличие к учёбе, безразличие к работе, безразличие и равнодушие к ученикам и учителям. Потому что одним всё, необходимое для их жизни, легко доступно и без великих знаний, а другие, видя свою невостребованность и ненужность, опускают руки. Современному поколению скоро станет не только не интересно учиться «по-старому», но и скучно жить. Ну, на разнообразие их жизни я не берусь влиять (хотя есть немало разных задумок ), а вот в процессе обучения и воспитания я могу и буду активно и самоотверженно работать над повышением:

    • интереса к обучению вообще, и к своему предмету в частности;
    • статуса учителя, как уважаемого старшего товарища и наставника;
    • культурного уровня взаимоотношений учащихся, как между собой, так и с другими возрастными категориями.

    Из выше сказанного следует ведущая педагогическая идея: воспитание через личностно-ориентированный подход в обучении и многообразие форм деятельности такого выпускника школы, который будет:

    • обладать активной жизненной позицией,
    • способен к принятию ответственных компетентных решений,
    • творчески и системно осуществлять свою деятельность,
    • применять взаимосвязанные комплексы знаний,
    • ориентирован на дальнейшее образование и самообразование.  

    Для эффективной реализации ведущей педагогической идеи вся работа должна вестись с целью создания педагогически обусловленной адаптационной среды через:

    • неразрывное единство обучения и воспитания, в результате которого выпускник способен к принятию ответственных компетентных решений, творчески и системно осуществлять свою деятельность;
    • взаимосвязь основного и дополнительного предметного (математического /физического) образования, в результате которой выпускник получает прочные знания по предметам и становится ориентированным на дальнейшее образование и самообразование;
    • интеграцию содержания математического/физического образования с другими областями знаний, в результате которой учащийся способен применять взаимосвязанные комплексы знаний;
    • обеспечение каждого учащегося доступным, отвечающим его запросам, качественным образованием на основе эффективных личностно-ориентированных педагогических технологий;
    • развитие у учащихся необходимых ключевых компетенций для успешной деятельности.

    Итак, цель работы определена. Теперь я выбираю центральный объект, вокруг и для которого должна вестись вся  работа – это ученик.

    Для достижения же поставленной цели, необходимо спланировать свою работу так, чтобы она способствовала решению ряда задач:

    1. создание условий для выявления внутренних потенциальных возможностей индивидуального и личностного развития ребенка, осознания им этих возможностей и обеспечения педагогической помощи и поддержки при их реализации;
    2. создание системы использования активных форм работы на уроке с целью повышения качества знаний;
    3. создание условий для развития познавательных мотивов в ходе учебной деятельности учащихся, стимулирование мотивации обучающихся к саморазвитию и творческой деятельности через урочную и внеурочную работу учащихся;
    4. организация изучения предмета на основе принципов научного познания;
    5. формирование и развитие знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности человека, для изучения смежных дисциплин,  для продолжения образования;
    6. организация проектно-исследовательской деятельности учащихся;
    7. развитие креативного мышления учащихся средствами интегративных подходов в обучении математике/физике;
    8. формирование  информационно – коммуникативной культуры учащихся и воспитание эстетической культуры учащихся, как основы научного мировоззрения;
    9. развитие у школьников чувства самоуважения и понимания трудностей других людей, стремление оказывать помощь в сложных жизненных ситуациях.

    Как для решения любой задачи необходим план действий, так и в данном случае требуется определённая система работы. А для большей эффективности применяемая система должна быть направлена не только на взаимосвязь учителя-предметника и ученика, но она должна охватывать и взаимоотношения других участников учебно-воспитательного процесса (преподаватели дисциплин, отличных от своей; классный руководитель; родители).

    Теперь надо найти подходящую или составить свою методическую систему.

    Вообще, становление методической системы учителя проходит три этапа.

    Этапы

    Описание

    1

    Формирование знаний о методической системе учителя и технологии ее проектирования

    работа по освоению теоретических знаний.

    Итог первого этапа — информационные банки методов, средств и приемов обучения; умений учебной деятельности; знаний и умений по предмету и т.п.

    2

    Конструирование собственной методической системы учителя (при изучении методик преподавания предметов и в ходе педагогических практик)

    учитель включается как в теоретическую, так и практико-прикладную и исследовательско-поисковую деятельность. На необходимость согласования теоретической и практической составляющих подготовки указывал  в своей концепции целостного подхода В.С. Ильин.

    3

    Развитие методической системы учителя в условиях последипломного образования

    Последипломное образование включает в себя повышение квалификации, переподготовку и самообразование

    Структура моей методической системы

    (синим цветом выделены её ведущие элементы)

    Методическая система учителя

    http://journal.sakhgu.ru/ims/3/image004.gif

    Цели

    Методический стиль

    Оргформы

    • цели-ценности
    • глобальные (определены общественно-государственным заказом и заложены в государственном стандарте)
    • этапные
    • оперативные (цели изучения отдельных тем)
    • когнитивный элемент
    • мотивационный элемент
    • содержательно-операционный элемент:
    • интеллектуально-логические способности
    • интеллектуально-эвристические способности
    • коммуникативные способности
    • организационные способности и умения
    • организационный элемент
    • индивидуально-творческий элемент;
    • рефлексивно-оценочный элемент;
    • методический опыт
    • инновационные
    • традиционные

    Тип методической системы

    Творческий

    Описание «работы» элементов методического стиля

    Элементы методического стиля

    Описание

    Когнитивный

    С целью определения степени готовности учащихся и их подготовки к восприятию нового учебного материала я вовлекаю ребят в ситуацию (жизненную, близкую к реальности), требующую применения ранее изученного материала.

    Мотивационный

    Включение в процесс обучения современных образовательных технологий, формирующих и развивающих у обучающихся универсальные учебные действия. Данный элемент обеспечивает формулирование цели и её диагностируемость, создаёт условия для формирования целостной системы знаний по предмету, повышает позитивное отношение к учёбе.

    Часто применяю плавный ненавязчивый переход от предыдущего этапа к данному через затруднения (вызванные при анализе предложенной учащимся в начале урока ситуации), для решения которых требуются дополнительные знания.

    Положительный познавательный мотив - через увлекающее содержание материала, путем последовательного раскрытия разных практических применений какого-то явления или закономерности в технике, медицине, быту, использую занимательные факты из наблюдений, производственной практики, парадоксального эксперимента, дающего неожиданный эффект.

    Мотив саморазвития - показываю значимость материала, который предстоит изучать, создаю условия для получения практических умений, необходимых для выбора профессии.

    Мотив  достижения успеха - указываю на высоты, которых необходимо добиться, ориентирую на победы в учебных соревнованиях, на завоевание призовых мест в олимпиадах и конкурсах.

    Коммуникативный мотив (связан с общением, творчеством, сотрудничеством, взаимодействием) - организую групповое исследование с обсуждением в группе полученных результатов, групповую разработку проектов.

    Содержательно-операционный

    Ведущие принципы

    • научности и доступности
    • проблемности и действенности
    • мотивации и практической значимости
    • открытости и системности 

    Теоретическая база для реализации ведущей педагогической идеи и поставленных целей

    • личностно-деятельностный подход (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Т. А. Иванова, Г. И. Саранцев Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская)
    • принцип ведущей роли обучения в развитии учащихся (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, П. М. Эрдниев)
    • идеи интегративного подхода (Б. М. Кедров, М. С. Пак)
    • исследования в области научно-технического творчества школьников (Г. С. Альтшуллер, О. Ф. Кабардин, М. А. Петухов, В. Г. Разумовский)
    • идеи работ, посвященных обновлению школьного образования в XXI веке (И. П. Волков, А. А. Гин, В. К. Дьяченко, М. М. Зиновкина, А. Н. Колмогоров, Н. И. Мерлина и др.)

    Определяется государственным образовательным стандартом. Направлен на формирование теоретических и практических знаний у учащихся. Содержание предмета модифицируется, для той технологии, по которой выстраивается конкретный урок или тема. Осуществляется дифференцированный подход к содержанию, учитывается уровень обучения (базовый или профильный). Анализируется программа и учебно-методический комплект с целью выявления тем, при изучении которых можно использовать технологию проблемного обучения, при этом обязательно обращается внимание на возрастные особенности учащихся. Процесс обучения и отбор содержания материала выстраивается в соответствии с четырьмя уровнями проблемности (по И.Я. Лернеру)

    Составление рабочих программ по предмету (для общеобразовательных классов), программ дополнительного образования (предметный кружок).

    Использование компьютерных обучающих программ.

    Интеграция основного и дополнительного образования. Интеграции математического/физического содержания с содержанием других областей знаний, реализуемых в школьной программе

    Средства обучения

    Электронные образовательные ресурсы, интернет ресурсы, учительские и ученические презентации; ведется работа с интерактивной доской.

    Организационный

    Формы организации учебного процесса: 

    1. Урочная работа. Для более полной реализации принципов своей педагогической деятельности на разных этапах урока применяю современные образовательные технологии и методы, в том числе ИКТ. Использование разнообразных форм обучения не только усиливает профессиональную направленность преподавания, но и существенно обогащает сам процесс преподавания. Основными формами организации обучения школьников в моей педагогической деятельности являются:

    1. наше любимое работающее без выходных «Бюро исследований», которое состоит из 5 отделов: «Гипотетический», «Энциклопедический», «Расчётный», «Лаборатория» и «Последняя инстанция». Работа на уроке основана на выполнении мини-проекта (если позволяет тема). В начале урока ребята рассаживаются по 2 отделам «Гипотетический» и «Энциклопедический»  (кто в каком отделе, у нас, например, определено заранее – составлен график; на уроках обобщения выбираются жребием). Создаётся проблемная ситуация, даётся время для обдумывания решения проблемы, выслушивается сначала версия «Гипотетического» отдела (рассуждают только на основе своих знаний, без каких-либо источников информации), затем - «Энциклопедического» (перед ответом они искали информацию в различных доступных им источниках). Далее происходит деление класса на микро-лаборатории для изучения различных параметров исследуемой проблемы, т.е. заработал  «Лабораторный» отдел. После к работе приступает «Расчётный» отдел (снова деление на микро-задачи).  Есть уроки, где нет «Лабораторного» или «Расчётного» отделов (зависит от рассматриваемого учебного материала). И, наконец, своё резюме представляет «Последняя инстанция» - в её роли себя пробует каждый учащийся, записывая формулировку своего умозаключения на специальном бланке или в тетради. Таким образом, на данном виде урока задействованы несколько форм организации работы учащихся – большие группы, микро-группы, работа в парах и индивидуальная работа, экспериментальная и вычислительная деятельность, работа по поиску информации в сети Интернет и с учебной, научно-популярной, энциклопедической и справочной литературой.
    2. «Миграционная служба» - ребята совершают миграцию в ту или иную область математики/физики, принимая при этом разные образы:
    1. «мигранты» (получая в начале урока карточки с числами, знаками действий, обозначениями величин и единицами их измерения, учащиеся объединяются с учётом общего связующего математического/физического правила/закона/термина; объясняют, почему именно так они сгруппировались и что их связывает)
    2. «переводчики» (для жизни в другой стране необходимо знать её язык) – выполнение заданий на составление математических моделей текстовых задач/перевод единиц измерения в СИ
    3. «юристы» (чтобы быть защищённым за границей желательно хорошо разбираться в местных законах) – проверка знания формул и правил/законов по изученным ранее темам
    4. «граждане» (чтобы стать полноправным гражданином чужого государства не мешало бы изучить его жизненные устои, традиции, негласные правила и др.) – работа с учебной и справочной литературой по изучению теории (учебный материал делится на части по количеству групп)
    5. «ораторы» (надо уметь доказать всем, что вы достойны стать гражданином их страны) – после рассмотрения теории ребята обмениваются полученной информацией
    6. «работники» (для выживания необходимо работать) – выполнение практических и экспериментальных заданий
    7. «заслуженные граждане» - оценка результатов деятельности
    1. «Игровой Центр» - работает он по следующей схеме:
    1. «Фейс-контроль» (формирование игровых команд – аналогично этапу «мигранты» в предыдущей модели урока)
    2. «Про что сыграем?» (определение темы игры, формулировка её названия)
    3. «Игрища» (работа на игровом поле – «Морской бой», «Своя игра», «Что? Где? Когда?» и др.)
    4. «Чествование победителей» (подведение итогов игры, оценка результатов деятельности)
    5. «Посещение сайта отзывов и предложений» (рефлексия)
    1. семинары (индивидуальная работа);
    2. практические занятия (коллективная работа);
    3. исследовательские уроки (индивидуальная работа);
    4. проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);
    5. урок решения задач;
    6. урок-лекция;
    7. урок-проверка знаний.

    2. Внеурочная работа. С целью привлечения к дополнительному математическому/физическому образованию наибольшего количества учащихся применяю различные формы деятельности.

    Учебный проект, составление учебных пособий (тетради для лабораторных работ), предметный кружок. При реализации программы использую проблемную и проектную технологии. У ребят появляется дополнительное время для проведения всевозможных математических и физических экспериментов или решения нестандартных задач, которые раскрывают знакомую ранее тему в другом аспекте. Изготовление раздаточного дидактического материала/приборов. По математике уже накоплено много занимательных заданий – «Писем счастья» (хранятся в конвертиках). По физике составлены тетради для фронтальных лабораторных работ (7-9 кл) и лабораторных работ (10-11 кл), распечатки которых (А4) ребята ежегодно сами собирают в формат тетради (А5), что им очень нравится и способствует более серьёзному и бережному отношению к этим пособиям (недостатка в которых никогда не будет!).

    Методы и приёмы

    При работе с обучающимися преобладает частично-поисковый метод. Часто предпочтение отдается исследовательской деятельности. Также применяются элементы интегративного обучения, креативного мышления, проблемного обучения и другие.

    Индивидуально-творческий

    Выступление на семинарах, участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня, компьютерное моделирование, экспериментальные задания, работа над учебными проектами.

    Предоставляю возможность учащимся работать над проектами как индивидуально, так и в группе. Работа над проектом не является обязательной для каждого учащегося. Она организуется, когда возникает интерес к глубокому изучению вопроса, к экспериментальной деятельности. Такая работа интересна тем, что можно проверить свои исследования экспериментом. Учащиеся учатся выступать перед аудиторией, что повышает их собственную самооценку.

    Рефлексивно-оценочный

    Оценка результатов деятельности учителя и ученика.

    На определённом этапе обучения проходит чёткая система диагностики и оценивания (рейтинги), стимулирующая стремление к личностному росту и познавательной деятельности. В своей практической деятельности применяю определённые формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки (самооценка, взаимооценка, наблюдение, беседы, экспертные оценки педагогов по другим предметам, анализ творческих и исследовательских работ, результаты выполнения диагностических заданий, анкетирование, тестирование в форме ЕГЭ). Оценивать результаты работы нужно не только по внешним количественным показателям, но и по личностным достижениям учащихся.

    1. Результаты деятельности учителя:

    • разработана методическая система работы учителя
    • разработана система уроков по предметам, реализующая современные образовательные технологии;
    • внедрён в образовательный процесс алгоритм обучения самостоятельной познавательной деятельности;
    • внедрён в образовательный процесс алгоритм постановки и решения проблем;
    • выстроена внеурочная деятельность с учётом современных образовательных технологий.
    • составлены сборники дополнительных заданий по математике (письма) и фронтальных лабораторных работ по физике для 7-11 классов
    • накоплен банк мультимедиа ресурсов по математике и физике

    2. Результаты деятельности ученика, достигнутые реализацией современных образовательных технологий в образовательном пространстве школы:

    • повышение учебной мотивации
    • динамика уровня сформированности учебных действий
    • положительная динамика умений
    • положительная динамика индивидуальной успешности учащихся в творческих конкурсах, предметных олимпиадах, соревнованиях и проектно-исследовательской деятельности
    • готовность и способность использовать полученные знания и практические умения в социальной среде

    Методический опыт

    Методический компонент заключается в комплексном использовании различных форм средств, методов и технологических приемов в учебно-воспитательной работе

    Для достижения поставленных целей используется система методов, обеспечивающих усвоение школьниками знаний, способов умственной деятельности, развитие их мыслительных способностей и повышающих интерес детей к самостоятельному процессу познания. 

    В основе проектной технологии лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. Деятельностный подход обуславливает набор следующих методов обучения: 

    1. Коммуникативные (диалог, метод проектов, презентации);
    2. Проблемно-поисковый (проблемное изложение, учебная дискуссия);
    3. Исследовательский метод;
    4. Частично-поисковый, или эвристический метод.

    При использовании проблемно-поискового и исследовательского метода учебный процесс организуется путём применения системы теоретических и практических исследовательских заданий, характеризующихся высоким уровнем проблемности. При достаточном уровне подготовки учеников можно использовать задачи, не имеющие однозначного решения, при этом главным остаётся умение учеников выдвигать гипотезы и защищать их.

    Обобщение работы по становлению моей методической системы.

    Напомню, что становление методической системы учителя проходит три этапа: формирование знаний о системе, конструирование системы и собственное развитие.

    Так вот, каждый этап этого процесса бесконечен, лично для меня:

    • я регулярно просматриваю появляющиеся материалы по методам, средствам и приёмам обучения; пополняю свои информационные банки;
    • корректирую свою методическую систему (иногда меняются приоритеты при выборе ведущих компонентов – во многом зависит от контингента учащихся);
    • нахожусь в состоянии постоянного самообразования – курсы повышения квалификации (очные и дистанционные), модульные дистанционные курсы, учебные курсы виртуальных университетов и дистанционных академий (очень много нужного узнаю из этих занятий).

    И в заключение, как призыв к моей дальнейшей работе над собой, идеально подходят всем известные слова «Учиться, учиться и ещё раз учиться!».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательной активности в условиях личностно-ориентированного образования

    В условиях современного образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...

    обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"

    опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...

    Инновационные методики в процессе обучения учащихся в условиях личностно ориентированного образования

    доклад об использовании инновационных методик в процессе обучения учащихся в условиях личностно ориентированного образования...

    Обобщение опыта по теме: «Формы учебной деятельности в условиях личностно-ориентированной педагогической системы».

    Главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Чтобы овладеть педагогическим мастерством, надо много знать и уметь. Нужно в совершенстве владеть но...

    «Работа с одарёнными и талантливыми детьми в условиях личностно-ориентированного образования»

    Современное российское образование в качестве  своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об ...