Методическая система работы учителя
статья по физкультуре по теме

Сергеев Александр Алексеевич

Статья разработана с целью создания условий для формирования физической культуры личности школьника, т.е. той стороны общей культуры, которая позволяет реализовывать его биологический и духовный потенциал и в последующем применять ее для достижения социальной успешности через использование и применение новых педагогических подходов и технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.sistema.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование необходимости разработки модели методической системы

В настоящее время существенно возрастает роль физической культуры как фактора, формирующего личность человека. Все более осознается тот факт, что наряду с традиционными, издавна сложившимися и используемыми в педагогической практике формами физкультурного образования необходимо применять новые технологии и подходы с целью развития здоровьеформирующих компетентностей у подрастающего поколения.                                   Отечественная педагогика пытается сегодня отработать концепцию развития образования именно исходя из нужд школьников, проблем, ожидающих их по окончании школы, перспектив самореализации их как личности и гражданина. И конечно, когда идет интенсивная работа по модернизации основ образования, разработка нового учебного содержания образовательных областей Базисного плана, предмету физической культуры нельзя оставаться на периферии этих процессов. И когда  учителя физической культуры отказываются идти в ногу со временем, не уделяют должного внимания совершенствованию  основ собственного предметного содержания,  возникает проблемная ситуация. С одной стороны – складывающиеся реалии в развитии основ современного школьного образования, а с другой – сложившаяся практика работы учителей, многие из которых не желают включаться в процесс преобразования школьной физический культуры. Вместе с тем, используемые этими учителями традиционные формы, методы и средства педагогической деятельности не соответствуют требованиям, предъявляемым сегодня к преподаванию нового учебного содержания, входят в противоречие с качеством его освоения школьниками.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Физическая культура это феномен единства развития физического и духовного в человеке, формирование культуры движений и культуры тела, это способ жизни и способ развития целостной личности. Сегодня, разрабатывая содержание предмета физической культуры в школе, необходимо исходить из следующего триединства условий:

– содержание физической культуры должно удовлетворять интересам общества во всестороннем физическом развитии личности школьников; интересам физической культуры как социального явления в ее массовом развитии и использовании как средства организации здорового образа жизни человека, укреплении здоровья и поддержании творческого долголетия; интересам школьников в индивидуальном развитии культуры собственного тела, возможности с его помощью активно включаться в разнообразные трудовые, физкультурно-спортивные и иные сферы, и культурные мероприятия;

– содержание физической культуры должно обеспечивать формирование знаний, умений и навыков в организации и проведении самостоятельных форм занятий, использовании физических упражнений для целенаправленного развития физических качеств и укрепления здоровья, двигательной подготовки и культуры движений, формирования осанки и телосложения;

– содержание физической культуры должно формировать самостоятельность учащихся и их творчество, развивать мышление и межличностное общение, уважение к себе и окружающим, давать возможность для самовыражения и содействовать самоопределению.

Таким образом, сегодняшнее содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и чтобы он был действительно образованным в физической культуре: владел средствами и методами работы со своим телом, знал его и не боялся; владел средствами и методами укрепления и сохранения здоровья, повышения функциональных возможностей основных систем организма; умел организовывать и грамотно проводить занятия физическими упражнениями не только для себя, но и со своими детьми. С целью повышения эффективности, систематизации работы в области физической культуры, была создана модель методической системы учителя физической культуры.

Время создания и реализации

Методическая система начала создаваться с 2009 года. Реализация данной модели началась с 2010 года и  осуществляется по настоящее время, по необходимости проводя корректировку и дополнения.

Цель

Создать условия для формирования физической культуры  личности школьника, т.е. той стороны общей культуры, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал, и ее последующего применения для достижения социальной успешности через использование и применение новых педагогических технологий и подходов

Обоснование особенностей и авторства

Особенностью данной методической системы является работа  с учащимися младшей, средней и старшей школы по разным методическим направлениям на единый конечный результат, проводимая на фундаментальной основе педагогических технологий таких авторов как: В.И.Ковалько (игровая педагогическая технология), Н.Н.Нежкина (психофизическая тренировка), В.К.Бальсевич (технология спортивно-ориентированного обучения), И.С.Якиманская (технология личностно-ориентированного обучения), Ю.Д.Железняк (технология опережающего обучения спортивным играм), А.В.Хуторской (технология проектирования ключевых и предметных компетенций) с применением собственных авторских методических разработок и идей.

Основные теоретические и методические идеи, инструментарий и способы реализации этих идей, образовательные эффекты

Авторские методические продукты

  • Исследовательская работа «Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников через использование системы сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры»
  • Образовательная программа «Я творю свое здоровье» (уроки физического, психологического и социального здоровья для учащихся начального звена)
  • Индивидуальный образовательный маршрут по предмету «Физическая культура»
  • Методическая разработка «Сказочная игрогимнастика» для учащихся начального звена
  • Исследовательская работа «Формирование у учащихся компетентностей в сфере физической культуры»
  • Методическая разработка «Серия сюжетно-ролевых уроков для учащихся начального звена»
  • Исследовательская работа «Выявление влияния занятий волейболом на показатели физической подготовленности учащихся 12-15 лет»
  • Модель индивидуальной накопительной системы баллов и выставления оценки по предмету «Физическая культура» обучающимся, отнесенных к специальной медицинской группе
  • Методические разработки уроков по физической культуре на тему «Волейбол. Техническая и тактическая подготовка юных волейболистов» (5-7 классы), «Баскетбол. Основы техники игры» (8-9 классы), «Совершенствование технико-тактического мастерства  в волейболе» (10-11 классы), «Скоростно-силовая подготовка волейболистов 14-16 лет» и др.
  • Тестовая оценка знаний по разделу программы «Спортивные игры» с использованием ИКТ
  • Методическая разработка «Использование нестандартного оборудования и инвентаря на занятиях волейболом»

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система работы учителя

Главные направления в своей педагогической деятельности я выделяю следующие:– урочная деятельность;– внеклассная работа по предмету;– воспитательная работа с учащимися и их родите...

Буклет. Методическая система работы учителя.

Краткое обобщение опыта работы учителя биологии МБОУ СОШ №10 посёлка Степной Лозовской Е.В....

Методическая система работы учителя русского языка и литературы

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданин...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданин...

Методическая система работы учителя английского языка

Описание системы работы учителя английского языка...

методическая система работа учителя русского языка и литературы

Методическая система работы учителя русского языка и литературы по теме: "Современные педагогические технологии в аспекте системно-деятельностного подхода в изучении русскогго языка и литературы...