Методическая система работы учителя
материал по теме

Кошелько Елена Александровна

 

Главные направления в своей педагогической деятельности я выделяю следующие:

– урочная деятельность;

– внеклассная работа по предмету;

– воспитательная работа с учащимися и их родителями;

– взаимодействие с общественными организациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metod_sistema.zip1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Система работы учителя географии

МБОУ СОШ № 39

Кошелько Елены Александровны.

Обществу нужна творчески мыслящая личность, способная к самообучению и самостоятельному анализу информации. Именно такая личность способна принести обществу максимальную пользу. Какая из многочисленных педагогических систем, методик и технологий наиболее адаптирована к данному заказу общества? Сегодня создан инструмент, позволяющий решить эту задачу, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются творческие способности учащихся. Таким инструментом являются инновационные технологии обучения, которые я и стремлюсь применять в своей работе.

Ни у одного предметника нет такой уникальной возможности, как у учителя географии – открывать мир. Убеждена, что география является важнейшим школьным предметом, так как географические познания, исследования позволяют найти связь между жизнью ребенка и жизнью целого мира. За время обучения в школе, ребенок познает человеческую жизнь в различных ее аспектах. Так возникает единство всех изучаемых предметов и целостная картина мира.

Главные направления в своей педагогической деятельности я выделяю следующие:

– урочная деятельность;

– внеклассная работа по предмету;

– воспитательная работа с учащимися и их родителями;

– взаимодействие с общественными организациями.

Вот несколько важнейших правил (условий), на которые я опираюсь при осуществлении образовательного процесса:

  1. Учебная деятельность интересна, если она разнообразна.
  2. Новое дополняет картину мира, а не разрушает ее. Чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интереснее.
  3. Чрезмерно трудный или легкий материал интереса не вызывает.
  4. Вовлечение в процесс поиска.
  5. Осознание важности и необходимости изучения.
  6. Учебный материал должен быть ярким, вызвать чувства удивления, радости, эстетического переживания. Если работает только интеллект, мозг работает наполовину.

Поэтому я стараюсь активизировать творческий потенциал учащихся  с помощью комплексного использования инновационных технологий обучения: информационно-коммуникационных, проектно-исследовательских и технологии проблемного обучения, и новый для меня, так как использую не больше 2-х лет, метод кризисного мышления.

Не буду останавливаться на традиционных, хорошо зарекомендовавших себя формах и методах образовательного процесса, которые так же использую в своей педагогической практике. Остановлюсь лишь на наиболее интересных для меня формах и методах обучения.

На своих уроках я активно применяю ИК технологии, используя авторские и свои разработанные ресурсы:

  1. Электронные учебники по предмету;
  2. Интерактивные наглядные пособия;
  3. Мультимедийные учебники по всем курсам обучения;
  4. Видеоуроки;
  5. Флешь-анимацию;
  6. Уроки – презентации;
  7. Внеклассные занятия и заочные путешествия:
  8. Интерактивные тесты и тренинги для самопроверки.

 Мой опыт работы показывает, что применение мультимедийной презентации на уроках географии и естествознания целесообразно в тех случаях, когда необходимо:

  1. познакомить учащихся с природными объектами, процессами, явлениями, которые невозможно наблюдать непосредственно (океаны, моря, горы, айсберги, растительный и животный мир зарубежных стран, добыча полезных ископаемых, стихийные бедствия и т.д.);
  2. продемонстрировать опыты, связанные с угрозой здоровью ребенка (работа со спиртовкой «Состав почвы», и др.) или трудоемкостью («Круговорот воды в природе», «Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении», «Обнаружение в почве минеральных солей» и пр.);
  3. показать школьникам скрытые процессы и явления (образование ветра, движение воды в океане и др.);
  4. продемонстрировать очень медленно или очень быстро протекающие процессы или явления (замерзание водоемов, эндогенные и экзогенные процессы в литосфере и др.);
  5. познакомить с микро или макрообъектами (планета, материк, локальный ПТК и пр.);
  6. организовать тестовую проверку;
  7. провести дидактическую игру (коллективное разгадывание кроссвордов, ребусов и др.)

Метод проектно-исследовательский так же постоянно использую в своей работе. Часть тем для проектно-исследовательских работ была запланирована и предлагалась учащимся в качестве домашних заданий, так были созданы проекты:

  1. Состав населения х. Трудобеликовского;
  2. Транспортные проблемы х. Трудобеликовского;
  3. Социально-экономические факторы развития Славянского района;
  4. Социологический портрет учащихся школы № 39 и др.

Некоторые проекты рождались стихийно, на уроке, при изучении отдельных тем, вызвавших у учеников наибольший интерес:

  1. «Тайна «бермудского треугольника», в 7 классе при изучении Атлантического океана и Саргассова моря;
  2. «Фигуры плато Наска», в 11 классе при изучении темы «Население Латинской Америки».  

Главным принципом уроков, где уместно применить метод проектов является удивление. Чем раньше удивишь, заинтригуешь, поманишь тайной, тем более устойчивым оказывается интерес к предмету.

Технология проблемного обучения. Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, необходимые современному человеку в эпоху НТР, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке, инсайту, “ага-реакции”. Используя этот метод, мы, предметники выполняем некий социальный заказ, формируя эти способности: через использование специальных дидактических средств, ставим учащихся в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем. И в сумме появляются главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения:

1) создание проблемных ситуаций;

2) обучение учащихся в процессе решения проблем;

3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Есть несколько способов, которые я использую в своей работе:

Первый способ - побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и проводит к активному усвоению новых знаний.

Второй способ - использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий, в ходе наблюдения за природой и т.д.  Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели.

Третий способ - расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся.

Четвертый способ - побуждение учащихся к анализу фактов и явлений, поражающему противоречиями между жизненными представлениями и научными понятиями об этих фактах.

Пятый способ - выдвижение предположения (гипотез) формулировка выводов и их опытная проверка.

Шестой способ - побуждение учащихся к сравнению сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.

Седьмой способ - побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известным материалом, и сделать самостоятельное обобщение.

Восьмой способ - ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер.

Девятый способ - организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при обработке навыков, повторения пройденного и тому подобное). В этом случае следует использовать факты и данные наук имеющие связь с изучаемым материалом.

Десятый способ - варьированные задачи, переформулировка вопроса.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.

В процессе работы наиболее часто я использую проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи, которые придумала американский психолог А. Кинг и которые можно применять в самых разных учебных ситуациях:

  1. Приведите пример…?
  2. Каким образом можно…?
  3. Что случится, если…?
  4. Что подразумевается под…?
  5. В чем сильные и слабые…?
  6. На что похоже…?
  7. Что мы уже знаем о…?
  8. Каким образом…влияет на…?
  9. Каким образом… связано с …?
  10. Объясните почему…?
  11. В чем смысл…?
  12. Почему важно…?
  13. В чем разница между… и …?
  14. Чем похожи…?
  15. Как можно применить в…?
  16. Какой аргумент можно…?
  17. Сравните… и… на основании…?
  18. Что, на ваш взгляд,…?
  19. Согласны вы с …?
  20. Чем вы можете…?
  21. Как, по вашему мнению …?

Такой побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Так в 6 классе всеобщий интерес и яркую познавательную активность вызывают проблемные вопросы такого характера:

  1. Почему зажжённая свеча быстрее гаснет под маленькой банкой, а под большой горит дольше?
  2. Почему летом ранним утром образуется роса на траве?
  3. Почему грязный снег тает быстрее?
  4. Почему происходит движение воздуха?
  5. Почему образуются облака?
  6. Почему говорят, что родник «бьет»?
  7. Почему на Земле происходит смена дня и ночи?
  8. Почему происходит смена времени года?

         Или, в ходе изучения темы «Климат Африки» предлагаю детям следующее задание: «Сопоставьте средние температуры лета в экваториальном и тропическом климатических поясах». В ходе работы с картой атласа перед учениками встаёт проблема. Ребята знают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше и наоборот. Но, в ходе анализа карты, ученики выясняют, что в тропическом поясе средние температуры лета выше, чем в экваториальном. Возникает противоречие между имеющимися знаниями и новыми фактами. Пытаемся выяснить, с чем это может быть связано, как объяснить подобное противоречие. Находим решение: на экваторе – формируется область низкого давления, выпадает много осадков, повышенная облачность, каждый день идут дожди, что снижает температуру воздуха. А в тропиках – господствуют нисходящие потоки воздуха, облачность не образуется, солнечно, поверхность нагревается сильнее.

Затем вспоминаем, какие ещё климатообразующие факторы кроме географической широты будут влиять на выпадение осадков? (горные хребты, течения, постоянные и переменные ветры и т. д.), анализируем карту и делаем выводы о формировании других климатических особенностей материка. Подобный поиск решения очень пригодится ученикам при решении заданий части С в ЕГЭ.

Интересный метод применяю в 9 классе при изучении экономических районов. Сначала создаю шаблон изучения (Европейский Север как экономический район изучаю традиционно). А при изучении следующих районов предлагаю детям, не открывая учебника, или вспомнить или предположить:

- какими ресурсами может быть богата территория? (зная тектонические структуры, дети говорят о полезных ископаемых, зная о зональности, предполагают наличие или леса или плодородных почв и т.п.). Проверяем все предположения по атласу или учебнику.

- какие отрасли хозяйства могут быть развиты на этих территориях? (основываясь на ресурсах, предполагаем наличие отраслей хозяйства и проверяем).

- какова может быть численность населения в этом экономическом районе, какая плотность населения, какие народы будут проживать, каковы будут особенности воспроизводства. И так далее.

Итак, на основе изученных ранее сведений, зная определенные закономерности, учащиеся, вполне могут предположить и выявить особенности некоторых территорий. Отдельно останавливаемся на фактах, не вписывающихся в знакомые закономерности, ищем причины азональных явлений.

Истинное удовольствие получаю, когда детям кажется, что они знают, поняли, умеют применять, но я вдруг так формулирую вопрос или ставлю проблему под таким углом зрения, что ставлю учащихся в тупик и заставляю отправляться на поиски решения проблемы. Разгораются жаркие дискуссии, но в итоге мы всё-таки находим решение проблемы. Дети хорошо знают и любят мои вопросы «со звёздочкой»!

Технология критического мышления дает мощное развитие даже тем, кому кажется, что он уже много знает и многое умеет. Она заставляет думать, думать и думать, сравнивать, синтезировать, принимать решения, но при этом не единолично, а, как бы это было нелегко, коллективно. Учит не просто наполнять ячейки памяти информацией, а жить с этими знаниями в социуме. А это дорого стоит в наше время!

         Не буду останавливаться на преимуществах этого метода или на его теоретических основах. Расскажу лишь о том, как я применяю этот метод. Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Прием “Пометки на полях” является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

« ! » – знакомая информация,

« + » – новая информация,

« – » – думал иначе,

« ? » – непонятно.

 Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Этот метод применяю при изучении нового материала и при работе с учебником.

Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ”. Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки:

- знаю,

- узнал новое,

- хочу узнать подробнее (ЗУХ).

Этот прием помогает направлять исследовательскую деятельность учащихся.

Подводя итоги сказанному, хочу добавить, что смертельный грех учителя –  быть скучным. Поэтому считаю, что:

  1. Структура урока не предполагает следования жестким рамкам традиционных этапов комбинированного урока, а определяется внутренней логикой учебного материала и движением мысли детей в учебном сотрудничестве их между собой при направляющем участии и помощи педагога.
  2. На уроке нужна поисковая организация деятельности учащихся, при которой организуется обмен мнениями при решении различных учебных задач. Учитель использует дискуссионные формы познания, диалогические основы  общения,   поощряет различные точки зрения.
  3. Важно соединение   познания с эмоциями, положительные эмоции увеличивают возможности интеллекта. Большую роль в развитии ребенка играет эмоционально  насыщенный  дидактический (речевой) материал.   Красота   слова   в учебных текстах, стихотворениях, использование малых фольклорных форм (пословицы, загадки), образные обороты речи, фразеологизмы - все это призвано влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус.
  4. Допустима гибкость формы урока, умение учителя перестроить ход урока в зависимости от готовности детей работать по намеченному учителем плану, сложности заданий, хода мысли учащихся,   возникших  у  них вопросов.   Учитель,   зная свой класс, может предвидеть возможные затруднения, устраняемые при правильном сочетании активности сильных и более слабых в учении детей, обучить всех работать не просто рядом, а вместе в коллективной деятельности.
  5. Общение с детьми на уроке в процессе познания и влияние общения на процесс познания, усвоения и развития. Создание атмосферы сотрудничества, доверительных отношений, условий для высокого умственного и эмоционального тонуса, мотивации к учению. Становление учебных мотивов в учебном сотрудничестве является основным компонентом положительного отношения к учению. Особая форма учебной мотивации - познавательные интересы, переходящие при соответствующих условиях в познавательную потребность. 

Внеурочная деятельность. На протяжении нескольких лет преподаю элективные курсы:

  1. Статистика,
  2. Картография и топография,
  3. Экономика,
  4. География международного туризма,
  5. Природа родного края.

Веду краеведческий кружок, результатом работы которого становятся исследовательские работы учащихся.

Стабильные знания, нестандартность мышления, творческий подход к решению задач стали залогом успеха таких учеников как Колодяжный Дмитрий (участник регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников), Дюкарев Владислав, Похилько Роман, Реутов Андрей, Бут Дарья, Гуртовая Елизавета, Колесник Дмитрий.

Меня, как учителя, радует, что выйдя из стен школы, такие ребята будущее свое связывают с географией. Так Палий Нина обучается на 2 курсе КубГУ по специальности «учитель географии», Козлова Анастасия – на 2 курсе Аграрного университета по специальности «экология и природопользование», а Будяк Юрий на 1 курсе  ВУЗа в г. Санкт-Петербург по специальности «менеджмент в туристическом бизнесе». Считаю, что главная моя цель – привить любовь детям к нашей науке, сделать так, чтобы они хотели больше узнать о нашей планете, понимали процессы и явления, происходящие на физическом и социально – экономическом уровне; понимали красоту и сложность всех взаимодействий; чтобы испытывали восхищение от каждого «уголка» нашей необъятной Родины.

Я надеюсь, что мои ученики, изучая географию, не только открывают для себя мир разнообразной природы,  жизни и быта людей в ней, а также  открывают себя, свои возможности, таланты, завоёвывают победы, учатся верить в себя.

Подобные представленным, приемы и методы, позволили мне получить некоторые результаты педагогической деятельности:

  1. Наблюдается ежегодная позитивная динамика среднегодовой

оценки учащихся в 2-х классах, в период за годы:

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Классный руководитель: Купаева В.Д.

Оценки

9 В, в %

10 Б, в %

11 Б, в %

«5»

40,7

42,8

54,1

«4»

40,7

32,1

41,6

«3»

18,5

14,2

4,1

Классный руководитель: Ларионова Л.В 

Оценки

9 Б, в %

10 А, в %

11 А, в %

«5»

4,3

7,1

18,1

«4»

43,4

46,4

50,0

«3»

52,1

46,4

31,8

  1. Ежегодная позитивная динамика среднегодовой оценки учащихся

Классный руководитель: Купаева В.Д

Обучающихся на «4» и «5»

9 В, в %

10 Б, в %

11 Б, в %

81,5

84,0

95,8

Классный руководитель: Ларионова Л.В.

Обучающихся на «4» и «5»

9 Б, в %

10 А, в %

  1. А, в %

47,8

53,6

68,2

  1. Результаты государственной (итоговой) аттестации

выпускников 9 классов

- все выпускники 9 классов получили удовлетворительные результаты на экзамене, проводимом ТЭК, по географии:

Учеб.год

Ученики 9 –х классов, сдававшие экзамен в новой форме

Оценка учащегося по экзамену

Качество,

в %

2009-2010

Будяк Юрий

Артёменко Александр

Кудаева Екатерина

5 (отлично)

4 (хорошо)

5 (отлично)

100

2010-2011

Красиков Дмитрий

4 (хорошо)

100

2011-2012

Деникеева Екатерина

Крыжко Василий

Линский Александр

Зюзин Александр

Исаев Федор

4 (хорошо)

5 (отлично)

5 (отлично)

4 (хорошо)

4 (хорошо)

100

- все выпускники 11 классов получили удовлетворительные результаты ЕГЭ, по географии:

Учеб год

Ученики 11 –х классов, сдававшие ЕГЭ

Оценка учащегося по экзамену

Качество,

в %

2009-2010

Галеев Евгений

Линская Евгения

5(отлично)

4 (хорошо)

100

2010-2011

Козлова Анастасия

Палий Нина

5(отлично)

4 (хорошо)

100

2011-2012

Будяк Юрий

Нерсесян Эдуард

5(отлично)

4 (хорошо)

100

  1. Качество результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 классов

- средний балл по экзамену, проводимому ТЭК для выпускников 9 классов, выше среднекраевого показателя

Учеб год

Результат учащегося

Кол-во

баллов

Средний

балл

Средне-краевой

показатель

2009-2010

Будяк Юрий

Артёменко Александр

Кудаева Екатерина

28

25

28

27,0

24,10

2010-2011

Красиков Дмитрий

26

26,0

24,22

2011-2012

Деникеева Екатерина

Крыжко Василий

Линский Александр

Зюзин Александр

Исаев Федор

25

30

29

26

26

27,2

24,36

- средний балл по ЕГЭ выпускников 11 классов выше среднекраевого показателя

Учебный год

Результат учащегося

Средний

балл

Среднекраевой показатель

2009-2010

Галеев Евгений

82

(лучший результат в районе)

76,0

55,8

Линская Евгения

70

2010-2011

Козлова Анастасия

85

(второй результат в районе)

74,0

60,4

Палий Нина

63

2011-2012

Будяк Юрий

97

(лучший результат в районе)

82,0

64,1

Нерсесян Эдуард

67

2.1. Достижения учащихся в этапах

Год

Учащийся

Мероприятие

Достижение

2009

Дюкарев Владислав

Всероссийская олимпиада школьников

Призер муниципального этапа

2012

Похилько Роман

Всероссийская олимпиада школьников

Призер муниципального этапа

2012

Колодяжный Дмитрий

Всероссийская олимпиада школьников

Призер муниципального этапа

2012

Колесник Дмитрий

Всероссийская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»

Призер муниципального этапа

2012

Колесник Дмитрий

НПК по географии и кубановедению «Открытие»

Призер муниципального этапа

2.2. Достижения учащихся в этапах, за 1 год, 2011.

Учащийся

Мероприятие

Достижение

Палий Нина

Всероссийский «Молодежный географический чемпионат»

Победитель муниципального этапа

Гуртовая Елизавета

Всероссийский «Молодежный географический чемпионат»

Победитель муниципального этапа

Реутов Андрей

Всероссийский «Молодежный географический чемпионат»

Победитель муниципального этапа

Бут Дарья

Всероссийский «Молодежный географический чемпионат»

Победитель муниципального этапа

Поздняков Владислав

Всероссийский «Молодежный географический чемпионат»

Победитель муниципального этапа

В заключение хочется отметить, что успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет. Методическая система работы учителя.

Краткое обобщение опыта работы учителя биологии МБОУ СОШ №10 посёлка Степной Лозовской Е.В....

Методическая система работы учителя

Статья разработана с целью создания условий для формирования физической культуры личности школьника, т.е. той стороны общей культуры, которая позволяет реализовывать его биологический и духовный потен...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданин...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданин...

Методическая система работы учителя английского языка

Описание системы работы учителя английского языка...

методическая система работа учителя русского языка и литературы

Методическая система работы учителя русского языка и литературы по теме: "Современные педагогические технологии в аспекте системно-деятельностного подхода в изучении русскогго языка и литературы...