«Коммуникативная культура воспитателя как условие личностно-ориентированного образования»
статья на тему
Доклад на педсовете в детском доме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnaya_kultura_vospitatelya.doklad._lokteva_s.i.docx | 35.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Локтева Светлана Игоревна
ГКООУ «Дзержинский санаторный детский дом»
Тема:
«Коммуникативная культура воспитателя как условие личностно-ориентированного образования»
Воспитатель: Локтева С.И.
Содержание и психология педагогической деятельности определяется социальными факторами – местом и функциями воспитателя в обществе, требованиями общества к воспитателю; затем социально психологическими факторами: социальными ожиданиями окружающих воспитателя людей по отношению к его личности и деятельности, его собственными ожиданиями и установками в сфере его педагогической деятельности.
Выделяют три компонента педагогической детальности: конструктивный, организаторский, коммуникативный.
Коммуникативный компонент включает в себя установление и поддержание отношений с воспитанниками, родственниками воспитанников, администрацией, учителями, коллегами воспитателями. В моем реферате речь пойдет об установлении и поддержании отношений: воспитатель – воспитанник. Именно отношения воспитателя к воспитанникам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие ребенка в процессе воспитания.
Коммуникативная культура воспитателя – это проявление гуманистической направленности и индивидуального творчества в реализации функций и задач профессиональной и социально педагогической деятельности.
К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, е педагогической деятельности, наличие специальных знаний, широкая эрудиции, педагогическая интуиция, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами воспитания детей.
Детский дом, организуя воспитательный процесс личностноориентированной направленности, одной из своих задач считает формирование новых межличностных взаимоотношений воспитанника с людьми, включающих новые цели, новую тактику и способы общения. Перечисленные компоненты личностно-ориентированного взаимодействия позволяют ребенку обеспечить чувство психологической комфортности, доверия к окружающим, радости жизни.
Особая роль отводится позиции педагога в общении, которая характеризуется признанием воспитанника как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на интересы ребенка и перспективы его развития. Воспитатели стараются создать в группе такую педагогическую ситуацию, которая позволяет воспитаннику самовыразиться, рассказать или доказать что-то и взрослым и остальным участникам коммуникативной деятельности. Тогда ребенок оказывается в центре внимания, становясь субъектом речи, с его потребностями, интересами, отношением к содержанию и форме порожденного им текста или высказывания.
Но для того, чтобы ввести воспитанника в активную речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней, необходимо повышать уровень коммуникативной культуры педагога до необходимости видеть в ребенке личность.
Воспитателю предлагается усвоить несколько элементарных правил практической диалогики:
- выделить другого из множества лиц –узнать его;
- принимать другого таким, каков он есть;
- помочь другому познать себя, людей, мир;
- воспитать другого можно, только воспитывая себя;
- общение воспитанника и воспитателя – основа педагогического процесса;
- обучить общению можно только в общении;
- слушать – тоже общение;
- воспитатель – организатор учебного сотрудничества воспитанников;
- воспитанник научится сам, когда научит другого;
- трудность общения есть одновременно трудность познания.
Ведение коммуникативного диалога с воспитанниками требует от воспитателя высокой культуры – лингвистической, нравственной, психологической, педагогической.
Культура спора обеспечивается соблюдением следующих педагогических правил:
- Восприятие несогласия воспитанников как естественной реакции, следствия критического отношения к информации;
- Учет глубинных мотивов конфронтации воспитанников (потребности в личностном самоутверждении, повышении статуса в среде сверстников, обиды, эмоционального возбуждения, состояния психологического дискомфорта);
- Выражение низменной доброжелательности по отношению к оппоненту, невзирая на репутацию и статус;
- Заинтересованное и уважительное отношение к любой точке зрения, даже абсурдной, забота о сохранении и повышении престижа каждого воспитанника;
- Критическая оценка конкретных действий, а не личности в целом;
- Контроль за эмоциональной тональностью спора, чтобы предупредить его перерастание в ссору;
- При отстаивании своего мнения использование общепринятых этикетных норм, готовность признать ошибки;
- Готовность принимать компромиссные решения, учитывая интересы воспитанников, их потребности;
- Терпимость, уступчивость в мелочах;
- Дисциплинирование воспитанников с помощью косвенных воздействий – приключения внимания, шутки.
- Доминирование экспрессии оптимизма.
Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.
Показателем коммуникативной культуры воспитателя является, прежде всего, гуманистическая позиция (интерес к другому человеку, к изучению самого себя), а затем уже средства, техники общения. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение – это не умение держать дисциплину, а обмен с воспитанниками духовными ценностями; общий язык с детьми – это не язык команд и послушания, а язык доверия.
Какими педагогическими коммуникативными умениями должен обладать воспитатель?
Во-первых, уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении иреализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие.
Во-вторых, уметь пользоваться примами, способствующими достижению высокого уровня общения, а это:
- уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;
- владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);
- уметь вставать не точку зрения воспитанника;
- уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;
- уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;
- быть готовым вовремя поблагодарить воспитанника, при необходимости извиниться перед ним;
- уметь поддерживать равное отношение ко всем детям;
- уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке;
- уметь воздействовать на воспитанника не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ребенка желаемого качества;
- уметь не бояться обратной связи от воспитанников;
- уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной;
- уметь устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;
- обеспечить эмоциональный комфорт ребенку в группе.
Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества воспитателя и воспитанника.
К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического общения, относятся:
- характеристики речи;
- четкая дикция;
- выразительность;
- личностные особенности;
- общительность;
- открытость;
- умение слушать и чувствовать людей.
Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность – устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала.
Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:
- - коммуникабельность – способность испытывать удовольствие от процесса общения;
- - социальное родство – желание находиться в обществе, среди других людей;
- - альтруистические тенденции – эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию, идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.
Серьезные препятствия во взаимодействии воспитателя и воспитанника создают:
- невыразительная речь;
- дефекты речи;
- необщительность;
- погруженность в себя (при установлении контакта с воспитанником, нахождении индивидуального подхода к нему)
Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью, быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.
Воспитатель должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными, педагогическими способностями для достижения высоких результатов воспитания детей, это:
- - дидактические способности, позволяющие воспитателю вызывать познавательную активность у воспитанников;
- - экспрессивные способности, позволяющие воспитателю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения материала;
- - перцептивные способности – выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношение к воспитанникам, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;
- - организаторские способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в группе;
- - суггестивные или авторитарные, способности к сильному эмоционально-волевому влиянию на воспитанников и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах;
- - академические способности, связанны они с усвоением знаний, навыков и умений в той или иной области;
- - важно наличие культуры слушания – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение.
Важной характеристикой профессионального педагогического общения является стиль.
Стиль - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия воспитателя и воспитанника. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей воспитателя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и ребенка, творческую индивидуальность воспитателя, особенности группы. Стиль общения педагога с детьми – это категории социальная и нравственная. Стиль проявляется: в темпераменте, в подборе средств воспитания и средств психолого-педагогического воздействия на детей. Неверно найденный стиль педагогического общения может отрицательно сказаться на воспитанниках, в свою очередь стиль, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.
Для установления нормальных взаимоотношений между воспитанником и воспитателем важное значение имеет культура общения. Древние заповеди гласят, что каждому, кто хочет получить удовольствие от общения необходимо:
- - доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что он хороший и расположен к тебе, готов с тобой общаться;
- - уважение к тому, с кем общаешься, признание того, то человек – высшая ценность и общаться с ним надо бережно и вежливо.
В профессиональной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности. Воспитанники, прежде всего, высоко ценят интеллигентность и деликатность воспитателя, т.е. его умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие детей, сочувствовать им, быть искренним, незлопамятным. Педагогический этикет предполагает договоренность о том, что считать принятым в поведении и деятельности, а что - непринятым.
Воспитанники быстро учатся оценивать, деликатен ли воспитатель, насколько его требовательность и принципиальность соблюдается им самим в общении со своими коллегами, родственниками воспитанников, воспитанниками.
Законы этики воспитателя:
1. Относитесь к ребенку с уважением, любовью, добротой.
2. Не позволяйте себе грубые, безапелляционные суждения.
3. Будьте тактичны, никогда не подчеркивайте своего превосходства в общении с ребенком.
4. В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать разумное оптимальное решение.
5. Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям.
6. Умейте щадить самолюбие и достоинства других людей.
7. Никогда не выясняйте ни с кем отношений в присутствии посторонних
8. Ничего не начинайте в гневе.
9. В любой жизненной ситуации помните: вы – педагог, с вас спрос за поведение, образ мыслей.
10. Помните золотое правило этики: относитесь к людям так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам.
Неотъемлемой составляющей профессиональной этики педагога является педагогический такт – интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения педагога состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных.
Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального похода, как одной из сторон коммуникативной деятельности педагога, также определяет успех его работы. Воспитатель должен заметить и учесть особенности воспитанника, которые мешают или помогают ему, и соответственно реагировать на них. Так, медлительность ребенка, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта воспитателя. Надо помнить, что именно коммуникативные компонента деятельности воспитателя в большинстве случаев являются причиной отклонений в результате воспитания.
Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей общения» (А. Б. Добрович):
- - Отношения с людьми – главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.
- - Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план – главное. Не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее – вот смысл вашей работ.
- - учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что каждый человек уникален и к каждому необходим свой подход.
- - Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своими преставлениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям.
- - Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя вовремя общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.
- - Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой. Вызывает у других стремление общаться с вами.
- - Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения – А. Сент–Экзюпери.
Светлана
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности в условиях личностно-ориентированного образования
В условиях современного образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...
Воспитательные функции школы в условиях личностно-ориентированного образования.
Воспитательные функции школы в условиях личностно-ориентированного образования ориентированы на конкретную личность учащегося, а основу формирования этой личности составляют как минимум два элемента ...
Методическая система работы учителя математики/физики в условиях личностно-ориентированного образования
Предпосылки и этапы становления методической системы моей работы...
Доклад по теме "Мониторинг качества обучения в условиях личностно - ориентированного образования"
Доклад предназначен для проведения педсовета....
Развитие познавательной активности на уроках географии в условиях личностно-ориентированного образования
Презентация по теме "Развитие познавательной активности на уроках географии в условиях личностно-ориентированного образования" для использования на педагогическом совете...
«Работа с одарёнными и талантливыми детьми в условиях личностно-ориентированного образования»
Современное российское образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об ...
«Ценностные аспекты воспитательного процесса как факторы развития учащихся в условиях личностно-ориентированного образования»
«Ценностные аспекты воспитательного процесса как факторы развития учащихся в условиях личностно-ориентированного образования»...