Мероприятие к предметной недели
занимательные факты по математике (5 класс)
Предметная неделя по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mkatematika_5_klasse_predmetnaya_nedelya.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по математике в 5 классе (предметная неделя)
«В стране десятичных дробей»
По учебнику «Математика. 5 класс.» Автор Виленкин Н.Я
Учитель математики – Новикова Л.А.
Цели урока:
Образовательная: повторить правила действий с десятичными дробями
Развивающая: развивать творческие и умственные способности обучающихся, интерес к изучению математики
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к изучаемому предмету, культуру общения
Форма урока: урок занимательной математики
Оборудование: мультимедийное оборудование; экран; эмблемы с десятичными дробями, колпаки с цифрами 1, 2, 5. 7, 8, 0 и колпак с запятой.
Подготовительная работа: со старшеклассниками (исторический материал, сценки)
Ход урока
Звучит песня «Дважды два – четыре».
Учитель
«Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая, делать его немного занимательным» - этими словами великого французского математика Блеза Паскаля я хочу начать наш урок, посвященный десятичным дробям.
А начнем мы с истории.
Ученик 1
Дроби появились в глубокой древности. Измерение расстояний, раздел добычи, деление на части привело к необходимости ввести дроби. Сначала люди пользовались простыми дробями , а затем и более сложными.
Ученик 2 Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы про человека, который попал в трудное положение, говорят «попал в дроби». Чтобы облегчить действия с дробями, были придуманы десятичные дроби.
Ученик 3
В 15 веке самаркандский астроном Аль-Каши в трактате «Ключ к арифметике» разработал полную теорию десятичных дробей и подробно изложил правила действия с ними. Но труды Аль–Каши долго не были известны европейским ученым. Прошло 1,5 века и вот талантливый фламандский инженер и ученый Симон Стевин в своей книге «Десятая» (1585) описал арифметические действия над десятичными дробями и ввел для них символику, близкую к современному виду. Обычно он и признается изобретателем десятичных дробей.
Учитель
Да, непросто складывалась история дробей. Подробно с ней вы
сможете познакомиться, прочитав книгу «За страницами учебника математики» (продемонстрировать).
А сегодня мы не можем представить нашу жизнь без них.
Они встречаются во всех математических расчетах. А поэты даже посвящают им стихи. Давайте мы с вами сочиним стихотворения про десятичных дробей.
Конкур стихов. (4 мин.). Затем ребята зачитывают стихи.
Учитель А мы сейчас с вами проведем конкурс на умение переводить обыкновенные дроби в десятичные. Проводится конкурс: приглашаются трое учащихся, которым выдаются листы с записанными на них обыкновенными дробями. Листы прикрепляются к магнитной доске. Учащиеся должны перевести данные дроби в десятичные. Выигрывает тот, кто справится с заданием быстрее.
( на листах записано: , , , , , , )
Учитель
Давайте вспомним, почему употребление десятичных дробей облегчает вычислительную работу.
Ученик 1
Дело в том, что правила действий над ними мало отличаются от правил действий с натуральными числами.
Подходит к доске, где заранее записаны примеры:
34,12+5,80 = 39,92
6,57 – 3,41= 3,16
17,2 * 5,4 = 92,88
10,8: 3 =3,6
3,16 : 0,2 = 31,6 : 2 = 15,8
Виновницей является запятая: при сложении не забыть разряд записать под соответствующим разрядом, а запятую под запятой. При умножении умножить как натуральные числа, а в результате отделить запятой столько знаков, сколько в обоих множителях вместе. При делении на натуральное число запятую поставить в частном, когда закончится деление целой части. Ну а деление на десятичную дробь сводится к делению на натуральное число.
Учитель
Кстати, очень удобно умножать и делить десятичные дроби на 10, 100, 1000 и т. д. Давайте вспомним эти правила с помощью игры.
Проводится игра: приглашаются 7 человек, им на головы надеваются колпаки с цифрами 1, 2, 5. 7, 8, 0 и колпак с запятой.
Учитель
Я буду называть число, а вы должны правильно построиться.
Жило-было число 12,875. Его умножили на 100. Разделили на 10. Разделили на 10000. Умножили на 10000.
Учитель
Если вы обратили внимание, у некоторых учеников есть эмблема с какой-нибудь десятичной дробью. А некоторых из них можно рассказать целые истории. Пусть они сами это сделают.
Ученик с дробью 0,001
Дробь 0,001 на наш взгляд очень мала. Но звук за 0,001 секунды распространяется на 33 см, а пуля пролетает 70 см. Земной шар за это время перемещается вокруг Солнца на 30 см, даже комар успевает взмахнуть вверх и вниз своими крылышками.
Ученик с дробью 0,000001
Дробь 0,000001 еще меньше. Но для современного физика 0,000001 секунды – это не маленький промежуток времени. Световой луч за это время пробегает 300 м!
Для 0,000001 м есть специальное название – микрон. Микрон в тысячу раз меньше миллиметра. Так, красные кровяные тельца, которых в капле крови около 10 миллионов, имеет длину 7 микрон и толщину 2 микрона.
Учитель
Ну, с физикой и биологией все понятно. А нужна ли такая точность в математических расчетах? Я думаю, лучше всего ответить на этот вопрос стихотворением Лифшица «Три десятых».
Ученик 2.
Это кто из портфеля швыряет в досаде
Ненавистный задачник, пенал и тетради?
И сует свой дневник, не краснея при этом,
Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?..
Познакомьтесь, пожалуйста, Костя Жигалин,
Жертва вечных придирок, - он снова провален.
И шипит, на растрепанный глядя задачник:
- Просто мне не везет! Просто я неудачник!..
В чем причина обиды его и досады?
Что ответ не сошелся на три десятых!
Это сущий пустяк, и к нему безусловно,
Придирается строгая Марья Петровна.
Три десятых … Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых … И все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.
Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете,
Архитектор не много ошибся в расчете –
Чтоб случилось, ты знаешь ли Костя Жигалин?
Этот дом превратился бы в груду развалин!
Ученик 3.
Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!
Вот турбина, в ней вал токарями расточен.
Если б токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы, Костя, большое несчастье,
Разнесло бы турбину на мелкие части.
Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека-
Станет ядом лекарство, убьет человека…
Ты подумай об этом, мой друг хладнокровно
И скажи – не права ль была Марья Петровна?
Если честно подумаешь, Костя, об этом,
То недолго лежать дневнику под буфетом!
Учитель
Вот и закончился наш урок. Сегодня мы побывали в стране десятичных дробей. Пусть этот праздник не только оставит след в вашей душе, но и поможет по-новому взглянуть на этот непростой предмет – математика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели
знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета; обучение применению этикетных формул в разных этик...
внеклассное мероприятие, посвященное предметной неделе русского языка и литературы брейн -ринг "Что? Где? Когда?"
Брейн-ринг «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (7-11 кл)Участники: по двое уч-ся из каждого классаВопросы задают родители, учителя, школьники. На обдумывание дается 1 минута.1 раунд1.Назовите автора данного афори...
Мероприятие на предметную неделю по математике.
Сегодня мы проведем внеклассное мероприятие по математике в форме игры “Крестики-нолики”, в которой участвуют две команды....
"Неделя спорта и искусств" - план мероприятий предметной недели
План предметной недели ШМО учителей физической культуры, технологии, музыки и изобразительного искусства....
Внеклассное мероприятие к предметной неделе для 5 класса
"Мастера и мастерицы"- внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по предмету "Технология" для уч-ся 5 класса...
Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по истории и культуре Тема мероприятия: «Памятники Отечественной войны 1812 года»
Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по истории и культуре Тема мероприятия: «Памятники Отечественной войны 1812 года»...
Методическая разработка открытого мероприятия на предметной недели на тему: «Традиции чаепития в России»
Цель:• помочь учащимся группы лучше узнать друг друга;• организовать совместную творческую деятельность групп учащихся• расширить знания учащихся об истории чая, о правилах ...