Подготовка к ОГЭ по математике
консультация по математике (9 класс)

Подготовка к ОГЭ по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_oge_9_a_klass.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Амурская область Константиновский район село Константиновка

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

        Константиновская средняя общеобразовательная школа        

“Утверждено”                    

решением педагогического

совета от ___            20___г

протокол №

Директор: Бянкина Н.А.

________________________

“Согласовано”.

Заместитель директора по УМР Черникова Л.Е. ____________

                                                   

______________ 20___  года

“Рассмотрено”.

Протокол №  заседания методического объединения учителей математики СОШ  

от ___________ 20___ года

Дутова Н.В. ____________

Рабочая программа по подготовке к ОГЭ

Предмет – математика

Класс – 9 а

Учитель – Масличенко Елена Владимировна

2020-2021 учебный год

        

        Пояснительная записка

          Рабочая программа по подготовке к ОГЭ  разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, кодификаторов элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения  по математике, спецификации контрольно-измерительных материалов,  демонстрационного варианта 2020 года

   Итоговый письменный экзамен по математике за курс 9 класса сдают все учащиеся  девятых классов. В последнее время в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. Особенности такого экзамена:

  • состоит из двух частей;
  • на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени;
  • первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме;
  • вторая часть - в традиционной форме;
  • оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.

  Данная разноуровневая программа рассчитана  на 34 часов занятий, которые проводятся с учащимися 9 класса.  Программа  дает широкие возможности повторения и обобщения курса алгебры. По мере изучения курса учащиеся имеют возможность систематизировать знания, методы решения задач, формируются внутрипредметные и межпредметные связи.

 Цель данной программы:

  1. Преодолеть несоответствие количества отведенных на изучение математики часов тем требованиям, которые предъявляются к знаниям учащихся, их умениям и навыкам, выработанным на уроках математики, другими школьными предметами  использующими аппарат этой науки.
  2. Подготовить учащихся к сдаче экзамена по алгебре и геометрии в новой форме.

  Занятия программы  направлены на систематизацию знаний. Формы организации учебного процесса направлены на углубление индивидуализации процесса обучения. Основным результатом является успешное выполнение заданий экзамена. Практическое использование занятий состоит в возможности успешно сдать экзамен по алгебре, а также объективно оценить уровень своих знаний.

Цели и задачи программы

Изучение разноуровневой  программы    направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
  • овладение  устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения  школьных  естественно-научных дисциплин,  для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
  • развитие логического мышления, алгоритмической культуры,  пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции,  творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и  для самостоятельной  деятельности в области математики и ее приложений  в будущей профессиональной деятельности;
  • воспитание средствами математики культуры личности:  знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.

В данной  программе  содержание образования развивается в следующих направлениях:

• систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до действительных чисел;  совершенствование техники вычислений;

• развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;

• систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений;

• развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;

• совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;

• формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.  

Формы и методы преподавания, используемые педагогические технологии

   Организация обучения учащихся осуществляется через: урок, практикумы, дополнительные занятия и консультации, домашняя работа учащихся, индивидуальные маршруты для учащихся со слабой математической подготовкой, защита проектов.

Используемые  методы обучения:

  • по источникам знаний -  словесный (лекция), наглядный (демонстрация плакатов, презентаций урока), практический (практические, самостоятельные, контрольные работы,  тематические тесты);
  • по характеру познавательной деятельности учащихся – объяснительно-иллюстративные, проблемного изложения, частично поисковые (эвристические);
  • методы отражающие основные способы познания, используемые в математике – эмпирические (наблюдение, опыт, измерение и др.), логические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, конкретизация, классификация и др.), математические методы познания (метод математического моделирования, аксиоматический метод).

Педагогические технологии: развивающего обучения, ИКТ.

Формы контроля знаний

 Математические диктанты, самостоятельные работы, программируемый контроль знаний (тестовые задания).

Знания,  умения, навыки

В ходе изучения  учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;

планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей  работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;

самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.

Содержание программы.

1. Выражения и преобразования.

Числовые подстановки в буквенные выражения. Формулы. Приближенные значения.  Округление чисел. Буквенные выражения. Степень с целым показателем. Многочлены. Преобразование выражений. Квадратные корни Алгебраические дроби. Квадратные корни. Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессия 

2. Уравнения и неравенства.

Равносильность уравнений. Теоремы о равносильности уравнений. Общие приемы решения уравнений: метод разложения на множители, метод замены переменной, использование свойств функций, использование графиков. Решение уравнений. Системы уравнений с двумя переменными. Неравенства с одной переменной. Иррациональные уравнения. Уравнения, содержащие неизвестное под знаком модуля. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля

3. Функции.

Числовые функции и их свойства: монотонность, ограниченность, наибольшее и наименьшее значения функции на заданном промежутке. Определение функции. Способы задания функции. Четные и нечетные функции, особенности их графиков. Наглядно геометрические представления о непрерывности и выпуклости функций.

4. Числа и вычисления.

Проценты. Пропорции. Решение текстовых задач: задачи на движение, задачи на работу, задачи на десятичную форму записи числа, задачи на концентрацию, смеси и сплавы. 

Виды самостоятельной работы учащихся

1. Работа с книгой

2. Упражнения

3. Выполнение практических  работ

4.  Самостоятельные (обучающие, тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие), контрольные работы

5. Подготовка докладов, рефератов.

          Подготовка к ГИА

Подготовка учащихся к ГИА  осуществляется по следующим направлениям:

        - информационная работа  (в течение учебного года с девятиклассниками и их родителями  проводится изучение нормативно- правовых документов  по итоговой аттестации);

     - содержательная подготовка  (подготовка к ГИА  требует индивидуального,  личностно-ориентированного подхода.  Для  реализации такого подхода   имеются часы индивидуальных занятий по подготовке к ГИА по математике. Одним из принципов  построения методической подготовки к ГИА считается принцип жесткого ограничения времени при выполнении тестов.           Считаю, что  здесь тоже нужен индивидуальный подход в  зависимости от того, какой «актуальный потолок» выбрал для себя каждый ученик,  с учётом опережающей цели.  Ограничив для себя объём заданий, которые он наверняка должен решить, школьник будет иметь возможность посвятить подготовке к ним больше времени, что повышает шансы на успех.

Если ученик мотивирован только на базовый уровень, то не стоит нагнетать напряжение, работать в скоростном режиме, а лучше спокойно и внимательно решать задания и осуществлять самоконтроль и самопроверку.          Отведённого времени также вполне хватает и на решение заданий повышенного уровня. К жесткому  самоконтролю времени следует приучать только тех учащихся, которые  подготовлены к выполнению заданий 2 части экзамена.  Неотъемлемым   элементом подготовки к ГИА является обучение заполнению бланков,  психологическая подготовка.

Требования к уровню подготовки девятиклассников

В результате изучения программы  на повышенном уровне ученик должен

знать / понимать:

– значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

– идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;

– значение идей, методов и результатов алгебры  для построения моделей реальных процессов и ситуаций;

– универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;

– различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;

– вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.

Числовые и буквенные выражения

уметь:

– выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

– применять понятия, связанные с делимостью целых чисел при решении математических задач;

– проводить преобразование числовых и буквенных выражений;

 -  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

 - распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов.

Функции и графики

уметь:

– определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

– строить графики изученных функций, выполнять преобразование графиков;

– описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;

– решать уравнения, системы уравнений, неравенства; используя свойства функций и их графические представления;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.

Уравнения и неравенства

уметь:

– решать тригонометрические уравнения;

– доказывать несложные неравенства;

– находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;

– решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– построения и исследования простейших математических моделей.

ЛИТЕРАТУРА

Учебные издания:

1. Тесты. Алгебра 9 клас. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестироания – М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования»

2. Кочагина М.Н. Математика: 9 класс: Подготовка к «малому ЕГЭ»/ М.Н. Кочагина, В.В. Кочагин.- М.: Эксмо, 2008

  1. ГИА –2020 : экзамен в новой форме: алгебра: 9 класс: тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной аттестации в новой форме/ авт.-сост. Л.В. Кузнецова и др.-М.:АСТ: Астрель, 2019
  2. Интернет ресурсы

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ В  

9 В  классе.

1ч в неделю, всего 34 ч.

   

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата  по плану

Дата по факту

Числа

2

1

Вычисления

1

2

Упрощение выражений

1

Буквенные выражения

2

3

Нахождение значений выражения

1

4

Упрощение выражений

1

Тождественные преобразования

4

5

Сокращение дробей

1

6

Разложение на множители

1

7

Упрощение выражений

1

8

Доказательство тождеств

1

9

Проверочный тест

1

Уравнения и системы уравнений

10

10

Линейные уравнения

1

11

Дробно-рациональные уравнения

1

12

Квадратные уравнения

1

13

Биквадратные уравнения

1

14

Решение уравнений введением новой переменной

1

15

Решение задач с помощью уравнений

1

16

Системы уравнений

1

17

Решение систем уравнений способом подстановки

1

18

Решение систем уравнений способом сложения

1

19

Решение задач с помощью систем уравнений

1

20

Проверочный тест

1

Неравенства

4

21

Линейные неравенства

1

22

Дробно-рациональные неравенства

1

23

Квадратичные неравенства

1

24

Системы неравенств

1

25

Проверочный тест

1

Последовательности и прогрессии

2

26

Арифметическая прогрессия

1

27

Геометрическая прогрессия

1

Функции и их графики

3

28

Линейная функция

1

29

Квадратичная функция

1

30

Кубическая функция

1

31-34

Решение тренировочных вариантов

4



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на районном семинаре учителей математики «Проблемы подготовки к ЕГЭ по математике»

В математике все по-иному: если ученик не освоил, скажем, раскрытие скобок при действии с многочленами, то дальше изучение алгебры бессмысленно. Некоторый процент учащихся, который не осваивает ...

Доклад на районном семинаре учителей математики «Проблемы подготовки к ЕГЭ по математике»

В математике все по-иному: если ученик не освоил, скажем, раскрытие скобок при действии с многочленами, то дальше изучение алгебры бессмысленно. Некоторый процент учащихся, который не осваивает ...

"Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работы

Урок-презентация "Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работыСлайды "решение" только для педагогов. Рекомендую их скрывать перед уроком...

Рабочая программа элективного курса по математике в 11 классе "Практикум по подготовке к ЕГЭ по математике"

Сдача    экзамена   в  форме   ЕГЭ   требует   от   учащихся  обширных   знаний  по  всему  школьном...