Прямоугольный параллелепипед
методическая разработка по математике (5 класс)

Сазыкина Людмила Ивановна

УОНЗ математика 5 класс в СД подходе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sazykina_l.i.docx251.77 КБ
Файл sazykina_l.i.pptx847.02 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО автора: Сазыкина Людмила Ивановна

Населённый пункт:    Тасеевский район, с.Тасеево                               Образовательная организация: МБОУ «Тасеевская СОШ№2»

Предмет: математика

Класс: 5

Тема раздела:  Наглядная геометрия

Тема урока: Прямоугольный параллелепипед. Куб.

Тип урока: урок открытия нового знания. 

Цель урока: Научить описывать прямоугольный параллелепипед через элементы: вершины, ребра, грани. Научить распознавать прямоугольный параллелепипед, куб.

Предметные результаты: Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире прямоугольный параллелепипед, куб. Описывать, используя терминологию, оценивать линейные размеры. Исследовать свойства куба, прямоугольного параллелепипеда, используя модели. Находить измерения.

Метапредметные результаты: Приводить примеры объектов реального мира, имеющих форму многогранника, прямоугольного параллелепипеда, куба. Распознавать истинные и ложные высказывания о многогранниках, приводить примеры и контрпримеры, строить высказывания и отрицания высказываний.

Действия учителя

Действия учеников

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель демонстрирует предметы ученикам на слайде (учебник, кирпич,  аквариум, банка из-под кофе цилиндрической формы, шкаф, кубик Рубика)

Учитель задает вопросы:

- Как вы думаете, какой один предмет здесь лишний? Почему?

-Как вы думаете, по какому признаку все же выделим лишний предмет?

- Что общего у оставшихся предметов?

-Дайте название данной фигуре.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

А в вашей жизни, вокруг нас часто ли вы встречаете объекты, данной формы?

В группах: Попробуйте распределить оставшиеся предметы на 2 группы и обоснуйте принцип деления.

- Есть ли другой способ, используя данный принцип деления?

- Дайте название двум группам фигур и название элементов фигур.

  1. Выявление места и причины затруднения. 

Не могут точно назвать общие элементы, тк не знают понятий элементов и название фигур.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Выяснить, как называются элементы фигур и сами фигуры.

  1. Реализация построенного проекта.

 

Делимся на 4 группы: 2 группы работают с первой фигурой, 2 группы –со второй. Дать название фигуре и название его элементов.

Группы представляют результат на доске

Скажите, можно ли дать Одно общее название фигурам?

Предлагает среди различных фигур найти ПП, куб. Просит объяснить выбор.

 C:\Users\Admin\Desktop\s1047873_1_3.png

  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Задание: на модели, которая есть на парте, показать и  проговорить друг другу название элементов ПП. Найдите измерения ПП.

Сделайте вывод, является ли ваша модель параллелепипеда кубом?

Фронтальная работа с классом:

1. Назовите переднюю грань, заднее левое ребро, нижнюю грань, правое верхнее ребро, переднее нижнее ребро, заднюю верхнюю левую вершину, нижнюю правую переднюю вершину. (слайд)

2. Найдите ошибки в рассказе: “В соревнованиях по бегу между зебрами и страусами победили страусы. Страусиному тренеру вручили приз – хрустальный куб.На каждой из его двенадцать граней было изображено по страусу – двенадцать красавцев страусов! Все шесть ребер куба были сделаны из золотой проволоки, а в каждой из его четырех вершин горело по огромному рубину.”

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Предлагает заполнить каждому карточку с пропусками. Далее проверяем по образцу, записанному на доске.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Знание каких геометрических фигур были использованы при изучении данной темы?

  1. Рефлексия учебной деятельности

- С каким многогранником мы сегодня работали?

-Я загадала элемент прямоугольного параллелепипеда. Таких элементов у него 8. Что это?

- Назовите элемент куба, который является квадратом.

-Назовите элемент прямоугольного параллелепипеда, который является отрезком.

   - Какова была цель вашей деятельности на уроке?

 Вы достигли поставленной цели?

 С какими затруднениями вы сталкивались на уроке?

 Вы смогли справиться с затруднениями?

 Что вам помогало справляться с затруднениями?

10)  Домашнее задание.

Найдите у себя в квартире примеры прямоугольного параллелепипеда. Найдите его измерения.

- аквариум,тк он прозрачный.

- кубик Рубика, тк его стороны крутятся.

- банка из-под кофе, тк. она другой формы.

- Скорей всего, банка,тк форма предмета- существенный признак

- Остальные предметы имеют плоские стороны.

 

Могут назвать и параллелепипед, и куб.

Перечисляют: хлеб, пенал, тетрадь, дом,…

Группы озвучивают деление и поясняют принцип деления по форме предмета.

- нет.

Кубики, параллелепипеды. Стороны, отрезки, четырехугольники,…

Я не знаю, как назвать фигуры и их элементы.

Рассуждения в группах:

- Можно ли назвать фигуры одинаково? = Да

-На какую уже известную фигуру похожа данная? = На кубик

-Из каких элементов состоит объемная фигура? = Из плоских фигур, вершин.

- Как можно назвать четырехугольники в фигуре? = Квадраты и прямоугольники; Грани

- Как можно назвать стороны граней? = Отрезки; Ребра

- Как можно назвать концы ребер? = Точки; вершины

- Правильно ли будет назвать элементы прямоугольники, точки и отрезки? = Наверное, нет. Не совсем понятно зачем их так называть в объемной фигуре.

- Логично выбрать название элементов для объемной фигуры: грань, ребро, вершина.

- А можно назвать фигуру кубом? = Нет, у куба все грани квадраты.

- Может можно назвать параллелепипед, тк грани прямоугольники? =Скорей всего.

- А если грани прямоугольники тогда точнее прямоугольный параллелепипед? = Да.

-Да, прямоугольный параллелепипед. Куб- это частный случай.

а,в,г- ПП. Это фигура из граней (прямоугольники), ребер и вершин. Г- куб. У него все измерения равны.

Друг другу называют и показывают грани, ребра, вершины. Измеряют длину, ширину и высоту фигур.

Да, куб,тк все измерения равны. Нет, не куб, тк измерения разные.

Анализируют. HDCG,AE,HEFG,CB,HG,A,G.

У куба 6 граней, а не 12.

У куба 12 ребер, а не 6.

У куба 8 вершин, а не 4.

https://pandia.ru/text/80/452/images/img1_155.jpg

Отвечают, что элементами ПП являются плоские фигуры (прямоугольник, квадрат), отрезок и точки.

-С прямоугольным параллелепипедом и кубом

-Вершина

-Грань

-Ребро

Анализ деятельности на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прямоугольный параллелепипед

Слайд 2

Вершины А В F D E H G С

Слайд 3

ребра А В F D E H G С

Слайд 4

Ребра Измерения: Высота Ширина Длина

Слайд 5

Грани Противолежащие грани равны!!!

Слайд 6

Куб – прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения Равны Какими геометрическими фигурами являются грани куба?

Слайд 7

Найдите прямоугольный параллелепипед или куб.

Слайд 8

А В F D E H G С Прямоугольный параллелепипед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по теме "Прямоугольный параллелепипед и тетраэдр. Построение сечений"

Занятие выполнено ввиде презентации PowerPoint с выходом в программу "Живая Математика".На данном занятии повторяется, обобщается   и систематизируется знания по теме "Построение сечений".За...

Прямоугольный параллелепипед

Презентация учителя высшей категории Лукахиной М. Ю. МОУ СОШ №10 г. Ногинск Московской области...

Конспект открытого урока по математике «Прямоугольный параллелепипед» 5 класс

Вашему вниманию предлагаю конспект урока по математике "Прямоугольный параллелепипед" в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова с презентацией....

Тест по теме "Прямоугольный параллелепипед"

Тест составлен в Excel и состоит из 10 вопросов. К каждому вопросу предлягаются иллюстрации и варианты ответов. В конце тестирования выставляется оценка....

Методическая разработка урока математики в 5 классе "Объём прямоугольного параллелепипеда"

Предлагаю вашему вниманию урок изучения нового материала - вывод формулы объёма прямоугольного параллелепипеда. Среди технологий, применяемых на уроке, ведущее место занимает проблемное изложение мате...

презентация "Прямоугольный параллелепипед. Куб", разработка уроков "Прямоугольный параллелепипед", "Куб"

ЕщЁ К.Д. Ушинский заметил "Детская приода требует наглядности" В пропедевтическом курсе геометрии наглядность играет особую роль, она является основным источником геометрической информации, что диктуе...

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда» по учебнику Виленкина Н.я и др...