Открытый урок по математике 5 класс "Прямая. Луч. Отрезок"
методическая разработка по математике (5 класс)

Анна Александровна Ганзера

Разработка открытого урока по математике для 5 класса "Прямая. Луч. Отрезок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx622.84 КБ
Office presentation icon urok.ppt1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике

Класс  5 –А  

Учитель:  Ганзера Анна Александровна

Дата 16.11. 2020

Тема: «Прямая. Луч. Отрезок.»

Цель:

1. Распознавание на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрических фигур: точки, отрезка, прямой, луча;

2. изображать их с помощью линейки;

3. Формирование умения приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире.

Задачи:

  • Обучающая – сформировать понятия «Отрезок», «Луч», «Прямая»
  • Развивающая – развивать пространственные представления, чертежные навыки.
  • Воспитывающая – воспитывать любознательность, культуру поведения.

Тип урока – урок открытия новых знаний

Ведущая технология – системно-деятельностный подход

Оборудование

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

- Любители Вы Санкт-Петербург, так как люблю его я?
- Почему в наш город ежедневно приезжают миллионы туристов? В чем красота города?  

Давайте посмотрим на карту города. Как расположены улицы? Петербург застраивался по проекту, поэтому улицы – проекты, а позже - проспекты. Они ровные, как под линейку – образуют прямые линии. Но улица не бесконечна как прямая, она как отрезок имеет начало и конец. Некоторые улицы пересекаются, тогда имеют одну общую точку. Другие – параллельны – у них нет общих точек.

И мы сегодня с Вами познакомимся с такими геометрическими понятиями как прямая, луч, отрезок. Научимся их стоить, распознавать.  Узнаем, какая улица самая длинная, а какая самая короткая в нашем городе.

Итак, тема нашего урока: «Прямая. Луч. Отрезок.»

  1. Работа над темой урока.

Изложение основного теоретического материала.

Точка и прямая – это неопределяемые понятия в геометрии. Мы все имеем представление как они выглядят, но не можем дать определение. Для построения прямой используют линейку. Построим прямую. Обозначим ее. Для обозначения используют маленькие латинские буквы или две заглавные. Пример: l, AB, BA

Определим, сколько прямых можно провести через одну точку? А через две?

Если прямые имеют одну общую точку, то говорят, что они пересекаются в этой точке. Если прямые не имеют общих точек на плоскости, то они называются параллельными и обозначаются  .

Диктант.

  1. Проведите прямую
  2. Отметьте на ней точку О
  3. Слева от точки О напишите букву А, а справа -  B

Какие новые фигуры Вы получили?

Луч – часть прямой, ограниченной одной точкой. Эта точка называется началом луча.

Запомните: У луча есть начало, но нет конца.

Практическое задание:

1. Поставьте в тетради точку

2. Назовите её В

3. От точки В проведите вправо по линейке луч ВМ

4. Начертите ещё 2 луча, исходящих из точки В, не совпадающих с лучом ВМ.

Задание: назовите лучи, которые есть на рисунке.

Отрезок – часть прямой, ограниченной двумя точками. Эти точки называются концами отрезка.

Задание: Назовите отрезки, которые есть на рисунке.

Отрезки называются равными,  если они совпадают при наложении.

  1. Физкультминутка.

Давайте поднимемся и покажем ручками как выглядят прямые, которые пересекаются, а затем прямые, которые параллельны, и так повторим несколько раз.

 Задание – дешифровщик: выполните действие и узнаете, как называются самая длинная и самая короткая улица Санкт-Петербурга

Софийская ул. – самая длинная улица Санкт-Петербурга,  18,5 км, она проходит через три района города – Пушкинский, Колпинский, Фрунзенский и это не только самая длинная улица города – это самая длинная улица в России.

Ул. Пасторова – самая короткая улица Санкт-Петербурга, 140 м находится в Адмиралтейском районе, от канала Грибоедова.

Интересно, что самый короткий проспект – Елагинский проспект находится именно в нашем Приморском районе, его длина 60 м.

Об измерении отрезков мы поговорим завтра, а пока проверим, чему Вы научились сегодня на уроке.

  1. Закрепление изученного.

Задание для самопроверки:

У Вас на столах есть карточки, Ваша задача рассортировать геометрические фигуры, которые Вы видите на слайде в отдельные столбики , а позже мы сделаем проверку.

  1. Рефлексия.

Что нового я узнал сегодня на уроке?

Что я уже знал раньше?

  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание:

стр. 77 – 79 п.2.1

№ 348, 357, 358. Дополнительно узнать, какой проспект самый длинный и какой переулок самый короткий?

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Прямая. Луч. Отрезок.

Слайд 3

Прямая l A B l, AB, BA

Слайд 4

Прямая O

Слайд 5

Прямая O

Слайд 6

Прямая O

Слайд 7

Прямая A B O

Слайд 8

Прямая A B O

Слайд 9

Прямая A B O l

Слайд 10

Диктант Проведите прямую Отметьте на ней точку О Слева от точки О напишите букву А , а справа - B Какие новые фигуры Вы получили?

Слайд 11

Луч A B O OA, OB - лучи Луч – часть прямой, ограниченной одной точкой. Эта точка называется началом луча ! У луча есть начало, но нет конца

Слайд 12

Практическое задание 1. Поставьте в тетради точку 2. Назовите её В 3. От точки В проведите вправо по линейке луч ВМ 4. Начертите ещё 2 луча, исходящих из точки В, не совпадающих с лучом ВМ

Слайд 13

Назовите лучи M N C P D K O E

Слайд 14

Отрезок M N MN, NM - отрезки Отрезок – часть прямой, ограниченной двумя точками. Эти точки называются концами отрезка

Слайд 15

Назовите отрезки M N C D

Слайд 16

Назовите отрезки M N C MD, DC, CN , MC, DN , MN D

Слайд 17

Равные отрезки M N MN = AB A B

Слайд 18

Физминутка

Слайд 19

Расшифруйте А В И К О П Р С Т Ф Я Й 12 45 54 63 36 72 64 24 28 56 81 49 9×8 6×2 8×3 7×4 9×4 8×8 6×6 9×5 4×3 6×4 4×9 7×8 6×9 7×7 3×8 9×7 2×6 9×9

Слайд 20

Расшифруйте А В И К О П Р С Т Ф Я Й 12 45 54 63 36 72 64 24 28 56 81 49 6×4 С 4×9 О 7×8 Ф 6×9 И 7×7 Й 3×8 С 9×7 К 2×6 А 9×9 Я Софийская улица – самая длинная улица Санкт-Петербурга, 18,5 км

Слайд 21

Расшифруйте А В И К О П Р С Т Ф Я Й 12 45 54 63 36 72 64 24 28 56 81 49 9×8 П 6×2 А 8×3 С 7×4 Т 9×4 О 8×8 Р 6×6 О 9×5 В 4×3 А улица Пасторова – самая короткая улица Санкт-Петербурга, 140 м

Слайд 22

Рассортируйте M N C В A P O X F E G K L R T D Q S

Слайд 23

Проверь себя Прямая Луч Отрезок FE XG PO QS RT DC KL AB MN

Слайд 24

Проверь себя Прямая Луч Отрезок FE X G PO QS R T DC K L AB M N

Слайд 25

Проверь себя Какие понятия неопределяемые? Сколько прямых можно провести через одну точку? Сколько прямых можно провести через две точки? Что такое отрезок? Что такое луч?

Слайд 26

Рефлексия Что нового мы сегодня узнали на уроке? Что удалось на уроке? А что не получилось?

Слайд 27

Подведение итогов 9 баллов 7 – 8 баллов 5 – 6 баллов 5 4 3

Слайд 28

Домашнее задание стр. 77 – 79 п.2.1 № 348, 357, 358 дополнительное задание – узнать – какой проспект города самый длинный, а какой переулок самый короткий?

Слайд 29

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике с использованием ИКТ " Математика в играх и задачах"

Занимательный урок для учащихся 5-6 классов с использованием ИКТ....

Технологическая карта и презентация к открытому уроку по математике 5 класс в рамках региональной "Недели математики-2016"

Технологическая карта и презентация к открытому уроку математики "Прямоугольник. Ось симметрии  фигуры" в рамках региональной НЕдели математики-2016...

Открытый урок по математике 5 класс «Математика здоровья».

Урок обобщения и систематизации  в 5 классе...

Открытый урок по математике "Математика здоровья"

Одной из задач современной школы  является пропаганда  здорового образа жизни  учащихся. На состояние их здоровья в период обучения в школе  оказывают не только условия обучения и ...

Открытый урок по математике по теме: «Здоровая математика» (Деление 6 класс)

Выработка навыков деления дробей. Повторение решения задач на нахождение дроби от числа....

Открытый урок по математике в 9 классе по теме: « Всюду геометрия!» Учитель математики МОБУ «Центр образования» Семенова Саргылана Егоровна

Тема: «Все вокруг геометрия!».Класс: 9Цель: повторить и систематизировать знания по теме «Площадь многоугольников».Задачи: образовательные:1.формировать навыки самостоятельного...