Развитие функциональной грамотности на уроках математики
статья по математике (10 класс)

Курышова Наталья Евгеньевна

В статье предлагаются идеи создания мини-проектов для работы в группах по ФГ на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие ФГ на уроках математики19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие функциональной грамотности на уроках математики в старших классах. (Курышова Н.Е. ГБОУ лицей №488)

 Функциональная грамотность – это умение использовать знания и умения, приобретенные в процессе обучения в школе или самостоятельно в различных сферах деятельности человека, способность применять необходимые навыки  для решения конкретной задачи, использовать возможность работать с информацией: текстами, таблицами, картами, диаграммами, анализировать полученный результат, делать выводы, систематизировать, обобщать, выбирать  и многое другое.

 Ученик должен понимать, какова роль школьных предметов в окружающем мире и как использовать их, чтобы добиваться успехов в настоящем и будущем. В частности, математическая грамотность заключается в том, чтобы применять математические методы при решении практических задач, которые встречаются им в повседневной жизни, но без креативного мышления, читательской, финансовой грамотности добиться успеха не просто. Все большее внимание в обучении школьников уделяется задачам с практическим содержанием. На мой взгляд успешным способом развития функциональной грамотности является работа в группах.  Кроме задач учебника на уроках можно предложить учащимся разработать мини проекты по решению той или иной практической задачи. Например задания для учеников 9-011 классов (работа в группах):

 Задача 1: Среднестатистическая семья, состоящая из 4 человек (мама, папа, мальчик и девочка), снимет квартиру за определенную сумму денег. Мечтают о своей собственной квартире, машине, дачи и прочее. Семейный доход состоит из зарплат папы и мамы. (Сумма оговаривается) Дети школьного возраста. Предлагается рассчитать бюджет семьи: как распределить денежные средства, учитывая, что детям необходимо давать дополнительное образование: художественное, музыкальное, спортивное. обновлять гардероб, учесть возможность заболеть, откладывать  на отпуск семьи и другое. В конце проекта ученики должны сделать вывод: хватит ли денежных средств в семье для осуществления их планов. А если нет, то какой должна быть минимальная зарплата родителей для развития данной семьи.

Задача 2: На берегу реки стоит башня. Руководством принято решение реставрировать эту башню и создать в ней музей истории данного города. Необходима бригада для благоустройства территории (площадь известна).  Выделяется определенная сумма денег. Объявляется тендер. Ищем победителя. (Задачу можно усложнить, предлагая акции при покупке расходных материалов, скидки, дисконты и другое)

Класс делится на 4 группы. В каждой группе определяется руководитель. В его обязанности входит распределение ролей при выполнении заданий, корректировка, ответственность за качество работы и результат. Разрешается пользоваться любыми источниками информации.

Для решения данной задачи ученики используют и свой накопленный жизненный опыт, а именно предлагают, что должно быть на этой территории: клумбы, детские площадки, кафе, автостоянки, прогулочные дорожки, парк, скамейки, а так же материалы, из которых все это по их мнению должно быть построено, доставка материалов, удобство, рентабельность, удаленность от города или станций метро и многое другое. Для победы в данном конкурсе необходимо предложить наиболее рациональное решение и оптимальное использование денежных средств.

Ученики работают в группах, предлагают, прикидывают, вычисляют, работают с информацией, анализируют, составляют логические цепочки, обобщают, планируют, высказывают и доказывают свою точку зрения, находят ошибки, определяют достоверность полученного результата, оценивают возможность осуществления того или иного плана, принимают решения о покупке того или иного материала, учатся действовать в неопределенных ситуациях, используют знания, полученные на уроках геометрии, алгебры, географии, биологии и другие. И во второй половине урока группы представляют свои проекты и по результатам выбирается победитель. Урок проходит эмоционально, каждый ученик вовлечен в работу, каждый в группе проявляет свои индивидуальные способности, появляются новые практические знания, включают содержание обучения в решение жизненных задач, получают личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие. Учащиеся учатся видеть проблемы, возникающие в действительном мире, создают математические модели, согласно предложенной  ситуации, используют математические методы для решения вопроса, интерпретируют полученные результаты.

Таким образом на уроках математики можно обеспечивать развитие у учащихся способностей к познанию, творческому использованию своих знаний в учебной и жизненной ситуации, готовность к саморазвитию и самоуправлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Развитие функциональной грамотности на уроках математики.Функциональная грамотность учащихся может формироваться с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информацио...

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах. Гла...

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах. Гла...

"Развитие функциональной грамотности на уроках математики с применением группового метода"

Развитие  функциональной грамотности  с  применением  группового  метода...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

В презенттации представлен краткий материал по теме "Развитие функциональной грамотности на уроках математики"...

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Развитие у школьников функциональной грамотности необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA,  но и для развития российского общества в целом. Этим объясняется актуальность пр...