Материалы к открытому уроку по математике 5 класса "Задачи на части"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Гурома Ольга Александровна

Конспект открытого урока для 5 класса по математике на тему "Задачи на части" по учебнику Никольский С.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx152.4 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока математики по теме: «Задачи на части».

(урок повторение)

Класс 5 б.                 Дата 09.11.2018.                                 Учитель: Гурома О.А.

Цели урока:  повторить решение задач на части.

Задачи урока:

Личностные:

  • содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;
  • развивать умения извлекать необходимую информацию,
  • формулировать выводы, обосновывать суждения.

Метапредметные:

регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • находить вариант решения учебной задачи;
  • уметь самостоятельно ставить цели и задачи;
  • понимать сущности алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;

коммуникативные:

  • выражать свои мысли, обосновывая суждения;
  • расширять кругозор, содействовать воспитанию интереса  к  математике, активности,  мобильности,  умению общаться, общей культуры;
  • работать самостоятельно;
  • развивать навыки взаимоконтроля;

познавательные:

  • выполнять учебные действия в письменной и устной форме;
  • осуществлять поиск нужной информации, используя предоставленные источники;
  • осуществлять анализ объекта, делать выводы;

Предметные:

  • изучить основные приемы решения задач на части;
  • расширить знания о видах текстовых задач решаемых арифметическим способом

Ход урока

1. Организационный этап.

Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку.

2.Мотивационно - ориентировочный этап.

Добрый день, дорогие друзья, мне приятно видеть вас и я очень хочу начать наш урок.  Желаю вам позитивных эмоций на уроке, интересной и плодотворной работы. Чтобы процесс познания был захватывающим, мысли умными. К нам сегодня на урок пришли гости посмотреть, как хорошо и активно мы умеем работать.

Сегодня на уроке у нас возникла одна проблема: «Все наши «5», которые мы с вами зарабатывали, потерялись. Вернее сказать не потерялись, а украл их злой двоечник. И на сегодняшнем уроке мы должны их вернуть обратно. Каждый из вас может вернуть свою «5» с помощью работы в маршрутном листе».

И уже первая «5» может найтись при решении устных примеров. Решив которые, мы отгадаем тему сегодняшнего урока.

3. Постановка цели и задач урока.

Ребята, а какие самые главные умения мы развиваем на уроках математики? Что мы обязательно должны уметь делать? (Вычислять, считать).

Нужны нам эти умения при решении задач? (Да)

Тогда давайте проведем вычислительную работу.

Слайд 2

Устная работа. Эстафета по рядам.

Перед вами на партах лежат заготовки-таблички.

 Задание:

- вычислите значение числовых выражений и запишите полученный результат;

- найдите полученное число в таблице;

- впишите букву, соответствующую данному числу в таблицу;

С: 120-32=

И: 35+57-25=

Ч: 5² ·8=

А: 16·2+2=

А: 6²  -2=

А: 71-37=

Ч: 4·2·25=

З: 130·0=

Е: 8 +3=

О: 15:1=

Д: 140:20=

Н: 110:10+7=

А: 18+16=

Т: 90:15=

П: 70-30=

0

34

7

34

200

67

18

34

200

34

88

6

67

Кто же справился первый? Что же у вас получилось?

Слайд 3 «Задачи на части». Ну что же, с заданием на вычисление вы успешно справились, и первые «5» вы нашли, а теперь я предлагаю нам с вами также обратиться к решению задач.

Записываем тему урока:

Слайд 4 Тема урока: Задачи на части.

Давайте мы с вами сегодня в процессе решения математических задач постараемся открыть новые идеи, приемы и разобраться, как нам добытые знания смогут пригодиться в жизни.

Для этого поставим для себя цель урока.

Слайд 5 Цель: уметь решать основные типы задач «на части», грамотно оформлять решение задачи;

формировать навыки и умения применять алгоритмы при решении задач «на части»

4. Актуализация опорных знаний.  

Слайд 6

Постановка проблемы

Выполните задания:

1) прочитайте задачу:

Купили 120 тетрадей в клетку и линию. Тетрадей в клетку было в 3 раза больше, чем тетрадей в линию. Сколько было тетрадей в клетку и линию?

2) составьте устно план решения задачи;

Ребята, а что нам очень помогает при решении задач? Дает наглядное представление об условии? (Схематический рисунок). Я предлагаю выполнить вам небольшую лабораторную работу в парах.

Составьте схематический рисунок к задаче.

3) Что мы видим по рисунку? На что, на какие элементы можно разделить условно все тетради? (все тетради можно условно разделить на  равные части).

4) Сколько частей приходится на все тетради? (4 части)

5) Что мы можем узнать из этого? (Сколько тетрадей приходится на одну часть, а значит и количество тетрадей в линию и клетку).

6) Ответив на все поставленные вопросы, смогли мы решить задачу? (Да).

Слайд 7

1)1+3=4 (части) - приходится на все тетради

2)120:4=30 (тетр.) – приходится на одну часть (количество тетрадей в линию)

3) 30·3=90 (тетр.) – приходится на три части (количество тетрадей в клетку)

Ответ: 30 и 90 тетрадей.

Итак, ребята, смогли мы с вами решить задачу, с решением которой возникли вначале затруднения? (Да).

Давайте запишем алгоритм решения такого вида задач.

Алгоритм:

1.Краткая запись задачи

2. Находим сколько частей приходится на данное в задаче число        

3. Вычисляем одну часть

4. Вычисляем те части, о которых спрашивается в задаче.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Одну из задач на части мы с вами решили. Что помогло нам в решении задачи? (схематический рисунок)

Как вы думаете, поможет нам рисунок при решении других задач такого вида? (Да)

Откройте учебник на странице 50. Давайте решим задачу № 221 (а).  Я вам предлагаю самостоятельно выполнить схематический рисунок к задаче, после этого я покажу свой рисунок и мы сравним их.

Слайд 9        221 а

№221 (а)        

Яблоки                   

Груши        1800 г

Сливы

Ребята, смогли вы выполнить рисунок? Есть различия с выполненным мною рисунком?

Давайте составим план решения задачи:

1.Найдем, сколько всего частей ;

2. Узнаем, сколько граммов приходится на одну часть;

3.Узнаем, сколько граммов составляют 4 части яблок;

 4. Узнаем, сколько граммов составляют 3 части груш;

 5. Узнаем, сколько граммов составляют 2 части слив.

Запишем решение:

 Слайд 9

  1. 4+3+2=9 (частей) – всего
  2. 1800: 9=200(г)– приходится на одну часть;

3) 4∙200=800(г)  составляют 4 части яблок;

4)  3 ∙200 =600 (г)  составляют 3 части  груш;

5)  2∙ 200= 400(г) составляют  2 части слив.

Ответ: 800 граммов яблок, 600 граммов груш, 400 граммов слив.

В таком случае, можно сделать вывод, что вы самостоятельно смогли правильно решить задачу на части.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить упражнения для снятия утомляемости и напряжения глаз.

Слайд10

Физкультминутка

Повернулись, улыбнулись!

Выше-выше потянулись

Ну-ка, плечи распрямите!

Подышите (носиками), опустите.

Вправо, влево повернитесь

Рук коленями коснитесь

Ох, вздохните, приступите

И задачи все решите!!!

6. Обобщение и систематизация знаний. Работа в группах по теме урока.

Слайд11

Кого вы видите на картинках? (Повар, строитель, лаборант, доктор)

                                                             

-Как вы думаете, нужно ли людям этих профессий уметь решать задачи на части?

Хотите ли вы побыть на их месте? (Да)

В начале урока при входе вы выбрали маршрутный лист, на котором нарисована эмблема каждой профессии. Их 3 группы: лаборанты, строители, доктора. Сейчас каждый из вас поможет им решить задачи по нашей теме, записать их на маршрутном листе и решив, представить классу.

На работу дается 6 минут.

Слайды 14

1 задача лаборант

Жидкость для выведения пятен.

Для приготовления жидкости для выведения пятен надо взять воды 10 частей, 2 части нашатырного спирта и 1 часть соли. Сколько граммов надо взять воды, если спирта и соли вместе взяли 30 граммов??

2 задача доктор

Настойка для полоскания рта

Ромашка – 3 части; Календула – 2 части; Шалфей – 4 части. Сколько граммов нужно взять шалфея, если ромашки и календулы 100 грамм?

3 задача строители

Бетонная смесь для заливки пола.

Чтобы приготовить бетонную смесь необходимо взять цемент – 1 часть, песок – 2 части, щебня – 4 части и воды – 3 части. Сколько литров потребуется взять воды, если цемента и щебня взяли 10 кг?

Молодцы! Давайте подведём итоги, кто нашел свои «5».

Вернемся к задачам урока. Какие из задач мы рассмотрели?

Раз мы научились решать задачи, выполним самостоятельную работу.

Свои «5»  вы найдете еще при решении самостоятельной работы.

7. Контроль усвоения полученных знаний.

Самостоятельная работа

Составь схему на задачу:

У хозяйки было 20 кур и цыплят. Кур было в 4 раза меньше, чем цыплят. Сколько цыплят было у хозяйки?

Решите задачу:

При пайке изделий из жести применяется сплав, содержащий 2 части свинца и 5 частей олова. Сколько граммов свинца и олова в отдельности содержит кусок сплава, в котором олова на 360 г  больше, чем свинца

А теперь давайте проверим, как вы справились с самостоятельной работой.

Слайды15,16,17,18

Ребята, поднимите руки те, кто правильно выполнил все задания. Молодцы! Получите свои найденные «5».

А теперь поднимите руки, кто верно выполнил два задания самостоятельной работы.

А кто совсем не справился с самостоятельной работой, то есть все задания выполнил неверно?

8. Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению.

 Придумать задачу на создание детского коктейля для бармена. Оформить и решить ее у себя в тетради.

9. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали,  т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Закончи предложение:

Сегодня я узнал…

 Было интересно…

 Было трудно…

 Я выполнял задания…

 Я понял, что…

 Я научился…

 У меня получилось …

 Я смог…

 Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по башкирскому языку. Тема "Части тела" кл 5.

Тема. Части тела. Тән өлөштәре.Цели: обучение башкирскому языку, усвоение новых слов,понятий, названий частей тела;развитие логического мышления, внимания,слуха, слухо-зрительного восприятия;вос...

Открытый урок на тему "Междометие - особая часть речи" (с использованием технологии сотрудничества). Технологическая карта(паспорт) урока

Применение технологии сотрудничества на уроке русского языка в 7 классе по теме "Междометие - особая часть речи" для развития способности выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми ка...

Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"

Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников",  разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...

Материалы для открытого урока по литературе. "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»

В данной публикации содержится:1. Технологическая карта открытого урока по литературе "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»"2....