Методика построения и реализации модульного обучения в курсе математики 5-6 класс
методическая разработка по математике (5, 6 класс)

В последние годы очень часто говорится о том, что традиционная система обучения уже не эффективна, она не развивает те навыки и умения, которые так востребованы в современном обществе и не отвечает тем требованиям, которые приходят вместе со временем. На данный момент люди, в частности учащиеся, в меньшей степени развивают свою самостоятельность, так как мы живем в век технологий. Сейчас большую часть работы выполняет техника. Помимо этого, из-за большого материала, который учителям приходится в очень быстром темпе объяснять детям, не хватает времени на самостоятельное обучение, поэтому учащиеся привыкают получать готовый продукт, не всегда анализируя полученную информацию. Поэтому проблема разработки новых технологий, направленных на развитие самостоятельности и ряда других умений, как никогда актуальна. Помимо этого, создание новых технологий стала особенно популярна в связи с реализацией ФГОС и «Стратегии модернизации содержания общего образования». В связи с этим разрабатываются инновационные технологии, которые позволяют развивать нужные умения в современном мире, не сбавляя темп обучения и улучшая качество обучения. Одной из таких технологий является технология модульного обучения. С помощью данной разработке вы сможете познакомиться с технологией модульного обучения и создать свой собственный модуль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razr.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

«Методика построения и реализации модульного обучения в курсе математики 5-6 класс »

Учитель математики:

Гусейнова Рая Амирах кызы

Санкт-Петербург

2022 г.

Оглавление

Введение        3

Глава 1. Теоретические основы модульного обучения        5

1.1 Сущность модульного обучения        5

1.2. Структура и организация модульного обучения        8

1.3. Отличительные особенности модульного обучения        11

Глава 2. Реализация модульного обучения в курсе математики 5-6 класс        13

2.1. Методика построения модуля        13

Заключение        28

Список используемой литаратуры        29

Введение

В последние годы очень часто говорится о том, что традиционная система обучения уже не эффективна, она не развивает те навыки и умения, которые так востребованы в современном обществе и не отвечает тем требованиям, которые приходят вместе со временем. На данный момент люди, в частности учащиеся, в меньшей степени развивают свою самостоятельность, так как мы живем в век технологий. Сейчас большую часть работы выполняет техника. Помимо этого, из-за большого материала, который учителям приходится в очень быстром темпе объяснять детям, не хватает времени на самостоятельное обучение, поэтому учащиеся привыкают получать готовый продукт, не всегда анализируя полученную информацию. Поэтому проблема разработки новых технологий, направленных на развитие самостоятельности и ряда других умений, как никогда актуальна. Помимо этого, создание новых технологий стала особенно популярна в связи с реализацией ФГОС и «Стратегии модернизации содержания общего образования».

В связи с этим разрабатываются инновационные технологии, которые позволяют развивать нужные умения в современном мире, не сбавляя темп обучения и улучшая качество обучения. Одной из таких технологий является технология модульного обучения.  

Глава 1. Теоретические основы модульного обучения

1.1 Сущность модульного обучения

В данной главе мы попробуем разобраться, в чем же заключается главная идея технологии модульного обучения, ее характеристики и применение.

Для начала попробуем понять значение определяющего слова.

Понятие модуль трактуется по-разному.

В. С. Зайцев рассматривает модуль как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности и темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Зарубежные авторы, такие как В. Гольдшмидт, М. Гольдшмидт, понимают под модулем формирование самостоятельно планируемой единицы учебной деятельности, помогающей достичь четко определенных целей.  Другие, например, Дж. Рассел, определяют суть модуля несколько иначе: как построение автономных порций учебного материала. [3, c.21]

Цель разработки модулей состоит в расчленении содержания каждой темы курса на составные компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов разнообразных форм и видов обучения, согласование их по времени и интеграция в едином комплексе. [3, c.22]

Я придерживаюсь следующего определения понятия «модуль».

У каждого модуля определена своя дидактическая цель и каждый модуль представляет собой самостоятельную единицу, которой соответствует достаточная полнота учебного материала. То есть в модуле заключается относительно небольшая часть учебного материала, которую целесообразно рассматривать как автономную тему и создавать курс из таких автономных тем.

Изначальное такие самостоятельные единицы назывались «микрокурсами», после чего название поменяли на «мини-курсы», зачем название сократили до «модуля» в его широком смысле.

Когда мы говорим о том, что модулю должна соответствовать достаточная полнота учебного материала, мы имеем в виду, что:

1) В модуле содержится основная и выбранная информация из учебного содержания

2) К выбранной информации дается понятное разъяснение и четко описан план действий

3) Указан список практических заданий, соответствующие выбранной информации

4) Разработана система самостоятельного и внешнего контроля по освоенному материалу.

И в теории, и в практике модульного обучения придерживаются того, чтобы теоретический материал составлял 20% всего курса, а практический 80%.

Таким образом, разбивая учебное содержание на модули, мы получаем систему логически выстроенных единиц, которые в совокупности с комплексной дидактической целью определяют модульную программу.

В отечественной дидактике авторами идеи технологии модульного обучения принято считать П. Юцявичене и Т. И. Шамову.

В чем же заключается идея данной технологии?

1) Базой модульного обучения является деятельностный принцип. Идея принципа заключается в том, что учебный материал является предметом активных действий обучающегося. Таким образом учебное содержание осознанно осваивается. Поэтому преподаватель при разработке модульной программы уделяет особое внимание всем компонентам, чтобы учащийся имел четкий ориентир при изучении материала.

2) Модульная технология строится на идеях развивающего обучения.

3) В основе модульной технологии находится программированный подход, так как четкость, логичность действий, самостоятельность обучающегося, индивидуальный тем работы, регулярный контроль – черты программированного обучения, но при этом и технологии модульного обучения.

4) Интенсивный характер технологии требует достижения наилучшего результата с наименьшей затратой времени, сил и средств.

В основе реализации технологии модульного обучения педагоги руководствуются следующими принципами:

-ориентированность на развитие самостоятельной учебной деятельности и стимулирование познавательной активности;

-максимально эффективное использование учебного времени за счет методически обоснованного построении модулей и использования средств информационных технологий в обучении;

-ориентированность на заранее заданный обязательный уровень учебных достижений;

-систематическая проверка уровня усвоения содержания обучения и в ходе изучения модуля с приоритетной реализацией обучающей, стимулирующей и коррекционной функций контроля и оценки учебных достижений, и по окончанию изучения модуля;

-обоснованное сочетание индивидуальной и групповой форм организации учебной деятельности.

Таким образом, модульное обучение-это такая система обучения, при которой приоритетным видом деятельности учащихся является самостоятельная деятельность. За счет дифференцированного содержания, специфике целеполагания, контроля, практического и теоретического материала, методической разработке модульное обучение позволяет организовать индивидуальный подход к каждому учащемуся. При этом само модульное обучение предполагает разбиение учебного содержания на модули, что способствует логичному, осознанному и эффективному освоению учебного материала.

1.2. Структура и организация модульного обучения

Модульное обучение позволяет разгрузить учителей и педагогов в ходе реализации данной технологии. Однако, стоит обратить внимание на специфику организации модульной технологии. Главным средством модульного обучения является модульная образовательная программа, которая состоит из учебного плана и модулей. Подготовка данной программы требует огромной работы со стороны учителя, так как к моменту начала освоения учениками модульной программы, она должна быть полностью разработана. Конечно, такая подготовка требует высокой компетентности со стороны учителей, как психолого-педагогической, так и научно-предметной.

Если рассматривать модуляцию какой-нибудь учебной дисциплины, то она представляет собой разбивку содержания данной дисциплины на отдельные самостоятельные, целостные составляющие-модули, которые позволяют построить процесс обучения и освоения данной дисциплины путем логически организованных блоков.

Каждый модуль имеет базовый и вариативный компоненты, разные уровни освоения и сопровождается комплектом методических материалов. В методическую часть входят различного рода задания, тему исследований и проектов, список рекомендуемой литературы.

Во время подготовки модульной программы следует руководствоваться следующими требованиями:

-Название модулей следует формулировать кратко и понятно;

-Сформулировать цели;

-Следует разработать тест перед изучением модуля, позволяющий определить готовность к изучению нового материала;

-Особое внимание следует уделить способам актуализации личного опыта и продумать способы анализа актуализируемого опыта;

-Выбрать теоретический материал, необходимый для изучения, и обоснована форма, в которой он дается;

-Предусмотреть способы применения и закрепления изученного

-Разработать набор практических заданий;

-Разработать и структурировать форму контроля знаний.

Затем следует ответить наследующие вопросы. Сколько модулей следует выделить в модульной программе по учебному курсу? Какие именно виды работ будут выполняться учениками в рамках данного модуля? Какие задания обязательны в каждом модуле? Сколько времени будет выделено на выполнение каждого задания? Какие учебные и методические материалы следует вставить в каждый модуль? Как будет организован контакт в рамках учебного модуля? Какие формы контроля и оценки будут использоваться в каждом модуле?

Контроль знаний в модульном обучении позволяет:

-увеличить заинтересованность при изучении и систематизации учебного материала;

-своевременно устранить непонимание каких-то моментов при изучении материала

-оперативно руководить процессом усвоения учебного материала

-устранять нервозность и выборочный характер проверки знаний

Пункт разработки контрольного блока в подготовке модульного обучения является особенно важным и сложным, поскольку не всегда удается определить и создать адекватный уровень оценки по каждому виду работы, выполняемой учеником в ходе освоения модуля.

Также, особое внимание следует уделить разработке учебного и методического материала. Данный блок должен содержать:

-Базовая учебная литература по курсу

-Дополнительная рекомендуемая литература по каждому модулю

-Методические указания по каждому модулю

-Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по каждому модулю.

Для успешной реализации такой технологии необходимо обеспечить вариативность содержания, выбор условий и темпа работы с этим содержанием, разнообразие форм взаимодействия участников учебного процесса, создать условия для проявления самостоятельности в принятии решений об уровне и направлении освоения учебных модулей.

Таким образом, организация модульного обучения требует высокой компетенции со стороны учителя, так как во время подготовки модульной программы следует разрабатывать модули и ее содержание в максимально понятной форме, доступной для понимания учащимися как требования, так и способы их выполнения.

1.3. Отличительные особенности модульного обучения

По предыдущим параграфам можно сразу заметить, в чем же заключается главное отличие модульного обучения от других видов обучения, но есть и другие отличия, которые сложно заметить.

Выделим основные отличительные черты модульного обучения:

- Сущность модульного обучения заключается в том, что содержание образования предполагает специальные модули, которые являются и источником информации, и методическим сопровождением по работе с этой информацией, и набором заданий для применения полученных знаний.

-Учитель выступает в роли координатора и консультанта. Учитель не объясняет в традиционной форме теорию и ее применение на практике. Он подготавливает все заранее в соответствующих модулях. Чтобы каждый мог понять материал, и развиваться в таком темпе, в каком ему комфортно, модульное обучение предоставляет возможность выбора уровня и направления освоения учебной программы.

-Во время учебного процесса запланированы встречи, на которых учащиеся могут задать интересующие их вопросы, при этом, так как эти встречи крайне редко происходят, то ко встречам очень тщательно готовятся как учителя, так и ученики, чтобы воспользоваться данной возможностью с максимальной пользой.

-Модульное обучение позволяет контролировать учебные достижения по мере изучения модуля, таким образом появляется возможность точного определения уровня освоения материала в течение учебного процесса и назначения дополнительных консультаций при необходимости.

Помимо выделенных отличительных особенностей, технологию модульного обучения также отличают и следующие свойства:

-повышение самостоятельности учащихся при освоении учебной программы;

-развитие умения самостоятельного принятия решений;

-развитие способности оформления собственных аналитических текстов, исследовательских материалов и т.д.;

-формирование навыков инициирования встреч в образовательной среде по учебным вопросам;

-развитие умения оценивания как собственных результатов, так и результатов сверстников;

-возможность индивидуализации обучения

Выше перечисленные качества так же можно отнести к преимуществам модульного обучения.

Рассмотри недостатки модульного обучения:

-ограниченные возможности в усвоении теоретических знаний;

-долгая и сложная работа над разработкой методического сопровождения;

-минимизированный контакт с живыми людьми (как со сверстниками, так и с учителями);

-необходимость современного оборудования, оснащенной учебное место.

Таким образом, модульное обучение имеет огромное количество достоинств, однако нельзя игнорировать существенные недостатки. Помимо этого, основной отличительной чертой модульного образования является то, что обучение происходит не в традиционной форме, т.е. роль учителя сводится к роли консультанта, который отвечает на вопросы на заранее запланированных встречах, а ученик самостоятельно изучает весь материал учебной программы, что способствует развитию самостоятельности, самоорганизации, самоконтролю.

Глава 2. Реализация модульного обучения в курсе математики 5-6 класс

2.1. Методика построения модуля

В данном параграфе будут рассмотрены компоненты модуля и методика построения модуля, руководствуясь которой будет создана оригинальный модуль в следующем параграфе. Перед тем, как приступать к созданию модуля, нужно разобраться, из каких этапов состоит ее подготовка?

Подготовка модулей включает в себя следующие этапы:

1) Анализ и апробация учебного материала, который будет представлен в модуле. (На данном этапе следует выбрать ту информацию, которую будет наиболее целесообразно вставить в модуль.)

2) Определение целей и планируемых результатов обучения, которые основываются на поставленных целях.

3) Непосредственная разработка модуля, включающего в себя пошаговое изучение материала и определение ролей и обязанностей как ученика, так и учителя.

4) Проверка созданного модуля путем эксперимента с целью выявления ошибок, элементов, требующих коррекции и уточнения соответствия реальных целей с планируемыми результатами.

Структура модуля состоит из 3 компонентов: целевой план действий, информационная составляющая и методическое руководство. При этом, цели модуля можно распределить по 3 уровням:

-1 уровень – знаниями этого уровня должны овладеть все учащиеся

-2 уровень – он отличается от первого уровня тем, что достигнуты результаты 1 уровня, но в более сложной форме

-3 уровень – знания, достигнутые на 1 и 2 уровне с возможностью применения в не стандартных ситуациях

Каждый модуль включает в себя обязательные учебные элементы (УЭ):

1) Мотивационный УЭ

Данный учебный элемент включает в себя все мотивационные задания, проблемные ситуации и задачи, исторические справки, которые связаны с данным модулем. Помимо этого, сюда же включены цели модуля. Следует указать цели как со стороны учителя, так и со стороны ученика, то есть ученик должен понимать, каких результатов он должен достичь по окончанию модуля, а учитель должен для себя определить, чего он хочется от учащихся.

2) Диагностический УЭ

Данный учебный элемент включает в себя входной контроль, который определяет уровень готовности к изучению нового материала. Помимо этого, данный элемент также включает в себя этап актуализации знаний, чтобы учащиеся возобновили в памяти пройденный материал, который пригодится для понимания нового.

3) Информационный УЭ

В данный учебный элемент входит весь теоретический материал, который требуется изучить учащимся.

4) Практические УЭ

Данный учебный элемент включает в себя задания, которые требуется выполнить после изучения теоретического материала.

5) Контрольный УЭ

В данный учебный элемент входят все самостоятельные, промежуточные, проверочные, контрольные работы, в том числе итоговая работа по всему модулю.

Особое внимание стоит уделить контролю знаний во время изучения содержания модуля:

1) Предварительный контроль знаний и умений обучаемых накануне изучения модуля (уровень готовности);

2) Осуществление соответствующей коррекции знаний (в случае необходимости);

3) Текущий и промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка)

4) Заключительный контроль (по завершении работы с модулем).

Так как изучение модуля учащимися будет производиться самостоятельно, требуется написать комментарий к выполнению заданий, чтобы не возникало вопросов по оформлению ответов.

Таким образом, во время подготовки модуля требуется начать с планирования, которое включает в себя отбор и апробация содержания модуля, целеполагание, определение темы и названия модуля, разработку каждого учебного элемента и анализ результатов по окончанию прохождения учащимися модуля. Такой план действий позволяет максимально четко и логично выстроить модуль, который позволит добиться желаемых результатов.

Заключение

Изучив труды методистов и педагогов и проанализировав теоретический материал, можно сделать вывод, что проблемой организации модульного обучения заинтересованы многие современники. Проанализировав литературу, мы определили, что основной идеей модульного обучения является разбиение учебного содержания на относительное полные, самостоятельные единицы. Другими словами, учебное содержание разбито на модули. При этом обучение детей основывается на самостоятельном изучении данного материала, самоконтроле, самоорганизации, тем временем учитель выступает в роли помощника и консультанта.

Организация модульного обучения требует высокой организованности и компетентности со стороны учителя, поэтому многие педагоги и методисты выделяют этапы подготовки при разработке модуля, учебные элементы, из которых состоит данный модуль и другие компоненты, способствующие четкому описанию структуры модуля.

Так же, мы можем заметить, что модульное образование позволяет индивидуализировать процесс обучения, позволяя каждому ученику изучать материал в удобном для него темпе, при этом данный материал дифференцирован, что также способствует индивидуальному подходу.

Из всей работы можно сделать вывод, что проблема организации модульного обучения актуальна, так как развитие общества требует развития технологий образования.

Список используемой литературы:

1) Современные образовательные технологии: учебное пособие / кол. С56 авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.

2) Современные педагогические технологии: учебное пособие / В.С. Зайцев. – в 2х книгах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 411 с.

3) Современные образовательные технологии: учебное пособие / М.Ю. Олешков. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.

4) Технология модульного обучения на уроках математики: научная статья / Е.Н. Брюзкина: https://urok.1sept.ru/articles/504218

5) https://works.doklad.ru/view/xcdDKP81jcw/all.html

6) Математика. Методические рекомендации. 5 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2012.

7) Контрольные и самостоятельные работы по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс» / М.А. Попов. – 7-е изд., стериотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 127 с.

8) Математика. 5 класс : учеб. Для общеобразоват. Учредений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 31-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2013. – 280 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика реализации акмеологического подхода на уроках математики в 5 классе

В настоящее время стране нужны творческие личности. Поэтому воспитание и обучение должны быть направлены на стимулирование процессов творческого саморазвития. Все это подтверждает актуальность моего ...

Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов

С давних пор задачи играют огромную роль в обучении. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития ...

методика разноуровнего обучения в курсе математики

Технология разноуровневого обучения строится на основе психолого – педагогической диагностики обучающихся и используется в системе на уроках математики различного типа. Мониторинг и своевременная корр...

Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов

Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА изучения курса математики 5-6 классов при работе по учебникам «Математика, 5 класс», «Математика, 6 класс» авторов И.И.Зубаревой, А.Г. Мордковича (УМК «Практика Развивающего Обучения (ПРО)»)

Рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра...

Формирование исследовательских умений учащихся при построении алгоритмов математических действий в курсе математики 6-7 классов.

В наш век скоростей невозможно представить себе жизнь без алгоритмов. Алгоритмы служат для стандартизации описаний любых процессов. Применение алгоритмов позволяет решать однотипные задачи, сократить ...

Индивидуализация процесса обучения и активизация познавательной деятельности учащихся в ходе реализации модульного обучения

Учебный модуль – основное средство модульного обучения, которое является логически завершенной единицей учебного материала, а также заключает в себе целевую программу действий и методическо...