Формирование исследовательских умений учащихся при построении алгоритмов математических действий в курсе математики 6-7 классов.
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему
В наш век скоростей невозможно представить себе жизнь без алгоритмов. Алгоритмы служат для стандартизации описаний любых процессов. Применение алгоритмов позволяет решать однотипные задачи, сократить время на поиск решения, автоматизировать процесс его нахождения, а также распространять найденное решение в стандартизированной, а значит, понятной всем форме. Кроме того, это прекрасная база для формирования у ребенка начальных навыков исследовательской деятельности, Поэтому важно со школьной скамьи учить детей не только пользоватться готовыми алгоритмами, но и конструировать их самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lab_rab_kvadrat_summy_i_kvadrat_raznosti.docx | 28.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование исследовательских умений учащихся при построении алгоритмов математических действий в курсе математики 6-7 классов.
М.Ф. Шлычкова
В наш век скоростей невозможно представить жизнь без алгоритмов. Алгоритмы служат для стандартизации описаний любых процессов. Применение алгоритмов позволяет быстро решать однотипные задачи, сократить время на поиск решения, автоматизировать процесс его нахождения, а также распространять найденное решение стандартизованной — а значит, понятной всем форме. Кроме того, это прекрасная база для формирования у ребенка навыков исследовательской деятельности. Поэтому важно со школьной скамьи учить детей не только пользоваться алгоритмами, но и конструировать их самостоятельно.
Процесс создания алгоритма носит исследовательский характер. Во-первых, потребность в создании алгоритма возникает в результате возникновения какой-то проблемы. Ученик пытается облечь эту проблему в конкретную словесную форму, придать ей лаконичный характер. Затем в результате наблюдения и анализа, выявляет какие-то закономерности, взаимосвязи, аналогии. То есть, ребенок применяет когнитивные методы эвристической деятельности: метод эвристического наблюдения, метод эвристического исследования, метод конструирования правил, метод гипотез, метод прогнозирования, метод математического моделирования.
Во-вторых, формулировка шагов алгоритма – это есть постановка частных задач учеником для достижения цели. В-третьих, так как работа над созданием алгоритма проходит всегда в малых группах, то формируются коммуникативные навыки: умение обсуждать, слушать, аргументировать. По окончанию работы ребятам предоставляется возможность презентовать результаты своей деятельности.
Таким образом, в процессе такой учебно-исследовательской деятельности задействованы такие методы как - методы самоорганизации обучения, методы взаимообучения, методы рефлексии, методы самооценки и рефлексии. Работа над алгоритмами развивает конструктивное мышление. Речь учащихся становится более точной и чёткой. Хорошо усваивается математическая терминология. Организация исследовательской деятельности при работе над созданием ребенком алгоритма рассматривается в докладе на конкретных примерах учебного курса математики 6 и 7 классов из опыта работы.
Практика показала, что работа с алгоритмами способствует формированию навыков учебно – познавательной компетентности учащихся.
Вариант 1
ФИ ____________________________________________________
- Выполните умножение, применив распределительный закон:
(a+b)2=(a+b)(a+b)=а(a+b)+b(a+b)=______________________
___________________________________________________….
- Заполните таблицу, выполнив вычисления в тетради:
Условие | Ответ | |
(x+y)2 = | (x+y)(x+y)= | |
(c+d)2 = | (c+d)(c+d)= | |
(m+n)2 = | (m+n)(m+n)= | |
(h+k)2 = | (h+k)(h+k)= | |
(p+7)2 = | (p+7)(p+7)= |
- Запишите словесно математическое выражение в первом столбике
_______________________________________________
_______________________________________________
- С помощью геометрических фигур
изобразите равенства в пункте II (условие=ответ)
- Опираясь на пункт III сформулируйте тему урока
____________________________________________________
____________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2
ФИ ____________________________________________________
- Выполните умножение, применив распределительный закон:
(a-b)2=(a-b)(a-b)=а(a-b)+b(a-b)=______________________
___________________________________________________….
- Заполните таблицу, выполнив вычисления в тетради:
Условие | Ответ | |
(x-y)2 = | (x-y)(x-y)= | |
(c-d)2 = | (c-d)(c-d)= | |
(m-n)2 = | (m-n)(m-n)= | |
(h-k)2 = | (h-k)(h-k)= | |
(p-7)2 = | (p-7)(p-7)= |
- Запишите словесно математическое выражение в первом столбике
_______________________________________________
_______________________________________________
- С помощью геометрических фигур
изобразите равенства в пункте II (условие=ответ)
- Опираясь на пункт III сформулируйте тему урока
____________________________________________________
____________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная статья "Особенности формирования исследовательских умений учащихся"
Главная проблема школы сегодня - перейти от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества, т.е. педагогического коллектива, учащихся и родите...
Мастер-класс: «Формирование исследовательских умений учащихся в процессе изучения курса «География человеческой деятельности»
Аннотация: Педагогический опыт, накопленный мной по использованию проектно-исследователького метода обучения и развития учащихся, вызвал интерес у коллег-географов. С целью р...
«Проектная деятельность в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку».
Проведенное исследование посвящено выявлению условий организации проектной деятельности в целях формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку.В первой тео...
«Метод проектов как путь формирования исследовательских умений учащихся»
В современной школе огромное внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся. Многие ученые длительное время занимались исследованием данного вопроса. Как известно, чтобы привлечь вни...
Опыт работы учителя истории "Формирование исследовательских умений учащихся через работу с письменными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности"
Материал содержит опыт работы учителя истории....
«Метод проектов как путь формирования исследовательских умений учащихся»
Что такое проект? В широком смысле слово проект (от лат. слова projectus) – брошенный вперед, выделяющийся вперед, выступающий. Проект представляет собой набор процессов, является конечным, имее...