Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики
статья по математике

Молодых Елена Александровна

в статье приводятся некоторые приемы, направленные на формирование и развитие у учащихся умений смыслового чтения на уроках математики. Ключевые слова: смысловое чтение, сюжетные задачи, познавательная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Молодых Е.А., учитель математики

ГБОУ средняя школа № 266

Россия, г. Санкт-Петербург

Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики

Аннотация: в статье приводятся некоторые приемы, направленные на формирование и развитие у учащихся умений смыслового чтения на уроках математики.

Ключевые слова: смысловое чтение, сюжетные задачи, познавательная деятельность.

В 2020 году в КИМ ОГЭ по математике был включен блок практико-ориентированных заданий 1-5, объединенных единым сюжетом. Решение практико-ориентированных заданий на уроках математики нацелено на формирование умения решать задачи, с которыми каждый из нас может встретиться в повседневной жизни. Успешно решать такие задачи сможет ученик с хорошо сформированным навыком «смыслового чтения». Смысловое чтение - это вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию.

Перед учителем стоит задача научить школьников вдумчиво читать, выделять ключевые фразы и основные вопросы из текста, разбираться в изображениях рисунков, планов и масштабе фигур на рисунках, анализировать и пользоваться информацией из таблиц, то есть извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать. Работа по формированию и развитию умений смыслового чтения должна осуществляться на каждом предмете. Я остановлюсь на некоторых общих приемах, используемых мною на уроках математики, а также способах развития смыслового чтения непосредственно при организации работы с текстовыми сюжетными задачами.

Общие приемы, используемые мною для развития смыслового чтения:

1. Найди ошибку.

Заранее готовлю текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагаю учащимся выявить допущенные ошибки. Ошибки могут быть явными и скрытыми. Явные ошибки достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; скрытые можно установить, только изучив новый материал.

Например, при изучении темы: «Квадратные неравенства» ребятам наряду с заданиями, содержащими явные ошибки при решении линейных неравенств (при раскрытии скобок, при переносе члена неравенства или делении на отрицательное число обеих частей неравенства), предлагаю скрытую ошибку при решении квадратного неравенства.

Задание. Найди ошибку. Решить неравенство х2>4. Решение: х>2.

Находят скрытую ошибку ребята, как правило, после изучения нового материала.

Этот приём, активизирует внимание учащихся, формирует умение анализировать, критически оценивать полученную информацию; применять знания в нестандартной ситуации.

2. Выбери верные (неверные) утверждения.

Учащиеся выбирают верные или неверные утверждения из предложенных мною, обосновывая свой ответ. Разновидность этого приема - игра «Да-Нет».

Например, при изучении темы: «Квадратные уравнения» повторяем основные понятия темы с помощью игры «Да-Нет»:

- квадратным уравнением называется уравнение вида kx+b=0 (нет);

- уравнение  является полным квадратным уравнением (да);

- старший коэффициент квадратного уравненияравен -3 (нет);

- приведенным квадратным уравнением называется уравнение вида (да);

- уравнение  является неполным квадратным уравнением (да);

- уравнение 2х является неполным квадратным уравнением (нет).

Важно, что игра ставит учащихся в активную познавательную позицию, учит связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию.

3. Анализ объяснительного текста учебника.

При работе с объяснительным текстом учебника можно предложить проанализировать текст по схеме: «это я понимаю и объясню другому», «это я понимаю, но объяснить не смогу», «это я не понимаю».

Иногда целесообразно организовать чтение в парах. Каждый учащийся поочередно выполняет роли докладчика и оппонента. Докладчик читает и обобщает содержание; оппонент - слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Все ученики участвуют в обсуждении.

4. Тонкие и толстые вопросы.

Вопросы, предполагающие однозначный ответ (чаще - это «да» или «нет») называют «тонкими». Вопросы игры «Да-Нет» - тонкие.

«Толстый» вопрос - это проблемный вопрос. Он требует от учащихся глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

Например, при изучении темы: «Область определения функции» (9 класс) можно задать следующие «толстые» вопросы:

- как найти область определения функции, заданной графически? Таблицей? Формулой?

- с помощью каких сдвигов графика функции у=𝖨х𝖨 можно получить у=𝖨х-3𝖨+2 ?

Важно учить ребят задавать вопросы, организуя взаимоопросы учащихся по теме. Думающие и стремящиеся к знаниям ученики обязательно задаются вопросами или задают их. Сформулированный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод о его умении погружаться в текст; о способности анализировать информацию, опираясь на личный опыт; о навыке работы в малых и больших группах; об умении выслушивать оппонента и доказывать свою точку зрения.

Для формирования умения задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом использую прием «двойная запись». Учащиеся делят тетрадь на две части. Слева записывают моменты, которые поразили, удивили в процессе чтения; справа - лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Организация работы с текстовыми задачами.

1. Прочитай условие задачи.

Важно обучить школьников чтению текста математической задачи, как особому навыку. Школьник, помимо образного представления сюжета задачи, должен вникнуть в числовые отношения, построить математическую модель задачи. Поэтому со своими учениками мы читаем условие задачи не менее двух раз: при первом чтении осознаем общий смысл условия, а при втором - числовые данные. В процессе обучения, более сложные для понимания задачи читаю или рассказываю наизусть сама, задаю наводящие вопросы, помогающие ребятам выделить и найти «главные» слова.

2. Запиши кратко условие задачи.

Краткая запись условия задачи должна не усложнять его, не затруднять, а упрощать процесс решения задачи. Первое время, если ученики затрудняются, перечисляю сама формы краткой записи условия: текст, схема, чертеж, таблица. После усвоения ребятами данной информации предлагаю им выбрать, на их взгляд оптимальную запись краткого условия.

3. Придумай вопрос к задаче.

Предлагаю ребятам составить вопросы к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные или не все данные или вопросы, для ответа на которые потребуются дополнительные данные.

Вышеприведенные приемы, систематически применяемые на уроках математики, способствуют развитию навыка смыслового чтения у учащихся, реализации системно-деятельностного подхода в обучении и формированию универсальных учебных действий.

Список использованных источников

1. https://infourok.ru/metodicheskaya-rabota-ponyatie-smislovogo-chteniya-634020.html

2. https://demo.multiurok.ru/index.php/files/priiomy-razvitiia-smyslovogo-chteniia-na-urokakh-m.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных приемов для развития смыслового чтения на уроках математики.

Суть и смысл современного образования состоит в формировании выпускника, способного к самостоятельной познавательной деятельности, анализу получаемой информации, творческой реализации личности....

Формирование и развитие умений смыслового чтения на уроках математики.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит метапредметный характер. Э...

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Перед учителем стоит очень важная задача - привить учащимся интерес к чтению, научить их «читать».Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образов...

Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...

Методическая разработка по теме "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики".

Данный материал представляет приемы по обучению навыку понимания задачи обучающимися...

Выступление из опыта работы по теме «Эффективные приёмы работы с текстом по развитию смыслового чтения на уроке родного (русского) языка»

В данном выступлении отражены приёмы работы с текстом на уроке родного русского языка в 6 классе. Данный открытый урок по теме «Эффективные приёмы чтения» был проведён мною  7 декабря...