Инновационные технологии на уроках математики
статья по математике
В статье указывается важность применения инновационных технологий на уроках математики. На основе исследования видов инноваций в образовательной деятельности выявляется сущность использования исследуемых технологий. Выделяются основные направления применения инновационных технологий как средства повышения качества математического образования. Делается вывод о высокой эффективности данного процесса, который способствует активизации познавательного интереса обучающихся, развитию их творческих и интеллектуальных способностей и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Аннотация. В статье указывается важность применения инновационных технологий на уроках математики. На основе исследования видов инноваций в образовательной деятельности выявляется сущность использования исследуемых технологий. Выделяются основные направления применения инновационных технологий как средства повышения качества математического образования. Делается вывод о высокой эффективности данного процесса, который способствует активизации познавательного интереса обучающихся, развитию их творческих и интеллектуальных способностей и т.д.
Ключевые слова: урок, математика, инновационные технологии, мультимедийные средства, проектная деятельность, задания, обучение, методики.
В современных условиях общественного развития, характеризующихся внедрением инновационных технологий во все сферы функционирования государства, сфера образования не стоит в стороне от данного процесса. В последние годы важной задачей государственной образовательной системы ставится обеспечение инновационного характера образования, что предполагает использование инновационных технологий в процессе обучения, в том числе на уроках математики, нацеленных на развитие у обучающихся математической речи, логического и алгоритмического мышления, формирование знаний математических понятий и т.д. [8]. Важность указанной задачи определяет высокую актуальность темы исследования.
Инновационные технологии могут быть определены как «методики преподавания и обучения, направленные на использование совокупности средств и методов взаимодействия между преподавателем и обучающимися с помощью информационных технологий и интерактивного оборудования, помогающего в преобразовании информации общего характера в личные знания и умения» [3].
М.В. Дербуш и С.Н. Скарбич выделяют следующие виды инноваций в образовательной деятельности, представленные на рис.1., исследование которых позволяет сделать вывод о том, что применение инновационных технологий на уроках математики предполагает использование компьютерных программ, специальных приложений и ресурсов сети Интернет, что обеспечивает визуальность передаваемой обучающимся информации; стимулирует их познавательную и творческую активность, освоение новых способов получения математической информации; способствует достижению мобильности участников образовательного процесса.
Рис.1. Виды инноваций в образовательной деятельности [2]
Такой исследователь, как А.Э. Дорохова, отмечая важность применения инновационных технологий на уроках математики, акцентирует внимание на эффективности использования ИКТ как средства повышения качества математического образования [4]. При этом могут быть выделены следующие направления данного использования:
- применение мультимедийных средств, обеспечивающих визуализацию материалов урока. Наиболее универсальным средством в данном случае является мультимедийная презентация, позволяющая демонстрировать видеофильмы, содержащие информацию в рамках урока, текст, математические графики [6] и т.д.;
- осуществление контроля знаний учащихся, например, посредством различных видов текстов, подготовленных с применением Microsoft Word;
- применением информационных ресурсов сети Интернет для поиска и получения дополнительной информации, как учителем, так и обучающимися. «Использование готовых цифровых ресурсов в сети Интернет позволяет обучающимся выполнять математические задания различного уровня сложности, включая развивающие, исследовательские» [1]. Кроме того, это способствует повышению мотивации детей к развитию математических способностей, создает условия для эффективного подбора заданий с учетом индивидуальных способностей ребенка.
- использование ИКТ в рамках осуществления проектной деятельности, которая предполагает разработку и защиту проектов, например, с помощью информации, представленной в сети Интернет; презентацию полученного результата с использованием ИКТ и т.д.
По мнению Н.В. Седовой, К.Г. Череповой и И.В. Пискуновой, для современного урока математики характерно применение калькулятора, интерактивных модулей решения математических задач, on-line построителей графиков, виртуальных сервисов и новых программных продуктов, «инсталлированных на мобильных устройствах» [7]. В качестве современной технологии, которая может использоваться при работе с детьми, называется GTD (Getting Things Done), сущность которой заключается в том, что с ее помощью, как учитель, так и обучающиеся, получают быстрый доступ к индивидуальным и типовым математическим заданиям, которые представлены в сети Интернет, используя при этом либо компьютер, либо мобильный телефон. Посредством GTD может организовываться эффективная обратная связь между учителем и обучающимися, что создает условия для совместного поиска решения творческих заданий и т.д. Кроме того, отмечается, что использование инновационных технологий на уроках математики позволит сформировать у обучающихся не только определенную систему знаний и предметных умений, но и необходимые ИКТ-компетентности.
С точки зрения М.А. Зайнитдиновой, в сферу применения инновационных технологий на уроках математики входят кейс-технологии, использование которых «позволяет сформировать у обучающихся высокую мотивацию к учебе, развивать способность к сотрудничеству, чувство лидерства и т.д.» [5]. Кейс-технологии характеризуются целым рядом достоинств, которые предполагают соблюдение совокупности основных дидактических принципов, среди которых следующие:
- обеспечение учета индивидуальных особенностей и способностей обучающихся, степени их познавательной активности, что особенно важно в процессе математического образования;
- вариативность, сущность которой заключается в задействовании на уроках математики разнообразного математического материала и различных способов работы с математической информацией;
- прагматизм в обучении, сущность чего заключается в том, что при работе с кейсами задачей обучающегося является не просто совершение математических вычислений по готовому образцу, а поиск информации, которая позволит наиболее рационально и целесообразно выполнить задание;
- ориентирование на успешность в обучении, так как работа с кейсами предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся, что позволяет задействовать в процессе выполнения тех или иных математических задач наиболее сильные стороны конкретного ребенка;
- обеспечение содержательности и разнообразия уроков математики, что способствует развитию кругозора обучающихся и т.д.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что применение инновационных технологий на уроках математики способствует активизации познавательного интереса обучающихся, развитию их творческих и интеллектуальных способностей. Использование данных технологий дает возможность использовать принципы проблемного обучения, активно включать школьников в проектную деятельность в процессе математического образования, приобретать новые знания и практические навыки по работе с математической информацией.
Список источников
1. Белова Е.И. Применение цифровых технологий на уроках математики / Е.И. Белова // Лучшие практики «Вызов цифрой» по предметным областям «Математика», «Информатика», «Технология» - Чебоксары, 2020 – С. 11-14.
2. Дербуш М.В. Инновационные подходы к использованию информационных технологий в процессе обучения математике / М.В. Дербуш, С.Н. Скарбич // Непрерывное образование: XXI век. - 2020. - № 2. - С. 53-57.
3. Дербуш М.В. Особенности подготовки будущих учителей математики к формированию универсальных учебных действий посредством инновационных технологий / М.В. Дербуш, С.Н. Скарбич // Вестник Омского государственного педагогического университета. - 2019. - № 3. - С. 134-139.
4. Дорохова А.Э. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики / А.Э. Дорохова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4. – С. 70-72.
5. Зайнитдинова М.А. Применение инновационных технологий на уроках математики / М.А. Зайнитдинова // European science – 2020 - № 3 – С. 59-61.
6. Раскина И.И. Использование мобильных устройств на уроках математики и информатики / И.И. Раскина, Н.А. Курганова // Актуальные проблемы обучения информатике и математике в современной школе. - М., 2019. - С. 732-739.
7. Седова Н.В. Место и роль инновационных технологий на уроках математики / Н.В. Седова, К.Г. Черепова, И.В. Пискунова // Аспекты и тенденции педагогической науки. – СПб., 2018. - С. 146-148.
8. Смолеусова Т.В. Методические инновации для системного обновления начального математического образования: дис…док-ра пед. наук / Т.В. Смолеусова – Новосибирск, 2017 – 393 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление"Инновационные технологии на уроках математики"
"Инновационные технологии на уроках математики"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-127866-1350675925.jpg)
Инновационные технологии на уроках математики
Выступление на заседании педагогического совета по теме "Инновационные технологии на уроках математики" (презентация)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/26/picture-185370-1519667115.jpg)
использование инновационных технологий на уроке математики
Каждый раз, готовясь к уроку, учитель старается выбрать оптимальные средства и способы его проведения. Для оптимизации урока часто использовались различные технические средства обучения, на...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/10/picture-312933-1381418036.jpg)
План самообразования учителя математики по теме «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/23/picture-73868-1419349174.jpg)
Описание методической системы "Применение инновационных технологий на уроках математики с целью формирования ключевых компетенций"
Источник изменений:Применение инновационных технологий на современном этапе обучения приводит к ряду противоречий (например, традиционные подходы к преподаванию и высокие требования ...
Инновационные технологии на уроках математики
представлена презентация по теме:"Инновационные технологии на уроках математики", для выступления на педсовете, материал содержит теоретические вопросы, опыт работы учителя и председателя МО....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/14/picture-382754-1389726000.jpg)
Применение инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время.
Интенсивные изменения происходящие в настоящее время в нашем обществе, требующие творчески развитой, креативно мыслящей, компетентной, активной личности, ориент...