Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.
методическая разработка по математике (7 класс)

Методическая разработка внеурочного занятия.

Технологическая карта и конспект занятия

по внеурочной деятельности в 7 классе. 

Тема: Русский и другие способы умножения.

                                       (разработка занятия кружка «Техника счета»)

Пояснительная записка

Организация учебной деятельности в современной школе  предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы.  Важнейшая задача современной системы образования -  научить учиться.   Внеурочная работа – естественное продолжение работы на уроке или же, наоборот, подготовка к усвоению нового программного материала. В любом случае она является составной частью учебного процесса, хотя в отдельных своих формах имеет отличные от урока дидактические задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_vneurochnogo_zanyatiya.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеурочного занятия.

Технологическая карта и конспект занятия

по внеурочной деятельности в 7 классе.  

Тема: Русский и другие способы умножения.

                                       (разработка занятия кружка «Техника счета»)

Пояснительная записка

Организация учебной деятельности в современной школе  предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы.  Важнейшая задача современной системы образования -  научить учиться.   Внеурочная работа – естественное продолжение работы на уроке или же, наоборот, подготовка к усвоению нового программного материала. В любом случае она является составной частью учебного процесса, хотя в отдельных своих формах имеет отличные от урока дидактические задачи.

В процессе внеурочной работы по математике решаются следующие основные дидактические задачи:

  • вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин;
  • углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся;
  • развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка;
  • выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.

   

Учитель: Алексеева Тамара Александровна.

Тип занятия: практическое применение математических знаний.

 Цели по содержанию:

развивающие: развивать познавательную активность учащихся, способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы, способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний, рецензировать.

воспитывающие: создать условия для воспитания чувства товарищества, взаимопомощи, активной жизненной позиции.

обучающие: познакомить с приёмами устных вычислений; развивать вычислительные навыки, развитие навыка быстрого счета, обеспечить формирование умений составлять и применять математические модели быстрого счета при решении задач, как математических, так и практических.

Планируемые результаты занятия:

Личностные:

  • форсированность познавательных интересов, направленных на развитие умений составления математических моделей быстрого счета;
  • понимание смысла поставленной задачи;
  • форсированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли;
  • ориентированность в нравственных нормах и правилах, выработка своей жизненной позиции в предлагаемых обстоятельствах.
  • умение аргументировано отстаивать свою позицию, общаться и взаимодействовать друг с другом.

Метапредметные:

  • умение делать анализ и отбор информации;
  • умение планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя;
  • умение сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
  • умение оценивать свою работу и работу одноклассников;

 

Предметные:

  • знание, что с помощью математического языка можно описать различные реальные ситуации в виде математических моделей;
  • умение переходить от реальной ситуации к её математической модели;
  • использовать правила приёма устных вычислений.

Используемая технология: ИКТ-технология, технология сотрудничества.

Учебно-лабораторное оборудование: компьютер, проектор.

Гигиенические условия в классе (кабинете) в соответствии с СанПиНом ФГОС: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей соответствуют требованиям ФГОС.

Структура внеклассного мероприятия соответствует его целям и типу. Усвоение нового материала идёт через создание проблемной ситуации.
Занятие  продумано  с учётом особенностей данного класса. В классе 9 учащихся, из них 5 девочек и 4 мальчиков. Психологическая обстановка в классе удовлетворительная. Уровень сплоченности средний, уровень мотивации средний. У большинства учащихся хорошо развито логическое мышление, память, они умеют анализировать и сравнивать, находить аналогии. Часть учащихся требует дополнительного внимания со стороны учителя, поэтому на занятии необходим дифференцированный подход. При хорошей организации учебного процесса можно заставить работать большую часть класса. Подборка заданий, их количество, организация учебной деятельности, использование различных форм на занятии  позволяют проводить его на хорошем методическом уровне, решить основные учебно-воспитательные задачи.

План-конспект внеклассного занятия.

Ф.И.О.  

Алексеева Тамара Александровна 

Место работы          

МБОУ  «СОШ с. Петрунь»

Должность

учитель математики

Предмет

математика            

Класс  

7

Тема занятия              

Русский и другие способы умножения.

Тип занятия

практическое применение математических знаний.

Вид урока

комбинированный

Технология

ИКТ-технология, технология сотрудничества.

Формы работы      

индивидуальные, групповые, фронтальные

Цель урока

познакомить с приёмами устных вычислений; развивать вычислительные навыки, развитие навыка быстрого счета, создать условия   для самостоятельного формулирования  приемов устного счета; организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

Термины и понятия

Метод сдвига, способ изменения сомножителей,

Задачи

- активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования вычислительных навыков;

- развитие интеллектуальных способностей учащихся;

- расширение математического кругозора, формирование устойчивого интереса к математике в целом.

Методы обучения

объяснительно – иллюстративный  с элементами эвристического.                                              

Техническое оборудование  

учебник по математике, мультимедийная установка, карточки с примерами, презентация

Планируемые результаты.

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Предыдущие знания: Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам изучаемых понятий.

Методы, упрощающие сложение и вычитание чисел. Планируемые:

Базовый уровень – узнавать  объекты, находить признак, свойство. Уметь выполнять задания по образцу, на непосредственное применение формул.

Повышенный уровень – знать формулировки всех понятий, их свойства, признаки, формулы. Уметь воспроизвести доказательства, выводы, устанавливать взаимосвязь, выбирать нужное для выполнения данного задания. Уметь работать с учебной и справочной литературой, выполнять задания, требующие несложных преобразований с применением изучаемого материала.

Высокий уровень - делать логические заключения, составлять алгоритм, модель несложных ситуаций. Уметь применять полученные знания в различных ситуациях. Выполнять задания комбинированного характера, содержащих несколько понятий. В совершенстве знать изученный материал, свободно ориентироваться в нем. Иметь знания из дополнительных источников. Владеть операциями логического мышления. Составлять модель любой ситуации. Уметь применять знания в любой нестандартной ситуации. Самостоятельно выполнять творческие исследовательские задания.

Ожидаемые результаты в конце урока:

умеет пользоваться приемами быстрого умножения.

Личностные: проявляют критичность мышления, умеют проводить самооценку на основе карты рефлексии.

Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем и учащимися, умеют  слушать  и  понимать  речь  других;    оформлять  свои  мысли  в  устной форме.  

Регулятивные: планируют свое  действие  в  соответствии  с  поставленной  задачей , умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки.

Познавательные: осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, умеют отличать гипотезу и факт, умеют ориентироваться  в  своей  системе  знаний;  осуществляют  анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывают информацию   из   одной   формы   в   другую:  составляют   ответы   на   вопросы.

Структура и ход внеурочного занятия.

Этап занятия

Цель этапа

Название используемых ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности

Вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Проверяет готовность учащихся к занятию.

Приветствие учащихся, проверка готовности класса к занятию, организация внимания

Демонстрируют готовность к занятию. Настраиваются на работу, концентрация внимания, получают позитивный заряд

Личностные: самоопределение, умение слушать.

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Познавательные: ставят перед собой цель: что я хочу получить на данном занятии.

2.

  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Пробное действие.

Слайд 2

Вступительное слово учителя, работа по проверке домашнего задания.

Выдвигает проблему.

проверяют свои вычисления по эталону и комментируют свои ответы.

Отвечают на поставленные учителем вопросы

Решают задачу по готовому чертежу.

Высказывают свое мнение.

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: выделение и осознание того, что  было уже пройдено

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации  

3.

Выявление места и причины затруднения 

На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.

слайд 3-10

(различные приемы умножения)

Обеспечивает мотивацию выполнения пробного задания. Организует работу по решению задачи.

Воспринимают, заинтересовываются и решают задачу.

Личностные : участие в диалоге, умение давать адекватную самооценку своей деятельности

Регулятивные: постановка цели учебной задачи, синтез

Коммуникативные: точное выражение своих мыслей, Способность и готовность к принятию собственного решения

Познавательные: анализируя и сравнивая задания, извлечение необходимой информации для введения нового понятия

4.

Построение проекта выхода из затруднения. Коррекция выявленных затруднений. 

На данном этапе учащиеся в обдумывают проект будущих учебных действий:

  • ставят цель,
  • согласовывают тему занятия,
  • выбирают способ,

строят план достижения цели.

Подводит обучающихся  к выводу формулировки темы и цели занятия.

Формулируют цель и тему занятия.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: в ситуации затруднения регулирование своей деятельности

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками

Познавательные: выделение необходимой информации, планирование своей деятельности

5.

 Реализация построенного проекта. Первичное закрепление.

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации, учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий.

Организует и корректирует учащихся.  

Проводит параллель с ранее изученным материалом.                                                        

Организует и корректирует работу учащихся,

Отвечают на вопросы учителя.

Составляют план действий

Выполняют задания по карточкам.

Личностные: ориентация в межличностных отношениях

Регулятивные: целеполагание, планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата.

Коммуникативные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, коллективное обсуждение проблемы, умение слушать и вступать в диалог

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

Организует и корректирует самостоятельную работу учащихся.

Таблица – заготовка с задачами.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу и проводят самопроверку по эталону для самопроверки.

 Личностные:

Способность и готовность к принятию собственного решения.

Познавательные:

Умение структурировать знания

7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке.

Организует обсуждение вопросов

Раздаёт индивидуальные карточки для оценки себя на уроке.

Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Регулятивные: саморегуляция

Коммуникативные: умение слушать учителя и своих одноклассников

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

8.

Домашнее задание

Обсуждение домашнего задания.

Комментирует домашнее задание.

Демонстрируют понимание поставленной задачи.

Регулятивные:

Умение слушать

Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные:

Способность и готовность к принятию собственного решения

Ход внеурочного занятия.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята!        

Человеку в повседневной жизни приходится сталкиваться со счётом. Нередко нам приходится тратить много времени на вычислительную и весьма утомительную работу там, где, зная, приёмы устных вычислений, можно затратить мало времени. Приёмы вычислительной техники помогут вам и на уроках математики, и в жизни. И вы можете приятно удивить ваших друзей, родителей знаниями этих приёмов. Правила и приемы вычислений не зависят от того, выполняются они письменно или устно. Однако, владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не только потому, что в быту ими пользуются чаще, чем письменными выкладками. Это важно еще и потому, что они ускоряют письменные вычисления, приобретают опыт рациональных вычислений, дают выигрыш в вычислительной работе.

Учащиеся приветствуют учителя,  слушают его, отвечают. 

2.

  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

На прошлом занятии мы рассмотрели прием умножения «Метод сдвига».

Проверим, как вы справились с самостоятельным решением примером на умножение.

слайд 1

А) 315*427= 134605

    513          513               513           513              513

427__       427__             427              427             427

    5             05                 605            4605       134605

(3 в уме) (2 в уме)      (4 в уме)      (1 в уме)  

Б) 452*349=157748

     254      254         254       254        254

 349__    349           349         349          349

     8(1)     48(5)       748(6)  7748(3) 157748

В)  43*24=1032

   34       34         34

 24_       24           24

   2(1)    32(2)   1032

Задание на пробное действие: (ограниченное время)

Сколько будет 65 умножить на 65? Дайте ответ сразу?

Почему вы не можете сразу ответить?

 

Проверяют по эталону свои вычисления.

Делают выводы о правильности решения домашнего задания.

Не можем сразу вычислить.

не знаем правила, приема быстрого умножения.

3.

Выявление места и причины затруднения 

Как вы думаете, что для этого нужно знать? 

Почему не смогли его выполнить?

Задание на пробное действие:

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Время на выполнение задания ограничено 

Ответ:  не знаем правила, приема быстрого.

4.

Построение проекта выхода из затруднения. Коррекция выявленных затруднений. 

Сформулируйте цель занятия? 

Сформулируйте тему занятия.                                                                                                  

Что мы сейчас делали?

Кто не справился с заданием?         

Какой следующий шаг нашей работы?

Какое задание вы должны были выполнить? 

А почему не получилось?

 

Прием умножения:

65 . 65 = 4225

1) при нахождении квадрата числа, которое оканчивается цифрой 5,  на конце всегда пишем 25.

2) умножаем число десятков числа 6 на последующее число, т. е. 7, получаем 42.

3) ответ 4225

-Узнать как можно быстро умножить числа

: Формулируют тему занятия:

 «Различные приемы умножения».

Возвращаются  к пробному действию!

- Умножали 65 на 65.

- Не смогли быстро, сразу умножить эти числа.

- Надо остановиться и подумать.

-Сколько будет 65 умножить на 65? Дать ответ сразу.

-Мы не знаем приемы быстрого умножения.

Учащиеся составляют примеры на данный прием и выполняют их.

5.

 Реализация построенного проекта. Первичное закрепление.

Какую цель вы поставите перед собой? 

Уточняют тему урока. «Русский и другие способы умножения»

Для успешной работы на уроке и усвоения нового материала мы посмотрим как умножали числа в разных странах.

Слайды 3-10

                        Приложение 1 (карточки с различными приемами умножения)

  Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним способом умножения. Это русский способ умножения и деления (способ изменения сомножителей).

  1.      Изложение метода в общем виде.

Если один из сомножителей увеличить в m раз, а второй во столько же раз уменьшить, то произведение не уменьшится. Этим свойством умножения можно пользоваться для облегчения вычислений.

Например:

25*24=(25*4)*(24:4)=100*6=600

13*18=(13*6)*(18:6)=78*3=234.

Прием дает хорошие результаты при умножении на двузначные числа. Применяя его, очень часто удается свести умножение на двузначное число к умножению на однозначное число с последующим умножением опять на однозначное число.

23*15=(23*5)*(15:5)= 115*3=345.

Активное усвоение метода заключается в том, чтобы в каждом отдельном случае быстро сообразить, как можно упростить множимое или множитель. При этом сведение к умножению на однозначное число – только частный случай.

34*55= (34:2)*(55*2)=17*110=1870. Умножить на 110 проще, чем на 55.

                               

А) Занимательный материал «Чудо-счетчики».

( подготовлены учениками)

2. Умножение на число вида 5*10n.

Способ изменения сомножителей упрощает умножение на числа вида 5*10n. (на примере первого раздела учащиеся выводят правило сами).

Если необходимо умножить 246*5, то, уменьшая первый множитель в 2 раза, а второй увеличивая в 2 раза, получим: (246:2)*(5*2)= 123*10=1230.

Примеры:

257*5=

349*5=  (учащиеся решают у доски).

Учащиеся: Чтобы умножить число на 5, его надо умножить на 10 и разделить на 2.

451*5=4510:2=2255

692*5=6920:2=3460 и т.д.

При умножении на 50: умножаем на 100 и делим на 2 и т.д.

Занимательный материал «Чудо-счетчики».

3.        Умножение на 25*10n.

Чтобы умножить число на 25, его надо умножить на 100 и разделить на 4.

1234*25=123400:4=30850,  1232*25=123200:4=30800, 9532*25=953200:4=238300.

24*250=24000:4=6000, 157*2500=1570000:4=392500.

     

Ответ: (Узнать, различные приемы умножения.)

Учащиеся выбирают понравившийся метод умножения и пробуют выполнить действия, используя данный метод. Работу выполняют по карточкам.

учащиеся вместе с учителем разбираются в новых методах

1 ученик - Встречаются люди с необыкновенными способностями, которые по быстроте устных вычислений могут состязаться с ЭВМ. Их называют «чудо - счётчиками». И таких людей немало.

Рассказывают, что отец Гаусса, рассчитываясь со своими рабочими в конце недели, прибавлял оплату к каждому дневному заработку за сверхурочные часы. Однажды после того как Гаусс-отец закончил расчёты, следивший за операциями отца ребёнок, которому было 3 года, воскликнул: «Папа, подсчёт не верен! Вот такая должна быть сумма!» Вычисления повторили и с удивлением убедились, что мальчик указал правильную сумму.

слайд  11

2 ученик - Несколько лет назад газеты сообщали о юном математическом феномене Бориславе Гаджански.

- Можешь ли ты, Борислав, извлечь корень двадцать второй степени из числа 348 517 368 454 361 458 872?

Мальчик на минуту задумывается: "Восемь".

- А теперь извлеки корень тридцать первой степени из числа 538 436 517 832 435 456 582.

Еще минута на размышление.

- Четыре.

слайд 12

учащиеся вместе с учителем разбираются в новых методах

предлагают свои примеры

3 ученик: Несколько лет назад во Франции, в Лилле, в присутствии авторитетного жюри из физиков, инженеров, кибернетиков, математиков и психологов Морис Дагбер вступил в спор с электронной выделительной машиной, производящей около миллиона операций в секунду. Дагбер заявил, что признает себя побежденным лишь в том случае, если машина решит семь задач раньше, чем он десять... Дагбер решил все 10 задач за 3 минуты 43 секунды, а электронная машина только за 5 минут 18 секунд!

Подобные соревнования дело непростое. Похожие соревнования проходили в Институте кибернетики Украинской академии наук. В состязании участвовали молодой счетчик-феномен Игорь Шелушков, аспирант Горьковского политехнического института (теперь он уже преподаватель этого института и готовится защищать диссертацию) и электронная вычислительная машина "Мир".

О машине стоит сказать несколько слов. Она может решать многие системы уравнений задачи линейного программирования, рассчитывать сетевые графики - в общем, выполнять ряд сложных математических операций. Машину её создатели прозвали "вычислителем с высшим образованием". Не только за то, что она запоминает 12 тысяч символов (7 страниц текста) и быстро считает. В нее "от рождения" заложены основные формулы, которым нас учили в школе и вузе. Как видите, партнер серьезный. Судили поединок люди авторитетные: руководитель отдела математического программирования -профессор и его сотрудники. Были  созданы равные условия для человека и машины. Дело в том, что многие задачи электронный вычислитель решает быстрее человека. А есть и такие, что человеку вообще не под силу. В Институте кибернетики подобрали соответствующие задачи, определили моменты их "ввода" для человека и для машины, необходимую точность решений - до какого знака и т.д.

Надо отдать должное таланту Шелушкова. Он блестяще выиграл соревнование, как и Дагбер во Франции. В последнее время чудо-счетчики хотя и соревнуются с машинами, но все меньше используют способности для демонстрации их публике. Их больше прельщает практическое использование таланта и научная работа. Дагбер, например, занимается математикой, а Шелушков преподает, готовит диссертацию.

Слайды 13-15

Учащиеся вместе с учителем разбираются в новых методах.

Предлагают свои примеры

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 

Учащиеся выполняют самостоятельную работу и проводят самопроверку по эталону для самопроверки:

Приложение 2 (карточки с заданиями)

Ответ: (Выполнить самостоятельную работу)

Ответ: чтобы проверить свои знания

Выполняют самостоятельную работу: решение таблиц – заготовок (выдаётся каждому ученику).

проверяют по эталону.

7.

Рефлексия учебной деятельности на внеурочном занятии.

Что в конце необходимо сделать?

Ответ: (Надо проанализировать свою работу).

Учащиеся заполняют карточки для индивидуальной рефлексии.

Утверждения

Выполнение

1. Я знаю приемы быстрого умножения

2. Я знаю как их применить

3. В самостоятельной работе у меня не возникло затруднений.

4. В самостоятельной работе у меня возникли затруднения.

Перечислить:

   

5. Я смогу самостоятельно справиться с домашним заданием.

В пунктах 1,2,3,5 поставьте   + в том столбце, с которым вы согласны.

8.

Домашнее задание.

− Вы хорошо поработали, где вы ещё можете потренироваться в применении новых знаний?

− Запишите домашнее задание

Найти новые способы умножения на следующее занятие.

Ответ: (Дома при выполнении домашнего задания.)

Использованная литература:

  1. Гейзер Г.И. История математики в школе, VII-VII классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1982
  2. Чевелёв И.И. Приёмы устного счёта и вычисления на счётных приборах. - М.: Просвещение, 1964
  3. Ройтман П.Б., Минаев С.С. И др. Повышение вычислительной культуры учащихся. Пособие для учителя. - М.: Просвещение,1980
  4. Берман Г.Н. Приемы счета. М., Физматгиз,1959.
  5. Гольштейн Д.Н. Техника быстрых вычислений. М., Учпедгиз, 1948.
  6. Чевелев И. И. Приемы устного счета и вычисления на счетных приборах. М., «Просвещение», 1964.
  7. Попов И.Г. Устные вычисления. М., Учпедгиз, 1950.
  8. Менхен Ф. Некоторые тайны артистов-вычислителей. Одесса, 1923.

Приложения.

Приложение 1.

     А) Таблица умножения на 9.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/652986/Image541.jpg

            Примеры: 9 х 4; 9 х 5; 9 х 6; и т.д. (самостоятельно)

Б) Умножение методом Ферроля.

Для умножения единиц произведения переумножения перемножают единицы множителей, для получения десятков, умножают десятки одного на единицы другого и наоборот и результаты складывают, для получения сотен перемножают десятки. Методом Ферроля легко перемножать устно двухзначные числа от 10 до 20.

Например: 12х14=168

а) 2х4=8, пишем 8

б) 1х4+2х1=6, пишем 6

в) 1х1=1, пишем 1.

Пример: 24х16=;     56 х 16=

                    В) Китайский, Рисовательный способ умножения.

                 Например №112 × 321 = 3852
Рисуем 
первое число сверху вниз, слева на право: одна зелёненькая палочка (1); две оранжевых палочки (2). 12 нарисовали :-)
Рисуем 
второе число снизу вверх, слева на право: три голубеньких палочки (3); две красненькие (2); одну сиреневенькую (1). 321 нарисовали :-)

Теперь простым карандашиком по рисунку прогуляемся, точечки пересечения чисел-палочек на части разделим и приступим к подсчёту точечек. Двигаемся справа налево (по часовой стрелке): 2583Число-результат будем «собирать» слева направо (против часовой стрелки) и… вуаля, получили 3852 :-)

Рисовательный способ умножения :: 12 x 321 = 3852

                   Примеры: 31 × 14 = ;  15× 132 = 

                         

                     Г) Русский способ умножения.

Способ этот, был употребителен в обиходе русских крестьян и унаследован ими от глубокой древности. Сущность его в том, что умножение любых двух чисел сводится к ряду последовательных делений одного числа пополам при одновременном удвоении другого числа, таблица умножения в этом деле без надобности :-) 

Деление пополам продолжают до тех пор, пока в частном не получится 1, при этом параллельно удваивают другое число. Последнее удвоенное число и даёт искомый результат (рисунок 1). Нетрудно понять, на чём этот способ основан: произведение не изменяется, если один множитель уменьшить вдвое, а другой вдвое же увеличить. Ясно поэтому, что в результате многократного повторения этой операции получается искомое произведение.

Однако как поступить, если при этом приходится делить пополам нечётное число? В этом случае от нечётного числа откидываем единицу и делим остаток пополам, при этом к последнему числу правого столбца нужно будет прибавить все те числа этого столбца, которые стоят против нечётных чисел левого столбца – сумма и будет искомым произведением (рисунки: 2, 3).
Иными словами все строки с чётными левыми числами зачёркиваем; оставляем, а затем суммируем 
не зачёркнутые числа правого столбца.

Для рисунка 2: 192 + 48 + 12 = 252
Правильность приёма станет ясна, если принять во внимание, что:
5 × 
48 = (4 + 1) × 48 = 4 × 48 + 48
21 × 
12 = (20 + 1) × 12 = 20 × 12 + 12
Ясно, что числа 
4812, утрачиваемые при делении нечётного числа пополам, необходимо прибавить к результату последнего умножения, чтобы получить произведение.
Русский способ умножения и элегантен и экстравагантен одновременно ;-) 

Русский способ умножения       Примеры: 38 × 23=; 18 × 36=

Приложение 2

Проверка и самооценка своих знаний.

Найти самостоятельно:

397*50=

456*50=

945*25=

654*2500=

12,54*500=

1236*5=

5467*250=

297*0,25=

Эталон ответов для проверки:

39700:2=19850

45600:2=12800

94500:4=23625

6540000:4=1635000

12540:2=6270

12360:2=6180

5467000:4=1366750

297*1:4=74,25

Приложение 3

Презентация "Русский и другие способы умножения".

Самоанализ занятия.

Мы вступили в новое тысячелетие! Грандиозные открытия и достижения человечества. Мы много знаем, многое умеем. Кажется чем-то сверхъестественным, что с помощью чисел и формул можно рассчитать полёт космического корабля, «экономическую ситуацию» в стране, погоду на «завтра», описать звучание нот в мелодии. Нам известно высказывание древнегреческого математика, философа, жившего в IV веке д.н.э. – Пифагора– «Всё есть число!».

Описывая старинные способы вычислений и современные приёмы быстрого счёта, которые мы уже рассмотрели и будем рассматривать на следующих занятиях, попытались показать, что как в прошлом, так и в будущем, без математики, науки созданной разумом человека, не обойтись. Современные способы вычислений просты и доступны всем. При знакомстве с научной литературой обнаружили более быстрые и надежные способы вычислений.

В конце учебного года учащиеся должны овладеть достаточно прочными навыками устных вычислений. Снижается количество ошибок, допускаемых учениками в сложных вычислениях. Действия с рациональными числами выполняются осмысленно, с применением приемов устного счета. Эта методика дает возможность творчески подходить к изучению и повторению тем школьного курса, освобождая время урока для более интересных и нестандартных задач. Эта тема интересует ребят; они находят новые приемы устного счета, что оживляет уроки.

Выводы:

  • Знание приемов быстрого счета позволяет упрощать вычисления, экономить время, развивает логическое мышление и гибкость ума.
  • В школьных учебниках практически нет приемов быстрого счета, поэтому занятия кружка «Техника счета» дает учащимся много нового и полезного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока - игры по истории ХМАО-Югры для 10 или 11 класса по теме "Города на карте Югры"

урок по теме "Города на карте Югры" урок-игра или урок-путешествие по истории Ханты-Мансийского округа для учащихся 11 класса. Материал может быть использован для внеклассного мероприятия или как итог...

Занятие внеурочной деятельности.5 класс.Тема:"Каркас параллелепипеда"

Тема: «Каркас параллелепипеда»Цель деятельности учителя :    создать условия для формирования представления о каркасе параллелепипеда, навыка выполнения заданий на построение ломаной в ...

Конспект урока алгебры в 7 классе. Тема урока “Применение различных способов разложения на множители”

Цель: сформировать умение раскладывать многочлен на множители с помощью формул сокращенного умножения.Задачи:Дидактические: систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся в применении...

Внеурочная деятельность 5 класс. Тема: «Птица счастья»

Внеурочная деятельность 5 класс. Тема: «Птица счастья»Учитель  биологии и химии Волохова И.В.МАОУ Кутарбитская СОШПрактическая последовательность выполнения оригами «Птица счаст...

Конспект внеурочного занятия "Учусь действовать по аналогии" (УМК "Мир деятельности", 4 класс)

Планируемые результаты: узнать, как правильно действовать по аналогииЦель: построить простейший алгоритм и опорный сигнал действий по аналогии и сформировать положительный опыт его применени...

Конспект внеурочного занятия "Как самостоятельно выполнить задание" (УМК "Мир деятельности", 4 класс)

Планируемые результаты:представление о подробном образце как инструменте, с помощью которого можно определить, где именно допущена ошибка.Цель: формирование умения использовать образец и подробны...