ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья по математике

Костина Наталья Николаевна

Формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему, личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально-грамотной - одна из актуальных проблем современного общества. Решением этой проблемы является повышение качества образования, обновление его содержания, методов обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                               Костина Наталья Николаевна

                                                                                 ГБОУ СОШ №385 Санкт-Петербурга

                                                                                 

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему, личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально-грамотной - одна из актуальных проблем современного общества. Решением этой проблемы является повышение качества образования, обновление его содержания, методов обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой по модернизации отечественного образования является формирование ключевых компетенций обучающихся.

Главным направлением в деятельности учителя математики считаю формирование ключевых компетенций обучающихся через математическое образование.

А.В. Хуторским предложено содержание основных ключевых компетенций, в перечень которых входят:

  • учебно-познавательная,
  • информационная,
  • коммуникативная,
  •  социально-трудовая
  • ценностно-смысловая.

Учебно - познавательную компетенцию можно реализовать через практические приёмы организации работы на уроках математики, самостоятельную деятельность при изучении нового материала, при решении нестандартных ,занимательных зада, проверочные работы в форме теста, в ходе работы с которыми ученики приобретают общеучебные умения и навыки, умение решать тесты (для детей будет очень полезным в будущем, т. к. им предстоит сдавать ЕГЭ).Создание проблемной ситуации приводит к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, активных умственных действий, в ходе которых ученик сам получает новую информацию, знакомится с новыми математическими понятиями.

Формирование данной компетенции рассмотрим на примере изучения в 9 классе темы «Чётные и нечётные функции».

Предлагаю учащимся сравнить значения функций y=x², y=x³ от предложенных значений аргумента. Например, y(1) и y(-1); y(2) и y(-2); y(100)и y(-100); y)); y(x) и y(-x). Тем самым подвести к определению чётной (нечётной) функции.

Тема «Определение арифметической и геометрической прогрессий». Делим страницу тетради на две части и слева написать «Арифметическая прогрессия», а справа – «Геометрическая прогрессия». На доску (слева) проецируется задача, приводящая к арифметической прогрессии, а справа – к геометрической прогрессии. К ним проецируется вопросы и задания, которые необходимо выполнить и занести в таблицу:

  1. записать последовательность в соответствии с условием задачи
  2. записать эту же последовательность с помощью таблицы и т.д…

Арифметическая прогрессия

Геометрическая прогрессия

Вертикальные стержни имеют такую длину: наименьший 𝑎 = 5 дм, а каждый следующий на 2 дм длиннее. Записать длину семи стержней        

             𝐴     

                             

 𝐵                                             𝐶       𝑎₁𝑎₂                                                                                                                                                                            

В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты одна из них делится на две. Записать колонию, рожденную одной бактерией за 7 мин.

                                 

1

2

3

и.т.д

На данном этапе реализуется учебно-познавательная компетенция по приобретению новых знаний самостоятельно

Информационная компетенция подразумевает использование учащимися различных информационных ресурсов. При изучении тем «Круговые диаграммы» в 5 классе и «Столбчатые диаграммы» в 6 классе происходит создание условий для формирования информационной компетенции учащихся. Выполняя задание на построение круговых и столбчатых диаграмм, учащиеся вырабатывают способность отбирать, обрабатывать необходимые сведения. Здесь же формируются первоначальные навыки работы с информацией.

Ученикам могут быть предложены такие творческие задания: составить диаграммы распределения своего времени в течение суток, распределение семейного бюджета на неделю. Проанализировав полученные диаграммы, можно увидеть,  как наиболее рационально использовать своё время, расходовать семейный бюджет. Используя  ресурсы Интернета, фонд школьной библиотеки в 8 классе перед изучением темы «Теорема Пифагора» можно предложить найти информацию о древнегреческом учёном  Пифагоре и его теореме, по теме «Свойства степени с целым показателем» - расстояния до Солнца планет Солнечной системы. Изучение нового материала по данной теме проходит с учётом материала, найденного детьми. Главной задачей таких занятий будет формирование умений работать с информаций. Овладение данной компетенцией на уроке математики позволит ему работать с информацией, содержащейся в других предметах и окружающем мире.

Освоение коммуникативной компетенции подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приемов работы (таких как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.). Это можно показать на примере изучения в 9 классе темы «Чтение графика квадратичной функции». После проведения фронтального опроса учитель обращается к классу с вопросом: «Можно ли определить некоторые свойства квадратичной функции, не выполняя построения графика?» Предлагает проверить. Класс разбивается на несколько групп. Каждая группа получает  задание:  построить график квадратичной функции и записать промежутки возрастания и убывания в таблицу на доске.

Задания для 1-й группы: y= x² +1;  y=(x-5)²;  y=2(x+1)²+4 ;  y=2(x-1)²-4

Задания для 2-й группы: y= -x² +1;  y=(x-5)²;  y=-2(x+1)²+4 ;  y=-2(x-1)²-4

Задания для 3-й группы: y= x² +2;  y=(x-4)²;  y=2(x+2)²+3 ;  y=2(x-2)²-4

Задания для 4-й группы: y= -x² +2;  y=(x-4)²;  y=-2(x+2)²+3 ;  y=-2(x-2)²-4

После этого организуется этап обсуждения. Итогом обсуждения данных таблицы является вывод: при 𝑎>0 (𝑎<0) функция y=𝑎𝑥²+𝑏𝑥+𝑐 убывает на промежутке (-∾; 𝑚] и возрастает на промежутке [𝑚;+) (функция y=𝑎𝑥²+𝑏𝑥+𝑐 убывает на промежутке [𝑚;+) и возрастает на  промежутке (-∾;𝑚]), где 𝑚=-В результате применения такой формы организации деятельности ученики приобретают навыки работы в группе, овладевают способами взаимодействия с окружающими людьми. У них формируется умение задавать вопросы, выслушивать других. Развивается способность работать не рядом, а вместе, внимание к окружающим.

Социально - трудовая компетенция хорошо реализуется при отработке навыков устного счёта на уроках математики. Применяя устные упражнения, мы формируем и закрепляем у детей сознательные и прочные вычислительные навыки. Развитие социально – трудовой компетенции интересно при изучении темы «Проценты» в школьном курсе. Понимание и умение применять расчеты процентов в настоящее время необходимы каждому человеку. Изучение данной темы на уроках, на элективных курсах демонстрирует ученикам применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рынка, экономики и производства. А это означает,  что у учеников формируется интерес к процессу и деятельности. Иными словами идет формирование социально – трудовой компетенции личности.

При формировании ценностно-смысловой компетенции учитель стремится, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности можно применять следующие приемы. Например,  перед изучением новой темы учитель формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: “зачем”, “почему”, “как”, “чем”, “о чем”. В результате учащиеся четко представляют, что, когда и как они будут изучать. Кроме того, данный прием позволяет им понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме. На каком-либо конкретном занятии учащиеся самостоятельно изучают отдельные параграфы учебника и составляют краткий конспект этого параграфа. Перед ними стоит задача – пересказать или пояснить прочитанное, выделить основное, обозначить, подчеркнуть, перечислить, произнести.… В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.    

Проверить знания учащихся по теме «Степень с натуральным показателем» можно  с помощью теста: заполните пропуски так, чтобы утверждение было верным

а)  При умножении степеней   с одинаковыми основаниями основание остается без изменения, а показатели степеней складываются.      

б) При делении степеней с одинаковыми основаниями основание остается без изменения, а показатели степеней вычитаются    и т.д.                                                          

Практическое задание (тема «Площади фигур»): даны фигуры -треугольник, параллелограмм, ромб, трапеция. Выполнить соответствующие измерения и заполнить таблицу:  

Треугольник

Параллелограмм

Ромб

Трапеция

𝑎

𝑏

𝒉

𝑑₁

𝑑₂

𝑆

Задание на соответствие в 8 классе после изучения темы «Площади фигур»: на карточке слева изображены геометрические фигуры (прямоугольник, параллелограмм, трапеция, ромб, треугольник), а справа - формулы площадей этих фигур. Соединить линиями фигуры и формулы площадей,  соответствующие друг другу.

Проверка теоретических знаний по теме «Четырёхугольники»: заполнить таблицу

Свойства

Парал/м

Прям/уг

Ромб

Квадрат

Противоположные стороны равны и параллельны

Противоположные углы равны

Диагонали пересекаются и делятся пополам

Сумма соседних углов равна 180°

Все стороны равны

Диагонали равны

Все углы прямые

Диагонали перпендикулярны

Диагонали - биссектрисы углов

Сумма всех углов 360°

Биссектриса угла отсекает р/б треугольник

И т. д

       Таким образом, применение  компетентностного подхода позволяет наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика, с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность в реальной жизни, научился ставить цели и планировать деятельность, применять математические знания и умения в реальных ситуациях. В свою очередь учитель, работающий в данном аспекте, должен обладать педагогической компетентностью: быть ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, готовым и способным постоянно учится новому в жизни и на рабочем месте, владеть методиками диагностики своего предмета и психологического развития детей.

Список литературы:

1. Воронщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования. // Завуч. Управление современной школой. - №6. – 2007. с. 81-97.

2. Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике. // Математика в школе. - №6 -2008. с. 20-30.

3. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. // Завуч. Управление современной школой. - №1. – 2008. с. 4-24.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс]/ И.А.Зимняя//Интернет-журнал «Эйдос».- [Режим доступа:http://www.eidos.ru/journal/]

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. //Народное образование. 2003. №2.С.58-6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках математики

В данном докладе раскрыты основные вопросы математики, показывающие связь теории с практикой,указаны основные компетенции, задачи,умения,навыки при изучении математики....

Формирование ключевых компетенций на уроках математики

Прзентация по теме "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"...

"Формирование ключевых компетенций на уроке математики"

Этот доклад был представлен на Всероссийской научно - практической конференции "Содержание образования в аспектах реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в регионе. Работ...

Презентация к докладу: "Формирование ключевых компетенций на уроках математики".

Эта презентация к докладу: "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"....

Формирование ключевых компетенций на уроках математики и физики

Доклад к семинару учителей математики и физики...

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ.

Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образования  «Катайский профессионально-педагогический техникум»Международная заочная  научно-практическая...

Формирование ключевых компетенций на уроках математики

В Законе «Об образовании в Российской Федерации», в Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обоз...