Роль педагогического коллектива школы в формировании жизненных компетенций обучающихся с УО в условиях реализации ФГОС.
статья по математике

Формирование жизненно - важных компетенций можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания, обучения и развития всех участников

образовательных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»

ДОКЛАД

«Роль педагогического коллектива школы в формировании жизненных компетенций обучающихся  с УО в условиях реализации ФГОС»

(Выступление на педагогическом совете)

                                                                                                  Подготовила:

                                                                                                  учитель математики

                                                                                                   Е.Н.Красюкова

2022г.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной  основной общеобразовательной программы. АООП – это программа, которая учитывает особенности обучающихся с умственной отсталостью, их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.  Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающихся, формирование и развитие их жизненных компетенций в разных социальных сферах. В соответствии с ФГОС педагогический коллектив нашей школы занимается формированием жизненно важных компетенций, которые помогут ребёнку с УО более успешно интегрироваться в окружающую среду. Жизненная компетенция – овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми обучающимися в обыденной жизни.

Освоение адаптированной основной образовательной программы общего образования обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества, социальные компетенции обучающегося и ценностные установки.  Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.

Личностные и предметные результаты являются предметом оценки эффективности деятельности школы, предметом оценки репутации каждого отдельного педагога и всего коллектива в целом. А значит, формирование и достижение личностных и предметных  результатов - задача и ответственность всего педагогического коллектива.

Основными направлениями коррекционной работы педколлектива в сфере развития жизненных компетенций для  детей с интеллектуальными нарушениями являются:

- Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

-  Овладение навыками коммуникации.

- Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.

-  Дифференциация и осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.

Жизненно - важные компетенции - это качественный набор умений умственно отсталых детей бережно, с любовью, вниманием и заботой относиться к животному и растительному миру, толерантное, уважительное отношение, проявление чувства сострадания, оказание помощи, конструктивное, бесконфликтное общение детей, умение сотрудничать и вступать в социальные контакты с окружающими, адаптация к новым условиям.

В процессе непосредственно образовательной деятельности дети активно сотрудничают друг с другом и со взрослыми, адекватно реагируют на просьбы взрослого и с удовольствием выполняют их, что лежит в основе жизненно - важных компетенций.

При работе с детьми педагоги нашей школы формируют компетенции:

- ценностно-смысловые;

- учебно-познавательные

- информационные;

- коммуникативные;

- социально-трудовые.

 Обучение отвечает потребностям и интересам ребёнка, находит эмоциональный отклик в его душе, способствует развитию его личности в целом и мотивационной сферы в частности. Дети могут проявлять старательность и усидчивость, педагоги их учат планировать, контролировать собственные действия. В результате целенаправленного обучения у них возникает учебный и социальный интерес не только к результатам, но и к самому процессу деятельности.

При планировании уроков, внеурочной деятельности, режимных моментов педагоги учитывают значимость формируемых компетенций, стремятся к тому, чтобы каждый ученик понял, с чем он познакомится и где сможет применить полученные знания. Объяснение материала строится так, чтобы обучающиеся поняли, как действовать, получая удовлетворение от умственного и трудового процесса, чтобы в конце занятия могли оценить результат труда, его практическую значимость. Систематическое выполнение заданий способствует формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, доброжелательное отношение к окружающим, а также формированию общественно значимых мотивов деятельности. Без ощущения радости от выполненной работы, невозможно достижение плодотворных результатов. Поэтому важная педагогическая задача состоит в оказании помощи, направленной на приобретение ими компетентности, которая поможет им ориентироваться в жизненных ситуациях. Конечно, мы с вами понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека.

Но конечная цель работы всего педагогического коллектива по формированию жизненно - важных компетенций у детей с умственной отсталостью - научить их быть по возможности коммуникабельными, разумно активными, умеющими обращаться за помощью и принимать ее, быть культурными в поведении и вести здоровый образ жизни, быть полезными членами общества.

Если умственно отсталый ребёнок не будет хорошо адаптирован к окружающему социуму, у него, как правило, могут возникнуть проблемы с социальным поведением. Вот почему формирование жизненно важных компетенций у умственно отсталого ребёнка выступает на первый план. Работа по формированию жизненно важных компетенций в школе-интернате организована  по режиму. Основная цель работы педколлектива - отработка жизненно - важных моментов, компетенций в условиях школы-интерната.

Педагогический коллектив создает облик школы. Школа становится большой воспитательной силой, если педагогический коллектив сохраняет непреходящие духовные ценности - в убеждениях, взглядах, традициях, привычках учителей, в личной неповторимости каждого педагога, в живых отношениях между учителями и учениками, в отношениях между детьми.

Важным и необходимым является внедрение передового опыта обучения и воспитания, когда опыт отдельных педагогов становится достоянием всего коллектива. Над формированием жизненно важных компетенций работает не один педагог или классный руководитель, а все специалисты школы-интерната, помогая при этом друг другу, дополняя друг друга. Каждый педагог включает в  план работы разнообразные  методы и формы для отработки умений и навыков. Важна координация деятельности и взаимодействие всех структур образовательного учреждения по формированию жизненно - важных компетенций. Основные моменты, которые прослеживаются в планах педагогов, обсуждаются на педсоветах, методических объединениях - как лучше, эффективнее организовать эту работу. 

Ежедневная, кропотливая работа развивает в детях чувство ответственности, организаторские способности, умение сделать анализ, добиваться намеченной цели. Планомерная и системная работа по формированию жизненно - важных компетенций всего педагогического коллектива приводит к качественным изменениям личности воспитанников.

Целенаправленное преодоление и ослабление недостатков у детей повышают эффективность обучения и воспитания детей и облегчают процесс овладения необходимыми для ученика знаниями, умениями, навыками, способствуют формированию и развитию жизненных компетентностей детей и становлению личности в целом.

Формирование жизненно - важных компетенций можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания, обучения и развития всех участников

образовательных отношений.

Конечная цель слаженной работы специалистов школы - достижение максимально возможных положительных результатов в формировании жизненно - важных компетенций. Поэтому всему педагогическому коллективу школы необходимо в процессе обучения создавать такие условия, чтобы каждый ученик показал себя с лучшей стороны, чтобы знал, что его деятельность была нужна ему самому и окружающим людям.

 Вывод. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания, развития личности ребенка, формирования жизненных компетенций  необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

     

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования  и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 404 с.

2. Бородина В.А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: педагогические технологии: учебно - методическое пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Бородина.- Челябинск: Цицеро, 2012.-216 с.

3. Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

4. Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигрофенопедагогика» / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2014. – 199 с. – (Коррекционная педагогика).

5. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии:  Методическое пособие. ИЗД.2-е испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2002.

6. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 180 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа «Формирование исследовательской компетенции у учащихся в условиях реализации ФГОC»

В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования - научить ученика учи...

Статья на тему "Формирование метапредметных компетенций по математике в условиях реализации ФГОС"

Статья на тему "Формирование метапредметных компетенций по математике в условиях реализации ФГОС"...

Родительское собрание "Координация усилий семьи и школы в формировании жизненной компетенции учащихся"

Материал содержит описание опыта работы учителя по формированию жизненной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья...

Профессиональная компетенция учителя биологии в условиях реализации ФГОС Основного общего образования.

Профессиональная компетенция учителя биологии в условиях реализации ФГОС Основного общего образования. Выступление на Вебинаре.как в условиях реалзации ФГОС второго покаления повысить профессиональный...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...

Профессиональные компетенции современного педагога в условиях реализации ФГОС

В современной школе учитель должен постоянно развиваться, осваивать новые педагогические техники и приемы, при этом обладать такими качествами как целеустремленность, настойчивость, наблюдательность, ...