Педагогический опыт-2023
методическая разработка по математике

Описание педагогического опыта "Внедрение инновационных технологий в учебный процесс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta_raboty.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Здравствуйте, коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами опытом внедрения инноваций на уроках математики для развития познавательных  и творческих способностей  учащихся.

Под инновацией понимается любая новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится в систему традиционного образования.

Главной целью инновационных технологий образования является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой, подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Таким образом, в соответствии с ФГОС происходит смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную, которая определяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий, формирование функциональной грамотности. Сегодня формируется социальный заказ на всесторонне развитых  людей, способных к самостоятельной работе, умеющих определять рациональный выбор в сложных ситуациях.

Слайд 2

Поэтому цель моей методической работы - воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.

Слайд 3

Задачи инновационной деятельности конкретизируют поставленную цель: представлены на слайде.

При определении цели урока я ориентируюсь на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции), развитие критического мышления и способности к творческому подходу в практической деятельности. Тем самым предметные знания рассматриваются как способ действий, как средство формирования компетенций. Такой подход акцентирует внимание на способность использовать полученные знания.

Слайд 4

К указанным целям относятся: проводить различие между фактами и следствиями, оценивать значимость данных и  соответствие выводов имеющимся данным, а также определять значимость того или иного продукта деятельности, применять знания на практике в стандартных и нестандартных творческих ситуациях.

Слайд 5

        Изучая опыт по данной теме, я прочла интересную статью ст. научного сотрудника МГУ Сорокиной Н. « Инновационные методы обучения: проблемы внедрения». В ней говорится о том, что (цитирую) «активизация  обучаемых возможна при условии, если им передается обобщенное понятие о механизмах использования усвоенного способа деятельности в различных ситуациях, видения  возможностей его адекватной эксплуатации, что в дальнейшем обеспечит возможность создания на основе узнанного способа мыследеятельности новых способов и форм».

Слайд 6

Поэтому при введении нового материала я чаще всего использую такой метод: не все наглядно и доступно объяснить и рассказать, а организовать работу детей так, чтобы они сами смогли додуматься до решения проблемы урока и предложить, как надо действовать в новых условиях, т.е. найти дорожку, которая приведет нас к правильному решению.

Слайд 7

Например, при изучении в 5 классе темы «Обыкновенные дроби» мы с ребятами решаем дроби с одинаковыми знаменателями, а затем возникает проблема: как применить  полученные знания к решению дробей с разными знаменателями. А качестве решения выступает технология создания нового – намечаются совместно с детьми цели по технике Вспомнить-Узнать-Уметь.

Слайд 8

Современная система образования ориентирована на формирование у обучающихся самостоятельного мышления. Одной из педагогических технологий, стимулирующей интеллектуальное развитие, является критическое мышление. В своей работе я использую один из популярных методов  указанной технологии - составление кластеров по изучаемым темам (на этапах планирования, обобщения или повторения).

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Обучая детей структурировать информацию и анализировать данные, где дети самостоятельно пытаются строить, рисовать и заполнять кластеры, я убедилась, что детский пытливый мозг быстрее и активнее схватывает информацию. Кроме того, кластер развивает мотивацию к обучению, учит детей самостоятельно добывать знания, тем самым появляется интерес к изучению предмета.

Вот такие схемы  мы с ребятами составляли на уроках математики в 8 и 5 классах. Слайд 9-10

 В настоящее время не вызывает сомнения актуальность и востребованность Интернета в процессе обучения школьников. Я считаю, что использование Интернет-ресурсов на уроках не должно представлять собой самоцель. Для того, чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении математике, прежде всего, как я полагаю, необходимо найти для себя чёткие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объёме он должен использоваться. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов.

Все инструменты одинаково удобными быть не могут, поэтому для себя я выбрала оптимальными сервисы Учи.ру, РЭШ, LEARNING APPS.  Расскажу о работе в последнем сервисе. Слайд 11

При изучении нового материала, организации повторения для ребят я, предварительно наметив маршрут движения по имеющимся заданиям,  организую веб-квест, групповую работу по решению заданной проблемы с использованием указанного интернет-ресурса.

 Слайд 12

Причем, сначала формулируется проблемная задача, затем определяется  последовательность действий и роли, описываются критерии и параметры оценивания и то, чему следует научиться участникам процесса.

Слайд 13

 Посредством этого инструмента мы  с ребятами используем готовые задания, иногда в качестве домашнего работы обучающиеся могут составить новые задания (что в дальнейшем выливается для учащихся в мини-проект), а также данный сервис предусматривает возможность составления дифференцированных упражнений для выполнения творческих заданий.

Для учащихся доступ к образовательным ресурсам сети Интернет обеспечивает основной и дополнительный учебный материал, необходимый для успешной учёбы, выполнения заданий преподавателя и самостоятельного обучения. Одна из трудоемких проблем школьного учителя - отработка с учащимися навыков решения однотипных, несложных примеров. Во-первых, скорость восприятия учебного материала у разных учеников существенно отличается. Во-вторых, в процессе повторения и закрепления знаний требуется большое количество похожих примеров. Слайд 14

В этом мне помогает интерактивная рабочая тетрадь  https://edu.skysmart.ru/, которая даёт возможность учителю своевременно оценить работу ученика, а также  новые возможности, связанные прежде всего с автоматизацией рутинных процессов проверки. Обеспечивает ученика средой, в которой возможно выполнение учебных заданий при наличии постоянной ответной реакции программы, оценивающей правильность действий. Слайд 15-16

И не могу не упомянуть про физкультминутки на уроках. Вместе с традиционными упражнениями я использую элементы нейрофитнеса (комплекс упражнений, помогающий оптимизировать работу мозга и организма в целом.  Ребятам я предлагаю выполнить упражнения с пальчиками и упражнения типа «напряжение-расслабление». (показать упражнение с пальчиками) + видео.

Ребята с удовольствием учатся выполнять такие упражнения, хотя с самого начала мало, что получается. Но если мы хотим быть более внимательными, усилить память, воображение, логику, то когнитивные тренировки просто необходимы.

Для определения результативности деятельности, степени эффективности решения поставленных целей и задач используются мониторинговые исследования всего учебно-воспитательного процесса путем использования диагностической методики:  Сформированность компонентов учебной деятельности - Г.В.Репкина, Е.В.Заика.  (слайд 17) На примере одного из классов, обучающихся с применением указанных технологий, рассмотрим уровни сформированности учебной деятельности.

Из диаграммы видно, что  в 8 классе основная часть учащихся  при возникновении трудности при решении учебной задачи  охотнее прибегала за помощью извне, положительные реакции возникали на новый теоретический материал (но не на способы решения задач), редко возникали вопросы по новому теоретическому материалу.

Ситуация изменилась в 8 классе (слайд 18).

По сравнение с прошлым годом уменьшилось количество детей с недостатком внимания и отсутствием интереса к изучаемому материалу.  Стало больше учащихся, которые понимают, где можно применить новые знания, могут ответить на вопрос «Что ты должен был узнать?», «Что узнал нового?»,  могут  при решении знакомых задач самостоятельно найти и исправить допущенную ошибку.

        Сейчас эти ребята обучаются в 10 классе, виден  рост уровня сформированности  учебной деятельности, а именно,  при выполнении заданий многие  учащиеся умеют выделять  содержательную связь, могут оценить свои возможности решать новую задачу, находить и самостоятельно исправлять свои ошибки.

Слайд 19-20

Опыт моей работы представлен не только в рамках школы.  Материалы размещены на сайте творческих учителей в моем блоге, в виртуальном кабинете  ГБОУ ДПО ЧИППКРО, а также в сборниках материалов II заочной межрегиональной НПК, материалов V Всероссийской НПК, в методическом пособии для слушателей курсов повышения квалификации, а также являюсь участником Всероссийского педагогического конкурса «Творческий учитель-2022».

В заключении хочу сказать, что используя элементы инновационных технологий в обучении, я стараюсь обеспечить развитие учащихся  в условиях взаимопонимания и сотрудничества, развивать творческий потенциал, индивидуальные познавательные способности каждого ученика, помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, ибо  Слайд 21

Приобретать знания – храбрость,

Преумножать их – мудрость,

А умело применять – высшее искусство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое наследие : выдающиеся педагоги и педагогические школы. Педагогические открытия Льва Толстого

Презентация была представлена на школьном педагогическом совете в рамках серии выступлений по теме:«Педагогическое  наследие: выдающиеся  педагоги  и  педагогические  шк...

МБОУ ДПО (ПК) С «Межшкольный методический центр», г. Добрянка Пермский край РФ Профессиональное педагогическое объединение «Педагогическая студия «СЕНТЯБРЬ» IV-Я ОТКРЫТАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

Национальный Идеал. Понятие «идеал» все чаще звучит в педагогической среде, выражение «национальный воспитательный идеал» становится устойчивым оборотом в современном образовании. А возможна ли замена...

Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."

В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РАДОСТЬ» (для развития коммуникативных навыков у школьников с ОВЗ)

В данной работе представлены условия, обеспечивающие повышение доступности и качества образования через оказание консультативной помощи школьникам с ОВЗ и их родителям. Сроектирована Программа психоло...