Программа "Математические представления"
рабочая программа по математике (5 класс)
Программа «Математические представления» составлена для учащихся 5 класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Математические представления» составлена для учащихся 5 класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
- В соответствии с базисным учебным планом и АООП МКОУ Вознесенская специальная (коррекционная) школа интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 5 классе отведено 68 часов,2часа в неделю, 34 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
- Социально- эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- Овладение начальными навыками адаптации в школьной среде
Предметные результаты:
- Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
- Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
- Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
- Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
- Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
- Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
- Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.
- Умение обозначать арифметические действия знаками.
- Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
- Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
- Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.
- Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
- Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
- Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности.
Содержание учебного предмета
Содержание курса состоит из следующих разделов:
- «Количественные представления»
- «Представления о форме»
- «Представления о величине»
- «Пространственные представления»
- «Временные представления»
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1. | Повторение (5 ч.) Повторение за 4 класс | 5 ч. 1 | Решают примеры, сравнивают числа по заданию учителя. | |
2. | Числовой ряд 1-20 | 1 | Записывают числовой ряд. Выполняют прямой и обратный счёт. Работают в тетради. | |
3. | Число 20. Порядковый счет в пределах 20. | 1 | Считают устно. Работают по учебнику. | |
4. | Число 20. Порядковый счет в пределах 20. | 1 | Считают устно. Работают по учебнику. | |
5. | Сравнение чисел в числовом ряду. | 1 | Сравнивают числа в числовом ряду. Знаки >,<,=. | |
6. | Представление о форме (10 часов) Геометрический материал: прямоугольник. Построение прямоугольника по точкам при помощи линейки. | 1 | Называют геометрическую фигуру – прямоугольник. Различают её среди других фигур. Обводят её по трафарету. | |
7. | Различение некруглых геометрических тел. | 1 | Выделяют некруглые геометрические фигуры, их сравнивают. | |
8. | Геометрическая фигура – квадрат. | 1 | Называют геометрическую фигуру – квадрат. Различают её среди других фигур. Обводят её по трафарету. Обводят клеточки в тетради. | |
9. | Рисование квадрата по трафарету, по клеточке. | 1 | Обводят квадрат по трафарету и по клеточкам. | |
10. | Геометрическая фигура – треугольник. | 1 | Называют геометрическую фигуру – треугольник. Различают её среди других фигур. | |
11. | Рисование треугольника. | 1 | Различают треугольник среди других фигур. Обводят его по трафарету. | |
12. | Составление геометрических фигур из двух частей. | 1 | Повторяют геометрические фигуры. Составляют геометрические фигуры из нескольких частей. | |
13. | Составление геометрических фигур из нескольких частей. | 1 | Повторяют геометрические фигуры. Составляют геометрические фигуры из нескольких частей. | |
14. | Прямоугольник, квадрат, треугольник. | 1 | Составляют геометрические фигуры из нескольких частей. Обводят по трафарету. Закрашивают. | |
15. | Объединение одинаковых по форме предметов. | 1 | Объединяют одинаковые по форме предметы во множества. Повторяют понятия один, много, мало. | |
16. | Количественные представления (24часов). Число 21. Порядковый счет в пределах 21. | 1 | Знакомятся с числом 21, называют и записывают его. Считают в прямом и обратном порядке до 21. | |
17. | Число 21. Последующие числа числового ряда. | 1 | Знакомятся с последующими числами числового ряда. | |
18. | Число 21. Последующие числа числового ряда. | 1 | Знакомятся и записывают последующие числа числового ряда. | |
19. | Число 21. Предыдущие числа числового ряда. | 1 | Повторяют предыдущие числа числового ряда. | |
20. | Число 21. Предыдущие числа числового ряда. | 1 | Повторяют предыдущие числа числового ряда. | |
21. | Понятие об однозначных и двузначных числах. | 1 | Знакомятся с понятиями однозначные и двузначные числа. | |
22. | Понятие об однозначных и двузначных числах. | 1 | Знакомятся с понятиями однозначные и двузначные числа. | |
23. | Число 21. Образование числа 21 20+1. | 1 | Образовывают число 21. | |
24. | Число 21. Образование числа 21 1+20. | 1 | Образовывают число 21. | |
25. | Счет предметов по одному. | 1 | Считают предметы в пределах 21. | |
26. | Сравнение чисел в числовом ряду. | 1 | Сравнивают числа, используя знаки >,<,=. | |
27. | Сравнение чисел в числовом ряду. | 1 | Сравнивают числа, используя знаки >,<,=. | |
28. | Решение задачи по демонстрируемому действию. | 1 | Решают задачи. | |
29. | Понятия «дороже – дешевле». | 1 | Знакомятся с понятиями «дороже – дешевле». | |
30. | Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 21. | 1 | Записывают и решают примеры в пределах 21. | |
31. | Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 21. | 1 | Записывают и решают примеры в пределах 21. | |
32. | Число 22. Порядковый счет в пределах 22. | 1 | Знакомятся с числом 22,записывают его в тетрадь, считают до 22 в прямом и обратном порядке. | |
33. | Число 22. Порядковый счет в пределах 22. | 1 | Знакомятся с числом 22,записывают его в тетрадь, считают до 22 в прямом и обратном порядке. | |
34. | Число 22. Предыдущие числа числового ряда. | 1 | Повторяют предыдущие числа, записывают их в тетрадь, считают предметы. | |
35. | Сравнение чисел в числовом ряду. | 1 | Сравнивают числа в числовом ряду, используя знаки >,<,=. | |
36. | Число 22. Образование числа 22= 20+2. | 1 | Записывают пример 20+2=22. | |
37. | Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. | 1 | Решают и записывают задачи. | |
38. | Счет предметов по 2. | 1 | Считают предметы по 2. | |
39. | Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | Запись решения задачи в виде арифметического примера. | |
40. | Представление о величине (8 часов). Различение однородных предметов по величине. | 1 | Различают однородные предметы по величине. Работают с предметными картинками. | |
41. | Сравнение двух предметов по | 1 | Сравнивают два предмета по величине | |
величине способом приложения «на глаз». | способом наложения. Работают с предметными картинками. | |||
42. | Сравнение двух предметов по величине способом наложения. | 1 | Различают однородные предметы по длине. Работают с предметами. | |
43. | Различение разнородных предметов по длине. | 1 | Сравнивают предметы по длине. Работают с предметами. | |
44. | Сравнение предметов по длине. | 1 | Различают однородные предметы по ширине. Работают с предметами. | |
45. | Различение однородных предметов по ширине. | 1 | Различают разнородные предметы по ширине. Работают с предметами. | |
46. | Различение разнородных предметов по ширине. | 1 | Сравнивают предметы по ширине. Работают с предметами. | |
47. | Сравнение предметов по ширине. | 1 | Сравнивают предметы по ширине. Работают с предметами | |
48. | Пространственные представления(часов 12 часов). Развитие пространственных представлений. Формирование понятий «верх – низ». | 1 | Ориентируются на листе картона. Отвечают на вопрос: Где? | |
49. | Практическое знакомство с пространственными отношениями между предметами. | 1 | Знакомятся с понятиями «верх – низ». Играют с мячом, подбрасывают его вверх. | |
50. | Развитие пространственных представлений, формирование понятий «право», «лево». | 1 | Называют и показывают правую и левую руку, правую и левую стороны. | |
51. | Право – лево, выполнение упражнений по заданию учителя. | 1 | Ориентируются на листе картона. | |
52. | Повторение и закрепление понятий «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкий – узкий». | 1 | Сравнивают предметы по длине, высоте, ширине. Отвечают на вопросы: Какой предмет короче или длиннее? Выше или ниже? Шире или уже? | |
53. | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе. | 1 | Ориентируются в пространственном расположении частей тела на себе: верх (вверху), низ (низу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). | |
54. | Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке. | 1 | Ориентируются в пространственном расположении частей тела на другом человеке: верх (вверху), низ (низу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). | |
55. | Ориентация в пространственном расположении частей на изображении. | 1 | Ориентируются в пространственном расположении частей на изображении: верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади). | |
56. | Определение месторасположения предметов в пространстве. | 1 | Определяют месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко. Работают с предметными картинками. | |
57. | Определение месторасположения предметов в пространстве. | 1 | Определяют месторасположения предметов в пространстве: сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади. Работают с предметными картинками. | |
58. | Перемещение в пространстве в | 1 | Перемещаются в пространстве в | |
заданном направлении. | заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. | |||
59. | Составление предмета (изображения) из нескольких частей. | 1 | Составляют предметы (изображения) из нескольких частей. Работают с разрезными картинками. | |
60. | Временные представления (9 часов). Временные представления «день – ночь». | 1 | Рассматривают сюжетные картинки. Сравнивают понятия «день – ночь». Отвечают на вопрос: Когда? | |
61. | Соотнесение действия с временным промежутком «сегодня». | 1 | Рассматривают сюжетные картинки. Соотносят действие с временным промежутком «сегодня». | |
62. | Узнавание (различение) частей суток. | 1 | Узнавание (различение) частей суток. | |
63. | Порядок следования частей суток. | 1 | Порядок следования частей суток. | |
64. | Узнавание (различение) дней недели. | 1 | Узнавание (различение) дней недели. | |
65. | Последовательность дней недели. | 1 | Последовательность дней недели. | |
66. | Различение времён года. | 1 | Различение времён года. | |
67. | Порядок следования сезонов в году. | 1 | Порядок следования сезонов в году. | |
68. | Узнавание (различение) месяцев. | 1 | Узнавание (различение) месяцев. |
Описание материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
- Мозайка
- Конструктор «Лего»
- Пазлы
- Пирамидка
- Пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий
- Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного)
- Трафареты
- Плоскостные и объемные фигуры
- Калькулятор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/18/picture-107969-1484724528.jpg)
театрализованное представление "Красочное шоу представление"
сценарий театрализованного представления "Красочное шоу представление"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/16/picture-830893-1476623101.jpg)
КОНСПЕКТ урока по метематическим представлениям и конструированию.Тема урока: "Формирование представлений о величине "длинный - короткий".
Конспект урока по математическим представлениям и конструированию для обучающихся в 4 классе коррекционной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/28/picture-28666-1590692018.jpg)
Разработка урока "Представление информации в памяти компьютера Компьютерное представление целых чисел"
Для решения математических, физических задач, в которых трудно обойтись только целыми числами, используется представление чисел с плавающей запятой.Более того, в современных компьютерах процессоры вып...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/23/picture-555200-1419293603.jpg)
Представление информации Дискретная форма представления
презентация к уроку "Представление информации Дискретная форма представления"...
Конспект урока на тему: «Представление информации. Дискретная форма представления информации»
Конспект урока на тему:«Представление информации. Дискретная форма представления информации»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-411748-1549291412.jpg)
Планирование, представления педагога-психолога, дефектологические представления
Годовое планирование индивидуальной коррекционно – развивающей работы педагога-психолога, учителя-дефектолога, представления педагога-психолога, дефектологическое представление на обучающегося, ...