Программа "Математические представления"
рабочая программа по математике (5 класс)

Татьяна Олеговна Данилова

Программа «Математические представления» составлена для учащихся 5  класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem.predst.docx38.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Математические представления» составлена для учащихся 5  класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
  • В соответствии с базисным учебным планом и  АООП МКОУ Вознесенская специальная (коррекционная) школа интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 5 классе отведено 68 часов,2часа в неделю, 34 учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

  • Социально- эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • Овладение начальными навыками адаптации в школьной среде

Предметные результаты:

  1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
  1. Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
  • Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
  • Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.
  • Умение обозначать арифметические действия знаками.
  • Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
  1. Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
  • Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.
  • Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
  • Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
  • Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
  • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности.

Содержание учебного предмета

Содержание курса состоит из следующих разделов:

  • «Количественные представления»
  • «Представления о форме»
  • «Представления о величине»
  • «Пространственные представления»
  • «Временные представления»

Календарно- тематическое планирование

Тема

Количество

часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1.

Повторение (5 ч.)

Повторение за 4 класс

5 ч.

1

Решают примеры, сравнивают числа по заданию учителя.

2.

Числовой ряд 1-20

1

Записывают числовой ряд. Выполняют прямой и обратный счёт. Работают в тетради.

3.

Число 20. Порядковый счет в

пределах 20.

1

Считают устно. Работают по учебнику.

4.

Число 20. Порядковый счет в

пределах 20.

1

Считают устно. Работают по учебнику.

5.

Сравнение чисел в числовом ряду.

1

Сравнивают числа в числовом ряду.

Знаки >,<,=.

6.

Представление о форме (10 часов) Геометрический материал: прямоугольник.

Построение прямоугольника по точкам при помощи линейки.

1

Называют геометрическую фигуру – прямоугольник. Различают её среди других фигур. Обводят её по трафарету.

7.

Различение некруглых

геометрических тел.

1

Выделяют некруглые геометрические

фигуры, их сравнивают.

8.

Геометрическая фигура – квадрат.

1

Называют геометрическую фигуру –

квадрат. Различают её среди других фигур. Обводят её по трафарету.

Обводят клеточки в тетради.

9.

Рисование квадрата по трафарету, по клеточке.

1

Обводят квадрат по трафарету и по

клеточкам.

10.

Геометрическая фигура – треугольник.

1

Называют геометрическую фигуру – треугольник. Различают её среди других

фигур.

11.

Рисование треугольника.

1

Различают треугольник среди других

фигур. Обводят его по трафарету.

12.

Составление геометрических фигур из двух частей.

1

Повторяют геометрические фигуры.

Составляют геометрические фигуры из нескольких частей.

13.

Составление геометрических фигур из нескольких частей.

1

Повторяют геометрические фигуры. Составляют геометрические фигуры из

нескольких частей.

14.

Прямоугольник, квадрат, треугольник.

1

Составляют геометрические фигуры из нескольких частей. Обводят по

трафарету. Закрашивают.

15.

Объединение одинаковых по форме предметов.

1

Объединяют одинаковые по форме предметы во множества. Повторяют

понятия один, много, мало.

16.

Количественные представления (24часов).

Число 21. Порядковый счет в

пределах 21.

1

Знакомятся с числом 21, называют и записывают его. Считают в прямом и обратном порядке до 21.

17.

Число 21. Последующие числа

числового ряда.

1

Знакомятся с последующими числами

числового ряда.

18.

Число 21. Последующие числа

числового ряда.

1

Знакомятся и записывают последующие

числа числового ряда.

19.

Число 21. Предыдущие числа

числового ряда.

1

Повторяют предыдущие числа

числового ряда.

20.

Число 21. Предыдущие числа

числового ряда.

1

Повторяют предыдущие числа

числового ряда.

21.

Понятие об однозначных и двузначных числах.

1

Знакомятся с понятиями однозначные и двузначные числа.

22.

Понятие об однозначных и двузначных числах.

1

Знакомятся с понятиями однозначные и двузначные числа.

23.

Число 21. Образование числа 21

20+1.

1

Образовывают число 21.

24.

Число 21. Образование числа 21

1+20.

1

Образовывают число 21.

25.

Счет предметов по одному.

1

Считают предметы в пределах 21.

26.

Сравнение чисел в числовом ряду.

1

Сравнивают числа, используя знаки

>,<,=.

27.

Сравнение чисел в числовом ряду.

1

Сравнивают числа, используя знаки

>,<,=.

28.

Решение задачи по демонстрируемому

действию.

1

Решают задачи.

29.

Понятия «дороже – дешевле».

1

Знакомятся с понятиями «дороже –

дешевле».

30.

Решение примеров на сложение и

вычитание в пределах 21.

1

Записывают и решают примеры в

пределах 21.

31.

Решение примеров на сложение и

вычитание в пределах 21.

1

Записывают и решают примеры в

пределах 21.

32.

Число 22. Порядковый счет в пределах 22.

1

Знакомятся с числом 22,записывают его в тетрадь, считают до 22 в прямом и

обратном порядке.

33.

Число 22. Порядковый счет в пределах 22.

1

Знакомятся с числом 22,записывают его в тетрадь, считают до 22 в прямом и

обратном порядке.

34.

Число 22. Предыдущие числа числового ряда.

1

Повторяют предыдущие числа,

записывают их в тетрадь, считают предметы.

35.

Сравнение чисел в числовом ряду.

1

Сравнивают числа в числовом ряду,

используя знаки >,<,=.

36.

Число        22. Образование числа 22=

20+2.

1

Записывают пример 20+2=22.

37.

Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.

1

Решают и записывают задачи.

38.

Счет предметов по 2.

1

Считают предметы по 2.

39.

Решение задач на уменьшение числа

на несколько единиц.

1

Запись решения задачи в виде арифметического примера.

40.

Представление о величине (8 часов).

Различение однородных предметов по величине.

1

Различают однородные предметы по величине. Работают с предметными картинками.

41.

Сравнение двух предметов по

1

Сравнивают два предмета по величине

величине способом приложения «на глаз».

способом наложения. Работают с предметными картинками.

42.

Сравнение двух предметов по величине способом наложения.

1

Различают однородные предметы по длине. Работают с предметами.

43.

Различение разнородных предметов по длине.

1

Сравнивают предметы по длине.

Работают с предметами.

44.

Сравнение предметов по длине.

1

Различают однородные предметы по ширине. Работают с предметами.

45.

Различение однородных предметов по ширине.

1

Различают разнородные предметы по ширине. Работают с предметами.

46.

Различение разнородных предметов

по ширине.

1

Сравнивают предметы по ширине.

Работают с предметами.

47.

Сравнение предметов по ширине.

1

Сравнивают предметы по ширине. Работают с предметами

48.

Пространственные представления(часов 12 часов). Развитие пространственных

представлений. Формирование понятий «верх – низ».

1

Ориентируются на листе картона. Отвечают на вопрос: Где?

49.

Практическое знакомство с пространственными отношениями

между предметами.

1

Знакомятся с понятиями «верх – низ». Играют с мячом, подбрасывают его вверх.

50.

Развитие пространственных

представлений, формирование понятий «право», «лево».

1

Называют и показывают правую и левую руку, правую и левую стороны.

51.

Право – лево, выполнение упражнений

по заданию учителя.

1

Ориентируются на листе картона.

52.

Повторение и закрепление понятий

«высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкий – узкий».

1

Сравнивают предметы по длине, высоте, ширине. Отвечают на вопросы: Какой предмет короче или длиннее? Выше или ниже? Шире или уже?

53.

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе.

1

Ориентируются в пространственном расположении частей тела на себе: верх (вверху), низ (низу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела).

54.

Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке.

1

Ориентируются в пространственном расположении частей тела на другом человеке:

верх (вверху), низ (низу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела).

55.

Ориентация в пространственном расположении частей на изображении.

1

Ориентируются в пространственном расположении частей на изображении: верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади).

56.

Определение месторасположения предметов в пространстве.

1

Определяют месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко. Работают с предметными картинками.

57.

Определение месторасположения предметов в пространстве.

1

Определяют месторасположения предметов в пространстве: сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади.

Работают с предметными картинками.

58.

Перемещение в пространстве в

1

Перемещаются в пространстве в

заданном направлении.

заданном направлении: вверх, вниз,

вперёд, назад, вправо, влево.

59.

Составление предмета (изображения) из нескольких частей.

1

Составляют предметы (изображения) из нескольких частей. Работают с

разрезными картинками.

60.

Временные представления (9 часов). Временные представления «день – ночь».

1

Рассматривают сюжетные картинки. Сравнивают понятия «день – ночь». Отвечают на вопрос: Когда?

61.

Соотнесение действия с временным промежутком «сегодня».

1

Рассматривают сюжетные картинки. Соотносят действие с временным промежутком «сегодня».

62.

Узнавание (различение) частей суток.

1

Узнавание (различение) частей суток.

63.

Порядок следования частей суток.

1

Порядок следования частей суток.

64.

Узнавание (различение) дней недели.

1

Узнавание (различение) дней недели.

65.

Последовательность дней недели.

1

Последовательность дней недели.

66.

Различение времён года.

1

Различение времён года.

67.

Порядок следования сезонов в году.

1

Порядок следования сезонов в году.

68.

Узнавание (различение) месяцев.

1

Узнавание (различение) месяцев.

Описание материально-технического обеспечения

образовательной деятельности

  • Мозайка
  • Конструктор «Лего»
  • Пазлы
  • Пирамидка
  • Пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий
  • Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного)
  • Трафареты
  • Плоскостные и объемные фигуры
  • Калькулятор

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театрализованное представление "Красочное шоу представление"

сценарий театрализованного представления "Красочное шоу представление"...

КОНСПЕКТ урока по метематическим представлениям и конструированию.Тема урока: "Формирование представлений о величине "длинный - короткий".

Конспект урока  по математическим представлениям и конструированию для обучающихся в 4 классе коррекционной школы....

Разработка урока "Представление информации в памяти компьютера Компьютерное представление целых чисел"

Для решения математических, физических задач, в которых трудно обойтись только целыми числами, используется представление чисел с плавающей запятой.Более того, в современных компьютерах процессоры вып...

Представление информации Дискретная форма представления

презентация к уроку "Представление информации Дискретная форма представления"...

Конспект урока на тему: «Представление информации. Дискретная форма представления информации»

Конспект урока на тему:«Представление информации. Дискретная форма представления информации»...

Планирование, представления педагога-психолога, дефектологические представления

Годовое планирование индивидуальной коррекционно – развивающей работы педагога-психолога, учителя-дефектолога, представления педагога-психолога, дефектологическое представление на обучающегося, ...