Проблемы преемственности при переходе в 5 класс
статья по математике (5 класс)

Галина Гузель Димовна

Материал предназначен для выступления на педагогических советах, методических объединения учителей начальных классов, математики, классных руководителей, на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре «Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом»

 

Понятие преемственности трактуется достаточно широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении всего положительного при переходе к новому состоянию, это процесс непрерывного сопряжения логики естественного развития ребенка (возрастные, индивидуальные особенности) с содержанием образовательного пространства (программы, технологии , наглядные пособия)и т.д. Очень важно для нас, взрослых, помочь ребенку сохранить на этом этапе все положительное, понять его, предоставить ему право самому решать проблемы и спасти от неудач, негативного отношения к жизни, сохранить здоровье учащихся. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

         Не секрет, что при поступлении в 5 класс обучающимся приходится преодолевать «множество препятствий психологического характера. Его возникновение обусловлено такими причинами как смена одного учителя - многими, увеличения количества предметов, кабинетной системой и другими. Немалые проблемы создают несогласованность в содержании учебных курсов начальной и основной школы, различие уровней их сложности. В результате - детям трудно адаптироваться к новым требованиям, и успеваемость, по сравнению с начальной школой, у многих из них резко падает.

Поэтому вопрос о преемственности играет важную роль в обучении.

Это относится и к обучению математики, для которого соблюдение взаимосвязанности и согласованности в содержании форм и методов обучения между начальной и основной школой крайне важна. Немалая роль в этом принадлежит учителям начальных классов, на которых лежит обязанность обеспечить по возможности более или менее безболезненный переход от одной системы обучения к другой. Но и будущий учитель математики играет большую роль.

Очевидно, что подготовка к работе в 5 классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомиться со своим будущим классом и их учителем, полезно побывать на уроках в этом классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы педагога и детей, своеобразием отдельных школьников, привычным для них  оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем начальной школы составить и провести итоговую проверочную работу, при необходимости наметить коррекционные мероприятия. Конечно, эти наблюдения необходимо будет продолжать и в дальнейшем – на протяжении всего времени обучения в 5-6 классах.

Говоря о преемственности на уроках математики при переходе учеников из начальной школы в основную, можно выделить следующий круг проблем, которые возникают при работе с пятиклассниками и предложить пути их решения. Эти проблемы можно разделить на организационные и учебные.

К организационным можно отнести:

Во-первых, неготовность большинства учеников при переходе в 5 класс к высокому темпу проведения урока, быстрому переключению с одного вида деятельности на другой.  

Учащиеся придя в 5 класс не успевают выполнять самостоятельные работы, рассчитанные на 5-7 минут, работать с разноуровневым дидактическим материалом, который им предлагается. Кроме того в дидактических играх начальной школы основная деятельность учеников игровая, основанная на чувственном восприятии. В тоже время, начиная уже с пятого класса, основное внимание в них уделяется учебной, цель которой - формирование абстрактного мышления, математических понятий и т.д.

Желательно уже в начальных классах проводить такие виды самостоятельных работ как работа в парах или группах, решение индивидуальных тестовых заданий и карточек. Использование этих методов позволит не только подготовить школьников к обучению в пятом классе, но разнообразить учебный процесс, развивать самостоятельное и творческое мышление и активизировать деятельность каждого ребёнка на уроке.

Мешает повышению активности и самостоятельности учеников несоразмерная помощь родителей при выполнении домашних заданий. 

Поэтому учителям начальной школы, начиная уже с первого класса, можно рекомендовать проводить разъяснительные беседы с родителями о том, что их непомерная помощь ребёнку, наносит только ущерб его интеллектуальному развитию. Думается, что совместными усилиями учителя и родители сумеют лучше подготовить детей к учёбе в пятом классе.

И второй важный организационный вопрос: незнание учениками критериев выставления оценок.  

У большинства детей к концу начальной школы сформирована привычка получать отметки за любое – самое малое – действие, в т.ч. за краткие или односложные невразумительные ответы. Важно нам добиваться от детей развернутых, полных ответов, четкой и грамотной речи и не допускать выставления необоснованно высоких отметок за неполные ответы. Мне кажется, учителям математики совместно с учителями начальной школы следует определить единые критерии к выставлению оценок, разъяснять их школьникам и обосновывать свои требования при оценивании ответов на уроке.  

К учебным относится ряд следующих проблем:

  1. Недостаточное умение работать с текстами задач.  

Работа с текстами осуществляется в школе при обучении всем предметам. При этом большие сложности вызывает низкая скорость чтения пятиклассниками. Затрачивая усилия на прочтение текста задачи, ученик уже не в состоянии его осмыслить. Мы сталкиваемся с тем, что учащиеся испытывают трудности в понимании текста из-за обедненного лексического запаса, не умеют делить текст на смысловые части и анализировать его. Из-за недостаточного владения математическим языком, школьникам очень часто сложно без помощи учителя перейти от осознания текста условия задачи к непосредственному её решению.

Анализ ответов учащихся пятых классов свидетельствует, что существенными недочетами их подготовки являются – стремление сразу же приступить к выполнению действий, не тратя особых усилий на то, чтобы понять, что же именно требуется найти для ответа на вопрос задачи, а также отсутствие потребности оценить полученный результат.

При решении текстовых задач я использую приемы смыслового чтения .

Так, при ознакомлении с содержанием задачи, я предлагаю ученикам сначала представить ситуацию, о которой идет речь в задаче, изобразить ее на рисунке или схеме, связать с ними известное и неизвестное. Затем я задаю наводящие вопросы (« если нам известно …, то что можно найти?» « Если мы нашли …, то что ещё можно найти?» ). Ответы на вопросы оформляем действиями и найденные ответы подписываем на рисунке или на схеме. Имея перед глазами рисунок или схему, в которой постепенно подставляются новые данные, ученик быстрее начинает видеть стратегию решения.

Нельзя не обратить внимания на сложности возникающие у учащихся при выполнении графических построений на уроках математики, при использовании соответствующего инструментария, невладение ими элементами каллиграфического режима. Можно порекомендовать регулярно выполнять чертежи как на бумаге в клетку (с подсчетом числа клеточек), так и на нелинованной бумаге. С интересом дети воспринимают игру -построение фигур по командам.  

  1. Недостаточное развитие вычислительных навыков.  

К сожалению, приходится встречаться с ситуациями, когда ученик, правильно наметив ход решения задачи, не смог её решить из-за сделанных ошибок в вычислениях. Формирование вычислительных навыков сложный и длительный процесс, основой которого является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Все арифметические действия это сложные психические процессы, многозвенные и многоуровневые по своей структуре. Они требуют от ученика четкого знания разрядного строения числа, умения расчленять число на составные части и осуществлять промежуточные операции, сохраняя при этом результат в оперативной памяти. И всё это должно протекать на фоне устойчивости общей целостной программы арифметического действия.

Практика показывает, что часть пятиклассников имеет низкую скорость устного счёта, допускают ошибки в вычислениях, невнимательны при выполнении действий с многозначными числами, а у некоторых отсутствуют знания алгоритмов выполнения математических действий.

Для формирования высокой скорости устных вычислений в школе применяется систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета, которому отводится не менее 10 минут урока. Все арифметические действия в пределах 100 учащиеся должны выполнять устно. Однако, можно предположить, что не все ученики активно работают и показывают результат. Но учет таких учеников не ведётся, и дальнейшая индивидуальная работа с ними не проводится.

Не менее важно постоянно закреплять знания таблиц сложения и умножения.

Ошибки в письменных вычислениях при выполнении действий с многозначными числами могут быть результатом усталости ребёнка и рассеянности при их выполнении. Избежать быстрой утомляемости и снижения внимания поможет чередование различных видов деятельности, отказ от однообразных тренировочных упражнений.  

Для предупреждения ошибок при решении примеров в несколько действий, мы следим, чтобы учащиеся знали правила выполнения порядка действий, обращаем внимание на наличие либо отсутствие умножения и деления в выражении, а также на скобки. Мы ставим своей целью, чтобы школьники умели анализировать различные числовые выражения с точки зрения тех признаков, на которые сориентировано каждое правило.  

3.Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения.  

Очень важный и трудный вопрос связан с изучением уравнений в начальной школе, которое носит пропедевтический характер. В курсе математики старшей школы - это одна из основных тем.

Для того, чтобы ученики её легче усваивали, к концу начальной школы они должны твёрдо овладеть такими умениями как решение простых уравнений, их анализ на основе знания компонентов математических действий, а также выполнение их проверки.

Однако, наша практика показывает, что часть учащихся не имеет соответствующих знаний. Большинство из них путаются при определении компонентов, а проверку в уравнениях делают не осознанно, бездумно подставив найденное ими значение переменной и переписав ответ.

Можно предположить, что на уроках математики недостаточное внимание в первом и втором классах уделялось постоянному повторению взаимосвязи компонентов действий, а также далее учителям не удалось сформировать у всех понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождения значения выражения с переменной.

Использование приёмов решений уравнений по схеме, по модели числа, а также уравнений с буквами, благодаря своей наглядности, обеспечат более прочное запоминание взаимосвязей

Сравнительный анализ результатов контрольной работы по математике на «выходе» и «входе».hello_html_5364192b.gif

На "выходе":

Всего учащихся - 9;

Писали работу - 9;

Написали на "5" - 0 уч.

на "4" - 3 уч.

на "3"- на "2" - 0 уч.

Успеваемость - 100%

Качество знаний - 33,3%

На "входе":hello_html_m4d28bb6.gif

Всего учащихся - 7;

Писали работу - 7;

Написали на "5" - 0 уч.

на "4" - 1 уч.

на "3"- 2 уч. на "2" - 4 уч.

Успеваемость - 43%

Качество знаний - 14%

И это далеко не полный список проблем преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом.

Необходимо также помнить, что приходя в среднюю школу, дети становятся младшими подростками. Этот переход совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Практика выявляет утомляемость, перегрузки, эмоциональное и психологическое напряжение с вытекающим отсюда снижением учебной результативности и поведением. Поэтому нам, учителям-предметникам, стоит строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы и требования при работе с детьми младшего подросткового возраста.

Современная школа может выполнять работу по преемственности лишь в том случае, если будут осуществляться все направления преемственности в едином образовательном процессе, в тесном взаимодействии начальной и основной школы.

Только целостный педагогический процесс обеспечит ребенку условия, при которых он в переходный период будет чувствовать себя комфортно, будет ощущать себя востребованной личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление преемственности при переходе из начальной школы в основную

Преемсственность в обучении- одно из приоритетных направлений в работе школы с 1по 11 класс....

Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено

для учителей, которые начинают работу в 5 классе...

Преемственность при переходе из начальной в основную школу в связи с переходом к ФГОС

Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характер...

Тема «Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено».

Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый. Другое дело, что данная проблема получила свое отражение в новых документах, касающихся ФГОС....

Проблемы преемственности по математике при переходе со ступени начального образования на ступень основного общего образования

 Переход со ступени начального образования на ступень основного общего образования – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из т...

Проблемы преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено

Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно упр...